kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речи младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения для развития связной речи в начальной школе

Система упражнений по развитию связной речи включает следующие виды заданий:

- Составление предложений по представленным словами;

- Составление текста по представленным предложениями;

- Определение границ предложений;

- Ответы на вопросы;

- Составление рассказа по вопросам;

- Составление рассказа по рисункам и вопросам;

- Составление рассказа по серии рисунков;

 - Составление рассказа с началом, придумывание начала, составление рассказа с основной частью, придумывание основной части, составление рассказа с концовкой, придумывание концовки;

- Вопрос к каждой части текста, придумывание названия;

- Разделение рассказа на законченные части, составление плана, придумывание названия;

- Изменение стиля текста.

Приведем примеры упражнений по развитию связной речи для школьников 2 класса.

По представленным словам составить предложения

Пернатых, много, зимовать, нас, у, остается; трудно, зимой, пищу, добывать, им; кормушки, делайте, птиц, для, они, отблагодарят, летом, нас, уничтожат, насекомых, пернатые, вредных.

Верблюды, в, живут, пустыне;

они, кактусы, колючки, едят; верблюды, сердятся, часто; бывает, это, им, когда, жарко.

Родственником, бурундук, белка, является; щеками, за, него, у, есть, мешки; он, в, живет, северных, лесах, бурундук, есть, орешки, любит.

У, сороки, гнездо, скрытое, хорошо, часто, сороки, в, густой, спрятано, кустарника; подойти, к, трудно, ее, гнезду; сороки, у, зрение, острый, слух, хороший.

По представленным предложениями составить текст.

Дождь.

На землю упали первые тяжелые капли.

Огромная черная туча накрыла всю землю.

Вспыхнула молния, ударил гром.

Капля за каплей, и зашумел ливень.

Как заяц зимой живет.

Наступила холодная зима.

А у зайчика нет ни норы, ни гнезда.

Все животные от холода попрятались.

Так он и ночует: то под кустиком выспится, то в ямочке приляжет.

Разделить текст на предложения.

Тигр

Тигр - один из самых хищных зверей у него хорошая полосатая шкура и острые зубы на охоту тигр выходит ночью то оленя схватит, то кабана.

Утро

Видел ли ты, как встает солнце и с каждым его лучиком все вокруг оживает каждый цветочек, каждый листик пытается уловить солнечный лучик не могут без солнышка обойтись ни растения, ни животные.

Ответь на вопросы

В неволе

Пошли как-то Петя и Данил в лес. Набегались, нагулялись вдоволь и сели отдохнуть в тени старого дуба. Вдруг слышат: что-то шуршит в кустах. Подошли ближе, вдруг видят, это - ежик. Очень захотелось ребятам иметь у себя ежика! Сбегали они домой, взяли коробку, стерегли-стерегли и, наконец, поймали ежика. Радостные принесли его домой. То молочка давали ему, то яблочки - ничего не хочет ежик. Свернулся себе клубочком - и все тебе.

- Как же так, - думали Данил с Петей, - не надо ему ни есть бегать искать, ни место на ночлег - все тебе готово! Решили мальчики пустить ежика в сад.

- Пусть, - думают, - побегает себе, может травку или букашку какую-то найдет.

Но ежик, как только почувствовал волю - скорее в кусты и убежал. Долго еще лазили ребята по кустам, пытались найти ежика. Думали-думали они: и чего это он убежал?

Вопросы к тексту:

- Где нашли ребята ежика?

- Зачем они забрали его из леса домой?

- Почему ежик отказался есть?

- Понятно ли ребятам, почему убежал ежик?

Составить рассказ по вопросам:

- Какое время года наступило?

- Как меняется продолжительность дня весной?

- Какие изменения в жизни растений и животных происходят в это время года?

- Каких ты знаешь птиц, которые возвращающихся с юга весной?

- Как ты понимаешь пословицу «Весенний день год кормит»?

- Какие деревья люди сажают в саду?

- С какой целью они это делают?

- Какое время года тебе нравится больше всего?

- Как человек ухаживает за садом?

- Кто вредит деревьям?

- Кто охраняет сад от вредителей?

- Как нужно заботиться о птицах?

Составить рассказ по картинкам и вопросам:

Рис. - Зайчик

- Что за зверь изображен на картинке?

- Видел ли ты его когда-нибудь?

- Опиши внешность зайчика?

- Где он живет?

- Чем питается?

Рис. - Домашние животные.

- Что за животные изображены на картинке?

- Это дикие или домашние животные?

- С какой целью их выращивает человек?

- Знаешь ли ты их диких сородичей? Кто они?

Составить рассказ по серии рисунков.

Составить рассказ по началу.

Составить рассказ по основной части, придумай основную часть.

Составить рассказ по окончанию, придумай окончание.

Составить рассказ по началу.

Наступила золотая осень. Собрались Лена и Саша в лес по грибы. Долго ходили они по лесу, набрали полные корзины грибов. Сели отдохнуть под кустом терна, вдруг видят.

Составить рассказ по окончанию.

. дети встретили скворцов. И скворцы отблагодарили детей: поселились они в саду и все лето оберегали деревья от вредных насекомых.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи младших школьников»

Упражнения для развития связной речи в начальной школе

Система упражнений по развитию связной речи включает следующие виды заданий:

- Составление предложений по представленным словами;

- Составление текста по представленным предложениями;

- Определение границ предложений;

- Ответы на вопросы;

- Составление рассказа по вопросам;

- Составление рассказа по рисункам и вопросам;

- Составление рассказа по серии рисунков;

 - Составление рассказа с началом, придумывание начала, составление рассказа с основной частью, придумывание основной части, составление рассказа с концовкой, придумывание концовки;

- Вопрос к каждой части текста, придумывание названия;

- Разделение рассказа на законченные части, составление плана, придумывание названия;

- Изменение стиля текста.

Приведем примеры упражнений по развитию связной речи для школьников 2 класса.

По представленным словам составить предложения

Пернатых, много, зимовать, нас, у, остается; трудно, зимой, пищу, добывать, им; кормушки, делайте, птиц, для, они, отблагодарят, летом, нас, уничтожат, насекомых, пернатые, вредных.

Верблюды, в, живут, пустыне;

они, кактусы, колючки, едят; верблюды, сердятся, часто; бывает, это, им, когда, жарко.

Родственником, бурундук, белка, является; щеками, за, него, у, есть, мешки; он, в, живет, северных, лесах, бурундук, есть, орешки, любит.

У, сороки, гнездо, скрытое, хорошо, часто, сороки, в, густой, спрятано, кустарника; подойти, к, трудно, ее, гнезду; сороки, у, зрение, острый, слух, хороший.

По представленным предложениями составить текст.

Дождь.

На землю упали первые тяжелые капли.

Огромная черная туча накрыла всю землю.

Вспыхнула молния, ударил гром.

Капля за каплей, и зашумел ливень.

Как заяц зимой живет.

Наступила холодная зима.

А у зайчика нет ни норы, ни гнезда.

Все животные от холода попрятались.

Так он и ночует: то под кустиком выспится, то в ямочке приляжет.

Разделить текст на предложения.

Тигр

Тигр - один из самых хищных зверей у него хорошая полосатая шкура и острые зубы на охоту тигр выходит ночью то оленя схватит, то кабана.

Утро

Видел ли ты, как встает солнце и с каждым его лучиком все вокруг оживает каждый цветочек, каждый листик пытается уловить солнечный лучик не могут без солнышка обойтись ни растения, ни животные.

Ответь на вопросы

В неволе

Пошли как-то Петя и Данил в лес. Набегались, нагулялись вдоволь и сели отдохнуть в тени старого дуба. Вдруг слышат: что-то шуршит в кустах. Подошли ближе, вдруг видят, это - ежик. Очень захотелось ребятам иметь у себя ежика! Сбегали они домой, взяли коробку, стерегли-стерегли и, наконец, поймали ежика. Радостные принесли его домой. То молочка давали ему, то яблочки - ничего не хочет ежик. Свернулся себе клубочком - и все тебе.

- Как же так, - думали Данил с Петей, - не надо ему ни есть бегать искать, ни место на ночлег - все тебе готово! Решили мальчики пустить ежика в сад.

- Пусть, - думают, - побегает себе, может травку или букашку какую-то найдет.

Но ежик, как только почувствовал волю - скорее в кусты и убежал. Долго еще лазили ребята по кустам, пытались найти ежика. Думали-думали они: и чего это он убежал?

Вопросы к тексту:

- Где нашли ребята ежика?

- Зачем они забрали его из леса домой?

- Почему ежик отказался есть?

- Понятно ли ребятам, почему убежал ежик?

Составить рассказ по вопросам:

- Какое время года наступило?

- Как меняется продолжительность дня весной?

- Какие изменения в жизни растений и животных происходят в это время года?

- Каких ты знаешь птиц, которые возвращающихся с юга весной?

- Как ты понимаешь пословицу «Весенний день год кормит»?

- Какие деревья люди сажают в саду?

- С какой целью они это делают?

- Какое время года тебе нравится больше всего?

- Как человек ухаживает за садом?

- Кто вредит деревьям?

- Кто охраняет сад от вредителей?

- Как нужно заботиться о птицах?

Составить рассказ по картинкам и вопросам:

Рис. - Зайчик

- Что за зверь изображен на картинке?

- Видел ли ты его когда-нибудь?

- Опиши внешность зайчика?

- Где он живет?

- Чем питается?

Рис. - Домашние животные.

- Что за животные изображены на картинке?

- Это дикие или домашние животные?

- С какой целью их выращивает человек?

- Знаешь ли ты их диких сородичей? Кто они?

Составить рассказ по серии рисунков.

Составить рассказ по началу.

Составить рассказ по основной части, придумай основную часть.

Составить рассказ по окончанию, придумай окончание.

Составить рассказ по началу.

Наступила золотая осень. Собрались Лена и Саша в лес по грибы. Долго ходили они по лесу, набрали полные корзины грибов. Сели отдохнуть под кустом терна, вдруг видят ...

Составить рассказ по окончанию.

... дети встретили скворцов. И скворцы отблагодарили детей: поселились они в саду и все лето оберегали деревья от вредных насекомых.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие речи младших школьников

Автор: Шестакова Ольга Васильевна

Дата: 14.12.2015

Номер свидетельства: 266329

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников."
    ["seo_title"] => string(81) "vliianiie_zaghadok_poslovits_poghovorok_na_razvitiie_riechi_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "343054"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473455087"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Развитие речи младших школьников в процессе изучения имен прилагательных на уроках русского языка в 3 классе"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitiie_riechi_mladshikh_shkol_nikov_v_protsiessie_izuchieniia_imien_prilaghat"
    ["file_id"] => string(6) "464713"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1522684671"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Развитие речи младших школьников в процессе внеурочной деятельности (по дисциплине русский язык)"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_rechi_mladshikh_shkolnikov_v_protsesse_vneurochnoi_deiatelnosti_po_dist"
    ["file_id"] => string(6) "632861"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1685536725"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Развитие речи младших школьников (1 класс) "
    ["seo_title"] => string(46) "razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "165911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422889063"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства