kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Слово об авторе

Нажмите, чтобы узнать подробности

слово об авторе к изучению произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка "Аленушкины сказки"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Слово об авторе»

Чернявской Анастасии 4-1В


Слово об авторе Дмитрии Наркисовиче Мамине-Сибиряке

«Алёнушкины сказки»

3 класс


Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк 6 ноября 1852 г. в заводском посёлке Пермской губернии в семье бедного заводского священника. В семье было четверо детей. Жили скромно: отец получал маленькое жалованье и много лет он бесплатно учил детей в заводской школе. В доме на счету была каждая копейка. Но его родители были добрыми, отзывчивыми, и люди тянулись к ним. Мальчик любил, когда в гости приходили фабричные мастеровые. Они знали столько сказок и увлекательных историй! Особенно запомнилось Мамину-Сибиряку Густой

Родители научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. В нём рано зародилась страсть к литературе. В шестнадцать лет он уже вёл дневник.

Дмитрий Наркисович очень любил свою семью. Сейчас в архивах хранятся около 450 писем, написанных им матери в разные годы. Конверты  подписаны: «Екатеринбург (Пермской губернии), Ее Высокоблагородию Анне Семеновне Маминой». Всю жизнь  он писал слово  «Мама» только с заглавной буквы

Дмитрий Наркисович мечтал стать писателем с самого детства, и уже в 23 года он начал репортёрскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы.

Первый роман - "В водовороте страстей", который был написан Маминым, он подписал псевдонимом - Е. Томский. Критики его сильно раскритиковали и поэтому Дмитрий решил закончить свою литературную карьеру и уехать обратно на родину.
Вернувшись домой Мамин решил взять новый псевдоним, чтобы его не путали с неудачником - Томским. И поэтому он начал подписывать свои очерки очень просто - Сибиряк. После чего этот псевдоним "прижился" к основной фамилии, так у него появилась двойная фамилия – Мамин-Сибиряк.

Прошли годы. Мамин-Сибиряк стал первым писателем, который нарисовал картины жизни Урала. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ, его борьбу с несправедливостью и гнётом.

У Дмитрия Наркисовича много рассказов и для детей. Ему хотелось научить ребят видеть и понимать красоту природы, богатства земли, любить и уважать трудового человека. «Это счастье писать для детей», — говорил он. «Дети – будущее человечества: в них будущие возможности», а книга – это «живая нить, которая выводит из детской комнаты и соединяет с остальным миром», «детская книга – это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян» – таковы некоторые высказывания писателя.
К детской читательской аудитории писатель обратился очень рано – в 80-е годы, хотя основные его произведения были написаны начиная с 90-х годов (в 1892 году умерла в родах его двадцатишестилетняя горячо любимая жена, оставив писателю тяжелобольную дочь – Алёнушку).

К детской литературе Дмитрий Наркисович относился очень серьезно. Обращаясь к писателям, своим современникам, Мамин-Сибиряк призывал их правдиво рассказывать детям о жизни и труде народа. "Детская книга - это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян". Герои Мамина-Сибиряка те же, что и герои многих народных сказок: мохнатый неповоротливый медведь, голодный волк, трусливый заяц, хитрый воробей. Они и думают и разговаривают между собой, как люди. Но в то же время это настоящие животные. Медведь изображён неуклюжим и бестолковым, волк злым, воробей озорным, проворным забиякой. Одним своим героям Мамин-Сибиряк сочувствует, над другими подсмеивается. Он с уважением пишет о трудящемся человеке, осуждает бездельника и лентяя.

«Аленушкины сказки» (1894-1897) занимают особое место в творчестве Мамина-Сибиряка. Из всех своих книг Мамин-Сибиряк особенно дорожил «Алёнушкиными сказками». Он говорил: «Это моя любимая книжка — её писала сама любовь, и поэтому она переживёт всё остальное». Они были сначала рассказаны писателем дочери во время ее болезни, а потом подготовлены для издания. Посвящение сказок маленькой Аленушке определило лиризм, задушевность и колыбельную интонацию: «Баю-баю-баю… один глазок у Аленушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Аленушки спит, а другое – слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки». Стиль этой присказки Мамина-Сибиряка близок к народным.

Сказки Мамина-Сибиряка пробуждают сочувствие к слабым, угнетенным. Каждая сказка – это своеобразный урок, модель поведения слабого в большом мире. Только что родившейся Козявочке поначалу кажется, что мир прекрасен и принадлежит ей одной, но, увы, первые же встречи повергают её в изумление – всё уже кому-то принадлежит, а козявочкам со всех сторон грозит беда. Ищи своё место в жизни. Не будь беззащитен и зависим, как жёлтая птичка Канарейка, но постарайся не омещаниться, как Воронушка. Помни, что даже маленькие комары способны победить медведя, знай, что храбрость «города берёт», но не слишком увлекайся победой. Не суди по законам «птичьего двора»: последний на нём может оказаться первым в настоящем большом мире и наоборот. Имей в виду: пока двое ссорятся, третий обязательно извлечёт из этого пользу. А главное – надо уметь любить жизнь.

В центре «Алёнушкиных сказок» – животные, рыбы, насекомые, куклы, а вот человек в них почти не появляется. Мастерство Мамина-Сибиряка проявилось в решении сложнейшей задачи – в предельно лаконичной форме дать детям представление о законах человеческого бытия. Не случайно язык «Алёнушкиных сказок» у современников получил название «мамин слог».

Не меньшее значение, чем сказки, имеют в творчестве Мамина-Сибиряка для детей и рассказы, среди которых самыми популярными заслуженно считаются рассказы о природе Урала и людях Урала («Уральские рассказы») и рассказы о маленьких тружениках. (При этом две названные тематические группы рассказов по-своему контрастны: например, в «Уральских рассказах» доминирует и определяет специфику нарисованного именно природа, а в рассказах о маленьких тружениках её как будто вообще нет – ведь дети, загнанные в шахты и мастерские, её просто не видят.)

Нередко в творчестве писателя появляются произведения, предупреждающие об опасности бездумного вторжения в жизнь природы, существующей по своим законам. Принесли люди «забавного» малыша Медведко в дом и ничего, кроме неприятностей и досады, не приобрели от общения со зверем. Но и медвежонок страдает, лишённый привычной среды обитания, перебрасываемый из дома в дом. Хорошо, что «на счастье» нашёлся охотник, выручивший и людей, и ставшего всем обузой «поганого зверя».

Последние годы жизни писатель тяжело болел.

26 октября 1912 года в Петербурге отмечалось сорокалетие его творческой деятельности, но Мамин уже плохо воспринимал пришедших поздравить его - через неделю, 15 ноября 1912 года, он скончался.



Перед нами, читателями, Мамин-Сибиряк предстал в роли талантливого писателя, книги которого мы читаем и любим. Эта роль самая длинная в его жизни, записанная, по собственному признанию, в ста томах и не оборвавшаяся даже в ночь на 15 ноября 1912 года, ибо Мамин, по высказыванию Чехова, принадлежит к тем писателям, которых по-настоящему начинают читать и ценить после их смерти.

На памятнике, установленном на могиле писателя в  Петербурге, высечены слова: «Жить –  тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец – вот настоящая жизнь и настоящее счастье». И писатель продолжает жить в  миллионах сердцах своих читателей. Его книги издаются и переведены на многие языки.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Слово об авторе

Автор: Чернявская Анастасия Владимировна

Дата: 10.11.2020

Номер свидетельства: 562971

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора "
    ["seo_title"] => string(101) "znaki-priepinaniia-v-priedlozhienii-s-priamoi-riech-iu-koghda-priamaia-riech-stoit-poslie-slov-avtora"
    ["file_id"] => string(6) "136097"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417025720"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Тема Пряма мова. Розділові знаки при прямій мові після слів автора та перед словами автора"
    ["seo_title"] => string(80) "tiema_priama_mova_rozdilovi_znaki_pri_priamii_movi_pislia_sliv_avtora_ta_pieried"
    ["file_id"] => string(6) "356691"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478614117"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора. "
    ["seo_title"] => string(108) "znaki-priepinaniia-v-priedlozhieniiakh-s-priamoi-riech-iu-koghda-priamaia-riech-stoit-pieried-slovami-avtora"
    ["file_id"] => string(6) "210056"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431359460"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "«Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора»"
    ["seo_title"] => string(103) "znaki-priepinaniia-v-priedlozhienii-s-priamoi-riech-iu-koghda-priamaia-riech-stoit-poslie-slov-avtora-1"
    ["file_id"] => string(6) "258915"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448611631"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Технологическая карта урока русского языка по теме "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_po_teme_znaki_prepinaniia_v_predl"
    ["file_id"] => string(6) "515138"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1560856746"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства