kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Социальное проектирования как эффективная технология организации внеурочной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

опыт работы учителя по внедрению социального проектирования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Социальное проектирования как эффективная технология организации внеурочной деятельности»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя школа№4 г.Котельниково









Выступление на РМО учителей начальных классов

Тема:

«Социальное проектирования как эффективная технология организации внеурочной деятельности»

















Выступление подготовила

учитель начальных классов

МКОУ СШ№4

Перелома Т.Н.



2023г.

Одним из главных направлений в работе современного педагога является формирование активной гражданской позиции у своих учеников, социальной компетентности, то есть освоение обучающимися основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений. Одним из действенных методов формирования созидательной активности является социальное проектирование. С приходом ребёнка в школу меняется его социальная позиция, основным видом деятельности становится учебная деятельность, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и т.д.).

Те изменения, которые происходят в современном обществе и школьном образовании, требуют развития новых способов образования, включения новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельности, формирование у учащихся универсальных учебных действий.

Наибольшую популярность в последнее время приобретает проектная деятельность, так как она влияет на формирование организационно-деятельностных качеств учащихся (способность осознания целей учебной и проектной деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение), а также креативных качеств (вдохновение, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения), коммуникативные качества (взаимодействие с другими людьми, с объектами окружающего мира, разные социальные роли в группе и коллективе). Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

Социальное проектирование позволяет решать задачи повышения качества образования, организации эффективной работы с детьми. Привлекая ребенка к участию в социальном проекте, педагог способствует его социализации: формированию личностной концепции и мировоззрения, поиску новых способов социального взаимодействия с миром взрослых.

В самом общем виде социальный проект представляет собой действие, локализованное по месту, времени и ресурсам, ориентированное на достижение социально-значимой цели. Такая деятельность всегда направлена на улучшение социальной действительности, имеет целью благо других, устанавливает отношения ответственной зависимости. Ведь социальное проектирование в своей основе предполагает определенные социальные изменения, а «…реализация социального проекта должна вызвать определенные положительные изменения в качестве жизни социума».

Социальный проект – это еще и вид социального творчества. Метод социального проектирования активно применяется во внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.

Примеры проектов: «Мы вместе!», «Моя семья», «Моя малая родина», «Путь к успеху», «Спорт в моей жизни!», «Здоровым быть – здорово!», «Осенний калейдоскоп», «Русская изба - родная сторона», «Правильное питание», «Профессии моих родителей», «Светофор», «Помогите птицам», «Письмо солдату», «Помощь ветерану», «Дорога добра», «Победа деда – моя Победа!», «Зелёные ладошки» и др

В ходе работы над социальным проектом педагог выполняет ряд последовательных действий:

-привлекает внимание детей к актуальным социальным проблемам общества;

- подводит к пониманию сложности и противоречивости определенных ситуаций в жизни, к осознанию этих противоречий как к важным социальным проблемами;

- включает обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению или содействию разрешения одной из этих проблем силами самих ребят;

- решает исследовательские или творческие задачи;

- обсуждает, совместно с детьми, вырабатывает пути решения социальных проблем.


Составляющие социального проекта.

Проблема 

конкретное описание неудовлетворяющего аспекта современной жизни с указанием значимых факторов, вызывающих и поддерживающих это явление

Цель

цель - это мечта, которая должна осуществится к точно определённому сроку

Развитие компетентностей

позволяет формировать социальные компетентности учащихся (способность принимать ответственность, разрешать конфликты, улучшать социальное положение общества)

Результат 

конкретный предмет (вещь, услуга, организация мероприятия, поведение, имидж), направленный на улучшение социального общества.


Рассмотрим типы социальных проектов по направлениям деятельности.

Образовательные проекты, задача которых – предоставление образовательных услуг. Приобретение знаний, умений, навыков характерно для любого социального проекта, здесь же такого рода достижения являются основной целью социально-проектной деятельности.

Научно-технические проекты, также могут выступать как проекты социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь.

Социально-культурные проекты являются средством актуализации и преодоления важнейших социальных проблем с использованием различных художественно-творческих технологий (музыкальная, драматическая, изобразительная, танцевальная деятельность и др.).

Воспитательные проекты, как правило, предлагают либо целостную систему воспитания, либо систему мероприятий по отдельным направлениям воспитания и развития личности человека.

Охранно-защитные проекты, отличаются более тесной связью с проблемами социальной работы, оказанием различных видов помощи людям в трудных жизненных ситуациях, приведением в действие защитных механизмов государства и общества по отношению к отдельному человеку, а также активизацией внутренних защитных механизмов каждого человека при решении личностных проблем.

Занятия по программе «Социальный проект» организуются на общешкольных открытиях, классных часах, внеклассных и внешкольных мероприятиях в различных формах:

  • Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).

  • Работа в парах, группах сменного состава.

  • Индивидуальные консультации.

  • Самостоятельная работа.

  • Семинары в форме дебатов и дискуссий.

  • Проектная деятельность.

Формы подведения итогов

Участники программы по выполнении каждого социального проекта представляют фото или видеоотчет, или публикации в СМИ и анализ проведенных мероприятий по реализации проектов в виде презентации или буклета\брошюры: чему научились, что умеют, что вызвало затруднения, что исправили бы в будущем. (См. Критерии оценивания).


Социальный творческий проект позволяет обучающимся разного возраста не только развивать свои творческие и организаторские способности, но и дает им возможность почувствовать значимость своего труда, испытать себя в многофункциональной деятельности, взаимодействовать с большим количеством людей, по-разному относящихся к идее и форме выражения ее в проекте.

Работа над созданием и реализацией социальных проектов объединяет педагогов и детей, делает образовательный процесс в учреждении образования более открытым и результативным.

Ход работы над проектом:

Этап 1. Изучение социальной среды и выявление актуальной социальной проблемы.

Этап 2 . Привлечение участников для решения данного социального проекта.

Этап 3. Определение цели, задач социального проекта.

Этап 4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.

Этап 5. Определение необходимых ресурсов.

Этап 6. Проведение плановых мероприятий.

Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу. Итак, третий субъект проектной деятельности в начальной школе, я считаю – это родители.

Рассмотрим эту сторону организации проектной деятельности младших школьников. Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом.


Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

• социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

• социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);

• социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

• социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)


Введение детей в социальное проектирование позволяет развивать самостоятельность, инициативность, творчество, компетентность, коммуникативность ребёнка. Социальный проект — это, как правило, проект, направленный на реализацию социально значимой идеи. Если раньше развивающая среда в классе создавалась педагогами, то теперь в этот процесс включились дети, ориентируясь на свои интересы. Участие в конкурсах, фестивалях, творческих играх, проводимых в рамках проектной деятельности, помогает осознанию ими социальной значимости своей деятельности.


В процессе работы над проектами у детей развиваются следующие умения:

Коммуникативные: учатся вести диалог, слушать собеседника, излагать и аргументировать свою точку зрения, сотрудничать со взрослыми, работать в команде, выступать перед аудиторией знакомых и незнакомых людей;

Регулятивные: ставить цели, планировать свою деятельность, контролировать и анализировать её успехи и неудачи на каждом этапе выполнения работы;

Познавательные: овладевают начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, связях между ними, согласно содержанию своей работы; получают навыки работы с источниками информации.

Личностные: формируется положительное отношение к школе и к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


Вовлечение учащихся в социальное проектирование даёт положительные результаты и расширяет кругозор в социуме, позволяет развить коммуникативные, организаторские компетентности обучающихся, повышает уровень формирования гражданственности, чувство ответственности и сопричастности к общественным делам школы, поселка, района, региона, страны.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Голубева Оксана Владимировна

Дата: 08.05.2023

Номер свидетельства: 631000

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданских компетенций российских школьников. "
    ["seo_title"] => string(125) "sotsial-noie-proiektirovaniie-kak-effiektivnoie-sriedstvo-formirovaniia-ghrazhdanskikh-kompietientsii-rossiiskikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "109722"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404967827"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Доклад "Методы и формы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС""
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_metody_i_formy_organizatsii_vneurochnoi_deiatelnosti_v_usloviiakh_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "632962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1685665816"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Внеурочная деятельность как средство достижения метапредметных результатов обучения математике "
    ["seo_title"] => string(113) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-dostizhieniia-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-obuchieniia-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "226699"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440425090"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Метод проектов как эффективное средство реализации требований ФГОС учащихся 7-11 классов на уроках геометрии"
    ["seo_title"] => string(112) "mietodproiektovkakeffiektivnoiesriedstvoriealizatsiitriebovaniifgosuchashchikhsia711klassovnaurokakhghieomietrii"
    ["file_id"] => string(6) "268663"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450678316"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Школа молодого учителя "
    ["seo_title"] => string(27) "shkola-molodogho-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "141682"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418148609"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства