Просмотр содержимого документа
«Сообщение «Формы и методы внеурочной деятельности в начальных класса».»
Сообщение «Формы и методы внеурочной деятельности в начальных класса».
В настоящее время усиливается поиск новых форм организации внеурочных видов деятельности в специальной (коррекционной) школе, которые обеспечили бы интеллектуальное, социальное развитие особого ребенка и его творческой личности в целом. Уже сама по себе попытка государства привлечь к инвалидам внимание общества свидетельствует о том, что в этой сфере Россия переживает не лучшие времена. Жестокость мира выражается в нежелании видеть проблемы людей, находящихся в постоянной борьбе за признание, уважение, любовь.
Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, внешнему облику необходима каждому человеку. Ведь, как отмечал Ю.А. Шрейдер: «Самая страшная из грозящихся нам катастроф – это не столько атомная, сколько антропологическая – уничтожение человеческого в человеке».
Если окружающие поверят в талант особого ребенка, его возможности могут быть безграничны. Работа педагогов коррекционной школы-интерната г. Королева направлена на создание условий для формирования навыков суждений, основанных на моральных ценностях, развития творческого начала в каждом ребенке.
В основе взаимодействия с ребенком лежит принцип успешности каждого ученика во внеурочной деятельности, что требует особых педагогических средств и способов. Каждый воспитанник может проявить свои таланты, занимаясь в развивающейся системе дополнительного образования при школе:
ИЗО - студии, музыкальной студии, кружках декоративного искусства и многих других.
Среда успешности вокруг ребенка предполагает чувство защищенности, безопасности, создание условий для самореализации, самопроявления.
Каждый ребенок особо нуждается в создании «ситуации успеха», даже разовое переживание успеха может резко улучшить его психологическое состояние, ритм его деятельности и взаимоотношения с окружающими. Против несправедливости и невнимания ребенок с отклонениями в развитии беззащитен и реагирует на них потерей интереса, снижением активности в учении.
Нельзя забывать и о главном:
«Успешный ученик, может быть только у успешного учителя!».
Почти каждый педагог школы-интерната знает и применяет правила:
Воспитывай с любовью и во имя любви.
Творчески подходи к своей деятельности.
Помогай каждому воспитаннику пережить радость достижения, поверить в себя, почувствовать «ситуацию успеха».
Создай каждому ребенку возможность быть успешным в той или иной деятельности и через это реализовать себя.
Поощряй совместную деятельность родителя и ребенка.
Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Для реализации основной образовательной программы во 2 классе я использую следующие направления внеурочной деятельности:
Коммуникативное - «Разговоры о важном».
Учение с развлечением - «Любознайки» и «Веселый счет».
Цель внеурочной деятельности «Разговоры о важном» — формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем — патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Основные задачи:
воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
формирование культуры поведения в информационной среде.
Каждый понедельник на первом уроке проходит это занятие. Кроме предлагаемого материала по теме и просмотра, мы часто с детьми делаем зарисовки, раскрашиваем раскраски, изготавливаем поделки, читаем информацию как федеральных, областных, так и районных СМИ. Тем самым находим своих героев, которые живут рядом с нами, узнаем что-то новое для воспитанников.
Направление «Учение с развлечением» включает внеурочную работу по предметам – русский язык «Любознайки» и математика «Веселый счет».
Цель программы «Любознайки» по русскому языку: развитие пространственных представлений, развитие мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики, развитие выразительности речи, ее обоснованности и последовательности, развитие УУД на основе личного опыта обучающихся.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Цель программы«Веселый счет» по математике: формирование и развитие интеллектуальной активности, поддержание устойчивого интереса к предмету, развитие логического мышления и математической речи.
Основная задача программы: формирование и развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Этот курс включает в себя следующие методы: коррекционно-развивающие упражнения и задания на развитие интеллектуальных умений ориентирования, сравнение, обобщение, классификация,наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания, логические задания, комбинаторика и конструкции,творческие задания. Формы проведения могут быть разными: кружок, экскурсия, соревнование, КВН.
Цель занятий курса «Тайны бумажного листа: развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи:
обучить конкретным трудовым навыкам;
обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;
формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, исследовательский.
Формы проведения занятий: индивидуальная и групповая деятельность, выставки, конкурсы.
Вид деятельности: практический.
Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
Система мероприятий по созданию успешной среды дает положительный результат, а в дальнейшем обязательно отразится на его личности становления. Это и будет самым важным результатом образовательного процесса.