kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система планируемых результатов УУД по ФГОС в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат.

Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные и даже личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий. Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент. Основные требования, которые к нему предъявляются, таковы: во-первых, он должен быть межпредметным, во-вторых, позволять, отделять знание или не знание фактической информации от владения или не владения, так сказать,  «способом обращения» с этим знанием (УУД), в - третьих, изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система планируемых результатов УУД по ФГОС в начальной школе »

«Система мониторинга планируемых результатов»


Выполнила: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 11,

1 квалификационной категории

Солдатова Светлана Владимировна.

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,
можно и притупить его природные творческие способности– «разучить» думать самостоятельно.

А.Дистервег
 слайд 2

Многие подходы, приёмы по формированию УУД и раньше активно использовались педагогами начальной школы в образовательной практике. Но с введением новых стандартов эта работа сложилась в четкую, целенаправленную систему по всем направлениям образовательного процесса: и в части достижения планируемых результатов освоения учебных программ, и в области духовно- нравственного развития, и в создании здоровьесберегающей среды, и в направлении взаимодействия с родителями и общественностью. Слайд 3

Безусловно, что такая четкая, целенаправленная, организованная система в большей степени способствует достижению желаемого результата – портрета выпускника, представленного новыми образовательными стандартами. Но для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения промежуточных результатов формирования метапредметных и личностных планируемых результатов.


Мониторинг качества обучения на уровне ученика направлен на анализ уровня достижений планируемых результатов.


Именно в этом возникло множество вопросов при непосредственной организации образовательного процесса в школе.

Один из них: «Как правильно организовать мониторинг формирования УУД?»

К сожалению, новыми стандартами не предусмотрены материалы (таблицы, бланки, оценочные листы и т. д.) для фиксирования показателей диагностики формирования и развития метапредметных и личностных результатов во всех УМК. Что затрудняет отслеживание показателей развития школьника на протяжении всего обучения в начальной школе.

Итак, что же такое мониторинг? Слайд 4

Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата. Слайд 5


Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.

Слайд 6

Чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, представлял собой определенную систему деятельности, его надо организовать, учитывая при этом ряд требований:

(на экране)


Мониторинг качества образовательного процесса должен сопровождаться персонифицированной оценочной деятельностью в области педагогических измерений и в области психофизиологических характеристик обучаемых. Без этого выработать педагогически грамотную стратегию обучения и воспитания невозможно, поэтому, на мой взгляд, первоначальным этапом управления, на котором базируется вся система, является диагностика.


Слайд 7

Диагностика необходима педагогу для изучения состояния и результатов процесса обучения. Она позволяет корректировать этот процесс в целях повышения качества обучения и квалификации специалистов. Как неотъемлемая часть образовательной деятельности, диагностика направлена на эффективное управление всем учебным процессом и должна носить системно-комплексный характер.



Слайд 8

Давайте рассмотрим Диагностику результатов личностного развития.


Мониторинг проводится с помощью различных методов (диагностическая работа, анкетирование, педагогические наблюдения тестирования.). Диагностика предполагает проявление учеником личностных качеств: и проводится в виде неперсонифицированных работ.

Слайд 9



Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу.

Слайд 10.

Изучение стартового уровня первоклассников


1. Это Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых личностных универсальных учебных действий у ребенка.

Можно использовать модифицированную методику Т.А.Нежновой «Беседа о школе».

Слайд 11

II этап – первичная адаптация детей к школе

Для диагностирования учащихся применяют методики Пиаже, Богдановой ,Александровской, Лускановой.

Для определения уровня сформированности личностных УУД была составлена технологическая карта.

Слайд 12


В технологической карте указаны УУД, нормативные показатели, в каждом уровне присутствуют рекомендации по коррекции личностных универсальных действий. Также представлены диагностики, с помощью которых учитель оценивает все показатели личностных УУД. Данная карта разработана на 4 года.

Слайд13

Можно использовать более сокращенную технологическую карту, где указаны характеристика УУД, критерии оценивания и типовые диагностические задачи. Слайд 14.

На слайде портфолио

Личностные результаты учащегося фиксируются учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика, которая выдается выпускнику начальной школы, должна отражать его отличительные индивидуальные особенности, не только связанные с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты его характера, личностные качества.


Предметные результаты обучения представлены в содержании программы учебного предмета по каждому классу.


Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием для выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.

Слайд 15


Для определения оценки достижения планируемых результатов учащихся каждый учитель, начиная с 1 класса, заполняет « Таблицы образовательных результатов».


Какие бывают таблицы образовательных результатов?

Слайд 16


Бывают таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов: по всем предметам инвариантной части учебного плана

Слайд 17


Мониторинг качества обучения на уровне ученика организуется на основе диагностических методов по этапам:

Слайд 18

1 этап – стартовая диагностика (на входе в 1 класс)


Слайд 19

В дальнейшем стартовая диагностика может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого учащегося к усвоению нового материала.



2 этап – входная диагностика (начало учебного года и начало изучения тем)

Слайд 20

Входная диагностика должна проводиться в каждом классе (2 - 4) в начале учебного года (сентябрь).


3 этап – текущая диагностика, проводимая в ходе изучения программного материала.

Слайд 21

.

В текущем оценивании используются как субъективные или экспертные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.), так и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся, результатов тестирования.


Слайд 22

4 этап - промежуточная диагностика для отслеживания динамики освоения образовательной программы. ( конце 2-3 года обучения) и итоговая диагностика (в конце 4 класса)


Представляет собой тестирование, контрольные работы по предметам и комплексные работы на межпредметной основе.



Мониторинг ведется каждым классным руководителем 1-4 классов.

Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности можно ввести оценочные листы или листы индивидуальных достижений.

Слайд 23, 24

В общеклассных оценочных листах мы можем проследить динамику образовательных достижений не только одного ученика, но также и динамику всего класса по умениям, линиям развития, а также адекватность.


Такая работа с декабря по май позволяет не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и увидеть процесс формирования этого знания у учащихся и организовать коррекционно-дифференцированную работу.



Реализация формирования УУД направлена не только на достижение личностных, предметных, но и метапредметных результатов.


Мониторинг развития метапредметных УУД в 1-4 кл. разрабатывается как логическое продолжение диагностической работы педагога.



Слайд 25

В первом классе предметом мониторинга является сформированность 8 основных универсальных учебных действий.

Слайд 26

Во втором классе к этим 8 показателям присоединяется еще 5 новых и всего в мониторинге представлено 13 универсальных учебных действий.

Слайд 27

В полном объеме все 34 показателя УУД изучаются и анализируются в мониторинге, начиная с 3 класса.

В 1 и 2 классах универсальные учебные действия изучаются только на базовом уровне сформированности, в 3 и 4классах на базовом и повышенном.


Мониторинг сформированности УУД каждого ученика организуется на основе диагностических методов также по этапам:

1 этап – стартовая диагностика (на входе в 1 класс). Слайд 28

Первые диагностические данные предпосылок сформированности УУД

изучаются при поступлении ребенка в школу, с начинающейся диагностики стартовой готовности к школьному обучению «Школьный старт» или методики по этим 5 блокам проверки, данных в приложении.

Для проведения педагогической диагностики стартовой готовности первоклассников к успешному обучению в начальной школе может быть использован такой инструментарий: (на экране) Слайд 29


В этих диагностических инструментариях диагностируются все типы УУД. Данные на каждого ребенка заносятся в групповую диагностическую карту.

Слайд 30


2 этап – входная диагностика, адаптация уч-ся, проводимая в конце октября 1класса по методикам Пиаже, Векслера, Рябинкиной, Гальперина.


На этом этапе изучается уровень сформированности познавательных и регулятивных УУД.

Данные обрабатываются и заносятся в диагностические карты по классу, где просматривается каждый обучающийся и весь класс в целом.


Слайд 31

3 этап - текущая (промежуточная)

На этом этапе 1 класс- апрель, (2 класс, 3 класс – октябрь, проверка регулятивных и познавательных УУД

2,3 кл. апрель - проведение психолого-педагогической диагностики, позволяющей оценить степень сформированности коммуникативных УУД у каждого ребенка.

в апреле проводится первый мониторинг метапредметных УУД на основе УМК «Учимся учиться и действовать» для 1 класса. Затем процесс формирования УУД отслеживается ежегодно, по этой же методике, в это же время, но уже ориентированной на учащихся 2, 3 и 4 классов.



4 этап - итоговая диагностика (март, 4 класса),можно проводить и по методике Ясюковой (II часть), с добавлением методик

По проверке сформированности всех УУД на базовом и повышенном уровне.


По проведению диагностических данных заполняются технологические карты формирования различных видов универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных)., такие же, как и технологическая карта личностных УУД.


Индивидуальные результаты вносятся в Портфолио ученика и обсуждаются с ним, доводятся до родителей в индивидуальной беседе, для оказания посильной помощи педагогу в формировании УУД. Если есть необходимость, то данные результаты доводятся до сведения специалистов – психолога, логопеда с целью привлечения их к работе с данным ребёнком.


ВЫВОД: Слайд32

Таким образом, в решении задач, поставленных перед современной школой, индивидуальному педагогическому мониторингу придается большое значение, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса, на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы школы.

Благодаря мониторингу, мы имеем оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебно-воспитательного процесса, что позволяет своевременно принимать решения, проводить коррекцию деятельности учителя и учеников.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система планируемых результатов УУД по ФГОС в начальной школе

Автор: Солдатова Светлана Владимировна

Дата: 01.07.2014

Номер свидетельства: 109222

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методические условия для реализации ФГОС на уроках русского языка в 3 классе начальной школы "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-usloviia-dlia-riealizatsii-fgos-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-3-klassie-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "227028"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440584097"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа  по английскому языку ФГОС (2 класс) "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-fgos-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "105734"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402906026"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Требования к современномууроку в условиях введения ФГОС."
    ["seo_title"] => string(64) "triebovaniia-k-sovriemiennomuuroku-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "292300"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455264041"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.  выступление на семинаре учителей начальных классов"
    ["seo_title"] => string(171) "organizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-riealizatsii-triebovanii-fgos-noo-vystuplieniie-na-sieminarie-uchitieliei-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "254214"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447705772"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства