Статья "Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин"
Статья "Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин"
Работа над развитием речи младших школьников является одним из ведущих направлений деятельности учителя начальных классов. В ФГОС НОО описывается портрет выпускника начальной школы. Школьник должен уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение, а так же «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин"»
Система упражнений по речевому развитию
младших школьников на основе восприятия картин
Автор: Иванова Лариса Николаевна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №36
Работа над развитием речи младших школьников является одним из ведущих направлений деятельности учителя начальных классов. В ФГОС НОО описывается портрет выпускника начальной школы. Школьник должен уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение, а так же «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»
Необходимость освоения предметных результатов нацеливает учителя на формирование у младших школьников умений создавать разнообразные тексты. Этому может способствовать использование на уроках русского языка написание сочинений по картине.
Одной из главных задач начальной школы является развитие связной речи учащихся, что повышает их речевую культуру. В целом именно в этот период дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. Слайд 3, 4
Картина может служить одним из эффективных средств развития речи учащихся и формирования у них коммуникативно-речевых умений. Она активизирует и направляет мысль детей, развивает внимание и наблюдательность. Репродукции картин известных художников обогащают знания детей об окружающей действительности, помогают развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.
Рассматривание картин, беседа по их содержанию, анализ изобразительных средств способствуют развитию у младших школьников глубокого восприятия произведений искусства. Дети на только видят, что изображено на полотне, но и, по мнению психолога Б. М. Теплова (советского психолога, основателя школы дифференциальной психологии), стараются понять, что испытывает автор, создавая картину, почувствовать настроение, которое передает художник, эмоционально пережить его и поразмыслить над ним.
Одним из самых сложных видов сочинений в начальной школе считается сочинение по картине, так как оно требует значительной подготовки.
Работа по картине оказывает образовательно-воспитательное влияние, а именно обогащается их лексический запас, развиваются коммуникативные умения, совершенствует навыки письменной речи. В то же время учащиеся приобщаются к прекрасному, учатся видеть, понимать, ценить искусство, расширяет кругозор и формирует художественный вкус учащихся.
Еще К. Д. Ушинский, говоря о большом значении картин в развитии речи учащихся; писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс свободно заговорит, а главное заговорит непринужденно»
Сочинение по картине используется с 1 по 4 класс, при этом сложность работы по его написанию постоянно увеличивается. Слайд 5
Начиная с 1 класса, на каждом уроке обучения чтению, в период обучения грамоте, а потом и на каждом уроке русского языка, в послебукварный период, провожу такие виды работ как составление предложений по картинкам, а впоследствии и рассказы с использованием сюжетных картинок(«расскажи, что ты видишь на картине»).
Во втором классе школьники делают первые шаги в написании сочинения по картине. Дети знакомятся с картиной как видом искусства, овладевают умением «читать» картину. В это время учащиеся знакомятся с разновидностями живописи, такими как, пейзаж, натюрморт, русские народные и бытовые сюжеты. Во время анализа идет уже более глубокая и осознанная беседа о содержании картины.
В третьем классе к написанию сочинения по картине подходят совершено по-другому. Дети начинают знакомиться не только с картиной, но и с биографией художника, написавшего её. Постепенно знакомятся с композиционным анализом картины, отмечая уже, что находится на переднем плане, а что мы видим на заднем.
В четвертом классе работа становится более серьезной, дети учатся понимать автора, находить и выделять вложенную автором идею.
Сочинения по картинам делятся на 3 основных вида: Слайд 6
- повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;
- повествовательные сочинения по одной картине, где дается один момент
сюжета, толчок для воображения учащегося;
- описание картины .
Но к какому бы виду они ни относились, существуют одинаковые этапы подготовки.
В общем можно выделить несколько основных этапов по написанию сочинения по сюжетным и пейзажным картинам. Слайд 7
Подготовительная работа должна быть основательной и проводиться заранее.
Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до самого написания. Независимо от вида сочинения четко выделяются3 этапа подготовки к нему:
– накопление материала (наблюдение, экскурсии, рассматривание картин, чтение художественных произведений);
– отбор и расположение материала (обсуждение, выделение важного, составление плана);
– словесное, речевое оформление, то есть составление самого текста, его запись, совершенствование, самопроверка и проверка учителя.
Хочу рассказать о некоторых приемах и упражнениях, которые я применяю, работая над подготовкой к сочинению по картине.
Вначале детям можно давать готовые описания картин, в котором предложения поменяны местами или пропущены, что позволит освоить примерный план будущих сочинений. Слайд 8
По-прежнему возможно использование сюжетных картин, но в этом случае учащимся предоставляется больше самостоятельности, так как они наблюдают только одну или две картины и сами должны придумать продолжение, изображенной истории.
Именно эта работа помогает в будущем научиться составлять план сочинения, подбирать предложения и опорные слова. По мере освоения учениками данного вида работы, можно будет использовать простой или краткий план сочинения.
При подготовке к сочинению я часто использую вспомогательные опорные таблицы. Эти таблицы могут быть совершенно разными.
Можно заполнять такие таблицы вместе с детьми или раздавать уже готовые, в зависимости от возраста, сложности работы.
Так как в 3 классе начинается более серьезная работа по развитию речи, то и к написанию сочинений по картине меняется подход. Усложняются все этапы работы от анализа картины до содержания текста сочинений.
Еще одним важным моментом является наглядный опыт. Так перед тем как описывать картину, к примеру, пейзаж (осенний/весенний лес) было бы неплохо отправиться с учащимися на экскурсию, чтобы они смогли пронаблюдать за элементами живой и неживой природы. Младшие школьники начнут делиться впечатлениями и тем самым подбирать слова для описания.
Мне понравилась эта картина, потому что я люблю осень.
Пример составления опорной таблицы показан на картине А. А. Рылова «В голубом просторе» Слайды 13-15
Для некоторых учеников можно использовать подготовленный шаблон.
Слайд 16
Обязательно необходимо знакомить учащихся с авторами картин, а также рассказывать интересные факты из биографии, кроме того можно познакомить учащихся с разнообразием картин одного художника. Я часто использую сайт «Энциклопедия русской живописи» http://www.artsait.ru/, где собраны все русские художники, их биографии и все их работы.
Для большей заинтересованности можно использовать работы местных художников, которые дети могли увидеть в музее, выставочном зале, описывать свою местность.
В 4 классе проделанная работа закрепляется и наполняется глубоким изучением биографий художников, жанров, увеличивается использование выразительных средств. Уместно использовать разнообразные приемы анализа картины, допустим, прием «Лупа» подразумевает последовательное внимательное рассмотрение каждого объекта, переднего и заднего плана. Для этой работы можно использовать материалы образовательно-развлекательной программы для школьников и их родителей «В музей - без поводка». Информация о художниках и их картинах представлена в очень интересном формате. В течение 12 минут главный герой Антон Платонович - влюбленный в живопись профессор - делится впечатлениями о какой-либо картине со своей собакой. Слайд 17
Существует также множество упражнений по речевому развитию младших школьников. Слайд 18
Таким образом, сочинение по картине практикуются на протяжении всей начальной школы, причем сложность постоянно увеличивается. Сочинение служат мощной базой для развития устной и письменной связной речи младших школьников, в результате у детей будет формироваться художественный вкус, расширяться кругозор, происходить становление жизненных приоритетов и позиций.