Просмотр содержимого документа
«Система работы над Портфолио обучающихся 2а класса»
Система работы над Портфолио обучающихся 2а класса
«Под старой концепцией образования подразумевалось, что образование – это процесс и система, инвестиции и надежда.
В соответствии с новым определением, образование ориентировано на достижение результата и имеет место лишь тогда, когда процесс обучения результативен».
Результаты должны быть оценены и где-то зафиксированы. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит Портфолио, который создается с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
Ведь за отметкой, выставленной в дневнике, в журнале не возможно разглядеть Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал. А портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс обучающегося.
Основные цели и задачи ведения портфолио:
Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
Поддерживать высокую учебную мотивацию обучающегося;
Поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающегося;
Формировать навыки учебной деятельности; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
Содействовать индивидуализации образования ученика;
Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.
Работать над созданием и наполнением портфолио с детьми начали с 1 класса. Кроме классного руководителя, обучающихся, участниками работы над портфолио стали родители, педагоги дополнительного образования. Можно сказать, что работа по созданию ученических портфолио только начата, а результаты уже радуют. Каждый ребенок в классе может похвастаться своим портфолио: у каждого есть чувство гордости за свои, пусть еще небольшие, но достижения. На переменах дети снова просматривают свои портфолио, обмениваются друг с другом – тем самым учатся друг у друга оформлению, фантазируют, выбирают, как сказать лучше, красивее. Важен здесь дух соревнования. Он не даёт погаснуть живой искре интереса ребёнка к учёбе, стремлению к приобретению знаний, желанию учиться, трудиться.
А ведь ребёнок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться.
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребёнка в том случае, если у него возникает интерес к учению.
На часах общения детьми проводится мини-защита своих портфолио. Выслушиваются отчеты 3-4 человек о заполненных страничках портфолио или интересных фактах из жизни ребенка, которыми он хочет поделиться с классом и вложить в свою копилку. Дети выступают с сообщениями о разделах портфолио на родительских собраниях,классных часах.В каждом портфолио несколько разделов:
Раздел № 1 «Знакомьтесь, это Я!»
Первый раздел представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. Его семьи, ближайших родственников, друзей и знакомит с малой родиной обучающегося.
Заполняя этот раздел, ребёнок выполняет большую поисковую работу. Он знакомится с толкованием своего имени, с датой своих именин, иногда проводит небольшое исследование и пишет о знаменитых людях, носивших такие же имена и фамилии.
Совместно с родителями составляет генеалогическое древо, пишет о ветеранах и тружениках тыла, рассказывает о членах семьи, их увлечениях.
Выполняет большую работу по краеведению: вписывая в свои «портфелики» не только историю своего родного города, но и имена знаменитых людей прославивших наш город.
Рассказы о друзьях так же немало важны. Ведь недаром гласит известное высказывание «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
Раздел № 2 «Моя школа»
Содержит информацию о названии школы, фотографию. Вместе с родителями ребенок рисует безопасный маршрут от дома до школы, отмечая опасные места.
В этом разделе учащиеся знакомятся с законами школьной жизни; со своими правами и обязанностями, которые охраняются конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством РФ; правилами безопасности; фиксируют свой распорядок дня.
Раздел № 3 «Мой класс»
В этом разделе можно познакомиться с классным коллективом в целом, его традициями нормами и правилами. Школьники отражают здесь свое отношение к людям, свои жизненные принципы, отмечают свои добрые дела, совершенные по отношению к друзьям, учителям, соседям, одноклассникам.
Раздел № 4 «Мои учебные достижения»
Этот раздел полностью посвящен учебной деятельности школьников. Здесь ребята учатся создавать свое созвездие успеха, ставить цели, прописывать их на каждый год обучения. Оценивать свои знания, умения и навыки по основным разделам учебного курса. И сдавать маленькие экзамены по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология, ИЗО, музыка.
В этом разделе помещаются работы по отдельным школьным предметам. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования это могут быть: сочинения, изложения, творческие работы, модели, аудиозаписи, дневники наблюдений и другие виды работ.
Можно дополнить любым материалом по предмету по желанию обучающегося.
Этот раздел портфолио включает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере. В ряде случаев это может быть педагогически весьма значимо, поскольку есть много учеников, для которых “портфолио работ” – дополнительная форма выражения успешности, “состоятельности” ребенка в его образовательной карьере.
Раздел № 5 «Мои достижения»
В этом разделе дети отражают свое участие в различных конкурсах, мероприятиях, олимпиадах, проектах.
В разделы № 4 и 5 ребёнок вкладывает
· имеющиеся дипломы, грамоты, сертификаты, полученные за участие в городских, межрегиональных, республиканских, всероссийских, международных конкурсах, викторинах, олимпиадах и т.д.;
· благодарственные письма
· табели успеваемости с оценками за год
· достижения в системе дополнительного образования
· жизненные планы
Раздел № 6 «Мои проектные работы»
В данном разделе отражается участие обучающихся в создании различных творческих, исследовательских, проектных и других работ.
Раздел № 7 «Пожелания и отзывы»
Это характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами; письменный самоанализ ребенка своей конкретной деятельности и ее результатов.
Раздел включает в себя отзывы, рецензии работ, характеристики классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования на различные виды деятельности учащегося.
Учителя, родители, одноклассники и друзья могут оставить свои пожелания, замечания и предложения каждому конкретному ученику. Именно для этого и предназначен этот раздел.
Все эти разделы есть в портфолио каждого ученика.
Печатный портфолио по своему хорош. Но как быть, если фантазии ребенка не хватает места в этом портфолио? Мы нашли выход и завели еще одну папку, где дети собирают свои работы, отражают результаты своей поисковой деятельности. Ребята с энтузиазмом взялись за работу. Конечно, большой вклад делают родители. Они помогают с оформлением, с поиском необходимой информации, поощряют интерес своих детей, сами с интересом втягиваются в эту работу.
В конце года ученик самостоятельно (на первых этапах классный руководитель оказывает помощь) проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.
На часах общения портфолио оценивается по системе «хорошо/отлично». Лучшие портфолио будут отмечены грамотами.
Личностный портфолио – эффективное средство для плодотворной совместной работы учеников, родителей и учителей над формированием положительных качеств характера развивающейся личности. Особенно актуально это для обучающихся начальных классов, когда ребенок только начинает понимать, что такое коллектив и какое место занимает он в коллективе, когда он только начинает учиться оценивать себя: свои сильные и слабые стороны.
Я считаю, что крайне важно с первых лет пребывания ребёнка в школе приучать к систематической работе по сбору папки личных достижений.
Я уверена, что ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.