«Система оценивания учебных достижений первоклассников в условиях ФГОС»
«Система оценивания учебных достижений первоклассников в условиях ФГОС»
В период безотметочного оценивания я в своей практике частично использую принципы безотметочного оценивания, разработанные Г.А. Цукерман. В этой статье я поясняю некоторые формы, которые наиболее часто использую на уроках: хорошие слова и комплименты, "волшебная линеечка", "светофор". Чтобы повысить мотивацию у детей в этом году использую методику «Дерево успеха». Каждую четверь дети выращивают свою яблоню.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Система оценивания учебных достижений первоклассников в условиях ФГОС»»
«Система оценивания учебных достижений первоклассников в
условиях ФГОС»
В условиях введения Федерального государственного стандарта каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся.
Все формы оценивания являются личным достоянием ребенка, и не являются предметом сравнения с достижениями других детей. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки. Отметка, полученная за выполненную работу, воспринимается как оценка его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе.
Поэтому безотметочная система оценивания в начальной школе способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
стартовая диагностика;
текущие проверочные работы;
итоговые проверочные работы;
демонстрация достижений учащихся (портфолио).
В период безотметочного оценивания я в своей практике частично использую принципы безотметочного оценивания, разработанные Г.А. Цукерман. Поясню некоторые формы, которые наиболее часто использую на уроках.
«Хорошие слова и комплименты».
В первом классе просто необходимо в эмоциональной форме формулировать словесную оценку деятельности учащегося. Функция оценки: стимулирование к успеху, важно показать удовлетворение от успеха ученика. Кроме того, в процессе такого оценивания учитель показывает ученику, что он уже достиг, а что ему предстоит освоить:
«Молодец! Но…» Эффективны также невербальные виды помощи: важно упомянуть и о таких видах похвалы, как улыбка, прикосновение к ребёнку, ободряющий жест. Такая атмосфера создаёт ситуацию успеха и здоровый психологический климат.
2. «Сосед по парте» - взаимооценка.
Оценивание чужой работы – необходимый способ работы. Не секрет, что очень многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку. При организации взаимопроверки ориентирую учащихся на то, что они должны видеть друг в друге хорошее, учатся друг от друга. Учу детей сопереживать, радоваться за успехи одноклассника, критично подходить к выполненной работе. Ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.
3. «Самооценка». Возможность для самооценивания вводила с первых дней обучения. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Для оценивания я выбираю только те задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (т.е. ребёнок знает, как это делать, например: посчитать количество звуков в слове). Выполнив задание, ребёнок оценивает правильность выполненной работы, для чего использую «Волшебную линеечку». Плюсик ставится вверху, если написано аккуратно: без помарок и исправлений, все буквы соответствуют правилам каллиграфии, не выходят за рамки рабочей строки, соблюден наклон. Посередине если есть незначительные ошибки. Внизу крестик ставится, если буквы “пляшут” на строке, много помарок и исправлений, элементы букв написаны не по образцу, буквы разного размера, расстояние между элементами не соответствует требованиям. После того, как обсужден каждый критерий дети свою работу оценивают самостоятельно. Собрав тетради, я ставлю свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: “Молодец! Ты умеешь себя оценивать”. В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, я еще раз раскрываю ребенку критерии оценивания и прошу в следующий раз быть к себе добрее или строже.
Светофор- другой вариант этой методики, зеленый цвет обозначает, что задание выполнено правильно, без ошибок, и ученик может двигаться дальше, к заданию более высокого уровня. Желтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками. Значит, ученику нужно вернуться к данной теме, данному виду заданий и постараться выполнить без ошибок. Красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками. Этот ученик не усвоил проверяемую тему, ему следует заново изучить материал.
На каждом родительском собрании и при индивидуальных беседах с родителями знакомлю родителей, анализирую результаты и подвожу итоги диагностического метода оценивания.
Чтобы повысить мотивацию у детей в этом году использую методику «Дерево успеха». Каждую четверь дети выращивают свою яблоню. В конце дня или изучения новой темы дети прикрепляют на дерево:
яблоки – дело прошло полезно, плодотворно, наивысшая степень успеха; цветок – получилось почти все, средняя степень, зеленый листик – дело прошло неплохо; я старался, самая первая степень оценивания. Само названия «Дерево успеха» уже мотивируют детей на достижение результата Хочу заметить, что даже у самых слабых и неподготовленных к школе детей не было ни одной пустой яблони, всегда находился повод отметить что-то, в чём такие ученики были успешны! Сравнивать количество успехов, заработанных разными детьми, категорически запрещается.
Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Что же даёт безотметочное обучение? Самое главное – это отсутствие страха получить плохую отметку и показать её родителям, неправильно ответить. Никто из детей не чувствует себя ущербным, не боится признаться в незнании, в непонимании. Они поняли, что можно открыто сказать о своих затруднениях, не стесняться допустить ошибки и делать их предметом коллективного обсуждения. Право проверять, находить ошибки, указывать на недостатки, высказывать свое суждение о результатах своей учебы может сам ученик. Это обеспечивает успех и закрепляет в ребенке уверенность в своих возможностях. Дети учатся с увлечением, они хотят учиться – а это самое главное.
Таким образом, я представила способы и приёмы оценивания и его фиксации, которые применяю на уроках. Причём, нужно отметить, что на одном уроке обычно используется несколько приёмов оценивания. Это позволяет сделать процесс оценивания постоянным, направленным на включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность, что позволяет детям приобретать навыки и привычку к самооценке, что соответствует требованиям ФГОС.