Система упражнений по развитию речи младших школьников
Система упражнений по развитию речи младших школьников
Данная система упражнений по развитию речи поможет учителю начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения. Система упражнений развивает не только речь, но и мышление, память, воображение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система упражнений по развитию речи младших школьников»
Система упражнений по развитию речи младших школьников
Данная система упражнений по развитию речи поможет учителю начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения. Система упражнений развивает не только речь, но и мышление, память, воображение. Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности.
Упражнения на развитие мышления.
На уроках обучения грамоте и русского языка:
1) Разделите слоги на группы. Почему так разделили?
А)
Б)
2) Выберите лишнее слово. Почему?
бак
Бок
Бег
Бук
Лишнее слово бег, так как написание буквы расходится с произношением.
суп
дуб
гриб
дуб
Лишнее слово суп, так как произношении буквы не расходится с написанием.
3)
Ягоды
Рыбка
Мосты
Дрозды
При изучении парной согласной. Лишнее слово рыбка, так как остальные слова проверочные, также ребёнок может сказать, что лишнее слово ягода.
Потому что начинается на гласную, обозначает в начале слова два звука.
4)
Бусы
Домик
Бык
Тигрёнок
Были
Лиса
Билет
Белка
Лишнее слово бык, потому что оно односложное, а остальные двусложные или трёхсложные. Также может лишним быть слово домик, так как это предмет не живой, остальные живые. Также лишним может тигрёнок, так как начинается с глухого согласного звука.
5) Разделите на две группы
При изучении суффиксов на уроках обучения грамоте.
6) На уроках чтения фантазируем, перед прочтением текста. Если он с иллюстрацией предполагаем о чём пойдёт речь в тесте.
1) Произведение Е. Кузнеца «Ботинки».
Какого возраста мальчики на рисунке нашего художника?
Они школьники ?
Как вы догадались?
Что скажите о них? Что у них могло произойти?
Почему они грустные?
2) Учитель называет слово, которое передаёт о чём будет текст. Проводится до чтения текста.
Гриб
О чём может идти речь в тесте, если в нём используется это слово.
о лесе.
о грибниках.
об осени
о разновидности гриба
об осторожности при сборе грибов.
о приготовлении пищи.
Если скорость упала, можно взять другое слово и продолжить выполнение упражнения.
Аналогично проводится, если называем два слова. Дети уже отвечают более полные предложения.
«Кот» и « лист».
о том, как кто играл с листом.
о том, как кота засыпали листья.
о листе бумаги, на котором нарисован кот.
о коте, который порвал этот лист.
7) Общие слова.
Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так ка позволяют осуществлять операции анализа и синтеза.
А) Назови фрукты…, рыб…, мебель…, птиц…
Б) Назови одним словом:
Туфли, ботинки, сапоги- это…
Молоток, пила, топор- это…
Сосна, берёза, клён- это…
8) Скажи наоборот. Упражнение в образовании антонимов в разных частях речи на уроках русского языка.
Для игры вам понадобится мяч. Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.
Ситуации можно предлагать разные:
Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Яблоко соленое.
Дом пошел гулять.
Волк бродит по лесу.
На дереве выросли шишки.
Кошка гуляет по крыше.
Собака гуляет по крыше.
Девочка рисует домик.
14) Игра «Подбери слово»
У галки - ….
У коровы - ….
У козы - ….
У собаки - ….
У лягушки - ….
У свиньи - ….
У курицы - ….
У овцы - ….
Гусь – гусыня.
Осел - ….
Кот - ….
Баран - ….
Медведь - ….
Петух - ….
Лось - ….
Селезень - ….
Куры спят в курятнике
Муравьи - в муравейнике
Скворцы в скворечнике.
Свиньи - в …
Пчелы - в ….
Собаки - в …
Медведи - в …
Коровы - в …
Лисы - в …
Зверей укрощает укротитель
За кассовым аппаратом сидит кассир, в банке работает банкир. Продолжим эту игру.
Древесный уголь бывает в шахте …
Картины рисует …
Книги пишет …
Кондитерские изделия выпекает …
Фокусы показывает …
15) Прятки
А теперь поиграем в прятки. В этой игре слова, обозначающие животных, спрятались внутри других (в начале, в середине или конце слова).
Гигиена
Петля
Голосование
Укротитель
Заслонка
Черемуха
Коньки
Шутка
16) Палиндромы
Палиндром (перевертыш) - разновидность затеи, в которой слово или текст одинаково читается от начала к концу и от конца к началу. Например: "заказ", "доход". А вот фразы: "Дорога за город".
Слова палиндромы:
Растение (боб)
Глаз (око)
Разновидность револьвера (наган)
Имя девочки (Анна)
Отец матери или отца (дед).
17) Анаграммы
Анаграмма - это перестановка в слове букв или фразе, образующая другое слово или фразу. Например: "бар" - "бра", "нос" - "сон»
18) Игра «Кто кем будет»
Учитель показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»