Современная социальная среда сложна и нестабильна. Психологическая статистика констатирует, что социальная неуверенность стала распространенным явлением среди взрослых и – тем более – среди детей. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек, умеющий понимать и считаться с мнениями и чувствами других, может добиться определенных результатов не только в работе и в учебе, но и семейной жизни.
Метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни. Он помогает активизировать учеников. У большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание найти их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Следовательно, включить обучающихся в процессы преобразования социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия на основе социальных практик можно путём организации проектной деятельности.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разработала модель организации практико-направленной проектной деятельности. Выделила три важных содержательных линии, ориентированных на формирование личностных ценностей: ценности труда и творчества; ценности жизни и здоровья; ценности гражданственности, патриотизма и добра.
Первая содержательная линия по организации проектной деятельности направлена на максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, развитие мотивации творческого роста, формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию. Дети в классе объединяются в группы по интересам. Каждая группа работает над собственным индивидуальным или коллективным проектом.
Для ребенка как субъекта воспитательного процесса характерны некоторые особенности возрастного личностного проявления. Ребенок младшего возраста осваивает мир на предметно - деятельностной и эмоционально-чувственной основе. Самоутверждение ребенка происходит постепенно, путем все более основательного вхождения в общественные отношения, проявления творческой, социальной, интеллектуальной и эмоциональной активности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социальные инициативы младших школьников »
О. М. Ляхова,
учитель начальных классов МБОУ «Новожизненская СОШ»
п. Областной сельскохозяйственной опытной станции
Городищенского района Волгоградской области
Социальные инициативы младших школьников
Современная социальная среда сложна и нестабильна. Психологическая статистика констатирует, что социальная неуверенность стала распространенным явлением среди взрослых и – тем более – среди детей. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек, умеющий понимать и считаться с мнениями и чувствами других, может добиться определенных результатов не только в работе и в учебе, но и семейной жизни.
Метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни. Он помогает активизировать учеников. У большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание найти их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Следовательно, включить обучающихся в процессы преобразования социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия на основе социальных практик можно путём организации проектной деятельности.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разработала модель организации практико-направленной проектной деятельности. Выделила три важных содержательных линии, ориентированных на формирование личностных ценностей: ценности труда и творчества; ценности жизни и здоровья; ценности гражданственности, патриотизма и добра.
Первая содержательная линия по организации проектной деятельности направлена на максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, развитие мотивации творческого роста, формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию. Дети в классе объединяются в группы по интересам. Каждая группа работает над собственным индивидуальным или коллективным проектом.
Для ребенка как субъекта воспитательного процесса характерны некоторые особенности возрастного личностного проявления. Ребенок младшего возраста осваивает мир на предметно - деятельностной и эмоционально-чувственной основе. Самоутверждение ребенка происходит постепенно, путем все более основательного вхождения в общественные отношения, проявления творческой, социальной, интеллектуальной и эмоциональной активности.
Из всей совокупности сложных взаимодействий внутри социального пространства, которое предстоит осваивать ребенку, самыми ясными для него являются правила взаимодействия с другими людьми. Самыми близкими и понятными являются отношения в семье и ближайшем заинтересованном окружении ребенка. В процессе работы над семейным проектом «Образ лисы в русских народных сказках» дети не только исследовали, всегда ли лиса в сказках хитрая, но и реализовывали свои творческие способности. На презентации проекта мамы-лисички и девочки-лисички подготовили инсценировки сказок, в которых лиса не только хитрая и коварная, но и обманутая. А мальчики-ученые провели исследование, какова лиса в природе. Юные художники нарисовали лисичку, сделали поделки: вышивали, лепили, строгали. Дети данным проектом решали важную проблему взаимоотношений в коллективе: «Нужна ли хитрость в жизни?», обращались к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделали его предметом самопознания, самоанализа. Конкурсы «Самая читающая семья» могут быть традиционными в начальных классах. В процессе подготовки к таким конкурсам дети с родителями читают книги, готовят поделки, инсценировки, рекламы прочитанным книгам, что способствует развитию традиций семейного чтения, приобщению к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, счастью.
Воспитывая в учащихся социальную активную позицию по отношению к труду, педагог расширяет его знания о трудовой деятельности, ее роли в жизни общества, ее значимости. На основе полученных знаний у школьника складываются представления о необходимости участия в трудовой деятельности. В ходе подготовки проекта «Елка дружбы»юные художники узнавали историю возникновения елочных игрушек, создавали собственный проект игрушки. Детские елочные игрушки были экспонатами выставки на празднике поселка, что способствовало самореализации обучающихся в общественно-полезной деятельности. Проект «Морская регата»для детей изобретателей. Выступая с презентацией своих моделей, дети рассказывали об устройстве парусников и кораблей, проверяли их на прочность. Данные проекты принесли не только радость творчества и созидания, но и способствовали формированию положительной системы нравственных и духовных ценностей.
Вторая содержательная линия по организации проектной деятельности направлена на ценности жизни и здоровья. Эта работа для юных экологов. Готовятся индивидуальные проекты «Мои домашние животные», «Мир насекомых», «Экологические знаки», «Красная книга», способствующие получению первоначального опыта эмоционально-нравственного отношения к природе, опыта участия в природоохранной деятельности, экологических инициативах. Автор проекта «Мир насекомых»не только собрал собственную коллекцию насекомых нашего края, но и, изучив разные источники информации, поместил интересные факты из их жизни в книжку-малышку, придумал экологические знаки. При подготовке проекта «Мои домашние животные», дети рисовали их, придумали про них сказки, писали письма от имени животного.
Работа над проектом «Образ кошки в русском народном творчестве» для тех, кто любит этих животных, заботится о них. Ученики провели исследование, чему учат сказки, в которых главный герой – кошка. Они не только отыскали большое количество загадок о ней, но и сочинила свои. Пословицы, фразеологизмы, стихи и песни о кошках помогли убедить ребят быть ответственными за тех, кого приручили, увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на земле.
Наш край не очень богат растениями, зато славится овощами. На фермерских полях выращивают морковку, капусту, помидоры, а особенно много лука. Юные агрономы и ученые, работая над проектом «Друзья Чиполлино или ода луку», расширили свои знания о луке, как о растении, о выращивании этой овощной культуре, прониклись чувством гордости за труд овощевода. Юные врачи доказали значимость этого овоща для здоровья человека, а юные повара нашли такие рецепты блюд из лука, которые с удовольствием будут есть взрослые и дети. Они сделали даже эскизы памятника луку, который мечтают установить в нашем поселке. Показали их главе Администрации сельского поселения Клочкову Ю.В. Может, когда-нибудь мечты ребят воплотятся в жизнь.
Формированию ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей способствует коллективный проект «Зачем нужна сменная обувь». В ходе работы над проектом дети исследовали чистоту школьных помещений, брали пробы со сменной обуви учащихся разных классов, придумывали рекламные плакаты. Продуктом проекта стала «Ода чистым ботинкам». Ребята дали клятву выполнять правила сохранения чистоты в школе. Продуктом проекта «Как стать богатырем» стали не только рекомендации по питанию, ведению здорового образа жизни, но и был снят видеофильм «Богатырская зарядка» для проведения физминуток на уроках, флэш-моба на переменах.
Социальная активная позиция связана с активностью личности, выражающейся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов. Ее наличие предполагает определенное самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более важным и значимым целям. Проект «Жевательная резинка: за или против способствует получению обучающимися первоначального опыта здоровьесберегающей деятельности. Дети находили убедительные факты негативного влияния жевательной резинки на здоровье человека, брали интервью у врача – стоматолога, ставили эксперименты по выведению пятна с одежды, сочиняли стихи «Жвачка – это хорошо или очень плохо». Книжку подарили в школьную и детскую библиотеку, развесили плакаты у кабинета врача.
Третья содержательнаялинияпо организации проектной деятельности направлена на ценности гражданственности, патриотизма и добра, одного из проявлений духовной зрелости человека, выражающегося в осознании себя членом общества, страны, обладающего чувствами справедливости, милосердия, чести и достоинства по отношению к себе и другим людям. Социальная активность личности предполагает не соглашательское, а критическое отношение к действительности, означающее постоянную потребность самостоятельно осмысливать происходящее в стране и мире, в поселке и школе, стремление сделать жизнь лучше. Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе начинается к моменту поступления в 1 класс, но осознание своей сопричастности, ответственности за общее благополучие приходит в процессе организации социально-ориентированных проектов. Такие проекты как «Школа будущего», «Мой школьный двор», «Наша библиотека» близки и понятны детям начальных классов и способствуют формированию их активной социальной позиции. Так, работая над проектом «Наша библиотека» в 3 классе, дети узнали об истории возникновения библиотек на Руси, о прошлом школьной библиотеки. Ребята сфотографировали самых читающих учеников школы, выпустили школьную газету. Продуктом проекта стала библиотека будущего, макет которой изготовили ребята. Проведена акция «Пополни библиотеку».
Осознание чувства гордости за свою Родину, народ, историю формируется в ходе работы над проектом «Моя малая родина». Дети не только исследовали историческое прошлое посёлка, провели социологический опрос его жителей, но и работали над проектом создания фонтана. От имени жителей посёлка ходатайствовали перед администрацией посёлка об его установлении, что способствовало развитию навыков взаимодействия с органами власти. Традиционные акции «Чистый посёлок» позволяют внести посильный вклад в его благоустройство. Проект «Храм – источник живительной благодати» способствовал приобщению к культурным традициям русского народ, духовному развитию учащихся. Ребята узнали о православных храмах Волгоградской области, историю создания храма в поселке, рисовали, делали макеты храмов, оформили в школе стенд «Храм Воскресения Христова», выступали с презентацией проекта на рождественской елке. Они пришли к убеждению, что люди, приходя в храм, научатся добру, милосердию, справедливости и чести.
Проект мини – музея «Никто не забыт – ничто не забыто» организует родителей и учащихся на совместную работу по увековечению памяти предков. Дети из рассказов бабушек и прабабушек, дедушек и прадедушек узнают о суровых годах Великой Отечественной войны, проводят экскурсии по своему маленькому музею. Оказывая посильную помощь и внимание ветеранам войны и труда, дети учатся сопереживать, понимать чувства и проблемы других людей. Поздравить пожилого человека с праздником, подарить поделку, сделанную своими реками, помочь собрать урожай фруктов осенью, собрать мусор весной, помыть посуду, сходить в магазин, пропылесосить ковёр – эти дела посильны младшим школьникам. А творческий проект «Ваза Памяти», выполненный в технике папье-маше, отразил памятные места поселка. На вазе изображены последствия страшной войны - братская могила, и воплощение мира и покоя - храм «Воскресения Христова». Работа достойна стать экспонатом краеведческого музея.
Анализ сущности и особенностей организации проектной деятельности позволяет сделать вывод, что при правильной её организации создаются условия для интеллектуального, творческого, личностного развития обучающихся. Проектная деятельность направлена на создание у детей качественно новых ценностей, значимых для них на данном этапе. Чувствовать себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации.
Проводилась диагностика уровня социализированности личности обучающихся. Сравнивая результаты диагностики в 3 и 4 классах, прослеживается положительная динамика социальной активности, социальной адаптированности личности обучающихся, уровень нравственности стабильно высокий.
Члены родительского комитета написали статью в районную газету «Междуречье» № 29 от 13 марта 2012 года. Они отметили, что с раннего детства в их детях «воспитывается социальная активность, неравнодушие к проблемам своей школы».