Данна рабочая программа соответствует ФГОС, обеспечивает преемственность между дошкольником и школьником. Цель: воспитать и развить у каждого ребенка положительное отношение к себе и окружающему миру, познавательную и социальную мотивацию, инициативность, самостоятельность,универсальные учебные действия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школа будущего первоклассника»
Отдел образования администрации
Новоалександровского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей «Экос»
Утверждено на заседании педагогического совета
Протокол № ____
от «__» ____________2016г.
Председатель ___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника»
Каграманян Елены Владимировны,
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
срок реализации – 1 год
данная программа предшкольной подготовки разработана на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (3-е издание М., «Просвещение» 2005г) и предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет), в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения на основе « Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» – М.: Просвещение, 2013.
2016 - 2017 учебный год
1.Пояснительная записка.
Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.
Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования. Цель программы: воспитывать и развивать у каждого ребенка положительное отношение к себе и окружающему миру, познавательную и социальную мотивацию, инициативность, самостоятельность.
Задачи программы:
обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;
формирование и развитие у ребенка необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности, познавательных способностей, образного мышления и воображения, словесно-логического мышления;
умений общаться со сверстниками и взрослыми;
необходимого уровня монологической и диалогической речи;
целостных представлений о мире;
создать условия для развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющие им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.
Режим проведения занятий
На базе МОУ лицей «Экос» г.Новоалександровска с 1 октября 2016 по 30 мая 2017, по субботам, по 4 занятию в неделю по 30 минут, с 5 -минутными перерывами.
2. Общая характеристика.
Главное назначение подготовительного курса состоит в том, что данная программа
способствует формированию направленного внимания, интереса к чтению, познавательного и коммуникативного мотивов;
воспитывает любовь и уважение к родителям, интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим;
обучает правилам личной гигиены, приемам самообслуживания, работе с простейшими инструментами, приемам проведения опытов и экспериментов;
укрепляет: чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства.
3. Описание места курса.
Данная программа разработана на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (3-е издание М., «Просвещение» 2005г) и предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет). Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
При реализации программы важное место отводится специальным методам, применяемым при организации образовательного процесса:
словесные, наглядные и практические методы.
репродуктивные, объяснительно-иллюстрированные, проблемные, частично-поисковые и исследовательские.
методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические игры, экскурсии).
Программа включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания:
развитие речи (начальные представления о языке, литература, изобразительное искусство, музыка, математика, социальные отношения);
окружающий мир и математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение, ОБЖ);
мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство, музыка, театрализованные сценки); основы физической культуры (спортивные занятия и игры, пластика и ритмика ролевых игр, представления о собственном теле и об уходе за ним).
Обучение и воспитание будущих учащихся ведется в индивидуальной, групповой и фронтальной формах, чтобы не упустить развития каждого ребенка.
4.Описание ценностных ориентиров содержания кружка.
Модель выпускника группы по подготовке детей к школе (группы предшкольной подготовки)
I Здоровье и физическое развитие.
1. Физическое развитие выпускника соответствует возрастной норме.
2. Физически подготовлен к продолжению обучения:
— владеет своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем его возрасту;
— хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения;
— подвижен, ловок;
— развита мелкая мускулатура рук: уверенно, владеет карандашом, ножницами, способен к сложной двигательной активности в различных видах продуктивной деятельности,
3. Сформирована привычка к здоровому образу жизни:
— сформированность основных гигиенических навыков, элементарных представлений о пользе занятий физической культурой;
— сформированность основ безопасного поведения в критических жизненных ситуациях.
II Развитие познавательной деятельности
1. Кругозор выпускника:
— сформированы развернутые и конкретные представления о мире;
— устанавливает доступные причинно-следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающего мира.
2. Речь выпускника:
— устная речь выпускника содержательна, эмоциональна, выразительна;
— речь фонетически и грамматически правильная;
— использует речь как инструмент мышления (умеет связно и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание);
Художественное отражение окружающего мира в изобразительной деятельности.
Окружающий мир в образах народного декоративного искусства.
Восприятие художественного образа.
Диагностика
Определение школьной зрелости.
Психопрофилактика.
Психологическая коррекция.
Индивидуальная диагностика.
7.Тематическое планирование.
Тематическое планирование по курсу “Обучение грамоте ”.
№ п/п
Содержание программного материала
Количество часов
Дата планируемая
Дата проведения
1
Наша речь. Звуки и буквы
1
2
Звук а.
1
3
Звук о.
1
4
Звук э.
1
5
Звук и.
1.
6
Звук ы.
1
7
Звук и-ы.
1
8
Звук у.
1
9
Обобщение. Гласные звуки.
1
10
Звук м.
1
11
Твёрдые и мягкие согласные звуки.
1
12
Звук н
1
13
Звук нꞌ
1
14
Звук п
1
15
Звук пꞌ
1
16
Звук т
1
17
Звук тꞌ
1
18
Звук к
1
19
Звук кꞌ
1
20
Звук х
1
21
Звук хꞌ
22
Звук ф
1
23
Звук фꞌ
1
24
Звук Й
1
25
Дружные звуки Й и О
1
26
Звук ЙУ
1
27
Звук ЙА
1
28
Звук ЙО
1
29
Звук ЙЭ
1
30
Звуки ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ.
1
Тематическое планирование по курсу “Математика ”
№ п/п
Содержание программного материала
Количество часов
Дата планируемая
Дата проведения
1
Свойства предметов. Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт.
1
2
Понятия «Длиннее - короче», «выше - ниже»
1
3
Треугольник. Числа 1-10. Прямой и обратный счёт
1
4
Понятие «Столько - сколько». Число и цифра 1.
1
5
Закономерность. Квадрат. Число и цифра 2.
1.
6
Понятие «вначале», «потом». Число и цифра 3.
1
7
Число предшествующее и последующее. Число и цифра 4. Решение задач на сложение и вычитание.
1
8
Числа 1-4. Число и цифра 5. Игра «Что лишнее?»
1
9
Геометрические фигуры. Число и цифра 5.
1
10
Равенства. Сравнение фигур. Состав чисел 2, 3, 4, 5.
1
11
Неравенства. Счёт предметов. Сравнение предметов. Порядковое значение чисел: первый, второй и т.д.
1
12
Сравнение предметов. Числа 1-5. Число и цифра 6.
1
13
Числа 1-6. Состав числа 6. Составление закономерности.
1
14
Длиннее, короче.
1
15
Измерение длины.
1
16
Измерение длины.
1
17
Число и цифра 7. Сказка и число 7.
1
18
Числа 1-7. Состав числа 7. Решение примеров на сложение.
1
19
Числа 1-7. Число и цифра 8. Решение задач на сложение и вычитание.
1
20
Тяжелее, легче, сравнение массы.
1
21
Измерение массы.
1
22
Измерение массы.
1
23
Число и цифра 8. Решение задач на сложение и вычитание
1
24
Число и цифра 8. Решение задач на сложение и вычитание
1
25
Состав числа 8. Ориентировка в пространстве: слева, справа, посредине.
1
26
Объём. Сравнение по объёму.
1
27
Число и цифра 9. Решение задач на сложение и вычитание.
1
28
Закономерность. Числа 1-9. Число 10. Решение примеров.
1
29
Площадь. Число и цифра 0.Шар.куб.Параллелепипед.
1
30
Состав числа 10. Решение примеров. Закономерность.
1
Тематическое планирование по курсу
“ Окружающий мир ”.
№ п/п
Содержание программного материала
Количество часов
Дата планируемая
Дата проведения
1
Знакомство со школой, со школьными принадлежностями
1
2
Дикие и домашние животные
1
3
Деревья лиственные и хвойные
1
4
Времена года. Определение времени года по признакам. Понятие «следует», «предшествует»
1
5
Осень пришла. Приметы осени.
1
6
Названия дне недели. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра».
1
7
Профессии людей.
1
8
Детские забавы. Разучивание игр.
1
9
Насекомые и другие животные. Выделение общих признаков.
1
10
Разнообразие растений. Игра «Что лишнее?»
1
11
Здравствуй, гостья Зима! Приметы зимы.
1
12
Как зимуют звери(медведь, белка, заяц, лиса).
1
13
Какие бывают рыбы.
1
14
Морские животные. Их особенности. Игра «1, 2, 3 – морская фигура замри».
1
15
Животные и их детёныши. Заботливые отношения родителей и их детей.
1
16
Животные жарких стран
1
17
Кто нас лечит. Какие бывают врачи.
1
18
Ягоды. Кустарники.
1
19
Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
1
20
Транспорт. Виды транспорта.
1
21
Школа. Маршрут в школу.
1
22
Дорожные знаки.
1
23
Пешеходный переход.
1
24
Тротуар.
1
25
Проезжая часть. Где можно играть?
1
26
Поведение в природе.
1
27
Поведение в столовой.
1
28
Поведение в библиотеке.
1
29
ПДД при проведении экскурсии.
1
30
Если ты остался один дома…
1
8. Литература.
УМК
Для учителя
Для ребенка
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» 3-е издание М. Просвещение 2005 под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой
2. Волина В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 2001
3. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К., Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007
4. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. М., «Просвещение», 1990 г
5. Дронова Т.Н. «Радуга»
6. Журова Л.Е , Дурова Н.В. Обучение грамоте в детском саду»