Я работаю с детьми 1класса.Я вижу, как некоторым ребятам очень трудно войти в школьную жизнь в силу своих индивидуальных особенностей.Поэтому считаю важным применять оздоровительные мероприятия.Зарядка, зрительная и дыхательнаяГимнастика, пальчиковая гимнастика,массаж, физкультминутки,подвижные игры, классные часы оздоровительной направленности снижают утомляемость малышей,повышают эмоциональный настрой,способствуют сохранению и укреплению здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сохранение и укрепление здоровья первоклассника»
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Покусаева И. Ю., учитель начальных классов
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в современном обществе занимает центральное место. Здоровье-это главная ценность человека, источник радости.
Младший школьный возраст-это период, в котором регулирующие системы детского организма: эндокринная и нервная системы весьма незрелые. Любое серьёзное напряжение детского организма может вызвать активную перестройку работы всех органов и систем. Изменение режима дня первоклассника в сравнении с детским садом, увеличение нагрузки приводит к изменениям в здоровье детей.
Исследования показывают, что 30% первоклассников приходят в школу и имеют отклонения в состоянии здоровья. К концу обучения в начальной школе число здоровых детей резко уменьшается, наблюдаются нарушения зрения и осанки, плоскостопие и другие заболевания.
Перед педагогами возникает вопрос: Как построить процесс обучения, который позволит осуществить принцип «Не навреди»?
Я работаю с детьми в 1классе. Наблюдая за ребятами, я вижу, как трудно некоторым ребятам войти в школьную жизнь в силу своих индивидуальных особенностей. Поэтому я считаю самым важным в педагогической работе применение оздоровительных мероприятий. К таким видам деятельности можно отнести:
1)гимнастику до занятий ( в тёплое время года на улице);
2)гимнастику для глаз;
3)дыхательную гимнастику;
4)массаж;
5)физкультурные минутки;
6)пальчиковую разминку;
7)динамические паузы;
8)подвижные перемены;
9)классные часы, пропагандирующие здоровый образ жизни ( праздники, спортивные соревнования, викторины…).
Центральное место в учебном процессе отвожу формированию у младших школьников знаний, умений и навыков здорового образа жизни и использованию их в современном обществе. Знания формируются на уроках окружающего мира, русского языка, литературы, математики, физкультуры и во внеклассной работе. Учащиеся знакомятся с основными факторами здорового образа жизни: питанием, распорядком дня, видами спорта, вредными привычками и др.
Рассмотрим основные виды оздоровительных мероприятий.
Гимнастика до занятий помогает повысить общую работоспособность детей.
Обучаясь в школе, ребёнок вынужден долгое время сидеть за партой. Это приводит к утомляемости, мышечной слабости , нарушению осанки. Я использую режим меняющихся поз, предложенный В. Ф. Базарным. В классе стоят конторки и ребята могут работать и сидя, и стоя за конторками. Дети очень любят выполнять задания в таком режиме. В моём классе обучаются ребята с нарушениями зрения. Систематически использую зрительные тренажёры В. Ф. Базарного и зрительную гимнастику.
Дети учатся снимать напряжение с уставших глаз, моргая, смотря вдаль, путешествуя глазами за определёнными символами. Зрение улучшается, и дети меньше устают.
Физкультурные минутки - это кратковременные перерывы(1-3 минуты) в процессе урока, цель которых – предупредить утомляемость, восстановить работоспособность и предотвращать нарушение осанки. Ребята с интересом проговаривают и выполняют данный вид оздоровительных мероприятий.
Приведу примеры физкультурных минуток.
1 « Мы старались, мы учились»
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины. ( вращение корпусом вправо и влево)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками .
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех? (движения крыльев)
Чтобы ноги не болели
Раз -присели, два- присели.
Три, четыре, пять и шесть. ( приседания)
Рядом с партою идём( ходьба на месте)
И садимся мы потом.
2 « Для начала мы с тобой»
Для начала мы с тобой
Крутим только головой ( вращения голой)
Корпусом вращаем тоже
Это мы, конечно, сможем. ( повороты вправо, влево)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны прогнулись.( потягивание)
От разминки раскраснелись и за порты тихо сели.
Мелкая мускулатура рук первоклассников ещё недостаточно развита и поэтому важным этапом уроков русского языка является пальчиковая гимнастика.
Мышка мылом мыла лапку-
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой,
Сполоснув потом водой,
Не забыла и указку-
Смыв с неё и грязь, и краску.
Средний мылила усердно-
Самый грязный был, наверно.
Безымянный тёрла пастой-
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла –
Очень он боялся мыла.
У детей 1класса в процессе обучения проводятся динамические паузы - это комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями. Упражнения и игры выполняются коллективно и фронтально. Здесь проводятся подвижные и музыкальные игры, способствующие эмоциональной разрядке детей.
Подвижные перемены – организованная форма отдыха детей на свежем воздухе, включающая спортивные, подвижные игры и самостоятельную игровую деятельность детей.
В классе проводились праздники « Как мы спасали витаминку», « Друзья здоровья», Веселые старты « Папа, мама, я - спортивная семья»…
Таким образом, можно сделать вывод, что комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебной деятельности снижает утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность детей, способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.