|         Демократизация и гуманизация управления образовательными системами.        Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Технократическая парадигма образовательного процесса уступает место гуманистической   направленности в его управлении. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности - конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания. Гуманизация управления в   образовании – это обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие к нему.       |          Системность и целостность в управлении.             Понимание системной природы   педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления им. Методология системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь   ясное представление о школе как системе, ее основных признаках. Системность и целостность в управлении школой предполагают также взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива. Реализация этого принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них. Данный принцип    подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны.       |          Рациональное сочетание централизации и децентрализации.             В условиях односторонней централизации происходит дублирование управленческих   функций, потеря времени, перегрузка как руководителей, так и исполнителей. В равной степени и интегрированная децентрализация управления может привести к снижению эффективности деятельности педагогической системы. Отрицание централизации   в угоду децентрализации может привести к снижению роли руководителя и администрации в целом, утрате аналитических и контролирующих функций управления. сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении   обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в   интересах всего коллектива школы.   |          Единство единоначалия и коллегиальности в управлении.             Реализация данного   принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении   целостным педагогическим процессом. В управленческой деятельности важно опереться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение.   Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена   коллектива за порученное дело.   Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение   И соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности в управлении учебно-воспитательным процессом находит свое воплощение в деятельности различного рода комиссий и советов.            |          Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами.         Эффективность управления образовательными системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Объективность и полнота информации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации. Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации. В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательной деятельности. В управлении образовательной системой важна любая информация, но прежде всего -   управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования   управляемой подсистемы.   |