Просмотр содержимого документа
«Сообщение методы обучения письму»
Обучение письму – это в первую очередь выработка графического навыка. Его особенность состоит в том, что с одной стороны – это двигательный навык (действие которое опирается на мускульные усилия), с другой стороны, в процессе письма осуществляется перекодировка (замена осмысленных единиц речи на графические знаки), что придает ему характер сознательной деятельности, требующей определенного уровня развития мышления. Сознательный характер письма состоит в: правильном соотнесении звука и буквы, соблюдении ряда графических и орфографических правил, использование письменного навыка для передачи собственных мыслей. Навык письма тесно связан с навыком чтения.
В последнее время в методике русского языка особенно актуальной является проблема обучения первоклассников каллиграфически правильному письму, так как возникают трудности при овладении техникой письма, которые имеют разные причины: и физиологические, и психологические, и педагогические. При обучении детей письму очень важны методические знания учителя.
В последнее время в методике русского языка описаны разнообразные приемы и упражнения, помогающие формировать графические навыки.
Основными из них являются следующие:
1. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради учащегося.
2. Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради.
3. Обведение образца буквы (копировальный прием).
4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе.
5. Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов.
6. Письмо под счет.
7. Прием показа ошибочного написания.
Наиболее эффективным является реализация педагогом не одного, а всех вышеназванных приемов, что позволит ему разнообразить деятельность учащегося и достичь наибольшего успеха в обучении детей письму. В последнее время обращается внимание и на "Прописи", которые являются основными помощниками учителю и детям. Они составляются в соответствии с букварем и содержат образцы букв. "Прописи" облегчают работу учителя, а для учащихся служат образцом, в котором нет ошибок. В "Прописях" также реализуется очень важное свойство письма – это его безотрывность.
Методы обучения письму:
1. Копировальный способ заключается в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях точками, бледными чернилами, или написанных от руки учителем карандашом. Этот метод был введен в школу в XIX веке направлен на выработку правильно формы букв. «+»: исправляет почерк, обучает написанию отдельных букв. «-»: отсутствует сознательное овладение почерком; построена на механическом упражнении.
2. Линейный метод в основе этого метода лежит шрифтовой подход к обучению – точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. В современной школе используют тетрадь в косую линию. Графическая сетка стала применяться с 1857 года в Германии.
3. Генетический метод заключается в изучении букв в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. В обучении письму этот метод применял И.Г. Песталоцци. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности. Используется для усовершенствования навыка письма, отработки формы буквы в послебукварный период.
4. Тактический (ритмический) метод – это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. Он повышает интерес к занятиям, развивает уверенность в плавности движений руки, способствует установлению нужной скорости письма. Но при длительном применении дети быстрее утомляются.
5. Метод Карстера – обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки, пальцев, кисти, предплечья. Этот метод вошел в историю чистописания как метод англичанина Карстера. Упражнение «росчерки» необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством места, развитие свободы и лёгкости движения руки. «+»: некоторые упражнения можно использовать при обучении детей с целью разнообразия ПО. «-»: больше пригоден для взрослых при выработке скорости или исправления почерка, т.к. росчерки сложны по технике исполнения.