|
Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Б» Теплова Галина Леонидовна. Учитель начальных классов МОУ СОШ №9 |
Тема | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Цель | Познакомить учащихся с прямой речью, ее обозначением на письме, схематическим обозначением предложений с прямой речью, когда стоит перед словами автора. |
Задачи | Повторить, что такое предложение. Повторить структуру предложения. Повторить структуру простого и сложного предложения. Способствовать формированию познавательных У УД: Через построение логических рассуждений; Через обобщение работы с информацией; Через построение схем. Способствовать формированию регулятивных У УД Через построение учебной задачи. Через осуществление контроля. Через обучение прогнозированию предстоящей работы Способствовать формированию коммуникативных УУД: Через организацию парной и групповой формы работы. Через ведение диалога Способствовать формированию личностных УУД: Через мотивацию учения и оценивание усвояемого содержания |
Планируемые результаты | Предметные: Уметь находить предложения с прямой речью, Соотносить схему с предложением, приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью до и после слов автора и их пунктуационного оформления. Обобщать полученные знания,
Личностные Мотивация учения Вызывать интерес к изучению русского языка Метапредметные Понимать и ставить учебно – познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий. Действовать по инструкции учителя. Осуществлять поиск информации из материалов учебника. Оценивать правильность выполняемых заданий. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении групповой и парной работы. |
Основные понятия | Прямая речь, слова автора |
Ресурсы | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., учебник «Русский язык» 4 класс, 1 часть, Баласс Москва 2012 год (УМК Школа 2100) Компьютер. Мультимедийный проектор. Интерактивная доска |
Используемые ресурсы | Технология проблемного обучения, деятельностный подход, дифференцированный подход, технология оценивания личностных успехов, элементы здоровьесберегающих технологий. ИКТ |
| |
| |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
1.Самоопределение к деятельности. | -Ребята, доброе утро. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач. Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? | | Личностные: самоопределение. Регулятивные: прогнозирование. |
| -Откройте тетради и запишите число, классная работа | | |
2 Повторение материала, изученного на предыдущих уроках. Слайд 1 Слайд 2 | -Итак, начнем наш урок с самостоятельной работы по группам и по готовому плану. ( индивидуальные группы). -Прочитайте план работы. -Расскажите, что вам нужно сделать.1 группа, 2 группа. На выполнение работы вам – 3 минуты. 1 группа. 1)Спиши предложение, вставляя подходящие по смыслу слово из словаря. 2)Начертите схему данного предложения. Сзади дома был большой ... с грядками кустами смородины и малины. 2 группа. Спиши предложение, расставляя знаки препинания. Выделите безударные гласные в корне слова. Начертите схему данного предложения. Бойкая и игривая белка проворно бегает по земле влезает на деревья прячется в траве.
Проверка. Расскажите, какие орфограммы встретились в вашем предложении. -Расскажите о ваших предложениях. 1 группа – КАКОЕ СЛОВАРНОЕ СЛОВО ВСТАВИЛИ, КАКИЕ ЕЩЕ СЛОВА СЛОВАРНЫЕ ВСТРЕТИЛИСЬ, ЗАЛЕЙТЕ ЗЕЛЕНЫМ ЦВЕТОМ, простое, с однородными второстепенными членами предложения. 2 группа – простое, с однородными сказуемыми и второстепенными членами предложения. -Оцените свою работу на полях цветами. ОЦЕНИВАНИЕ. ЦВЕТОВОЕ Зеленый – правильно, желтый- 1 ошибка, красный -2 и более ошибок. -Расскажите, что еще знаете о предложениях, какие виды предложений изучили? ( простое, сложное, предложения с прямой речью).Молодцы. | На столах лежат листы с заданием. У каждого прономерованы задания: 1 группа 2 группа Представители от каждой группы выходят к доске и двумя ручками работают. Каждый со своим предложением. Дети сверяют свои работы с эталоном. | Познавательные: классификация объектов. Дифференцированный подход. Коммуникативные: принятие решения и его реализация. Регулятивные: самоконтроль, планирование –определение последовательности действий. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
3 Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности Слайд3 СЛАЙД 4 | -Продолжим нашу работу, поработаем в парах. -Выпишите предложения к данным схемам. ( с однородными членами, прямая речь после слов автора) Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя сказала чижу Пора чиж петь. Пусти меня на волю. На воле я буду весь день петь чиж ответил. Проверка. ОЦЕНИВАНИЕ. ЦВЕТОВОЕ Зеленый – правильно, желтый- 1 ошибка, красный -2 и более ошибок. -Все предложения использовали в работе? - Почему это предложение осталось без внимания? | Одна из пар выходят к доске и выполняют разбор предложений двумя ручками. | Познавательные: анализ объектов. Регулятивные: сличение с эталоном. Коммуникативные: построение высказывания. |
4 Постановка проблемы и определение темы учебной задачи. Слайд 5 | - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшним уроке? Тема урока: Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора. | О предложении с прямой речью, которая стоит перед словами автора. Знаки препинания в таком предложении. | Регулятивные: Целеполагание ( постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно. |
-Давайте составим план нашей работы. 1.Повторить о предложении с прямой речью. 2.Знаки препинания в предложении с прямой речью она после слов автора. 3. Находить предложения с прямой речью после слов автора. 4.Научиться ставить знаки препинания в таких предложениях. 5. Составлять схемы предложения с прямой речью. | | Регулятивные УУД: планирование |
–Скажите, когда мы используем предложения с прямой речью? – Из чего состоят такие предложения? – Что такое прямая речь? – Как она оформляется на письме? -Поработаем в парах. - Проведем игру «Говорящие знаки» -I. Запишите на листах соответствующие знаки, схемы. 1) Прямая речь заключается … 2)Первое слово прямой речи пишется с .. 3) После слов автора перед прямой речью ставится … 4)После прямой речи ставятся… Проверим, сравним: 1) «» 2)!____ 3): 4). ! ? II. – Приведите примеры предложений с прямой речью. А: «П». А: «П»! А: «П»? | Когда нам нужно передать разговор. Прямая речь и слова автора. Чей –то разговор. Ставятся в кавычки. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД Представлять информацию в виде схемы. Коммуникативные УУД. умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. |
| Вернемся к плану. Что повторили? | Повторили о предложениях с прямой речью? Знаки препинания повторили? ( ставлю +) | |
5.Решение учебной задачи. Слайд 6 6.Открытие новых знаний. Слайд 7 повтор | Работаем дальше. -Прочитайте предложения, записанные на доске. Удав сказал: «Да, это было великое открытие». «Да, это было великое открытие», – сказал удав. - Что вы можете сказать об этих предложениях? – Сравните предложения. Они одинаковые? - Какие вы заметили различия? - Как вы думаете, почему в данном предложении после прямой речи стоит не точка, а запятая? - Предложение не закончено. Продолжается словами автора. И только после слов автора ставиться точка. - Обратимся к научным сведениям учебника. Прочитайте правило на странице 88. - Что вы узнали, расскажите. - Какой знак препинания не ставится после прямой речи перед словами автора? - Почему ставятся знаки ? ! после прямой речи, ведь предложение не завершено. -А сейчас давайте закрепим полученные знания, вернемся к нашему предложению про чижа. - Спишите предложение, расставляя знаки препинания. Пусти меня на волю. На воле я буду весь день петь чиж ответил. Проверка. -Оцените одноклассника по цветовой гамме. - Какие знаки препинания вы поставили в данном предложении? -Вернемся к плану. Над каким пунктом плана мы работали? -Сейчас поработаем над следующим пунктом, научимся находить предложения с прямой речью до и после слов автора. - Поработаем в учебнике, упражнение 90, страница 89. Задание немного изменю. Вам нужно выписать одно предложение, в котором слова автора стоят перед прямой речью. Второе - со словами автора после прямой речи. Третье: в котором прямая речь произносится с интонацией восторга. Поставить недостающие знаки препинания. | Это предложения с прямой речью. В первом предложении прямая речь стоит после слов автора, а во втором – первая, перед словами автора. Знаки препинания расставлены по- разному. (Точка.) (Чтобы передать интонацию произношения). Дети записывают, расставляя знаки препинания. -Один ученик выходит к доске, расставляет знаки, все дети поменялись тетрадями, взаимопроверка (Научились ставить знаки препинания) Самостоятельная работа учащихся. | Познавательные: подведение под понятие. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: ( постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно. Познавательные: восполнение недостающих компонентов. Коммуникативные: Построение речевого высказывания. Регулятивные: самоконтроль, планирование –определение последовательности действий. |
Слайд 8 | Проверка. - Назовите предложение, которые вы выписали. -Я тоже выполнила данную работу. Проверьте правильно ли поставлены знаки препинания. | | Регулятивные: самоконтроль |
| -Какой план работы мы выполнили? - Какой пункт плана осталось выполнить? -Давайте выполним и эту работу, задание немного усложню. Я вам дам схемы предложений, а ваша задача придумать предложение к данной схеме. - Повторите, что нужно сделать.
Поработаем в группах. -Не забывайте о правилах работы в группах, говорим вежливо, называем собеседника по имени, говорим по очереди, не перебивая друг друга, внимательно слушаем. - На выполнение работы вам 3 минуты.
| Научились находить предложения с прямой речью.
Составлять схемы предложения. Работают в группах по заданию | Регулятивные: планирование –определение последовательности действий. Познавательные: синтез как составление целого из частей, восполнение недостающих компонентов. Коммуникативные : принятие решения и его реализация. |
Виб- камера | Проверка. -Представители группы выходят к доске под виб – камеру, зачитывают получившиеся предложения. Остальные дети проверяют. | | Коммуникативные: Построение речевого высказывания. |
| Вернемся к нашему плану. Все запланированную работу выполнили? Что нового узнали на уроке? Оцените себя на шкале успеха. | | Личностные: самоопределение – осознание того, что уже усвоено. |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |