Просмотр содержимого документа
«Система контроля в ДОУ.»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»
Система контроля в МБДОУ детском саду «Солнышко» с Филиалами: детский сад «Ромашка» и детский сад «Улыбка»
Выполнил:
старший воспитатель
Савельева Т.Н.
р.п.Дмитриевка
2020г.
Уважаемые коллеги!
Как показывает мой опыт работы в качестве старшего воспитателя вопрос осуществления контроля над воспитательно - образовательным процессом является одним из самых сложных в системе методической работы, так как педагогическая деятельность требует особого внимания и профессионального развития.
В нашем дошкольном учреждении детском саду «Солнышко» с Филиалами: детский сад «Ромашка» и детский сад «Улыбка» осуществляются следующие виды контроля:
-предупредительный,
-текущий,
-итоговый.
Предупредительный контроль.
Цель этого контроля – оказать помощь педагогу и предупредить ошибки в воспитательной деятельности. Такого рода контроль проходит в виде беседы, чтобы выявить компетентность педагога в определённом разделе, его представления о занятиях и формах работы. Предупредительный контроль нацелен на повышение профессионализма воспитателя и развитие его потенциала.
Текущий контроль.
Данный вид контроля направлен на анализ проблем в усвоении учебной программы, сравнение уровня развития дошкольников с установленными нормами. А также при текущем контроле педагоги получают рекомендации, узнают об изменениях сроков прохождения программ, корректируют формы и методы организации воспитанников. Текущий контроль: тематический, оперативный, фронтальный и сравнительный.
Тематический контроль:
Тематический контроль позволяет выявить уровень работы дошкольного учреждения по задачам и результатам, запланированным на год. Тематический контроль проводится как за выполнением педагогами требований нормативно-правовых актов, так и за эффективностью использования рекомендаций администрации дошкольного учреждения, проводимых консультаций и семинаров. Контроль осуществляется с подготовленным планом проверки, где указаны цели, задачи, сроки, возрастные группы, ответственные лица и методы контроля.
Результат тематического контроля — аналитическая справка. Документ состоит из трех частей, в которых находит отражение оценка всех блоков плана проверки.
Вводная — основная информация о сроках и тематике проведения проверки, предмете изучения, целях и методах работы, ответственных за контроль.
Аналитическая — перечисляются и анализируются полученные в ходе проверки факты, выявляются причины обнаруженных недостатков работы и факторы, повлиявшие на них.
Завершение — обобщенные выводы и рекомендации педагогическому коллективу с уточнением сроков их выполнения.
В структуре контролирующих функций выделяем различные формы контроля по последовательности и периодичности:
Предварительный мониторинг, который проводится с целью предупреждения ошибок еще до начала реализации запланированных процессов. Профилактический контроль очень важен при работе с новыми сотрудниками или на этапах запуска экспериментальных образовательных проектов, расширения структуры и функций детского сада.
Текущий необходим для соотнесения промежуточных результатов с прогнозируемыми и обеспечения своевременной реакции.
Результирующий — заключительный мониторинг, в ходе которого фиксируют достигнутые результаты и анализирует причины их достижения для закрепления положительной динамики.
Поисковый — комплекс разносторонних контролирующих мер, направленных на поиск оптимальной тактики достижения поставленной задачи в конкретных условиях.
Исполнительный — порядок реализации рекомендаций, озвученных администрацией дошкольного учреждения.
Оперативный контроль.
Оперативный или текущий контроль выполняется согласно разным моделям, выбор которых определяется с учетом специфики актуальных задач. С целью получения необходимой информации проводим экспресс-диагностику — эффективный метод сбора данных для выявления актуального состояния воспитательного комплекса по конкретному направлению.
Экспресс-диагностика осуществляется посредством анкетирования или тестирования, личных бесед с воспитателями, старшим воспитателем, родителями воспитанников.
Выборочный контроль оценивает профессиональную деятельность педработника, актуальный анализ воспитанности детей в группе, уровень производственной дисциплины, мониторинг условий педагогической работы или другие вопросы. Проверка выполняется в течение дня в ходе посещения детского сада групп, проведения консультаций и бесед.
С целью обеспечения эффективной управленческой работы в нашем детском саду «Солнышко» организовываются проверки по пяти вопросам ежемесячно и составляются справки по планированию оперативного контроля в произвольной форме.
Итоговый контроль
проводится после завершения отчетного периода (полугодия, года). Он направлен на изучение и всесторонний анализ работы нашего педагогического коллектива по выполнению программы и задач годового плана. Итоговый контроль включает: план, цель, сроки проведения, график, материалы итогового контроля (схемы, диаграммы, опросники, оценочные листы, протоколы и т.д.).
Старший воспитатель и руководитель нашего ДОУ оказывают всестороннюю поддержку воспитателям в подготовке к проверке (Таблица №1).
Тематическая проверка
Управленческий процесс проводится с привлечением педколлектива к тем задачам, которые в детском саду реализуются недостаточно успешно. Контроль оценивает выполнение образовательных, воспитательных, методических, развивающих и исследовательских задач. Анализируется степень выполнения годовых задач, обозначенных в плане работы на учебный год и уровень освоения ООП по выбранным направлениям развития и учебным областям.
Фиксируется в годовом плане работы, где указываются сроки проведения и выбранные темы, о чем воспитатели информируются за 4-8 недель. Проверка проводится в отдельных или всех возрастных группах. Длительность контроля составляет 1-3 дня. Результаты проверки вносятся в аналитическую справку, которую оглашают на заседании педагогического совета.
Итоговый
контроль
Проводится для оценки результатов работы за выбранный период (квартал, полугодие и год). Проверка затрагивает содержание учебно-воспитательной, методической или дидактической работы и степень выполнения поставленных задач. Эффективность работы за полугодие и год озвучивается на заседаниях педсовета.
Регламентируется приказом заведующего, в котором фиксируются сроки и темы проверки. Анализируется условия для выполнения педагогических задач, степень освоения воспитанниками образовательной программы, педагогическое мастерство воспитателей. Результаты проверки вносятся в аналитическую справку, которая зачитывается на педсовете.
Персональный контроль
Проверке подвергается система работы, самообразования, уровень педагогического мастерства, навыки использования инновационных технологий и достижений педработника.
Назначается приказом заведующего, в котором фиксируются сроки и темы проверки.Воспитателя информируем о предстоящем контроле за 7-14 дней. Результаты проверки вносятся в аналитическую справку, которая зачитывается на педсовете.
Планирование контроля в нашем дошкольном учреждении отражает направления или мероприятия, которые подлежат проверке, основания для проведения, виды, сроки, цели мониторинга, контрольные результаты и рекомендации, направленные на устранение обнаруженных недочетов. Планируя контроль на учебный год, рабочая группа и администрация руководствуются положениями годового плана.
Выбор оптимальных методов контроля позволяет получить объективные результаты в работе нашего дошкольного учреждения, непрерывно искать эффективные пути развития.