Просмотр содержимого документа
«"Система оценки образовательных достижений в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения" (из опыта работы) »
Система оценки образовательных достижений школьников в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения
Цели оценочной деятельности:
отслеживать на этапе контроля эффективность реализуемой программы «Гармония»;
отслеживать индивидуальный прогресс в достижении требований стандарта, в достижении планируемых результатов освоения программ начального обучения;
развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий.
Необходимость в системе оценивания для участников образовательного процесса:
учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования;
родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребёнка;
учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся.
Система оценки достижения планируемых результатов соответствует основным направлениям и целям оценочной деятельности по требованиям ФГОС:
оценке результатов деятельности образовательного учреждения и работников образования (учреждения);
оценке образовательных достижений обучающихся.
Основные результаты начального общего образования
формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной саморегуляции.
Три группы образовательных результатов
1. Оценка личностных результатов:
объект оценки - сформированность личностных универсальных учебных действий
предмет оценки эффективность деятельности системы образования, ОУ
процедуры оценки внешние мониторинговые исследования с использованием неперсонифицированных потоков информации
содержание строится вокруг оценки сформированности:
внутренней позиции школьника;
основ гражданской идентичности;
самооценки;
мотивации учебной деятельности;
морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем;
способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения
соблюдения/нарушения моральной нормы.
Личностные результаты выпускников начальной школы не подлежат итоговой
оценке (осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых
исследований)
2. Оценка метапредметных результатов:
объект оценки - сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий
предмет оценки
а) уровень сформированности данного вида действий
б) уровень присвоения универсального учебного действия
процедуры оценки
а) внутренняя накопленная оценка
б) итоговая оценка
К объекту оценки относятся:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнении на основе его оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных
компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в
инвариантной части базисного плана.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в форме:
итоговых проверочных работ по предметам;
комплексных работ на межпредметной основе.
3. Оценка предметных результатов:
объект оценки - сформированность учебных действий с предметным содержанием
предмет оценки - способность к решению учебно-познавательных и учебно практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов
процедуры оценки
а) внутренняя накопленная оценка
б) итоговая оценка (внутренняя или внешняя)
Итоговая оценка предметных результатов учебной деятельности выпускников
проводиться в ходе персонифицированных процедур.
В системе оценки достижения планируемых результатов в школе используется:
комплексный подход к оценке результатов обучения;
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно - деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др..
Методы оценивания
Источники информации
Инструменты оценивания
наблюдение(сбор информации, фиксация, систематизация, хранение);
оценивание процесса выполнения(оценивание на основе критериев);
открытый ответ(письменный ответ используемый для дифференцированной оценки);
выбор ответа или краткий свободный ответ(тест или устный опрос в виде викторины для дифференцированной оценки);
метод основанный на вопросах самоанализа (ситуации самоконтроля и самоанализа)
работы учащихся
(дом.задания, мини-
проекты, дневники,
сочинения);
деятельность детей
(индивидуальная и
совместная);
статистические данные
(показатели);
результаты тестирования
(устных, письменных
работ).
критериальные описания
(наборы критериев, правила
оценки);
памятки(перечень
информации для правильно
выполненной работы);
эталоны (образцы детских
работ, с которыми
сравниваются оцениваемые
работы);
линейки достижения
(наглядные свидетельства
индивидуальных достижений).
Дифференциация по уровню достижения планируемых результатов:
Базовый (опорный) уровень – усвоение опорной системы знаний, необходимых для продолжения образования на следующей ступени, и о правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона задач, построенных на опорном учебном материале; о способности использовать действия для решения простых учебных и учебно- практических задач (освоенных в процессе обучения). Оценка осуществляется с помощью стандартных задач, в которых очевиден способ решения.
Повышенный (функциональный) уровень - усвоение опорной системы знаний, необходимых для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Оценка осуществляется с помощью задач, в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученик сам выбирает один из изученных способов или создаёт новый способ, объединяя изученные или трансформируя их.
Критериальное оценивание
Критериальное оценивание представляет собой систему, в которой отсутствует 5 – балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
В условиях критериального оценивания контроль и оценка отражают качественный
результат процесса обучения.
Основными принципами критериального оценивания являются:
Критериальность.
Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, вырабатанной совместно
с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими.
Приоритет самооценки.
Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной
самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка
предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).
Гибкость и вариативность.
Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и
методов изучения результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и
групповых, коллективных результатов учебной деятельности.
Естественность процесса контроля и оценки.
Контроль и оценка проводятся в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс
и напряжение. В характеристику учебно – познавательной деятельности учащихся
включаются результаты наблюдения за их учебной деятельностью в обычных условиях.
Отметки не выставляются, а качество усвоения знаний и уровень сформированности
умений, выявленные в процессе устных ответов, групповой работы, при предъявлении
текущих работ учащихся оцениваются следующими видами оценочных суждений:
хорошо знает и может применить на практике полученное знание;
знает;
сомневается;
не знает;
не выявлено.
Условные обозначения указанных выше оценочных суждений выставляются на
соответствующей предмету странице журнала напротив фамилии учащегося в клетке,
соответствующей дате урока.
Все виды контрольно – оценочных работ (стартовая, модульная, итоговая) по учебным
предметам анализируются по отдельным знаниям и умениям.
Критерии определения уровня овладения знаниями и умениями:
очень высокий уровень – 95 -100 % выполнения;
высокий уровень – 75 – 94 % выполнения;
средний уровень – 50 – 74 % выполнения;
ниже среднего уровня – 30 – 49 % выполнения;
низкий уровень – менее 30 % выполнения.
По результатам каждой контрольно – оценочной работы выполняется анализ, схема
которого разрабатывается учителем и согласуется с администрацией прогимназии.
Результаты анализа работ каждого учащегося оформляются на листе и доводятся до
сведения родителей учащихся через дневник.
Оценку уровня сформированности знаний и умений по итогам учебного года на основе
результатов проверочных работ по предмету дают качественная и количественная
характеристики, отраженные в итоговом оценочном листе.
Для тренировочных работ, для предъявления текущих работ на оценку используется
рабочая тетрадь. Учащиеся самостоятельно и взаимно, а так же учитель осуществляют
контроль и оценку работ в данной тетради, предварительно указав совместно
выработанные критерии оценивания. Результаты по каждому критерию выносятся на
шкалу с делениями:
очень высокий уровень,
высокий уровень,
средний уровень,
низкий уровень.
1 класс
На каждом уроке за правильно выполненную работу (демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение УУД и активность на уроке) учащиеся получают «тэффики» (жетоны) разных размеров (большой, средний, маленький). «ТЭФФИ» (творческое развитие, экологическое воспитание, физическое воспитание, факторы самоопределения, интеллектуальное развитие).
Размер жетона определяет уровень сформированности учебных действий:
большой тэффик:учебные действия на очень высоком уровне (95 -100% выполнения задания), такой уровень достижений могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся;
средний тэффик:высокий уровень (75 – 94% выполнения задания);
маленький тэффик:средний уровень (50 -74% выполнения задания).
За выполнение заданий ниже среднего уровня (менее 49%) тэффики не предусматриваются.
Учащиеся выполняют работу в соответствии с критериями – требованиями, которые
в ходе работы служат ориентирами для самоконтроля. Требования фиксируются на доске.
Дети приклеивают тэффики по каждому предмету в «Дневник достижений первоклассников», для фиксации повседневной деятельности. 3 маленьких тэффика по одному предмету ученики могут обменять на один средний, соответственно 3 средних – на один большой. Учащимся даётся возможность заработать больший тэффик, с условием выполнения дополнительного задания по выбору. Это позволяет ребёнку активно включаться в процесс обучения, сознательно относиться к его результатам, что даёт ему возможность определять собственные образовательные интересы и ставить образовательные задачи.
В конце недели учащиеся ведут счёт тэффиков по отдельным предметам и подводят итог за неделю. По итогам недели учащимся предлагается сделать самоанализ, основанный на примерных вопросах:
работать в течение недели мне понравилось (не понравилось), потому что…
самое трудное было для меня… , потому что…
самое интересное было…
на следующей неделе я …
Каждую неделю, месяц учитель подсчитывает результаты детей. Затем в соответствии с этими данными строится диаграмма, характеризующая прогресс ученика по каждому предмету в течение месяца, года.
Периодически учителем совместно с учащимися и родителями проводится анализ учебных достижений. В ходе анализа можно определить:
на каких уроках ребёнок в большей степени активен;
какой предмет ребёнку интереснее других;
какова результативность учебной деятельности учащегося (индивидуальный прогресс ученика);
каково качество усвоения учащимися отдельных тем;
какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы;
каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период (месяц, четверть, год).
В 1 классе в процессе оценивания результатов учебной деятельности учащихся
включаются:
учитель (оценивает деятельность детей, подводит итоги);
ребёнок (работает с «дневником достижений» и видит свои результаты);
родители (знакомятся с результатами учебной деятельности ребёнка).
2-3 классы
В учебную деятельность вводятся критериально-оценочные листы по каждой
самостоятельно выполненной работой.
В оценочных листах прописаны умения проверочной работы, критерии оценивания.
Ученик сам оценивает свою деятельность и получает оценку учителя, тем самым
учащийся может соотнести, проанализировать адекватность своей оценки.
Оценочные листы могут содержать проверку по одной или нескольким темам обучения.
Они вкладываются в дневник достижений для 2-4 классов. Дневник достижений для 2-4
классов содержит в себе информационный раздел о школе, памятки по предметам,
раздел для повседневной деятельности в течение недели, итоговый раздел для фиксации
достижений учащихся в урочной и внеурочной деятельности по предметам в течение
четверти, года. Раздел внеучебной деятельности в школе.
Классификация заданий
по форме ответа: задания с закрытым ответом (с выбором одного или нескольких правильных ответов) или открытым ответом (с кратким или развернутым ответом);
по уровню проверяемых знаний, умений или способов действий: задания базового или повышенного уровня;
по используемым средствам при проведении работы: задания для письменной работы или устной беседы, практические задания;
по форме проведения работы: задания для индивидуальной или групповой работы.
Содержательный контроль и оценка предметных компетентностей (грамотности)
учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Итоговая оценка учащихся
Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку
На итоговую оценку выносятся метапредметные и предметные результаты,
представленные в блоках «Выпускник научится». Достижение этих результатов
проверяется с помощью учебно-познавательных и учебно-практических задач базового и
повышенного уровней, построенных на опорном учебном материале.
1. Валидность (соответствие содержания оценки планируемым результатам)
итоговой оценки:
полнота охвата планируемых результатов;
адекватность оценки достижения планируемых результатов;
рассматриваются результаты 3-х итоговых работ (двух предметных по математике и русскому языку и одной работы на межпредметной основе) накопительной системы оценки.
В ходе текущего образовательного процесса используется накопленная оценка
представленная в форме портфолио.
Цель портфолио:
1) Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
2) Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения;
3) Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
4) Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать
собственную учебную деятельность.
Примерная структура портфолио:
1. Титульный лист, введение (обращение)
2. Раздел «Мой мир» (портрет ученика: анкетные данные ученика)
3. Раздел «Моя учеба» (материалы по предметам + дипломы, грамоты)
4. Раздел «Моя общественная работа» (созданные материалы + грамоты)
5. Раздел «Мое творчество» (рисунки, фотографии + дипломы, грамоты)
6. Раздел «Мои впечатления» (сочинения, рисунки)
7. Раздел «Отзывы и пожелания» (отзывы одноклассников, учителей, родителей)
Материалы для портфолио по предметам:
Окружающий мир
дневники наблюдений
мини-исследования и мини-проекты
интервью, творческие работы
аудиозаписи устных ответов
материалы самоанализа и рефлексии
Математика
математические диктанты
мини-исследования и мини-проекты,
модели, решения задач
аудиозаписи устных ответов
материалы самоанализа и рефлексии
Русский язык, литературное чтение
диктанты, изложения, сочинения
аудиозаписи монологов, диалогов
дневники читателя
иллюстрированные авторские работы
материалы самоанализа и рефлексии
Разработка инструментария для итоговой работы включает этапы:
планирование итоговой работы;
разработка заданий;
конструирование проверочной работы;
разработка рекомендаций по оценке заданий и работы в целом;
подготовка инструкций по проведению работы.
Работа должна быть рассчитана 2/3 времени на выполнение заданий базового уровня и
1/3 –повышенного. Важно при составлении заданий учитывать возможность учащимся с
удовлетворительной подготовкой приступить к выполнению всех заданий базового
уровня.
Три уровня результативности:
1. планируемый - планируемые результаты освоения программы;
2. реализуемый – результаты, к которым стремится учитель;
3. достигнутый – реальные достижения.
Оценка выполненных заданий
1. Задания базового уровня оцениваются одним баллом (выполнил – 1б., не выполнил –
0б.)
Критерий освоения учебного материала
Проверочная работа
с выбором ответа
со свободным ответом
65% и более
менее 65%
50% и более
менее 50%
1 балл
0 баллов
1 балл
0 баллов
2. Задания повышенного уровня оценивается разным числом баллов в зависимости от
полноты и правильности ответа, если выполнил не менее 50-65% заданий.
Приложение
«Дневник достижений первоклассников»
Матем.
Чтение
Письмо
Понедельник
Матем.
Чтение
Письмо
Четверг
Матем.
Чтение
Письмо
Вторник
Матем.
Чтение
Письмо
Пятница
Матем.
Чтение
Письмо
Среда
Матем.
Чтение
Письмо
Суббота
Мои Успехи
Матем.
1
3
Чтение
1
1
Письмо
2
Вывод ученика: …
Вывод учителя: …
Этапы формирования контрольно-оценочной самостоятельности
Этап
I
II
III
IV
Период
Первые две недели 1 класса
Первое полугодие 1
класса
Второе полугодие 1
класса – 3 класс
4 класс
Цель
Введение в
школьную
жизнь
Освоение способов и
средств контроля и
оценки на уроке
Выработка критериев
оценивания
Совершенствование
оценочных
действий с целью
перехода к
нормативному
оцениванию в
средней школе
Содержание
этапа
Выработка
основных
принципов
оценивания
овладение
средствами
самоконтроля и
самооценки;
организация
взаимоконтроля;
овладение
пооперационным
контролем по
заданному эталону
выделение
критериев для
выполненной работы:
1 – 2 класс: из
предложенных
критериев выбрать
нужный;
3 класс:
установить
критерии;
пооперационный
контроль по
заданному эталону;
освоение
диагностико-
коррекционного
способа работы
установление
критериев;
разработка
диагностических
заданий на
материале для 1-3
классов;
самостоятельное
определение
причин возможных
ошибок;
самостоятельное
планирование
путей ликвидации
трудностей в учёбе
Приложение
Критерии оценивания за деятельность учащихся на уроке
Деятельность
учащихся
Оценивание
Критерии оценивания за выполненную деятельность (оценивается учащимся и учителем)
Оценка (жетон)
Выполнение
письменной работы
на доске
Выполненная работа с помощью учителя, но с недочётами
Маленький тэффик
Самостоятельно выполненная работа без устного пояснения своей записи
Средний
тэффик
Самостоятельно выполненная работа с устным пояснением своей записи
Большой
тэффик
Устный ответ
(пересказ,
составление
рассказа)
- умение выделять (раскрывать) тему, основную мысль
- умение отражать тему в заголовке
- умение последовательно строить предложения и связывать их между собой
- умение выделять в рассказе: введение, основную мысль, заключение
- умение излагать полную мысль текста
Учащийся выбирает 1-2
пунктов из данного критерия,
соответствующие его
деятельности
Маленький тэффик
Учащийся выбирает 3-4
пунктов
Средний
тэффик
Учащийся выбирает 5 пунктов
Большой
тэффик
Дискуссия,
активность на уроке
- умение слушать
- умение задавать вопросы
- умение отвечать на вопросы по существу
- умение доказывать свою точку зрения
- умение грамотно говорить
Учащийся выбирает 1-2
пунктов из данного критерия,
соответствующие его
деятельности
Маленький тэффик
Учащийся выбирает 3-4
пунктов
Средний
тэффик
Учащийся выбирает 5 пунктов
Большой
тэффик
Маленький тэффик Право ребёнка дополнить свой ответ
Средний тэффик Право ребёнка дополнить свой ответ
Большой тэффик Превосходный ответ
Самооценка ученика выглядит примерно так: «Сегодня на уроке я проявил умение слушать, старался не перебивать, понять выступающих. В ходе нашей дискуссии мне удалось задать два хороших вопроса (хорошие потому, что я получал на них ясные ответы); я старался отвечать на вопросы, не отвлекаясь на темы; но сегодня я не смог доказать своюправоту; ошибок в речи, мне кажется, я не допустил. Поэтому я оцениваю свою работу по 4-м пунктам.
Критериально-оценочный лист
Звуко - буквенный анализ слова
Критерии по баллам
успешности
Самооценка
ученика
Оценка
учителя
Умение работать по алгоритму
1 б.у.
Умение
распознавать
звуки:
согласные и гласные
1 б.у.
парные по звонкости, глухости
1 б.у.
непарные по звонкости, глухости
1 б.у.
парные по твёрдости, мягкости
1 б.у.
непарные по твёрдости, мягкости
1 б.у.
Умение работать
самостоятельно
1 б.у.
с помощью учителя
-
Итого: максимальный балл
7 б.у.
Примерные критерии оценки
Качественная оценка
Баллы успешности
Планы
Низкий уровень
0 - 1 б.у.
Возможность исправить!
Средний уровень
2 б.у. – частичное освоение
Возможность исправить!
3 б.у. – полное освоение
Высокий уровень
4 б.у. - частичное освоение
Право изменить!
5 б.у. - полное освоение
Очень высокий уровень
6 б.у. - приближение к максимальному уровню
7 б.у. – выход на максимальный уровень
Приложение
Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов
Вид
контрольно-
оценочных
действий
Время
проведения
Содержание
Формы и виды оценки
Стартовая
работа
Начало
сентября
Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне акт-ых знаний
Фиксируется учителем в журнале и в дневнике достижения учащегося.
Результаты работы не влияют на
дальнейшую итоговую оценку младшего
школьника.
Диагностиче
ская работа
Проводится на входе и выходе
из темы.
Количество
работ зависит
от количества
учебных задач
Направлена на проверку операционного состава действия, которым необходимо
овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи.
Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (0-1 балл) не
влияют на дальнейшую итоговую оценку
младшего школьника.
Самост-ая
работа
Не более
одного месяца
(5-6 работ в
год)
Направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы
обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой
учебной темы. Задания составляются на двух
уровнях: 1 (базовый) и 2 (повышенный) по
основным предметным содержательным линиям.
Учащийся сам оценивает все задания,
которые он выполнил, проводит
рефлексивную оценку своей работы:
описывает объем выполненной работы;
указывает достижения и трудности в
данной работе; количественно в 100-
балльной шкале оценивает уровень
выполненной работы. Учитель проверяет
и оценивает выполненные школьником
задания отдельно по уровням, определяет
процент выполненных заданий и качество
их выполнения. Далее ученик соотносит
свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в
самостоятельной работе учащихся.
Проверочная
работа по
итогам
выполнения
самостоятель
ной работы
Проводится
после
выполнения
самост-ой
работы (5-6
работ в год)
Предъявляет результаты (достижения) учителю и служит механизмом управления и
коррекции следующего этапа
самостоятельной работы школьников. Учащийся сам определяет объем проверочной работы для своего выполнения.
Работа задается на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (повышенный).
Учитель проверяет и оценивает только те
задания, которые решил ученик и
предъявил на оценку. Оценивание
происходит по многобалльной шкале
отдельно по каждому уровню.
Проверочная
работа
Проводится
после решения
учебной задачи
Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств
действия. Уровни:
1 формальный; 2 рефлексивный
(предметный)№ 3 – ресурсный
(функциональный).
Представляет собой трехуровневую задачу,
состоящую из трех заданий, соответствующих трем уровням
Все задания обязательны для выполнения.
Оцениваются все задания по уровням (0-1 балл) и учитель строит персональный
«профиль» ученика по освоению предметного способа/средства действия
Решение
проектной
задачи
Проводится 3-4 раза в год
Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей
Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам. По
каждому критерию 0-1 балл
Итоговая
проверочная
работа
Конец апреля-
май
Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня, как по сложности
(базовый, повышенный), так и по уровню опосредствования (формальный, рефлексивный, ресурсный)
Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов
стартовой и итоговой работы.
Предъявл-е
(демонст-ия)
достижений
ученика за
год.
Май месяц
Каждый учащийся в конце года должен продемонстрировать (показать) все, на что он
способен.
Философия этой формы оценки в
смещение акцента с того, что учащийся не
знает и не умеет, к тому, что он знает и
умеет по данной теме и данному предмету;
перенос педагогического ударения с
оценки на самооценку
Приложение
Характеристика оценок за итоговые работы по уровню усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку, математике и овладения метапредметными действиями.
№ п/п
Достижение планируемых результатов:
Вывод о достижении планируемых результатов
в материалах
накопительной оценки
по итоговым работам
1
«зачтено»
(«удовлетворительно»)
не менее 50% заданий
базового уровня
Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способениспользовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.
2
«хорошо» и «отлично»
не менее 65% заданий
базового и
не менее 50% за
выполнение заданий
повышенного уровня
Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, на уровнеосознанного произвольного овладения учебнымидействиями.
3
-
менее 50% заданий
базового уровня
Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.
Методики для оценки сформированности метапредметных результатов:
Метапредметные
результаты
Название методики
Цель методики:
определить
Коммуникативные
1. общение
2. кооперация (умение
договориться)
3. интериоризация
(осознание)
1.«Правое-левое», «Братья»,
«Кто прав?» (Ж.Пиаже)
2.«Рукавички», «Совместная сортировка»
3.«Узор под диктовку»,
«Дорога к дому»
1.умение найти контакт, учитывать разные мнения, понимание возможности разных подходов;
3.уметь рефлексировать свои действия, строить понятные
для партнёра высказывания, получать сведения с помощью вопросов.
Регулятивные
«Узор из кубиков»
П.Я.Гальперин
умение принимать задачу, планировать деятельность,
осуществлять контроль, вести самооценку, осуществлять
пространственный анализ и синтез
Познавательные
«Нахождение схем к задачам»
А.Н.Рябинкина,
А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова
умение моделировать;
сформированность познавательных и знаково- символических действий
Шкалы соответствия качеству усвоения предмета
Качество усвоения предмета, %
Отметка по 5-балльной системе
95 - 100
5
75 - 94
4
50 - 74
3
менее 50
2
Приложение
Шкалы соответствия качеству усвоения предмета
Устные ответы
Уровни
усвоения
Качество усвоения
предмета, %
Показатели выполнения
Очень
высокий
95 - 100
самостоятельность, инициатива, творчество,
использование дополнительного материала
Высокий
75 - 94
осознание базового материала, имеется своё отношение, мнение по изложенному
Средний
50 - 74
слабо усвоенный базовый материал, нет своего
отношения, мнения по изложенному
Низкий
менее 50
базовый материал не усвоен; абсолютное невыполнение задания
Тест
Уровни
усвоения
Качество усвоения
предмета, %
Показатели выполнения
Очень
высокий
95 - 100
абсолютное выполнение задания, самостоятельность,
инициатива, видение нюансов и различных вариантов
верно выполнено более 3/4 заданий
Высокий
75 - 94
верно выполнено 3/4 заданий
Средний
50 - 74
верно выполнено 2/4 заданий
Низкий
менее 50
верно выполнено менее 1/4 заданий
Русский язык
Письменные работы (классная работа, домашняя работа)
Уровни
усвоения
Качество усвоения
предмета, %
Показатели выполнения
Очень
высокий
95 - 100
Абсолютное выполнение задания, самостоятельность,
инициатива, видение нюансов и различных вариантов
1 неточность, недочёт
Высокий
75 - 94
2-3 недочёта или 1 ошибка
2-3 недочёта и 1 ошибка или 2 ошибки
Средний
50 - 74
2-3 недочёта и 2 ошибки или 3 ошибки
4 ошибки или 3 ошибки с несколькими недочётами
5 ошибок или 4 ошибки с несколькими недочётами
Низкий
менее 50
более 6 ошибок
Ошибки:
нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;
наличие ошибок на изученные правила по орфографии
Недочеты:
отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
отсутствие красной строки;
неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов)
Диктант
Уровни
усвоения
Качество усвоения
предмета, %
Показатели выполнения
Очень
высокий
95 - 100
абсолютное выполнение задания, самостоятельность,
инициатива, видение нюансов и различных вариантов
1 неточность, недочёт
Высокий
75 - 94
2-3 недочёта и 1 ошибка или 2 ошибки
Средний
50 - 74
3-5 ошибок и несколько недочетов
Низкий
менее 50
более 6 ошибок
Учет ошибок в диктанте:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».
Грамматическое задание
В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы
Уровни
усвоения
Качество усвоения
предмета, %
Показатели выполнения
Очень
высокий
95 - 100
абсолютное выполнение задания, самостоятельность,
инициатива, видение нюансов и различных вариантов
1 неточность, недочёт
Высокий
75 - 94
правильно выполнено не менее 3/4 заданий
Средний
50 - 74
правильно вы полнено не менее 1/2 заданий
Низкий
менее 50
правильно выполнено менее 1/2 заданий
Словарный диктант
Уровни
усвоения
Качество усвоения
предмета, %
Показатели выполнения
Очень
высокий
95 - 100
абсолютное выполнение задания, самостоятельность,
инициатива, видение нюансов и различных вариантов
1 исправление
Высокий
75 - 94
1 ошибка
1 ошибка и 1 исправление
Средний
50 - 74
2 ошибки
2 ошибки и 1 исправление
2 ошибки и 2 исправления
Низкий
менее 50
3 ошибки
4 ошибки
5 ошибок
более 5 ошибок
Контрольное списывание
Уровни
усвоения
Качество усвоения
предмета, %
Показатели выполнения
Очень
высокий
95 - 100
абсолютное выполнение задания, самостоятельность,
инициатива, видение нюансов и различных вариантов
1 неточность, исправление
Высокий
75 - 94
2-3 исправления и 1 ошибка или 2 ошибки
Средний
50 - 74
2-3 исправления и 2 ошибки или 3 ошибки
4 ошибки или 3 ошибки с несколькими исправлениями
5 ошибок или 4 ошибки с несколькими исправлениями
Низкий
менее 50
более 6 ошибок;
не приступал к работе или не выполнял задание
Математика
Работа, состоящая из примеров
Уровни
усвоения
Качество усвоения
предмета, %
Показатели выполнения
Очень
высокий
95 - 100
Без ошибок, с обязательным выполнением заданий
повышенного уровня;
1 негрубая ошибка с обязательным выполнением
заданий повышенного уровня
Высокий
75 - 94
1-2 грубые ошибки
1 грубая и 1-2 негрубые ошибки
Средний
50 - 74
3-5 грубые ошибки
4 грубые ошибки и 1-2 негрубые ошибки
Низкий
менее 50
более 5 грубых ошибок
не приступал к работе или не выполнял задание
Работа, состоящая из задач
Уровни
усвоения
Качество усвоения
предмета, %
Показатели выполнения
Очень
высокий
95 - 100
Без ошибок, с обязательным выполнением заданий
повышенного уровня;
1 негрубая ошибка с обязательным выполнением
заданий повышенного уровня
Высокий
75 - 94
1-2 грубые ошибки
1 грубая и 1-2 негрубые ошибки
Средний
50 - 74
3-5 грубые ошибки
4 грубые ошибки и 1-2 негрубые ошибки
Низкий
менее 50
более 5 грубых ошибок
не приступал к работе или не выполнял задание
Комбинированная работа
Уровни
усвоения
Качество усвоения
предмета, %
Показатели выполнения
Очень
высокий
95 - 100
Без ошибок, с обязательным выполнением заданий
повышенного уровня;
1 негрубая ошибка с обязательным выполнением
заданий повышенного уровня
Высокий
75 - 94
1-2 грубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно
быть в задаче
1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых
ошибок не должно быть в задаче
Средний
50 - 74
3-4 грубые ошибки и 1-2 негрубые ошибки, при этом
ход решения задачи должен быть верным
Низкий
менее 50
более 5 грубых ошибок
не приступал к работе или не выполнял задание
Математический диктант
Уровни
усвоения
Качество усвоения
предмета, %
Показатели выполнения
Очень
высокий
95 - 100
вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
вся работа выполнена безошибочно и 1 исправление
Высокий
75 - 94
верно выполнена 3/4 заданий
Средний
50 - 74
верно выполнена 2/4 заданий
Низкий
менее 50
верно выполнена 1/4 заданий
не приступал к работе или не выполнял задание
Грубые ошибки:
1 . Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор
действий, лишние действия).
4. Не решенная до конца задача или пример.
5. Невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
1 . Нерациональный прием вычислений.
2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
3. Неверно сформулированный ответ задачи.
4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
5. Недоведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не
снижается. За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка
по математике снижается на 1 балл, но не ниже среднего уровня.