Тема методической разработки:
«Логика: её предмет, значение и законы. Законы логического мышления»
Тип урока: комбинированный.
Форма: работа по развитию мышления – быстрый ответ
Цели:
Обучающая: ознакомить учащихся с наукой логикой, с основными формами мышления, их ролью в жизни человека;
Развивающая: расширить и углубить понятия учащихся о мышлении, его формах;
Воспитывающая: формировать у учащихся умение обобщать, рассуждать и знать законы логического мышления;
Оборудование: конспект урока, презентация, листы бумаги; ручки; проектор, вырезки из фильмов для демонстрации понятий; раздаточный материал;
?дістемелік ке?ес отырысында ?дістемелік комиссия
тал?ыланды ж?не келісілді./ отырысында ?абылданды
Рассмотрена и согласована на заседании Принята на заседание
методического совета: методической комиссии:
?К т?райымы ?ЦК т?райымы
Председатель МС_________ Т.Дьяченко Председатель МО общеобразовательных
дисциплин_________ Астраханцева Е.В.
Ход урока
№
Этапы урока
содержание
Время
Деятельность преподавателя
Деятельность
студентов
Организационный момент.
Целеполагание
2 мин.
Организация внимания
Подготовка в восприятию
Этап усвоения пройденного материала
Этика науки.
Этические проблемы в развитие науки. Социальная ответствен-ность учёных
20 мин
опрос
Быстрые сформулиро-ванные ответы на вопросы
Этап закрепления новых знаний
«Логика: её предмет, зна-чение и зако-ны. Законы логического мышления»
20 мин.
Демонстрация слайда на интерактивной доске
Восприятие и конспектиро-вание
Подведение итогов
Обратная связь
3 мин.
Краткое изложение узловых вопросов
Основные понятия по теме: логика, формальная логика, формы мышления, суждение, умозаключение, доказательство, закон тождества, закон исключительного третьего, закон достаточного основания, истинность мысли, логические приёмы, логические операции.
Содержание урока
1. Организационный момент. Целеполагание.
Сейчас мы подведём итоги прошлого урока.
2. Этап усвоения пройденного материала:
- Можно ли образование рассматривать как потребление духовных ценностей? Ответ должен быть аргументированным.
- Как в условиях современной научно-технической революции меняется социальная структура?
- Чем познавательная деятельность учёного отличается от познавательной деятельности учащегося?
- в каких формах существуют в науке этические нормы? Назовите их и дайте их краткую характеристику.
- Почему современная наука столкнулась с необходимостью социальной ответственности учёных и в целом научного сообщества?
- Разверните дискуссию по проблеме возможности клонирования человека. Выразите свое отношение по этому поводу.
- Кто подготовил сообщение о деятельности крупного учёного?
Обобщение ответов учащихся. Подытоживаем II главу.
3. Этап закрепления новых знаний.
- Логика как философская дисциплина.
- Формальная логика
- Значение и законы логики.
- Ведём запись в конспектах: Логика – философская наука о законах и формах правильного мышления. Она является наукой об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для познания в любой области знания. Далее идёт устный рассказ с показом карт стран на интерактивном доске.
Первые учения о формах и способах логических рассуждениях возникли в странах Древнего Востока (Китай, Индия). Логика как наука начала зарождаться в связи с риторикой (учение о логическим красноречии) в Древней Греции и Древней Индии. В то время были очень популярны состязание ораторов при большом скопление народа.
В науке «логика» есть свои разделы: - это «формальная логика», «диалектическая логика», «классическая логика», «неклассическая логика» и т.д.
- Мы сейчас своё внимание сфокусируем на «формальной логике». Что же она изучает? Она изучает формы мышления, суждения, умозаключение и т.д. – с точки зрения их логического строения при отвлечении от конкретного содержания, высказанного в них. Это например: «все школьники - учащиеся», «все киты - млекопитающие»
Это мысль впервые высказал древнегреческий философ и учёный Аристотель
Аристотель — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей. Натуралист классического периода.
Родился: 384 г. до н. э., Халкидики, Греция
Умер: 322 г. до н. э., Халкида, Греция
Образование: Платоновская Академия (367 г. до н. э.–347 г. до н. э.)
Его рассуждения были таковыми «Если все люди смертны и все греки люди, то все греки смертны»
Учение Аристотеля придерживался великий философ и учёный – энциклопедист средневекового Востока аль – Фараби
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби, употребительное сокращение имени — аль-Фараби — философ, математик, теоретик музыки, учёный Востока. Один из крупнейших представителей средневековой восточной философии.Википедия Родился: 872 г. н. э., Отрар. Умер: 950 г. н. э., Дамаск, Сирия
И Аристотель и аль-Фараби представляли доматематическую логику, т.е., традиционную, формальную логику.
Автором математической (или символической) логики является немецкий философ Г.В.Лейбниц
Го?тфрид Ви?льгельм Ле?йбниц — немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед. Основатель и первый президент Берлинской Академии наук, иностранный член Французской Академии наук.
Родился: 1 июля 1646 г., Лейпциг, Германия
Умер: 14 ноября 1716 г., Ганновер, Германия
Образование: Лейпцигский университет
Он пытался создать универсальный язык, с помощью которого споры между людьми можно было бы разрешить с помощью вычисления
- Значение и законы логики.
Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные. Она учить мыслить чётко, лаконично, правильно. Она нужна всем людям, работникам самых различных профессии. Сейчас логика стала неотъемлемой частью человеческой культуры. Она широко применяется в психологии и лингвистике, истории и журналистике, социологии и политологии, теории управления и педагогике, юриспруденции и этике, дипломатии и культурологи.
Законы логики
Закон тождества
Закон непротиворечия
Закон исключён-ного третьего
Закон достаточного основания
- Закон тождества – в процессе определённого рассуждения всякое понятие и суждение должно быть тождественны самим себе.
- Противоречие не будет, если мы говорим о разных предметах или об одном и том же предмете, взятом в разное время или в разном отношении.
- Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, третьего не дано.
- Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной
Задание на дом: прочитать материал учебника по теме, дать определение понятии «логика», записать в тетрадь законы формальной логики и провести анализ.