kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные подходы и требования к организации образовательной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье рассказано о современных подходах к образовательной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы и требования к организации образовательной деятельности»


Современные подходы и требования к организации образовательной деятельности


Каждая модель образования построена на единых психоло- педагогических концептуальных основах и решает следующие задачи: обеспечить становление личности ребенка, сформировать познавательную потребность, первоначальные общие учения, прочные навыки чтения, письма, счета,, опыта общения и сотрудничества.

Пути осуществления данных задач - система индивидуально-дифференцированной, учебно-познавательной и воспитательной деятельности, основанной на исследовании личности учащегося и его учебных возможностей, интересов и потребностей.

Воспринимая ребенка таким, какой он есть, со своими его «смелыми» и «сильными» сторонами, но ориентируясь на его индивидуальность, учитель стремится создать условия для самореализации этой личности, с одной стороны, а с другой — предупредить развитие негативного в личности каждого школьника.

Принципы развивающего обучения определяют основные подходы к уроку:

1. Исследовательский подход. Его характерная черта реализация идеи «Обучение через открытие». В рамках этого подхода ученик в совместной духовно-практической деятельности с учителем осваивает знания, умения, объекты или то и другое.

2. Коммуникативный или дистанционный подход. Он предполагает, что ученик на какое-то время приобретает собственную точку зрения на определенную проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.

3. Групповой подход. Каждая группа работает нал общим заданием, затем итоги деятельности обсуждаются.

Развивающее обучение вносит свои коррективы в организацию учебной деятельности и содержание изученного материала.

Сегодня многие стремятся реализовать принципы личностно ориентированного образования. Базовым понятием при этом остается гуманизация учебного процесса, которая предполагает построение уроков с максимальным учетом индивидуальности каждого обучающегося.

Личностно ориентированное образование — педагогическая норма, успешно реализовать которую не позволяет противоречие между необходимостью становления новой образовательной системы, ориентированной на личностное развитие, и отсутствием комплекса условий для организации личностно ориентированного образования.

Психолого-педагогические исследования показывают, что дети осваивают знания и способы деятельности по-разному. Различен темп, уровень, прочность, тип мышления, долговременность сохранения знаний в памяти, их перенос в иную ситуацию, различно и влияние знаний на развитие личности ребенка, освоить же определенный минимум должен каждый обучающийся, реализовать требования стандарта — каждый учитель.

Здесь возникает очень сложная проблема учесть все это и сделать обучение оптимальным для каждого? Решить эту проблему можно за счет уровней дифференциации. Смысл уровней дифференциации заключается в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика. Решение проблемы уровней дифференциации, а рамках основной формы-урока сопряжено с рядом трудностей. К ним относится большой объем учебного материала, отсутствие дидактического материала и др.

Поиск условий, обеспечивающих эффективность использования уровней дифференциации, потребовал по-новому организовать учебный процесс.

Механизм реализации таков: в течении ряда уроков идет образовательный процесс в обычном режиме. После учитель и ученики анализируют и оценивают, как усвоен материал, изученный в эту неделю, и как освоены способы деятельности. Результатом анализа и оценки становится деление всех учащихся на три группы.

Первую группу составляют дети, усвоившие материал. Во вторую группу входят дети, не усвоившие материал или частично его усвоившие дети с проблемами в обучении, нуждающиеся в педагогической поддержке.

Структура занятий с каждой из двухгрупп включает три этапа:

Первый этап — интеллектуальная разминка.

Второй этап — актуализация, выращивание, углубление знаний. для детей с проблемами в обучении подбираются:

1) задания из изученного, но базового материала;

2) задания по теме, изучаемой в течение учебных дней недели.

Назначение этапа - усвоение знаний и способов деятельности в соответствии с требованиями стандарта.

Важно отметить:

1) распределение детей по группам является условным, так как группы динамические. В течение месяца ребенок может оказаться в каждой их двух групп. Это обеспечивает и сохраняет душевное здоровье, эмоциональное благополучие детей как необходимое условие успешности любой деятельности, особенно учебной;

2) занятие с детьми второй малой группы дают ощутимый результат

З) в подборе материала для проведения интеллектуальной разминки — этапе развития умственной и эмоционально-волевой сферы — принимают участие дети;

4) в режиме урока предусмотрено время для самостоятельной деятельности ребенка.

При проведении интеллектуальной разминки используется фронтальная форма организации деятельности, на втором и третьем этапах — фронтальная групповая и индивидуальная включающая самостоятельную работу индивидуализированного характера.

Выбор формы проведения самого занятия предоставляется учителю, что закрепляет за ним право на изобретательность и творчество.

Следует отметить, что в течение всех дней недели в один из уроков включается этап интеллектуального развития.

В классах можно организовать уроки интеллектуального развития, где собраны игры, познавательная литература, карточки с заданиями разного уровня сложности.

В создании уроков принимают участие педагоги, дети.

Вывод. Такой подход к организации образовательного процесса создает:

- оптимальные условия для реализации стандарта. особенно таких составляющих образованности, как деятельностная, коммуникативная и ценностно-ориентированная.

- условия для развития способностей ребенка;

- возможность выявить одаренных детей и предоставить им условия для самореализации на занятиях в малых группах;

- условия для реализации валеологической функции образования

- возможность обеспечить психолого-педагогическую поддержку детей с разным уровнем развития.

Перечень позитивных факторов можно продолжить, но есть и проблемы. Они связаны с созданием комплекса методического обеспечения для проведения занятий в группах.

Действительно, гуманно-личностное образование можно посредством уровневого дифференцированного обучения. И задача учителя заключается не только в том, чтобы зафиксировать уровень успешности учащегося, но и найти путь устранения трудностей, которые он встречает.

Во-первых, дети неуспевающие отличаются от успешных главным образом тем, что темп их обучения значительно медленнее. Поэтому задача учителя — не торопить, не подгонять, очень осторожно и постепенно повышать темп деятельности отстающего ученика, не принуждать его к выполнению тех учебных задач, которые он сегодня решать не может. Основной метод при этом — пошаговая помощь школьнику, выработка вместе с ним алгоритма действия, последовательности выполнения любой учебной задачи.

В связи с этим должен быть отсрочен и момент оценки деятельности, нужно оценивать сперва успешный результат его деятельности.

Во-вторых, дети, неуспешные в обучении, обычно часто болеют, имеют хронические заболевания и не могут заниматься дополнительно, им нужна особенно бережная организация учебного времени.

В-третьих, основное направление уровневой дифференциации для детей неуспешных — выявление причины возникающей у них трудности и помощь в ее преодолении, поэтому «натаскивание» детей, увеличение числа уроков не могут им помочь, главное — понимание способа решения учебной задачи.

И, наконец., в-четвертых, уровневая дифференциация обычно касается лишь отличников и неуспевающих. Вне зоны особого внимание остаются так называемые «средние» дети. Учитель, как правило, считает их вполне благополучными школьниками . Вместе с тем любой словарь русского языка рассматривает «средних» как «непосредственных, без особых способностей». Это необходимо учитывать при организации дифференцированного обучения и все делать для того, чтобы помочь «средним» учащимся преодолеть барьер «средних» и стать более успешными и стабильными в обучении 4. Психологические аспекты урока.

Быть в позиции психолога на уроке — означает сделать предметом анализа:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ и попытаться ответить на очень важные вопросы: способствовал ли (и если да, то в какой мере) урок развитию учебной деятельности учащихся, их способностей, развитию личности в целом;

• ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

учителя с учащимися на уроке, которые включают в себя три момента:

— установление контакта с учащимися: легкость, диалогичность, монологичность общения, затруднения, игнорирование обратной связи и т.п.;

— были ли созданы на уроке необходимые условия, предпосылки психического развития учащихся, обеспечивающие зону ближайшего развития» (по Л. С. Выготскому);

- как складывались и развивались межличностные отношения (симпатии, антипатии, дружелюбие и др.) между учителем и учащимися, то есть как бы общий эмоциональный тонус работы на уроке, от которого зависит принятие учащимися всей ситуации урока, их открытость, готовность реализовать себя, увидеть перспективу развития своих возможностей.

Таким образом, протокол наблюдения за профессиональным поведением учителя на уроке состоит из двух частей: содержательной стороны и коммуникативной.









































ГКОУ РО Гуковская школа-интернат № 12












Доклад на педсовет по теме:


«Современные подходы и требования к организации образовательной деятельности со стороны педагогических работников учреждения»

Подготовила учитель

начальных классов

Н. И. Гончаренко






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Современные подходы и требования к организации образовательной деятельности

Автор: Гончаренко Наталья Ивановна

Дата: 26.10.2025

Номер свидетельства: 676096

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения "
    ["seo_title"] => string(180) "sovriemiennyie-podkhody-k-orghanizatsii-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fiedieral-nyie-ghosudarstviennyie-obrazovatiel-nyie-standarty-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "156788"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421490185"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Анализ деятельности муниципального  методического  формирования за 2015 - 2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(88) "analizdieiatielnostimunitsipalnoghomietodichieskoghoformirovaniiaza20152016uchiebnyighod"
    ["file_id"] => string(6) "327118"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1463393959"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "План самообразования учителя русского языка"
    ["seo_title"] => string(45) "plansamoobrazovaniiauchitieliarusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "293133"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455423353"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Презентация для педагогов ДОУМетодическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС ДО"
    ["seo_title"] => string(132) "priezientatsiiadliapiedaghoghovdoumietodichieskoiesoprovozhdieniiepiedaghoghovpopovyshieniiuurovniakompietientnostivusloviiakhfgosdo"
    ["file_id"] => string(6) "292840"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455360710"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства