Из опыта работы на тему: "Влияние стандартов ФГОС НОО на адаптацию первоклассника"
Из опыта работы на тему: "Влияние стандартов ФГОС НОО на адаптацию первоклассника"
Сообщение из опыта работы педагога по теме "Влияние стандартов ФГОС НОО на адаптацию первоклассника". Где затронуты цели, задачи адаптационного периода первоклассника. Также затронуты плюсы и минусы стандартов.
Огромная роль в воспитании и развитии детей отводится родителям. В классе выбран родительский комитет и разработан план его работы. В учебном году запланированы родительские собрания:
Нововведения в учебную и внеучебную деятельность в рамках реализации ФГОС НОО.
Адаптация первоклассников. Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.
Режим дня - основа сохранения и укрепления здоровья первоклассников.
Профилактика вредных привычек.
Чему и как учить современных детей (об организации по введению в учебно-воспитательный процесс ФГОС НОО).
Минус стандартов в том, что нет материально-технической базы. Мебель в классе старая, нет учебно-методических пособий (приходится делать самим), из техники в классе только компьютер (появился только в этом году).
Новые стандарты в основном рассчитаны на сильного ученика, поэтому приходится много заниматься дополнительно со слабыми учащимися.
Хорошо то, что есть много развивающих заданий, которые учат детей думать, анализировать, делать выводы. Разнообразные формы и методы учат детей самостоятельности, способствуют личностному росту учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы на тему: "Влияние стандартов ФГОС НОО на адаптацию первоклассника" »
Влияние стандартов ФГОС НОО на адаптацию первоклассника.
Автор: Шиблева Ю.П.
C 1 сентября 2011 года в нашей школе введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база. Документация школьного уровня так же подготовлена в полном объёме. Накануне нового учебного года интенсивно проводилась информационная работа с родителями будущих первоклассников по вопросам организации обучения детей, обсудили проект стандартов, познакомили родителей с образовательной программой школы.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. На примере 1 класса (2012-2013 уч.год) хотелось бы показать, как введение новых стандартов повлияло на адаптацию первоклассников. В данном классе обучается 4 ребенка, из них 2 не посещали дошкольное образовательное учреждение. Обычно адаптация составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети были очень шумными, отвлекались на уроках, капризничали. Другие очень скованные, робки, старались держаться незаметно, слушали, когда к ним обращались с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плакали.
Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекала с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.
Целью адаптационного периода является создание наиболее полного представления о школе, об учениках, о жизни по школьным правилам.
Задачи адаптационного периода:
воспитание качеств, нужных в общении друг с другом и совместной деятельности (сотрудничество);
формирование навыков общения.
Г.А. Цукерман называет этот период своеобразной инициацией в новый возраст, в новую систему отношений со взрослым, сверстником и самим собой.
Педагогу важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, не похожее на собственное. Ребята учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих знаний. Все это способствует снятию тревожности. Кроме вышеназванных общих задач, есть специфические задачи для первоклассников:
вживание в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник — не школьник);
ввести понятие оценки, самооценки и различные их критерии;
научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
подготовить родителей к новой роли — родителя школьника;
организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
С введением стандартов второго поколения мы уже с первого дня ребенка в школе работали в группах, учились быть коллективом, так как большая часть класса не была готова к этому, было трудно адаптироваться в классе. На таких уроках как технология, изобразительное искусство, окружающий мир ребята занимались в группах, они сами добывали знания, учились работать по алгоритму, на каждом уроке учились оценивать себя, проводилась рефлексия. Им было интересно совместно делать открытия, узнавать всё новое и новое… А благодаря внеурочной деятельности адаптация ребенка проходила быстрее, детям было интересно посещать кружки. Уже к концу первой четверти дети научились работать в группе, самостоятельно работать, помогать друг другу. Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.
Во главу угла была поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. В школе организовано горячее питание. Каждая минута, проведённая в школе, дала детям положительный опыт общения, позволило проявить себя как активную, творческую личность, расширило его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общались с педагогами и друг с другом - в классах сложились доброжелательные взаимоотношения, что является одним из условий формирования здоровье сберегающей образовательной среды.
Для лучшей адаптации детей в 1-х классах введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. В первой четверти три урока ежедневно по 35 минут, во второй четверти 4 урока по 35 минут, в третей – 4 урока по 45 минут и в четвертой-4 урока по 45 минут 1 день 5 уроков физкультура. В течение всего учебного года проходит динамическая пауза 40 минут, что позволяло ребёнку отдохнуть.
Таким образом, хочется отметить что, с введением стандартов второго поколения адаптация ребёнка в школе проходит спокойно, незаметно. Первый месяц введения ФГОС второго поколения позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело. Внеурочные занятия оказались востребованными и родителями, и детьми. По сравнению с детьми прошлых лет, наши первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды.
Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного напряжения, проводятся физкультминутки.
Кроме того, я слежу за психологическим климатом на уроке, провожу эмоциональные разгрузки, слежу за соблюдением учащимися правильной осанки и чередованием работы в течение урока.
В начале учебного года в классах был проведен мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения. Оценка процесса адаптации проводилась через:
-анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования;
-восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе);
-восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке).
В классе мною были проведены:
методика исследования мотивации учения у первоклассников М. Р. Гинзбург,
анкета для определения школьной мотивации Н. Г. Лусканова,
тест «Мотивационная готовность к школе» А. Л. Венгер,
методика «Дерево».
По результатам диагностики учителям, работающим в классе и родителям, даны рекомендации.
В 1 классе мы с ребятами начали оформление портфолио - своеобразной копилки успехов учащихся. В начальной школе это совместная работа ученика, учителя и родителей где отмечаются успехи ребенка в учебной творческой, спортивной, общественной, коммуникативной деятельности.
Огромная роль в воспитании и развитии детей отводится родителям. В классе выбран родительский комитет и разработан план его работы. В учебном году запланированы родительские собрания:
Нововведения в учебную и внеучебную деятельность в рамках реализации ФГОС НОО.
Адаптация первоклассников. Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.
Режим дня - основа сохранения и укрепления здоровья первоклассников.
Профилактика вредных привычек.
Чему и как учить современных детей (об организации по введению в учебно-воспитательный процесс ФГОС НОО).
Минус стандартов в том, что нет материально-технической базы. Мебель в классе старая, нет учебно-методических пособий (приходится делать самим), из техники в классе только компьютер (появился только в этом году).
Новые стандарты в основном рассчитаны на сильного ученика, поэтому приходится много заниматься дополнительно со слабыми учащимися.
Хорошо то, что есть много развивающих заданий, которые учат детей думать, анализировать, делать выводы. Разнообразные формы и методы учат детей самостоятельности, способствуют личностному росту учащихся.