Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему "Логика анализа урока"»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
«Логика анализа урока»
Выполнила:
студентка Ш-42 группы
Малышева Юлия
Ейск,2022г.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из главных форм процесса обучения был и остается урок. Современный урок отличается тем, что учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.
Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Поэтому очень важно уделять большое внимание анализу как отдельного урока, так и всей деятельности учителя в целом с целью эффективного управления процессом обучения.
Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признака, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств. Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях.
ВСЁ ДЛЯ АНАЛИЗА УРОКА.
40 минут урока – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное
Виды анализа урока.
Оценка профессионального мастерства учителя – один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные трудности, своевременно оказывать помощь учителю, видеть его рост, способствовать успешной аттестации. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма – урок и каждому руководителю необходимо обладать мастерством его анализа.
Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оцениваются в основном во время посещения учебных занятий.
Но на одном уроке учитель не может использовать все доступные ему методы и формы организации учебной деятельности. Поэтому перед
посещением руководитель выбирает такие формы анализа урока, которые наиболее соответствуют конкретным задачам контроля.
Виды анализа урока:
полный;
структурный;
аспектный;
краткий;
дидактический;
психологический
Рассмотрим каждый вид:
Полный анализ - Проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем. (Приложение 1)
Структурныйанализ– это выявление и оценка главных элементов урока. Он является основой для всех анализов и проводится вслед за коротким, определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов и выделяет доминирующие.
Анализ можно проводить по всем этапам урока или выборочно. Любой этап анализируется по основным параметрам:
дидактическая задача этапа;
содержание этапа;
достижение положительных результатов этапа;
показатели выполнения дидактического задания этапа.
Выводыприструктурноманализедолжныотражать:
Личность, эрудицию, педагогический такт, культуру речи, эстетику внешнего вида, организаторские качества учителя.
Особенности класса и уровень работоспособности учащихся, уровень их знаний, умений, навыков.
Оборудование урока: ТСО, раздаточный материал, таблицы, литература. Рабочее место учителя.
Санитарно-гигиенические условия.
Анализ результативности урока. Методы проверки знаний, примененные на уроке и их целесообразность. Какой характер имела проверка: воспроизводящее или творческий. Поощрение учащихся к обучению методом оценки. Анализ работы учителя при изучении нового материала. Соответствие методических приемов особенностям содержания, типа, цели урока и возрасту учащихся. Соотношение методов и приемов работы учителя и учеников.
Цель посещения урока.
Рекомендации необходимо ориентировать на:
совершенствование содержания, структуры, организации урока;
реализацию воспитательного потенциала учебного предмета;
изучение и внедрение передового педагогического опыта;
обработки методической литературы;
моделирования собственной творческой лаборатории и тому подобное.
Аспектный анализ - Рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
Важно!В качестве аспекта может выступать любой элемент учебной деятельности, этап урока, цель и задачи учебного занятия, деятельность учителя или учащегося. Несколько аспектных анализов могут составлять полный.
Краткий анализ урока - Это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации. Дидактический анализ - анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.). Психологический анализ - изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).
Психологическаяцельурока:
проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Особенности анализа урока
При подготовке к посещению урока необходимо учитывать не только цель посещения, но и учебный предмет. Нельзя применять подходы к анализу урока математики и трудового обучения.
Анализ урока математики:
1. Подготовка учителя к уроку (использование литературы; планирование; оборудование; инструменты, модели, схемы, таблицы, плакаты; подготовка дидактического материала, необходимых записей и чертежей на доске).
2. Оборудование места школьников (есть ли все необходимое для работы на уроке). Подготовка учащихся к уроку.
3. Правильно ли определены учителем цели урока по обучению, воспитанию и развитию? Какие конкретно учебно-познавательные задачи ставит учитель перед учащимися на данном уроке и серии уроков? Достиг ли урок цели?
4. Место данного урока (нового материала) в серии уроков по изучению своей темы.
5. Насколько материал данного урока связан с предыдущим и последующим материалом?
6. Как выполняются основные принципы дидактики (научность, наглядность, доступность, единство теории с практикой)?
7. Насколько хорошо владеет учитель материалом?
8. Объем материала на урок. Нет ли перегрузок?
9. Правильно ли учитель организует на уроке труд учащихся и свой труд, работу с классом в целом и с отдельными учащимися; удачно ли сочетаются коллективные и индивидуальные формы знаний?
10. Как определены структура урока, виды, приемы и методы работы учителя в зависимости от цели, содержания урока и уровня подготовленности учащихся класса?
11. Как осуществляется дифференцированный подход в обучении учащихся?
12. Осуществление работы с учащимися по устранению имеющихся в знании пробелов. Индивидуальная работа с учащимися. Учет этой работы. Работа по предупреждению неуспеваемости учащихся.
13. Развитие мыслительной деятельности школьников через систему подобранных упражнений учебника, а также изучение и повторение теоретического материала.
14. Система повторения.
15. Осознанность, прочность знаний учащимися основ программы (особенно при выполнении основных упражнений учебника).
16. Уровень знаний, умений и навыков, учащихся по данной теме. Верность и объективность ответов.
17. Степень самостоятельности мышления учащихся.
18.Как решается задача - вооружить учащихся методами самостоятельной работы (проведение обучающих самостоятельных работ, специальных индивидуальных заданий, самостоятельной работы с учебником, математической литературой).
19. Виды проверки домашних заданий.
20. Дача домашних заданий (уровень трудности, объем, необходимые рекомендации к выполнению, учет индивидуальных способностей).
21. Контроль за знаниями учащихся. Формы контроля. Виды, опроса. Объективность оценки.
22. Способствовал ли опрос развитию умственных сил учащихся.
23. Роль и место вопроса учителя. Формулировка вопроса.
24. Развитие творческих способностей учащихся (особенно при решении геометрических задач).
25. Требования к проведению устных упражнений.
26. Осознанность в усвоении учащимися правил, математических понятий, математической символики.
27. Какая часть времени урока была занята объяснением и закреплением нового материала?
28. Рационально ли использовалось время урока.
29. Требования к выполнению чертежей.
30. Требования к проведению контрольных работ.
31. Работа после контрольных работ по устранению обнаруженных пробелов в знаниях учащихся.
32. Требования к ведению учащимися тетрадей. Проверка тетрадей учителем.
33. Математическая речь учащихся.
34. Привитие интереса учащимся.
35. Межпредметные связи.
Анализ урока учителя начальных классов (практическая часть)
Фамилия, имя, отчество учителя: Алла Викторовна
Дата проведения урока 13 декабря
Наименование предмета математика
Тема урока Дроби. Многозначные числа
Тема урока записана на доске и объявлена учителем в начале урока. Алла Викторовна умело в стихотворной форме настроила четвероклассников на работу, актуализировала выбор темы и формы проведения урока, что повысило мотивацию школьников, вызвало интерес к уроку.
Цели урока:
- обучающие:
Создать условия для усовершенствования умения выполнять сложение и вычитание, умножение и деление многозначных чисел и дробей с одинаковыми знаменателями, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Формировать навыки устного счета.
-развивающие:
Развивать умения строить логические рассуждения, ориентироваться в разнообразии способов решения задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Развивать стремление к расширению своей познавательной деятельности.
-воспитательные:
Воспитывать умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности. Прививать любовь к истории, спорту, здоровому образу жизни.
Тип урока: усовершенствование приобретенных знаний. Тип урока полностью соответствует поставленным целям.
Форма урока: урок-путешествие
Методы обучения: По виду источников, из которых учащиеся приобретают знания, умения и навыки, на уроке были использованы словесные (беседа, рассказ), наглядные (таблицы, карты, модели) и практические (решение упражнений и задач) методы обучения. Источником знаний для школьников стали опережающие задания исторической и практической направленности, ответы на которые ученики готовили дома с помощью родителей, с использованием справочной литературы и информации из сети Интернет. По виду деятельности педагога и учеников наряду с традиционными методами обучения (работа в тетрадях, работа с учебником, беседа, показ и т. д.) можно выделить большой объем самостоятельной работы школьников с использованием методов активного обучения (проблемные вопросы, групповые дискуссии, использование мультимедиа (проектор, ноутбук), работа в парах). Для лучшего усвоения материала выбраны игровые методы и формы работы с использованием костюмированных героев.
Анализ организации урока:
Проведенный урок характеризуется своевременностью начала. Учитель провела проверку присутствующих, большую подготовку кабинета к уроку (тематическая наглядность, дидактический материал, карточки-задания с пропусками, как для слабоуспевающих, так и детей проявляющих интерес к математике, удачное размещение мультимедиа). При подготовке урока были учтены индивидуальные особенности учащихся, темп работы. Проведена проверка организации рабочего места, наличия индивидуальных принадлежностей. Были выбраны руководители групп.
Проверка домашнего задания
Проверка изученного ранее проведена фронтально в устной форме с использованием наглядного материала, расположенного на доске. Алла Викторовна требует от учащихся полных и чётких ответов на поставленные вопросы.
Актуализация опорных знаний
Актуализация знаний школьников направлена на повышение интереса к предмету, имея конечной целью повышение качества знаний четвероклассников, и проведена в игровой форме. Использовалась групповая форма работы с места по заранее подготовленному дидактическому разноуровневому материалу. Формулировка заданий и вопросов учителем четкая, школьники поняли поставленные задачи и на достаточно высоком уровне справились с заданиями. Учитель объективно вербально оценила результаты работы учащихся. При этом Алла Викторовна акцентировала внимание учащихся на допущенных ошибках.
Восприятие, усвоение и закрепление учебного материала:
Изложение учебного материала проводится на высоком уровне. Алла Викторовна доходчиво излагает свои мысли, опираясь на жизненный опыт школьников. Речь учителя лаконична, но при этом эмоциональна, богата на эпитеты. Связь между частями урока построена логически верно, все объяснения четки и понятны младшим школьникам. Выбранная тема урока (историческое путешествие) тесно связана с жизнью, с другими школьными дисциплинами (литература, ОБЖ, история). Урок очень познавательный, характеризуется высокой дисциплиной, тесным взаимодействием учителя с учениками. Достаточное количество яркой и содержательной наглядности активизирует деятельность школьников на протяжении всего урока. На уроке используются справочные пособия, учебники, карты путешественников, путевые листы, судовые журналы.Часть зданий выводиться на экран через проектор, что позволило сэкономить на уроке время.
Алла Викторовна на высоком профессиональном уровне владеет учебным материалом, постоянно находится в творческом поиске новых методов и средств обучения. Все использованные методы самостоятельной работы школьников (работа с учебником, по карточке, в группе и по парам, с картой и т. д.) подобраны целесообразно, на основе изученного ранее материала и услышанного на уроке.
При проведении закрепления материала перед учащимися поставлена проблемная ситуация через выполнение практического упражнения социально – адаптированного к жизненной ситуации. Такая организация позволила включить каждого учащегося в активную деятельность по достижению цели. В результате все 100% школьников задействованы в активной работе на протяжении всего урока. Ребята показали высокое усвоение учебного материала.
Подведение итогов занятия, выставление оценок.
Время урока распределено продуктивно. Воспитательные и дидактические цели полностью достигнуты. Подведение итогов проведено в игровой форме капитанами команд с помощью сундука сокровищ (монеты – жетоны с оценками).
Учитывая возрастные особенности школьников, учитель поддерживает их интерес на протяжении всего урока за счёт смены различных форм и методов, разнообразного красочного дидактического и наглядного материала, исторических фактов, заданий на логику и смекалку. Людмила Николаевна ввела в работу динамические паузы, физкультминутку, зарядку для глаз. Создаёт ситуацию успешности, подбадривая учащихся, приходит на помощь сама и учит работать в парах. Отношения между учащимися и учителем строились на взаимном доверии и тесной обратной связи.
Личные качества педагога, проявленные во время занятия:
Алла Викторовна - чуткий, преданный своему делу педагог. При проведении урока показала такие качества учителя, как искренний интерес к ребёнку, широта кругозора, справедливость, эмоциональность. Учитель требовательна к себе, обладает педагогическим тактом, находится в постоянном поиске нового в педагогической деятельности. Умело корректирует ход урока, учитывая возрастные и индивидуальные особенности своих учеников.
Наличие и состояние документации на занятии:
Документация учителя к уроку (рабочая программа, календарно-тематическое планирование, конспект урока, классный журнал) соответствует всем необходимым требованиям.
Выводы, советы, рекомендации.
План урока выполнен. На уроке реализовывались общеобразовательные, воспитывающие развивающие задачи. Урок был эффективный, проведён на высоком методическом уровне. Психологическая атмосфера поддерживалась тёплым обращением со стороны учителя к детям, их подбадриванием, пониманием того, как школьникам тяжело сформулировать свой ответ на тот или иной поставленный вопрос, их волнения в присутствии гостей и переживания на ту или иную неудачу. К каждому ученику осуществлялся индивидуальный подход. Цель урока достигнута.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации.
Анализ урока – дело сложное. Разобрать урок по пунктам трудно и требует много времени. Чтобы осуществить педагогический анализ урока, нужно, прежде всего, расчленить его на части (этапы), отвечающие его сущности. Суть состоит в том, чтобы не вырывать части из целого, а рассматривать их в целом (уроке) и в связи с другими частями (этапами) урока.
Педагогический анализ урока — это распознавание специфического в достаточно сложном процессе обучения и воспитания.
Урок — это сложная динамическая система, имеющая несколько подструктур, подчиненных единой цели. Анализ должен быть объективным, т. е. он должен правильно отражать урок как системный процесс, глубоко вскрывая его достоинства и недостатки. Глубоко, педагогически целесообразно проанализировать такую систему можно только с позиции системного подхода. Если руководитель школы будет понимать урок как процесс, то и задача его в ходе анализа будет сводиться к тому, чтобы проследить последовательность смены фаз этого процесса, доказать внутреннюю закономерность его развития.
Педагогический анализ связан с необходимостью представлять урок как процесс воздействия друг на друга этапов, осуществление которых подчинено триединой цели урока и происходит путем взаимодействия содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учеников. Именно на это должно быть направлено внимание при анализе, ибо здесь рождается конечный результат урока.
Сложность урока как педагогического явления неизбежно требует нелинейности его познания, рассмотрения его как сложной целостности, одновременно расчлененной, устойчивой и изменчивой. При этом необходимо опираться на анализ реальных результатов этапов и конечного результата урока в целом.
Такой подход к анализу урока дает возможность руководителю вскрыть причины достоинств и недостатков анализируемого процесса обучения, показать пути формирования реального результата урока. Это, в свою очередь, позволяет конкретизировать выводы по уроку, более точно оценить его, дать педагогу предложения по наращиванию успеха и ликвидации недостатков.
Действенность такого подхода к педагогическому анализу урока заключается также в том, что благодаря своей глубине и конкретности каждый его случай может стать хорошей школой педагогического мастерства для учителя, урок которого анализируется.
Важно обретение учителем уверенности в своих силах – в своей возможности научить, объяснить, показать, внимательно выслушать, помочь, посоветовать. Вместе с тем уверенность должна сочетаться с внимательным анализом своих поступков, необходимой самокритичностью, готовностью правильно реагировать на критические замечания руководителей и коллег, так как их советы помогают повышать квалификацию. Более опытный педагог подтягивает менее опытных. Неопытный на чужих ошибках учится сам.