Цель: объяснить сущность национальной системы административного устройства в казахском ханстве, дать характеристику социального состава ханства.
Задачи:
Образовательные: создать условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с формированием административной системы правления и социальной структуры общества;
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения работать с различными видами источников, навыков исторического анализа, работать в группе, умения формулировать вопросы, составлять таблицы и схемы.
Методы и формы: индивидуальная, групповая, коллективная. Группы по 5-6 человек. В каждой группе выбирается спикер, который распределяет обязанности между членами группы и ведет учет ответов ребят. Каждая группа получает памятку.
Оборудование: карта Казахского ханства, картины с видами казахского аула, задания для групповой работы, портреты – казахских ханов, Ходжа Ахмеда Йассауи, Толе би, Айтеке би, Казыбек бия, батыров; карточки по социальной структуре.
Основные понятия: аул, ата аймак, улус, жуз, ханство; султан (торе, оглан), ходжи, батыр, бий, шаруа, бай, кедей, консы, жалнияз, балгуши.
Ход урока:
Организационный момент.
Распределение по группам.
II. Вступительное слово учителя.
- Мы с вами изучили вопросы образования Казахского ханства, особенности правления казахских ханов. История – это наука, которая изучает прошлое человечества. Т.е. в центре изучения –человек и различные сферы его деятельности. Но человек не может жить без общества, а формы организации общества и состав различны. Сегодня цель нашего урока – рассмотреть формы организации казахского общества в 15-16 века и социальную структуру ханства.
III. Изучение нового материала.
1. Для того чтобы управлять территорией необходимо деление на административные единицы. Как называется вся территория казахского государства в 15-16 века? (Ханство). Территория Казахского ханства делилась на какие части? (жузы).И т.д.
Постановка задачи: Для того чтобы выяснить систему правления в Казахском ханстве, мы поработаем в группе.
Работа в группах:
1 группа
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 166-167 . Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте "Систему правления в Казахском ханстве".
А) общественный строй Казахского ханства включал сколько ступеней?
Б) какие сохранялись родоплеменные традиции?
2. Подготовьте таблицу (на ватмане) и рассказ.
Ступени правления
Структура подчинения
Ответственная должность, титул
2 группа
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 166-167 . Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте систему правления в Казахском ханстве
2. Подготовьте и задайте три вопроса группе №1 по обязанностям ответственного за управление.
3 группа
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 166-167 . Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте систему деления территории Казахского ханства на жузы:
а) племена, входившие в состав жузов;
б) территория расселения.
2. Подготовьте схему (на ватмане) и рассказ.
Группа №4
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 166-167 . Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте систему деления территории Казахского ханства на жузы:
а) племена, входившие в состав жузов;
б) территория расселения.
2. Подготовьте и задайте группе № 3 три вопроса по данной теме.
В ходе рассуждений учащиеся делают вывод, что сложившаяся система правления прочно сохраняла родоплеменные традиции. Была сформирована своя национальная система управления.
2. "Социальная структура Казахского ханства вXV-XVII веках".
Итак, второй важный вопрос сегодняшнего урока - "Социальная структура Казахского ханства". Прежде всего, давайте разберем слова-определения, которые имеются в этом названии. Социальный - связанный с обществом, общественный; структура - состав, в нашем случае состав общества.
Наша цель - определить из каких общественных групп состояло казахское общество изучаемого периода, определить название этих групп, их происхождение, положение в обществе.
Учитель сообщает учащимся, что казахское общество изучаемого периода делилось на две основные социальные группы - ак-суйек и кара-суйек. На доску крепятся ярлыки ак-суйек и кара-суйек.
Далее работа на уроке идет по группам.
1 группа – "Ак- суйек" (работа по памятке)
1. Кто относится к ак-суйек (подтвердите текстом источника)?
2. Происхождение социальной группы.
3. Положение в обществе.
4. Какими привилегиями пользовались?
5. Кого из представителей этого сословия вы знаете?
Проанализируйте:
Иштван Вамбери - знаменитый венгерский ученый-тюрколог писал: "Мне всегда стыдно, когда европейцы начинают учить демократии потомков жителей Великой степи. Это все равно, если внуки начнут учить дедов. Ведь кочевники имеют гораздо более глубокие корни демократического правления, чем жители Европы". Согласны ли вы с таким утверждением? Объясните свой ответ.
2 группа – "Казахский хан" (работа по памятке)
1. Кого могли выбрать ханом?
2. Обряд избрания хана.
3. Каковы главные функции хана?
3 группа – "Кара-суйек" (работа по памятке)
1. Кто относится к кара-суйек?
2. Перечислите основные обязанности представителей кара-суйек.
3. Каково было положение в обществе основных групп кара-суйек ?
4 группа – "Рабство и имущественное неравенство" (работа по памятке)
На основе текстов источников ребята делают вывод о том, что люди, относящиеся к ак-суйек, являлись привилегированной часть общества.
Разбираем какие категории населения составляли ак-суйек. Это были султаны (торе) и ходжи. Султаны - Чингизиды, самая влиятельная политическая часть казахского общества. Членом этой группы можно было стать только по рождению. Из султанов выбирали казахских ханов. Султаны не относились ни к одному из казахских родов. Султаны не несли никаких повинностей (кроме военной), были избавлены от телесных наказаний и не подлежали суду биев. В пример можно привести самых знаменитых казахских ханов Аблая и Абулхаира. На доске крепятся портреты названных личностей.
К ак-суйек относились также ходжи. Они считались потомками ближайших сподвижников пророка Мухаммеда. Среди ходжей было много образованных людей, ученых, служителей религии. Это были носители духовности в казахском обществе. Только они могли говорить правду государю и упрекать его в неправедности. Самым знаменитым ходжой был Ахмед Яссави. На доску крепится его портрет.
Ответ 2 группы : «Казахский хан»
Ответ 3 группы: «Кара-суйек»
В противоположность белой кости остальной народ назывался кара-суйек. Самой многочисленной частью казахского общества были рядовые кочевники - скотоводы - шаруа. Они могли участвовать в народном собрании. В пользу государства и хана они несли целый ряд повинностей: военную, платили ежегодно двадцатую часть своего имущества хану и т.д. У них существовало разделение на роды и племена. Это были свободные люди, обладающие личными и имущественными правами.
В среде кара-суйек выделялась своя элита - бии и батыры. Бий - родоправитель, судья. Наиболее влиятельные бии входили в совет биев при хане. Бии составляли национальную аристократию. Особенно следует подчеркнуть, что бием мог стать только человек, хорошо знающий народные традиции и законы обычного права казахов, виртуозно владеющий словом, умеющий доказать свою правоту.
"Кого из казахских биев вы знаете?'
Учащиеся могут привести в пример трех великих биев: Толе-би, Казыбек-би, Айте-ке-би и сообщают известные о них сведения. На доске закрепляются портреты названных биев.
Батыры-военачальники. Титул батыра присваивался за личную храбрость в сражении и за умелое руководство военными действиями. Звание батыра не передавалось по наследству. Батыром мог стать любой человек, проявивший в бою смелость и отвагу, будь он рядовым воином или принцем крови. Как титул слово "батыр" прибавлялось к собственному имени храбреца. В пример ребята могут привести имена выдающихся казахских полководцев Райымбека, Кабанбай-батыра, Богенбай-батыра.
Ответ 4 группы:
Кроме аристократии и простых людей в кочевом обществе было небольшое количество лично несвободных мужчин и женщин, которых называли купы (рабы). Они не входили ни в ак-суйек ни в кара-суйек. Раб не мог выступать в качестве свидетеля, не мог жаловаться на своего хозяина, не отвечал за свои преступления. Ответственность за рабов несли их хозяева. Основными источниками пополнения числа рабов были: плен, работорговля, долговая несостоятельность.
К концу урока на доске получается следующая схема:
Казахское ОБЩЕСТВО XV-XVII ВЕКА
Далее ребятам предлагается обсудить высказывание Иштвана Вамбери.
Учащиеся говорят, что такое мнение можно считать справедливым, так как институты биев, батыров являлись действительным свидетельством демократизма кочевого общества. Три раза в год в Степи собирался курултай, где мог участвовать любой человек. Ярким свидетельством демократизма был принцип меритократии, когда правителем становился не просто самый старший в сословии торе, а самый достойный. Таким образом, можно сделать вывод, что современное демократическое правление в Казахстане имеет глубокие демократические корни.
IV. Закрепление: Проведение тестов на тему урока. Самоконтроль.
V. Рефлексия.
Составление синквейна на слова: "Казахское ханство" и "Казахское общество".
VI. Итоги урока. В конце урока спикеры сдают результаты работы на уроке всех членов их групп. Эти результаты используются для выставления оценок за урок. Оценку получает каждый ученик.
VII. Домашнее задание: Воспроизвести в тетради систему правления Казахского ханства и схему социальной структуры и дать краткую характеристику каждой социальной группы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Система правления в Казахском ханстве" »
Урок по истории Казахстана по теме:
"Система правления в Казахском ханстве"
Цель: объяснить сущность национальной системы административного устройства в казахском ханстве, дать характеристику социального состава ханства.
Задачи:
Образовательные: создать условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с формированием административной системы правления и социальной структуры общества;
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения работать с различными видами источников, навыков исторического анализа, работать в группе, умения формулировать вопросы, составлять таблицы и схемы.
Методы и формы: индивидуальная, групповая, коллективная. Группы по 5-6 человек. В каждой группе выбирается спикер, который распределяет обязанности между членами группы и ведет учет ответов ребят. Каждая группа получает памятку.
Оборудование: карта Казахского ханства, картины с видами казахского аула, задания для групповой работы, портреты – казахских ханов, Ходжа Ахмеда Йассауи, Толе би, Айтеке би, Казыбек бия, батыров; карточки по социальной структуре.
Основные понятия: аул, ата аймак, улус, жуз, ханство; султан (торе, оглан), ходжи, батыр, бий, шаруа, бай, кедей, консы, жалнияз, балгуши.
Ход урока:
Организационный момент.
Распределение по группам.
Вступительное слово учителя.
- Мы с вами изучили вопросы образования Казахского ханства, особенности правления казахских ханов. История – это наука, которая изучает прошлое человечества. Т.е. в центре изучения –человек и различные сферы его деятельности. Но человек не может жить без общества, а формы организации общества и состав различны. Сегодня цель нашего урока – рассмотреть формы организации казахского общества в 15-16 века и социальную структуру ханства.
Изучение нового материала.
1. Для того чтобы управлять территорией необходимо деление на административные единицы. Как называется вся территория казахского государства в 15-16 века? (Ханство). Территория Казахского ханства делилась на какие части? (жузы).И т.д.
Постановка задачи: Для того чтобы выяснить систему правления в Казахском ханстве, мы поработаем в группе.
Работа в группах:
1 группа
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 166-167 . Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте "Систему правления в Казахском ханстве".
А) общественный строй Казахского ханства включал сколько ступеней?
Б) какие сохранялись родоплеменные традиции?
2. Подготовьте таблицу (на ватмане) и рассказ.
Ступени правления
Структура подчинения
Ответственная должность, титул
2 группа
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 166-167 . Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте систему правления в Казахском ханстве
2. Подготовьте и задайте три вопроса группе №1 по обязанностям ответственного за управление.
3 группа
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 166-167 . Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте систему деления территории Казахского ханства на жузы:
а) племена, входившие в состав жузов;
б) территория расселения.
2. Подготовьте схему (на ватмане) и рассказ.
Группа №4
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 166-167 . Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте систему деления территории Казахского ханства на жузы:
а) племена, входившие в состав жузов;
б) территория расселения.
2. Подготовьте и задайте группе № 3 три вопроса по данной теме.
В ходе рассуждений учащиеся делают вывод, что сложившаяся система правления прочно сохраняла родоплеменные традиции. Была сформирована своя национальная система управления.
2. "Социальная структура Казахского ханства вXV-XVII веках".
Итак, второй важный вопрос сегодняшнего урока - "Социальная структура Казахского ханства". Прежде всего, давайте разберем слова-определения, которые имеются в этом названии. Социальный - связанный с обществом, общественный; структура - состав, в нашем случае состав общества.
Наша цель - определить из каких общественных групп состояло казахское общество изучаемого периода, определить название этих групп, их происхождение, положение в обществе.
Учитель сообщает учащимся, что казахское общество изучаемого периода делилось на две основные социальные группы - ак-суйек и кара-суйек. На доску крепятся ярлыки ак-суйек и кара-суйек.
Далее работа на уроке идет по группам.
1 группа – "Ак- суйек" (работа по памятке)
1. Кто относится к ак-суйек (подтвердите текстом источника)?
2. Происхождение социальной группы.
3. Положение в обществе.
4. Какими привилегиями пользовались?
5. Кого из представителей этого сословия вы знаете?
Проанализируйте:
Иштван Вамбери - знаменитый венгерский ученый-тюрколог писал: "Мне всегда стыдно, когда европейцы начинают учить демократии потомков жителей Великой степи. Это все равно, если внуки начнут учить дедов. Ведь кочевники имеют гораздо более глубокие корни демократического правления, чем жители Европы". Согласны ли вы с таким утверждением? Объясните свой ответ.
2 группа – "Казахский хан" (работа по памятке)
1. Кого могли выбрать ханом?
2. Обряд избрания хана.
3. Каковы главные функции хана?
3 группа – "Кара-суйек" (работа по памятке)
1. Кто относится к кара-суйек?
2. Перечислите основные обязанности представителей кара-суйек.
3. Каково было положение в обществе основных групп кара-суйек ?
4 группа – "Рабство и имущественное неравенство" (работа по памятке)
На основе текстов источников ребята делают вывод о том, что люди, относящиеся к ак-суйек, являлись привилегированной часть общества.
Разбираем какие категории населения составляли ак-суйек. Это были султаны (торе) и ходжи. Султаны - Чингизиды, самая влиятельная политическая часть казахского общества. Членом этой группы можно было стать только по рождению. Из султанов выбирали казахских ханов. Султаны не относились ни к одному из казахских родов. Султаны не несли никаких повинностей (кроме военной), были избавлены от телесных наказаний и не подлежали суду биев. В пример можно привести самых знаменитых казахских ханов Аблая и Абулхаира. На доске крепятся портреты названных личностей.
К ак-суйек относились также ходжи. Они считались потомками ближайших сподвижников пророка Мухаммеда. Среди ходжей было много образованных людей, ученых, служителей религии. Это были носители духовности в казахском обществе. Только они могли говорить правду государю и упрекать его в неправедности. Самым знаменитым ходжой был Ахмед Яссави. На доску крепится его портрет.
Ответ 2 группы : «Казахский хан» Ответ 3 группы: «Кара-суйек»
В противоположность белой кости остальной народ назывался кара-суйек. Самой многочисленной частью казахского общества были рядовые кочевники - скотоводы - шаруа. Они могли участвовать в народном собрании. В пользу государства и хана они несли целый ряд повинностей: военную, платили ежегодно двадцатую часть своего имущества хану и т.д. У них существовало разделение на роды и племена. Это были свободные люди, обладающие личными и имущественными правами.
В среде кара-суйек выделялась своя элита - бии и батыры. Бий - родоправитель, судья. Наиболее влиятельные бии входили в совет биев при хане. Бии составляли национальную аристократию. Особенно следует подчеркнуть, что бием мог стать только человек, хорошо знающий народные традиции и законы обычного права казахов, виртуозно владеющий словом, умеющий доказать свою правоту.
"Кого из казахских биев вы знаете?'
Учащиеся могут привести в пример трех великих биев: Толе-би, Казыбек-би, Айте-ке-би и сообщают известные о них сведения. На доске закрепляются портреты названных биев.
Батыры-военачальники. Титул батыра присваивался за личную храбрость в сражении и за умелое руководство военными действиями. Звание батыра не передавалось по наследству. Батыром мог стать любой человек, проявивший в бою смелость и отвагу, будь он рядовым воином или принцем крови. Как титул слово "батыр" прибавлялось к собственному имени храбреца. В пример ребята могут привести имена выдающихся казахских полководцев Райымбека, Кабанбай-батыра, Богенбай-батыра.
Ответ 4 группы:
Кроме аристократии и простых людей в кочевом обществе было небольшое количество лично несвободных мужчин и женщин, которых называли купы (рабы). Они не входили ни в ак-суйек ни в кара-суйек. Раб не мог выступать в качестве свидетеля, не мог жаловаться на своего хозяина, не отвечал за свои преступления. Ответственность за рабов несли их хозяева. Основными источниками пополнения числа рабов были: плен, работорговля, долговая несостоятельность.
К концу урока на доске получается следующая схема:
Казахское ОБЩЕСТВОXV-XVII ВЕКА
Далее ребятам предлагается обсудить высказывание Иштвана Вамбери.
Учащиеся говорят, что такое мнение можно считать справедливым, так как институты биев, батыров являлись действительным свидетельством демократизма кочевого общества. Три раза в год в Степи собирался курултай, где мог участвовать любой человек. Ярким свидетельством демократизма был принцип меритократии, когда правителем становился не просто самый старший в сословии торе, а самый достойный. Таким образом, можно сделать вывод, что современное демократическое правление в Казахстане имеет глубокие демократические корни.
Закрепление: Проведение тестов на тему урока. Самоконтроль.
Рефлексия.
Составление синквейна на слова: "Казахское ханство" и "Казахское общество".
Итоги урока. В конце урока спикеры сдают результаты работы на уроке всех членов их групп. Эти результаты используются для выставления оценок за урок. Оценку получает каждый ученик.
Домашнее задание: Воспроизвести в тетради таблицу правления Казахского ханства и схему социальной структуры и дать краткую характеристику каждой социальной группы.
Группа №1 Руководитель группы -
Ф.И.
Ответ:
У доски – 3 б
На вопрос – 1б
Дополнение – 1б
Вопрос – 1б
Составление схемы – 2б
итого
оценка
Группа №2 Руководитель группы -
Ф.И.
Ответ:
У доски – 3 б
На вопрос – 1б
Дополнение – 1б
Вопрос – 1б
Составление схемы – 2б
итого
оценка
Группа №3 Руководитель -
Ф.И.
Ответ:
У доски – 3 б
На вопрос – 1б
Дополнение – 1б
Вопрос – 1б
Составление схемы – 2б
итого
оценка
Группа №4 Руководитель -
Ф.И.
Ответ:
У доски – 3 б
На вопрос – 1б
Дополнение – 1б
Вопрос – 1б
Составление схемы – 2б
итого
оценка
Задание №1
1 группа
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 166-167 . Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте "Систему правления в Казахском ханстве".
А) общественный строй Казахского ханства включал сколько ступеней?
Б) какие сохранялись родоплеменные традиции?
2. Подготовьте таблицу (на ватмане) и рассказ.
Ступени правления
Структура подчинения
Ответственная должность, титул
Задание №1
2 группа
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 166-167 . Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте систему правления в Казахском ханстве
2. Подготовьте и задайте три вопроса группе №1 по обязанностям ответственного за управление.
Задание №1
3 группа
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 166-167 . Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте систему деления территории Казахского ханства на жузы:
а) племена, входившие в состав жузов;
б) территория расселения.
2. Подготовьте схему (на ватмане) и рассказ.
Задание №1 Группа №4
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 166-167 . Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте систему деления территории Казахского ханства на жузы:
а) племена, входившие в состав жузов;
б) территория расселения.
2. Подготовьте и задайте группе № 3 три вопроса по данной теме.