kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сообщение: "Логика анализа урока"

Нажмите, чтобы узнать подробности

сообщение по теме логика анализа урока 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение: "Логика анализа урока"»


Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

















Сообщение: «Логика анализа урока»









Выполнила:

студентка Ш-42 группы

Попович Алина





Ейск.2022г



ВВЕДЕНИЕ

Одной из главных форм процесса обучения был и остается урок. Современный урок отличается тем, что учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.

Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Поэтому очень важно уделять большое внимание анализу как отдельного урока, так и всей деятельности учителя в целом с целью эффективного управления процессом обучения.

Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признака, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств. Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях.

Виды анализа урока:

Оценка профессионального мастерства учителя – один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные трудности, своевременно оказывать помощь учителю, видеть его рост, способствовать успешной аттестации. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма – урок и каждому руководителю необходимо обладать мастерством его анализа.

Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оцениваются в основном во время посещения учебных занятий.

Но на одном уроке учитель не может использовать все доступные ему методы и формы организации учебной деятельности. Поэтому перед

посещением руководитель выбирает такие формы анализа урока, которые наиболее соответствуют конкретным задачам контроля.

Виды анализа урока:

  • полный;

  • структурный;

  • аспектный;

  • краткий;

  • дидактический;

  • психологический.

Рассмотрим каждый вид:

Полный-

проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем.

Структурный-

это выявление и оценка главных элементов урока. Он является основой для всех анализов и проводится вслед за коротким, определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов.

Анализ можно проводить по всем этапам урока или выборочно. Любой этап анализируется по основным параметрам:

  • дидактическая задача этапа;

  • содержание этапа;

  • достижение положительных результатов этапа;

  • показатели выполнения дидактического задания этапа.

Выводы при структурном анализе должны отражать:

  1. Личность, эрудицию, педагогический такт, культуру речи, эстетику внешнего вида, организаторские качества учителя.

  2. Особенности класса и уровень работоспособности учащихся, уровень их знаний, умений, навыков.

  3. Оборудование урока: ТСО, раздаточный материал, таблицы, литература. Рабочее место учителя.

  4. Санитарно-гигиенические условия.

  5. Анализ результативности урока. Методы проверки знаний, примененные на уроке и их целесообразность. Какой характер имела проверка: воспроизводящее или творческий. Поощрение учащихся к обучению методом оценки. Анализ работы учителя при изучении нового материала. Соответствие методических приемов особенностям содержания, типа, цели урока и возрасту учащихся. Соотношение методов и приемов работы учителя и учеников.

  6. Цель посещения урока.

  1. Рекомендации необходимо ориентировать на:

  • совершенствование содержания, структуры, организации урока;

  • осуществление индивидуализации, дифференциации обучения;

  • внедрение новых технологий обучения;

  • реализацию воспитательного потенциала учебного предмета;

  • изучение и внедрение передового педагогического опыта;

  • обработки методической литературы;

  • моделирования собственной творческой лаборатории и тому подобное.

Аспектный-

 рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Важно! В качестве аспекта может выступать любой элемент учебной деятельности, этап урока, цель и задачи учебного занятия, деятельность учителя или учащегося. Несколько аспектных анализов могут составлять полный.

Краткий-это общая оценка учебновоспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.

Дидактический- анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.).

Психологический анализ - изучение выполнения психологических требований к уроку.

Психологическая цель урока:

  • проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

  • учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе.

Анализ урока учителя начальных классов (практическая часть):
Фамилия, имя, отчество учителя: Алла Викторовна

Дата проведения урока 13 декабря

Наименование предмета математика

Тема урока Дроби. Многозначные числа

Тема урока записана на доске и объявлена учителем в начале урока. Алла Викторовна умело в стихотворной форме настроила четвероклассников на работу, актуализировала выбор темы и формы проведения урока, что повысило мотивацию школьников, вызвало интерес к уроку.

Цели урока:

 - образовательная:

Создать условия для усовершенствования умения выполнять сложение и вычитание, умножение и деление многозначных чисел и дробей с одинаковыми знаменателями, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Формировать навыки устного счета.

-развивающая:

Развивать умения строить логические рассуждения, ориентироваться в разнообразии способов решения задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Развивать стремление к расширению своей познавательной деятельности.

-воспитательная:

Воспитывать умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности. Прививать любовь к истории, спорту, здоровому образу жизни.

Тип урока: усовершенствование приобретенных знаний. Тип урока полностью соответствует поставленным целям.

Форма урока: урок-путешествие

Методы обучения: По виду источников, из которых учащиеся приобретают знания, умения и навыки, на уроке были использованы словесные (беседа, рассказ), наглядные (таблицы, карты, модели) и практические (решение упражнений и задач) методы обучения. Источником знаний  для школьников стали опережающие задания исторической и практической направленности, ответы на которые ученики готовили дома с помощью родителей, с использованием справочной литературы и информации из сети Интернет. По виду деятельности педагога и учеников наряду с традиционными методами обучения (работа  в тетрадях, работа с учебником, беседа, показ и т. д.) можно выделить большой объем  самостоятельной работы школьников с использованием методов активного обучения (проблемные вопросы, групповые дискуссии, использование мультимедиа (проектор, ноутбук), работа в парах). Для лучшего усвоения материала выбраны игровые методы и формы работы с использованием костюмированных героев.

Анализ организации урока:

Проведенный урок характеризуется своевременностью начала. Учитель провела  проверку присутствующих, большую подготовку кабинета к уроку (тематическая наглядность, дидактический материал, карточки-задания с пропусками, как для слабоуспевающих, так и детей проявляющих интерес к математике, удачное размещение мультимедиа). При подготовке урока были учтены индивидуальные особенности учащихся, темп работы. Проведена проверка организации рабочего  места, наличия индивидуальных принадлежностей. Были выбраны руководители групп.

Проверка домашнего задания:

Проверка изученного ранее проведена фронтально в устной форме с использованием наглядного материала, расположенного на доске.  Алла Викторовна требует от учащихся полных и чётких ответов на поставленные вопросы.

Актуализация опорных знаний:

Актуализация знаний школьников направлена на повышение интереса к предмету, имея конечной целью повышение качества знаний четвероклассников, и проведена в игровой форме. Использовалась групповая форма работы с места по заранее подготовленному дидактическому разноуровневому материалу. Формулировка заданий и вопросов учителем четкая, школьники поняли поставленные задачи и на достаточно высоком уровне справились с заданиями. Учитель  объективно вербально оценила результаты работы учащихся. При этом Алла Викторовна акцентировала внимание учащихся на допущенных ошибках.

Восприятие, усвоение и закрепление  учебного материала:

Изложение учебного материала проводится на высоком уровне. Алла Викторовна доходчиво излагает свои мысли, опираясь на жизненный опыт школьников. Речь учителя лаконична, но при этом  эмоциональна, богата на эпитеты. Связь между частями урока построена логически верно, все объяснения четки и понятны младшим школьникам. Выбранная тема урока (историческое путешествие) тесно связана с жизнью, с другими школьными дисциплинами (литература, ОБЖ, история). Урок очень познавательный, характеризуется высокой  дисциплиной, тесным взаимодействием учителя с учениками. Достаточное количество яркой и содержательной наглядности активизирует деятельность школьников на протяжении всего урока. На уроке используются справочные пособия, учебники, карты путешественников, путевые листы, судовые журналы. Часть зданий выводиться на экран через проектор, что позволило сэкономить на уроке время.

Алла Викторовна на высоком профессиональном уровне владеет учебным материалом, постоянно находится в творческом поиске новых методов и средств обучения. Все использованные методы самостоятельной работы школьников (работа с учебником, по карточке, в группе и по парам, с картой и т. д.) подобраны целесообразно, на основе изученного ранее материала и услышанного на уроке.

При проведении закрепления материала перед учащимися поставлена проблемная ситуация через выполнение практического упражнения социально – адаптированного к жизненной ситуации. Такая организация позволила включить каждого учащегося в активную деятельность по достижению цели. В результате все 100% школьников задействованы в активной работе на протяжении всего урока. Ребята  показали высокое усвоение учебного материала.

Подведение итогов занятия, выставление оценок:

Время урока распределено продуктивно.  Воспитательные и дидактические цели полностью достигнуты. Подведение итогов проведено в игровой форме капитанами команд с помощью сундука сокровищ (монеты – жетоны с оценками).

Учитывая возрастные особенности школьников, учитель  поддерживает их интерес на протяжении всего урока за счёт смены различных форм и методов, разнообразного красочного дидактического и наглядного материала, исторических фактов, заданий на логику и смекалку.  Людмила Николаевна ввела в работу динамические паузы, физкультминутку, зарядку для глаз. Создаёт ситуацию успешности, подбадривая учащихся,  приходит на помощь сама и учит работать в парах. Отношения между учащимися и учителем строились на взаимном доверии и тесной обратной связи.

Личные качества педагога, проявленные во время занятия:

Алла Викторовна -  чуткий, преданный своему делу педагог. При проведении урока показала такие качества учителя, как искренний интерес к ребёнку, широта кругозора, справедливость, эмоциональность. Учитель требовательна к себе, обладает педагогическим тактом, находится в постоянном поиске нового в педагогической деятельности. Умело корректирует ход урока, учитывая возрастные и индивидуальные особенности своих учеников.

Наличие и состояние документации на занятии:

Документация учителя к уроку (рабочая программа, календарно-тематическое планирование, конспект урока, классный журнал) соответствует всем необходимым требованиям.

Выводы, советы, рекомендации.

План урока выполнен. На уроке реализовывались общеобразовательные, воспитывающие развивающие задачи. Урок был эффективный, проведён на высоком методическом уровне. Психологическая атмосфера поддерживалась тёплым обращением со стороны учителя к детям, их подбадриванием, пониманием того, как школьникам тяжело сформулировать свой ответ на тот или иной поставленный вопрос, их волнения в присутствии гостей и переживания на ту или иную неудачу. К каждому ученику осуществлялся индивидуальный подход. Цель урока достигнута

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Анализ — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации.

Анализ урока – дело сложное. Разобрать урок по пунктам трудно и требует много времени. Чтобы осуществить педагогический анализ урока, нужно, прежде всего, расчленить его на части (этапы), отвечающие его сущности. Суть состоит в том, чтобы не вырывать части из целого, а рассматривать их в целом (уроке) и в связи с другими частями (этапами) урока.

Педагогический анализ урока — это распознавание специфического в достаточно сложном процессе обучения и воспитания.

Урок — это сложная динамическая система, имеющая несколько подструктур, подчиненных единой цели. Анализ должен быть объективным, т. е. он должен правильно отражать урок как системный процесс, глубоко вскрывая его достоинства и недостатки. Глубоко, педагогически целесообразно проанализировать такую систему можно только с позиции системного подхода. Если руководитель школы будет понимать урок как процесс, то и задача его в ходе анализа будет сводиться к тому, чтобы проследить последовательность смены фаз этого процесса, доказать внутреннюю закономерность его развития.

Педагогический анализ связан с необходимостью представлять урок как процесс воздействия друг на друга этапов, осуществление которых подчинено триединой цели урока и происходит путем взаимодействия содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учеников. Именно на это должно быть направлено внимание при анализе, ибо здесь рождается конечный результат урока.

Сложность урока как педагогического явления неизбежно требует нелинейности его познания, рассмотрения его как сложной целостности, одновременно расчлененной, устойчивой и изменчивой. При этом необходимо опираться на анализ реальных результатов этапов и конечного результата урока в целом.

Такой подход к анализу урока дает возможность руководителю вскрыть причины достоинств и недостатков анализируемого процесса обучения, показать пути формирования реального результата урока. Это, в свою очередь, позволяет конкретизировать выводы по уроку, более точно оценить его, дать педагогу предложения по наращиванию успеха и ликвидации недостатков.

Действенность такого подхода к педагогическому анализу урока заключается также в том, что благодаря своей глубине и конкретности каждый его случай может стать хорошей школой педагогического мастерства для учителя, урок которого анализируется.

Важно обретение учителем уверенности в своих силах – в своей возможности научить, объяснить, показать, внимательно выслушать, помочь, посоветовать. Вместе с тем уверенность должна сочетаться с внимательным анализом своих поступков, необходимой самокритичностью, готовностью правильно реагировать на критические замечания руководителей и коллег, так как их советы помогают повышать квалификацию. Более опытный педагог подтягивает менее опытных. Неопытный на чужих ошибках учится сам.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сообщение: "Логика анализа урока"

Автор: Попович Алина Ефимовна

Дата: 10.04.2022

Номер свидетельства: 604511

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока по танцу. Тема: "Танцевальные движения с предметами". "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-po-tantsu-tiema-tantsieval-nyie-dvizhieniia-s-priedmietami"
    ["file_id"] => string(6) "143378"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418534272"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Сообщение на тему "Логика анализа урока""
    ["seo_title"] => string(41) "soobshchenie_na_temu_logika_analiza_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "604523"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1649598605"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Урок на тему: "Логика" для учащихся 6 класса "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-na-tiemu-loghika-dlia-uchashchikhsia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "113082"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409127667"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "откр. урок по осн.обществознания "
    ["seo_title"] => string(36) "otkr-urok-po-osn-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "167870"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423146806"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка урока " Распространенное определение. Реклама" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-rasprostraniennoie-opriedielieniie-rieklama"
    ["file_id"] => string(6) "168784"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423301716"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства