Система планируемых результатов УУД по ФГОС в начальной школе
Система планируемых результатов УУД по ФГОС в начальной школе
Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат.
Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные и даже личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий. Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент. Основные требования, которые к нему предъявляются, таковы: во-первых, он должен быть межпредметным, во-вторых, позволять, отделять знание или не знание фактической информации от владения или не владения, так сказать, «способом обращения» с этим знанием (УУД), в - третьих, изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система планируемых результатов УУД по ФГОС в начальной школе »
«Система мониторинга планируемых результатов»
Выполнила: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 11,
1 квалификационной категории
Солдатова Светлана Владимировна.
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности– «разучить» думать самостоятельно. А.Дистервег слайд 2
Многие подходы, приёмы по формированию УУД и раньше активно использовались педагогами начальной школы в образовательной практике. Но с введением новых стандартов эта работа сложилась в четкую, целенаправленную систему по всем направлениям образовательного процесса: и в части достижения планируемых результатов освоения учебных программ, и в области духовно- нравственного развития, и в создании здоровьесберегающей среды, и в направлении взаимодействия с родителями и общественностью. Слайд 3
Безусловно, что такая четкая, целенаправленная, организованная система в большей степени способствует достижению желаемого результата – портрета выпускника, представленного новыми образовательными стандартами. Но для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения промежуточных результатов формирования метапредметных и личностных планируемых результатов.
Мониторинг качества обучения на уровне ученика направлен на анализ уровня достижений планируемых результатов.
Именно в этом возникло множество вопросов при непосредственной организации образовательного процесса в школе.
Один из них: «Как правильно организовать мониторинг формирования УУД?»
К сожалению, новыми стандартами не предусмотрены материалы (таблицы, бланки, оценочные листы и т. д.) для фиксирования показателей диагностики формирования и развития метапредметных и личностных результатов во всех УМК. Что затрудняет отслеживание показателей развития школьника на протяжении всего обучения в начальной школе.
Итак, что же такое мониторинг? Слайд 4
Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата. Слайд 5
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.
Слайд 6
Чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, представлял собой определенную систему деятельности, его надо организовать, учитывая при этом ряд требований:
(на экране)
Мониторинг качества образовательного процесса должен сопровождаться персонифицированной оценочной деятельностью в области педагогических измерений и в области психофизиологических характеристик обучаемых. Без этого выработать педагогически грамотную стратегию обучения и воспитания невозможно, поэтому, на мой взгляд, первоначальным этапом управления, на котором базируется вся система, является диагностика.
Слайд 7
Диагностика необходима педагогу для изучения состояния и результатов процесса обучения. Она позволяет корректировать этот процесс в целях повышения качества обучения и квалификации специалистов. Как неотъемлемая часть образовательной деятельности, диагностика направлена на эффективное управление всем учебным процессом и должна носить системно-комплексный характер.
Слайд 8
Давайте рассмотрим Диагностику результатов личностного развития.
Мониторинг проводится с помощью различных методов (диагностическая работа, анкетирование, педагогические наблюдения тестирования.). Диагностика предполагает проявление учеником личностных качеств: и проводится в виде неперсонифицированных работ.
Слайд 9
Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу.
Слайд 10.
Изучение стартового уровня первоклассников
1. Это Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых личностных универсальных учебных действий у ребенка.
Можно использовать модифицированную методику Т.А.Нежновой «Беседа о школе».
Слайд 11
II этап – первичная адаптация детей к школе
Для диагностирования учащихся применяют методики Пиаже, Богдановой ,Александровской, Лускановой.
Для определения уровня сформированности личностных УУД была составлена технологическая карта.
Слайд 12
В технологической карте указаны УУД, нормативные показатели, в каждом уровне присутствуют рекомендации по коррекции личностных универсальных действий. Также представлены диагностики, с помощью которых учитель оценивает все показатели личностных УУД. Данная карта разработана на 4 года.
Слайд13
Можно использовать более сокращенную технологическую карту, где указаны характеристика УУД, критерии оценивания и типовые диагностические задачи. Слайд 14.
На слайде портфолио
Личностные результаты учащегося фиксируются учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика, которая выдается выпускнику начальной школы, должна отражать его отличительные индивидуальные особенности, не только связанные с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты его характера, личностные качества.
Предметные результатыобучения представлены в содержании программы учебного предмета по каждому классу.
Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием для выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.
Слайд 15
Для определения оценки достижения планируемых результатов учащихся каждый учитель, начиная с 1 класса, заполняет « Таблицы образовательных результатов».
Какие бывают таблицы образовательных результатов?
Слайд 16
Бывают таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов: по всем предметам инвариантной части учебного плана
Слайд 17
Мониторинг качества обучения на уровне ученика организуется на основе диагностических методов по этапам:
Слайд 18
1 этап – стартовая диагностика (на входе в 1 класс)
Слайд 19
В дальнейшем стартовая диагностика может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого учащегося к усвоению нового материала.
2 этап – входная диагностика (начало учебного года и начало изучения тем)
Слайд 20
Входная диагностика должна проводиться в каждом классе (2 - 4) в начале учебного года (сентябрь).
3 этап – текущая диагностика, проводимая в ходе изучения программного материала.
Слайд 21
.
В текущем оценивании используются как субъективные или экспертные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.), так и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся, результатов тестирования.
Слайд 22
4 этап - промежуточная диагностика для отслеживания динамики освоения образовательной программы. ( конце 2-3 года обучения) и итоговая диагностика (в конце 4 класса)
Представляет собой тестирование, контрольные работы по предметам и комплексные работы на межпредметной основе.
Мониторинг ведется каждым классным руководителем 1-4 классов.
Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности можно ввести оценочные листы или листы индивидуальных достижений.
Слайд 23, 24
В общеклассных оценочных листах мы можем проследить динамику образовательных достижений не только одного ученика, но также и динамику всего класса по умениям, линиям развития, а также адекватность.
Такая работа с декабря по май позволяет не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и увидеть процесс формирования этого знания у учащихся и организовать коррекционно-дифференцированную работу.
Реализация формирования УУД направлена не только на достижение личностных, предметных, но и метапредметных результатов.
Мониторинг развития метапредметных УУД в 1-4 кл. разрабатывается как логическое продолжение диагностической работы педагога.
Слайд 25
В первом классе предметом мониторинга является сформированность 8 основных универсальных учебных действий.
Слайд 26
Во втором классе к этим 8 показателям присоединяется еще 5 новых и всего в мониторинге представлено 13 универсальных учебных действий.
Слайд 27
В полном объеме все 34 показателя УУД изучаются и анализируются в мониторинге, начиная с 3 класса.
В 1 и 2 классах универсальные учебные действия изучаются только на базовом уровне сформированности, в 3 и 4классах на базовом и повышенном.
Мониторинг сформированности УУД каждого ученика организуется на основе диагностических методов также по этапам:
1 этап – стартовая диагностика (на входе в 1 класс). Слайд 28
Первые диагностические данные предпосылок сформированности УУД
изучаются при поступлении ребенка в школу, с начинающейся диагностики стартовой готовности к школьному обучению «Школьный старт» или методики по этим 5 блокам проверки, данных в приложении.
Для проведения педагогической диагностики стартовой готовности первоклассников к успешному обучению в начальной школе может быть использован такой инструментарий: (на экране) Слайд 29
В этих диагностических инструментариях диагностируются все типы УУД. Данные на каждого ребенка заносятся в групповую диагностическую карту.
Слайд 30
2 этап – входная диагностика, адаптация уч-ся, проводимая в конце октября 1класса по методикам Пиаже, Векслера, Рябинкиной, Гальперина.
На этом этапе изучается уровень сформированности познавательных и регулятивных УУД.
Данные обрабатываются и заносятся в диагностические карты по классу, где просматривается каждый обучающийся и весь класс в целом.
Слайд 31
3 этап - текущая (промежуточная)
На этом этапе 1 класс- апрель, (2 класс, 3 класс – октябрь, проверка регулятивных и познавательных УУД
2,3 кл. апрель - проведение психолого-педагогической диагностики, позволяющей оценить степень сформированности коммуникативных УУД у каждого ребенка.
в апреле проводится первый мониторинг метапредметных УУД на основе УМК «Учимся учиться и действовать» для 1 класса. Затем процесс формирования УУД отслеживается ежегодно, по этой же методике, в это же время, но уже ориентированной на учащихся 2, 3 и 4 классов.
4 этап - итоговая диагностика (март, 4 класса),можно проводить и по методике Ясюковой (II часть), с добавлением методик
По проверке сформированности всех УУД на базовом и повышенном уровне.
По проведению диагностических данных заполняются технологические карты формирования различных видов универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных)., такие же, как и технологическая карта личностных УУД.
Индивидуальные результаты вносятся в Портфолио ученика и обсуждаются с ним, доводятся до родителей в индивидуальной беседе, для оказания посильной помощи педагогу в формировании УУД. Если есть необходимость, то данные результаты доводятся до сведения специалистов – психолога, логопеда с целью привлечения их к работе с данным ребёнком.
ВЫВОД: Слайд32
Таким образом, в решении задач, поставленных перед современной школой, индивидуальному педагогическому мониторингу придается большое значение, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса, на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы школы.
Благодаря мониторингу, мы имеем оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебно-воспитательного процесса, что позволяет своевременно принимать решения, проводить коррекцию деятельности учителя и учеников.