kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы контроля и оценки знаний. Учебные достижения обучающихся в соответствии ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение контроля в учебно – воспитательном процессе:

  • Контроль выявляет качество знаний и умений обучающихся, их достижения и ошибки;
  • Контроль выполняет функции обучающую, развивающую, воспитывающую.

Построение эффективной системы контроля возможно произвести только с учетом основных принципов контроля:

  1. Нормативность - данный принцип требует от учителя составления перечня знаний и умений (согласно требованиям образовательной программы), подлежащих контролю, обязательных для овладения каждым учеником, и доведения его до сведения всех учеников до начала отработки (т.е. ученик, приступая к изучению логической части курса, должен иметь информацию о том, что он должен знать и уметь к моменту окончания изучения данного раздела курса).
  2. Плановость - согласно данному принципу, учителю необходимо определить четкие сроки, содержание и формы контроля. Данная информация должна быть доведена до сведения учащихся до начала этапа освоения знаний и умений, подлежащих контролю.
  3. Главное звено - данный принцип требует выносить на контроль только основные вопросы содержания программы, которые должны быть освоены каждым учеником в обязательном порядке;
  4. Объективность - учителю необходимо разработать критерии уровня освоения знаний и умений учениками, которые в обязательном порядке должны быть известны школьникам
  5. Индивидуализация - данный принцип предполагает учитывать индивидуальные особенности учащихся при выборе форм и периодичности контроля.

Система контроля знаний и умений учащихся должна включать следующие этапы контроля:

  • Текущий контроль
  • Промежуточный контроль
  • Тематический контроль
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы контроля и оценки знаний. Учебные достижения обучающихся в соответствии ФГОС»


Методы контроля и оценки знаний. Учебные достижения обучающихся в соответствии ФГОС

«Голова, наполненная отрывочными,

бессвязными знаниями, похожа на кладовую,

в которой все в беспорядке

и где сам хозяин ничего не отыщет;

голова, где только система без знаний,

похожа на лавку, в которой

на всех ящиках есть надписи,

но в ящиках пусто». 

К.Д.Ушинский


Значение контроля в учебно – воспитательном процессе:

  • Контроль выявляет качество знаний и умений обучающихся, их достижения и ошибки;

  • Контроль выполняет функции обучающую, развивающую, воспитывающую.

Построение эффективной системы контроля возможно произвести только с учетом основных принципов контроля:

  1. Нормативность - данный принцип требует от учителя составления перечня знаний и умений (согласно требованиям образовательной программы), подлежащих контролю, обязательных для овладения каждым учеником, и доведения его до сведения всех учеников до начала отработки (т.е. ученик, приступая к изучению логической части курса, должен иметь информацию о том, что он должен знать и уметь к моменту окончания изучения данного раздела курса).

  2. Плановость - согласно данному принципу, учителю необходимо определить четкие сроки, содержание и формы контроля. Данная информация должна быть доведена до сведения учащихся до начала этапа освоения знаний и умений, подлежащих контролю.

  3. Главное звено - данный принцип требует выносить на контроль только основные вопросы содержания программы, которые должны быть освоены каждым учеником в обязательном порядке;

  4. Объективность - учителю необходимо разработать критерии уровня освоения знаний и умений учениками, которые в обязательном порядке должны быть известны школьникам

  5. Индивидуализация - данный принцип предполагает учитывать индивидуальные особенности учащихся при выборе форм и периодичности контроля.

Система контроля знаний и умений учащихся должна включать следующие этапы контроля:

  • Текущий контроль

  • Промежуточный контроль

  • Тематический контроль

Текущий контроль проводится после каждого логического этапа урока (отработки понятия, термина, причинно-следственной связи, действия, учебного приема и т.п.). Цель текущего контроля не «поставить оценку за работу на уроке», а выявить уровень освоения знаний и умений; причины, препятствующие достижению цели данного этапа урока, и внести оперативные корректировки в образовательный процесс для достижения запрограммированного образовательного результата. Формы контроля – беседа, выполнение упражнений, учебной задачи, работа на контурной карте и т.п.

Промежуточный контроль проводится с аналогичной целью после отработки подсистемы (блока) контролируемых элементов – урока. Учитель отслеживает достижение образовательного результата всеми учащимися. Отрицательные оценки не выставляются. Формы контроля – выполнение заданий по карте, объяснение, беседа, тестирование, творческие работы и др.

Тематический контроль проводится после отработки системы контролируемых элементов (темы, раздела) согласно главной цели контроля. Результат контроля оценивается у каждого ученика. Учащиеся должны быть заранее ознакомлены с вопросами предварительного контроля, типом контрольных заданий. Формы контроля – практическая работа, проект, тестирование, творческое задание, составление характеристики объекта, аналитический ответ и т.п.

Методы контроля:

  • Тестовый

  • Устный

  • Письменная работа

  • Практическая работа

  • Зачет

  • Урок – игра

Например, текущий контроль:

  1. Практические работы:

  • составление комплексной характеристики Китая;

  • составление комплексной характеристики Японии;

  1. Творческие работы обучающихся:

  • сообщения «Страны Восточной Азии» и др.;

  • подготовка презентаций («Япония», «Китай», «Индия»);

  • проект «Экскурсия по Израилю».

  1. Работы выполняемые на контурных картах:

  • Нанесение субрегионов Зарубежной Азии, столиц государств, государства: республики, монархии, федерации.

  • Нанесение крупных промышленных центров, центров возделывания риса, пшеницы и чая в Китае.


Промежуточный контроль:

1.Тестовая проверка:

  • тест «Состав, население, природные ресурсы Зарубежной Азии»;

  • тест « Хозяйство Зарубежной Азии»

2. Проверка знания карты:

  • ответы по номенклатуре карты Зарубежной Азии (обучающиеся получают список номенклатуры на первом уроке темы);

  • работа с «немой» картой.


Тематический контроль

  • урок обобщения знаний по теме проводится в форме игры «Своя игра»,

  • домашняя работа: выполнение теста «Зарубежная Азия», составление кроссворда по теме.

Для более успешного проведения контроля за знаниями учащихся необходимым:

  • гибкое сочетание текущей проверки знаний и умений школьников с тематическим контролем, организуемым после изучения каждой темы;

  • широкое использование разных методов контроля и разумное их сочетание;

  • обязательное систематическое освещение результатов контроля

Использование эффективных видов и форм контроля знаний способствует повышению качества знаний учащихся.

Обучающиеся формально осваивают учебный материал, работая по схеме: «выучил – ответил – получил оценку – забыл». В современном быстроменяющемся мире данная схема устарела. Происходит смена педагогических приоритетов. Общество предъявляет новые требования к подготовке школьников к жизни: научить учащихся учиться, то есть вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. Значит, и оценивать учеников надо за организацию собственной учебной деятельности; за овладение способами поиска, переработки и представления информации, приемами и методами умственного труда и коммуникативными умениями.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования существенно расширено представление об образовательных результатах. Если ранее нормированию подлежали предметные результаты, то предлагаемый стандарт ориентирован также и на метапредметные и личностные результаты. В стандарте закреплены новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования - от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса. Расширяя состав объектов оценки, стандарт одновременно расширяет и спектр оценочных процедур.

Перед учителем стоит задача: разработка и внедрение прозрачных форм контроля качества образования.

Новая система оценивания: основные особенности

  • критерии достижения – планируемые результаты;

  • оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;

  • оценка способности решать учебно-практические задачи;

  • сочетание внутренней и внешней оценки;

  • комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных), нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.;

  • уровневый подход  в инструментарии, в представлении результатов;

  • использование персонифицированной и неперсонифицированной информации.

Критериальный подход в системе оценивания учащихся

        Критериальный подход положен в основу государственных стандартов нового поколения и контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена. Общие требования к оценке: объективность, понятность ученику, учителю, родителям, содержательность (возможность проверки на разных уровнях). 

 Критериальный подход к оценке предполагает:

  1. Четкую формулировку ожидаемых результатов по теме (она описывает процесс или результат действий ученика, соответствующий поставленной цели).

  2. Определение условий их  проверки (тест, практическая работа, задание с развернутым ответом и др.).

  3. Составление   проверочных заданий (КИМы, тесты и др.).

Технология осуществления критериального подхода: деление материала, подлежащего проверке, на смысловые блоки (единицы содержания).

Интегральная оценка географической компетентности

Оценка выполнения работы, отражающая малочисленные, но существенно более объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися (например: выполнение самостоятельных и практических работ);

Результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала отдельных тем курса (например:  география крупных регионов России, материки  и т.д.);

Результаты оценок открытых и закрытых ответов учащихся, отражающих этапы формирования системы предметных знаний, важнейших технических навыков (например: работа с картой, знание номенклатуры, составление опорного конспекта и т.д.);

Оценки за подготовку и презентацию проектной работы;

Результаты самоанализа учащихся, отражающие меру осознанности каждым ребенком особенностей развития его собственного процесса обучения (например: составление таблицы достижений, лист самоконтроля). 

Показатели оценивания самостоятельных и практических  работ

Объективному измерению поддаются наиболее простые знания и умения. Так, тренировочные работы характерны для первого уровня самостоятельности, когда ученики действуют по образцу. Учитель разрабатывает инструктивные карточки для учащихся, в которых обозначены:

  • содержание работы, её цели,

  • показана последовательность выполнения работы,

  • приведены формы фиксации результатов,

  • даны памятки, (планы, характеристики, образы построения графиков, диаграмм),

  • ссылки на учебники и атласы.

Все практические работы должны быть оценены. Оценка за практические работы является показателем качества усвоения материала, подводит итог изучению темы курса. Оценка ставится за умение применять знания на практике. Оценки «2» за практические работы в журнал не выставляются. Учитель выясняет, с какими проблемами столкнулись ученики при выполнении практической работы, и предлагает выполнить задание ещё раз.

Оценка отражает с достаточной полнотой и объективностью качество знаний и умений, которые носят относительно завершённый характер. В большей степени оцениваются умения, лежащие в основе учебной деятельности ученика. Умение определяется как способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях.

Уровни понимания с точки зрения практической деятельности:

  • Понять, но практически не уметь осуществить или объяснить (например, дать определение тектоническим структурам, но не определить общие закономерности движения земной коры);

  • Понять и самостоятельно выполнять (например, найти на карте объекты, названные в честь исследователей);

  • Понять и уметь найти способ объяснения явления или факта (например, чтение синоптической карты, прогноз погоды на будущее).

Учитель должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности. Овладение обучающимися метапредметными умениями, то есть универсальными учебными действиями, которые позволят решать любую проблему в реальных жизненных ситуациях, не связанную с конкретным предметом.

Оценивание творческих заданий

        Использование творческих заданий – эффективный путь к накоплению опыта творчества, развитию логики, сотрудничеству с другими учениками и учителем. Учитель создаёт среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определенными мыслительными операциями. Обучающийся осознаёт потребность в приобретение знаний. Испытывает психологический комфорт. Осуществляется индивидуальный подход в обучения.

Формы контроля и оценивания проектной деятельности

Проектная деятельность учащихся может быть индивидуальной  и групповой. Проект предполагает учащимся следующие возможности самоопределения, как например, выбор:

  • Объекта изучения;

  • Форм и видов текущих и итоговых отчётов;

  • Тему и форму представления проектов.

Обучающиеся достигают реального, конкретного результата, что позволяет пережить школьникам ситуацию успеха, самореализации. Ученик открывает мир для себя  -  себя в этом мире. В ходе выполнения проекта происходит формирование личностных  компетенций.  Работа  над  проектом  даёт  возможность ученикам проявить себя, раскрыть свои таланты, действовать самостоятельно, получать результаты, воспитывать ответственность и трудолюбие. Завершенность проекта формирует у ребёнка

способность видеть собственные действия со стороны.

Деятельностный подход положен в основу Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Задачей обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетентностей и предметных компетенций. Ученик в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность.

Цель процесса формирования географической компетентности – воспитать средствами географии деятельного, самостоятельного, конкурентоспособного, готового к непрерывному образованию ученика, которому неведомы скука, принуждение и лень, пассивность и страх ожидания «плохой» оценки. Ученик должен быть мотивирован на достижение высоких результатов при сдаче ЕГЭ и ГИА, на победы в олимпиадах разного уровня, в конкурсах учебно-исследовательских проектов и других интеллектуальных соревнованиях.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методы контроля и оценки знаний. Учебные достижения обучающихся в соответствии ФГОС

Автор: Упарь Ольга Алексеевна

Дата: 27.08.2021

Номер свидетельства: 585909

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Контроль достижения предметных результатов на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(80) "kontrol-dostizhieniia-priedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "241404"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445247281"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Портфолио ученика начальной школы как результат итоговой оценки в образовательной системе согласно программе ФГОС  НОО. "
    ["seo_title"] => string(131) "portfolio-uchienika-nachal-noi-shkoly-kak-riezul-tat-itoghovoi-otsienki-v-obrazovatiel-noi-sistiemie-soghlasno-proghrammie-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "195287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427890758"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "«СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ   В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО» "
    ["seo_title"] => string(79) "sistiema-otsienki-planiruiemykh-riezul-tatov-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "232866"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442936238"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "ФГОС. Что измелось на уроке? "
    ["seo_title"] => string(28) "fgos-chto-izmielos-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "221796"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435582383"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "ФГОС. Что изменилось на уроке? "
    ["seo_title"] => string(30) "fgos-chto-izmienilos-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "221797"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435582546"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства