kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система упражнений по развитию речи младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная система упражнений по развитию речи поможет учителю начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения. Система упражнений развивает не только речь, но и мышление, память, воображение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система упражнений по развитию речи младших школьников»

Система упражнений по развитию речи младших школьников

Данная система упражнений по развитию речи поможет учителю начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения. Система упражнений развивает не только речь, но и мышление, память, воображение. Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности.

Упражнения на развитие мышления.

На уроках обучения грамоте и русского языка:

1) Разделите слоги на группы. Почему так разделили?

А)

Б) 

2) Выберите лишнее слово. Почему?

  • бак

  • Бок

  • Бег

  • Бук

Лишнее слово бег, так как написание буквы расходится с произношением.

  • суп

  • дуб

  • гриб

  • дуб

Лишнее слово суп, так как произношении буквы не расходится с написанием.

3)

  • Ягоды

  • Рыбка

  • Мосты

  • Дрозды

При изучении парной согласной. Лишнее слово рыбка, так как остальные слова проверочные, также ребёнок может сказать, что лишнее слово ягода.

Потому что начинается на гласную, обозначает в начале слова два звука.

4)

  • Бусы

  • Домик

  • Бык

  • Тигрёнок

  • Были

  • Лиса

  • Билет

  • Белка

Лишнее слово бык, потому что оно односложное, а остальные двусложные или трёхсложные. Также может лишним быть слово домик, так как это предмет не живой, остальные живые. Также лишним может тигрёнок, так как начинается с глухого согласного звука.

5) Разделите на две группы

При изучении суффиксов на уроках обучения грамоте.

6) На уроках чтения фантазируем, перед прочтением текста. Если он с иллюстрацией предполагаем о чём пойдёт речь в тесте.

1) Произведение Е. Кузнеца «Ботинки».

  • Какого возраста мальчики на рисунке нашего художника?

  • Они школьники ?

  • Как вы догадались?

  • Что скажите о них? Что у них могло произойти?

  • Почему они грустные?

2) Учитель называет слово, которое передаёт о чём будет текст. Проводится до чтения текста.

Гриб

О чём может идти речь в тесте, если в нём используется это слово.

  • о лесе.

  • о грибниках.

  • об осени

  • о разновидности гриба

  • об осторожности при сборе грибов.

  • о приготовлении пищи.

Если скорость упала, можно взять другое слово и продолжить выполнение упражнения.

Аналогично проводится, если называем два слова. Дети уже отвечают более полные предложения.

«Кот» и « лист».

  • о том, как кто играл с листом.

  • о том, как кота засыпали листья.

  • о листе бумаги, на котором нарисован кот.

  • о коте, который порвал этот лист.

7) Общие слова.

Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так ка позволяют осуществлять операции анализа и синтеза.

А) Назови фрукты…, рыб…, мебель…, птиц…

Б) Назови одним словом:

  • Туфли, ботинки, сапоги- это…

  • Молоток, пила, топор- это…

  • Сосна, берёза, клён- это…

8) Скажи наоборот. Упражнение в образовании антонимов в разных частях речи на уроках русского языка.

  • Существительные: смех-…, лето-…, день-… и т.д.

  • Глаголы: пришёл-…, влетел-…, нырнул-… и т.д.

  • Прилагательные: широкий-…, маленький-…, богатый-...

9) Один- много.

На уроках русского языка при изучении темы единственного и множественного числа.

10) Большой – маленький.

На уроках обучения грамоте при знакомстве с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  • Чашка-чашечка

  • Кот- котик

  • Дом-домик

  • Стол-столик

  • Стул- стульчик

Слова на заданный звук.

Придумать такие слова не так просто. Это целый ряд мыслительных операций, необходимых на уроках русского языка в дальнейшем.

Придумать, чтобы данный звук стоял в начале, середине слова, в конце.

11) Найди лишнее слово:

  1. старый, дряхлый, маленький, ветхий.

  2. храбрый, злой, смелый, отважный.

  3. яблоко, слива, огурец, груша.

  4. молоко, творог, сметана, хлеб.

  5. час, минута, лето, секунда.

  6. ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

  7. платье, свитер, шапка, рубашка.

  8. мыло, метла, зубная паста, шампунь.

12) Детям предлагается рассмотреть ряды слов , которые можно объединить по какому-либо признаку.

ТРАМВАЙ, ЭЛЕКТРИЧКА, АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, АВТОМОБИЛЬ.

СВИНЬЯ, ОЛЕНЬ, КОРОВА, ОВЦА, ЛИСА, ВОЛК

СИРЕНЬ, БЕРЕЗА, ДУБ, СМОРОДИНА, ЖАСМИН.

ЛИМОН, ЯБЛОКО, ГРУША, СЛИВА, АПЕЛЬСИН.

13) Игра «Бывает – не бывает»

Для игры вам понадобится мяч. Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

  • Папа ушел на работу.

  • Поезд летит по небу.

  • Человек вьет гнездо.

  • Почтальон принес письмо.

  • Яблоко соленое.

  • Дом пошел гулять.

  • Волк бродит по лесу.

  • На дереве выросли шишки.

  • Кошка гуляет по крыше.

  • Собака гуляет по крыше.

  • Девочка рисует домик.

14) Игра «Подбери слово»

  • У галки - ….

  • У коровы - ….

  • У козы - ….

  • У собаки - ….

  • У лягушки - ….

  • У свиньи - ….

  • У курицы - ….

  • У овцы - ….

Гусь – гусыня.

  • Осел - ….

  • Кот - ….

  • Баран - ….

  • Медведь - ….

  • Петух - ….

  • Лось - ….

  • Селезень - ….

Куры спят в курятнике

  • Муравьи - в муравейнике

  • Скворцы в скворечнике.

  • Свиньи - в …

  • Пчелы - в ….

  • Собаки - в …

  • Медведи - в …

  • Коровы - в …

  • Лисы - в …

Зверей укрощает укротитель

За кассовым аппаратом сидит кассир, в банке работает банкир. Продолжим эту игру.

  • Древесный уголь бывает в шахте …

  • Картины рисует …

  • Книги пишет …

  • Кондитерские изделия выпекает …

  • Фокусы показывает …

15) Прятки

А теперь поиграем в прятки. В этой игре слова, обозначающие животных, спрятались внутри других (в начале, в середине или конце слова).

  • Гигиена

  • Петля

  • Голосование

  • Укротитель

  • Заслонка

  • Черемуха

  • Коньки

  • Шутка

16) Палиндромы

Палиндром (перевертыш) - разновидность затеи, в которой слово или текст одинаково читается от начала к концу и от конца к началу. Например: "заказ", "доход". А вот фразы: "Дорога за город".

Слова палиндромы:

  • Растение (боб)

  • Глаз (око)

  • Разновидность револьвера (наган)

  • Имя девочки (Анна)

  • Отец матери или отца (дед).

17) Анаграммы

Анаграмма - это перестановка в слове букв или фразе, образующая другое слово или фразу. Например: "бар" - "бра", "нос" - "сон»

18) Игра «Кто кем будет»

Учитель показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система упражнений по развитию речи младших школьников

Автор: Спирина Нина Васильевна

Дата: 18.06.2020

Номер свидетельства: 553612

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Формирование культуры речи младших школьников "
    ["seo_title"] => string(51) "formirovaniie-kul-tury-riechi-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "113310"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1409847567"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Развитие речи младших школьников"
    ["seo_title"] => string(38) "razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "266329"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450125014"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Статья "Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин""
    ["seo_title"] => string(80) "statia_sistema_uprazhnenii_po_rechevomu_razvitiiu_mladshikh_shkolnikov_na_osnove"
    ["file_id"] => string(6) "597498"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1641984906"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Статья "Развитие речи на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(52) "stat-ia-razvitiie-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "276682"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452775370"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Система работы по развитию речи"
    ["seo_title"] => string(35) "sistiema-raboty-po-razvitiiu-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "314757"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459766261"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства