kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Секрет колыбельной песни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первые слова, с которыми мы сталкиваемся, приходя в этот мир – это слова мамочки, ее ласковый голос, колыбельная, которую она тихо нам напевает.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Секрет колыбельной песни"»


Всероссийский конкурс

проектных и исследовательских работ учащихся «Горизонты открытий – 2022»


Исследовательская работа

«Секрет колыбельной песни»

Секция «Хочу всё знать»

Авторы работы:

Агнищенко Александра Романовна 23.12.2012,

Андреева Варвара Ивановна 23.10.2012,

Марсалова Таисия Александровна 19.12.2012

учащиеся 3 «В» класса

ГУО «Средняя школа №40 г. Могилёва»

Руководитель Демидович Нина Александровна,

учитель начальных классов

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «Средняя школа №40 г. Могилёва»

+375 222 727570

г. Могилёв, Беларусь

  • +375 222 727570


2022 год


Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………......3

2. Цель, задачи, методы исследования …………………….…….……..….3-4

3. Сбор информации. …………….………………...........................................4-8

3.1. История колыбельной песни …...…………………………………....4

3.2. Персонажи колыбельных песен.………………………………..…5-6

3.3. Народные и авторские колыбельные песни.……………...…….6-8

4. Практическая часть…………………………………….……………..…...8-11

4.1 Анкетирование………………..…………………………………….8-9

4.2 Эксперимент 1. Одноклассники.………………….……………………..9-10

4.3 Эксперимент 2. Малыши………….…………………………………10-11

5. Заключение.……………………………………….……………………….........11-12

6. Источники……………………………………………...……………………..13

7. Приложения………………………………………………………………......14-16


















Введение

Первые слова, с которыми мы сталкиваемся, приходя в этот мир – это слова мамочки, ее ласковый голос, колыбельная, которую она тихо нам напевает.

Недавно в наших семьях произошло радостное событие - родились малыши. Мы обратили внимание на то, как быстро они успокаиваются и засыпают, слушая колыбельные песни. Нам стало любопытно: почему эти песни так называются? Какие бывают колыбельные? Чем они отличаются от других песен? Мы подумали: почему же наши мамы так редко их поют? А может они их мало знают? А какие колыбельные песни знают наши бабушек? Пели их своим детям? Нас заинтересовал этот вопрос, и мы решили разыскать информацию о колыбельных песнях.

Колыбельные песни появились ещё в глубокой древности. Мама баюкала дитя и напевала при этом простые ласковые слова.

     Сегодня мало кто из мам понимает важность колыбельной песни для развития ребенка и общения с ним. К сожалению, нередко, что молодые беспечные родители заменяют материнскую песню технической музыкой. И ладно, если бы это была спокойная классическая музыка, благотворно влияющая на здоровье ребенка. Так ведь часто включают музыку, которая не подходит нам, детям.

Стоит ли сегодня говорить о колыбельных песнях? Думаем, стоит. В современном мире, где каждый день для детей создаются новые игрушки и компьютерные программы, многие просто забыли о значении колыбельных песен для развития ребёнка.

Поэтому нас заинтересовали такие вопросы: почему, когда бабушка поёт маленькому Женечке колыбельную песню, он быстро засыпает? Почему, когда девочки играют в игру «Дочки - матери», они качают кукол и при этом напевают: «Баю, баюшки, баю…». Поэтому для исследования мы выбрали тему «Секрет колыбельной песни».

Актуальность: колыбельные песни необходимы для развития детей.

Объект исследования дети, мамы, бабушки.

Предмет исследования: колыбельные песни.

Цель исследования: выяснить происхождение колыбельных песен и изучить их влияние на развитие ребенка

Поставленная цель исследования достигается в ходе решения следующих задач:

- изучить литературу по теме исследования;

- исследовать происхождение колыбельной песни;

- познакомиться с тематикой песен;

- рассмотреть значение колыбельной песни в жизни ребёнка;

- провести и описать практические исследования, обобщить полученные знания;

Для решения поставленной цели и задач в работе использовались следующие методы исследования:

беседа;

поиск информации в литературе и сети Интернет;

сравнение;

интервью,

обобщение результатов исследования,

создание буклета.

Гипотеза исследования: колыбельные песни не востребованы в современном мире, хотя их влияние на развитие положительно.

Свою работу мы проводили в несколько этапов:

  1. Нашли сведения о происхождении колыбельных.

  2. Нашли сами колыбельные песни, классифицировали их.

  3. Привлекли одноклассников к рисованию героев колыбельных песен.


Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, а, повзрослев, он поет их своим детям. Они появились давно и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек и нянь. Под звуки колыбельной малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений. Еще наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает. [5]

Для того, чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания – колыбелька (зыбка), а песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными. Название колыбели происходит от глагола колыбать (колыхать, качать). Колыбель разные народы называли по-разному: зыбка, люлька, качалка, баюкалка, колыска, колыбелька и т.д. Изготавливалась она из самых разнообразных материалов: дерева, ивовых прутьев, ротанга, кожи, коры, веревок. Колыбель подвешивали к гибкому шесту на потолке, снизу прикреплялась веревка, которая позволяла взрослому качать эту колыбель с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы. Устройство колыбели для новорожденного традиционно обыгрывалось множеством таинств и мистических образов. Прежде, чем положить в новую колыбельку младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов, поэтому им доверялось баюкать малыша. Многие народные колыбельные наполнены образами кота. Ученые считают, что колыбельные песни, скорее всего, возникли еще на заре человечества и уходят своими корнями в глубокую древность.

У колыбельной песни равномерный покачивающий ритм, монотонная мелодия. Все они основаны на одном повторяющемся мотиве. А персонажи колыбельных песен схожи – это котик, гули (голуби), волчок. В каждой из них присутствовало обращение по имени к ребёнку и обязательно в уменьшительно-ласкательной форме – Машенька, Васенька, Сашенька. Часто, напевая колыбельную, мама импровизировала и таким образом рассказывала ребёнку о прошедшем дне, о случившихся событиях. Тихий, монотонный голос успокаивал малыша, а в подсознание откладывалась информация об окружающих людях – мама, папа, бабушка, дедушка, о животных, предметах. Картинка народного быта так или иначе отражалась в содержании колыбельных. С помощью незатейливых на первый взгляд колыбельных песенок, ребёнок невольно впитывал окружающую его культуру и быт.

Главным персонажем славянских колыбельных песен является кот. Он становится первым объектом наблюдения для ребенка – живет в избе, привлекает внимание своими движениями, игривостью, мягкой шерсткой. Кот изображается весьма подробно, с присущими ему внешними признаками, повадками и привычками: Котик, коток, Серый хвосток, Шейка твоя белогорлистая. Воспринимая кота как помощника матери, его зовут ночевать, ребенка качать и обещают всякие награды: «кувшин молока, конец пирога», «тапы в лапы», «склянку вина», «редьки хвост и великий пост», «хвостик вызолочу, лапки высеребрю» и т.д. Кота уговаривают не ходить к чужим детям: Не качай ты, коток, Чужих деточек Малолеточек. Поди к нам ночевать Да Ванюшу качать.

Детишки легче понимают не просто речь, а именно песню. Мамин голос помогает им успокоиться. Когда я слышу эти спокойные ласковые нотки, я чувствую мамину нежность, мамину заботу и мне хочется продлить эти минутки дольше. Пусть я уже взрослая, но иногда я не могу заснуть без маминой колыбельной песни. Она мне никогда не отказывает, бросает все незаконченные дела, садится возле кровати и поёт колыбельную. В её голосе столько теплоты, нежности и любви, что глаза сами закрываются и я засыпаю. [3, с. 19]

Колыбельные бывают не только народные, но и авторские. Подарила всем детям интересную колыбельную, похожую на рассказ, А. Л. Барто:

Колыбельная
Старший брат сестру баюкал:
- Баюшки-баю!
Унесём отсюда кукол,
Баюшки-баю.
Уговаривал девчушку
(Ей всего-то год!):
- Спать пора,
Уткнись в подушку,
Подарю тебе я клюшку,
Встанешь ты на лёд.
Баю-баюшки,
Не плачь,
Подарю
Футбольный мяч,
Хочешь-
Будешь за судью,
Баю-баюшки-баю!
Старший брат сестру баюкал:
- Ну не купим мяч.
Принесу обратно кукол,
Только ты не плачь.
Ну не плачь, не будь упрямой,
Спать пора давно:
Ты пойми - я папу с мамой
Отпустил в кино. [4]

Большинство белорусских народных колыбельных рассказывают про необычные поступки и приключения домашних животных и птиц. Самым популярным персонажем является кот. И это не случайно: ни один крестьянский дом не обходился без кота, он был первым живым существом, через которое ребёнок начинал знакомство с животным миром. Многочисленные колыбельные песни повествуют, например, про то, как кот ходит где-то по сенокосу и зовёт малыша спать. Но временами случалось так, что колыбельная нежно просит кота, чтобы он пришёл в дом «начаваць, дзіцятачка калыхаць». Довольно часто кот и по своему желанию идёт «на таржок» и покупает там детям пирожок или какие-нибудь другие сладости. [1, с. 411]

Республика Беларусь, Могилёвская область, Глусский район, д. Повстка.

Пайшоў коток на таржок,

Купіў сабе піражок.

Усім дзецям паламаў,

Ну, а Волечцы цэлы даў

Спаць,

А я буду калыхаць.

Прослушивая и читая авторские колыбельные песни, мы пришли к выводу, что у литературной колыбельной песни более сложные слова, выражения, в них другой ритм и мелодии [2, с. 42].

Практическая часть

Важной частью нашей исследовательской работы является эксперимент. Он был проведен с целью проверить достоверность выдвинутой гипотезы.

Сначала мы составили и провели анкетирование учащихся 3 «В» класса.

Анкета включала следующие вопросы:

1. Пели ли вам в детстве колыбельные песни?

2. Какие колыбельные песни вы знаете?

3. Как вы считаете, оказывает ли колыбельная влияние на ребенка?

4. Нужно ли петь колыбельные детям?

Результаты мы можем увидеть на слайде. По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что современные дети знают колыбельные. Свои знания они в основном черпают из мультфильмов и поэтому знают, как правило, современные композиторские колыбельные песни, что тоже в общем-то не плохо. Дети считают, что колыбельные могут оказывать воздействие на человека, правда, кроме функции засыпания ничего больше назвать не смогли. Они считают, что петь колыбельные сегодня детям нужно, как и много лет назад.

1. Пели ли вам в детстве колыбельные песни?

Ответы

Да

Нет

Не знаю

15 уч.

5 уч.

6 уч.

2. Какие колыбельные песни вы знаете?

Ответы

«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…»

«Уж ты, котинька-коток, уж ты, серенький бочок..»

«Спи, моя радость, усни.»

«Спят усталые игрушки»

«Колыбельная Медведицы»

13 уч.

5уч.

26 уч.

3. Как вы считаете, оказывает ли колыбельная влияние на ребенка?

Ответы

Да

Нет

26 уч.

0 уч.

4. Нужно ли петь колыбельные детям?

Ответы

Да

Нет

26 уч.

0 уч.

Намного шире ответ на вопрос: «Нужно ли петь колыбельные детям?» ответила психолог нашей школы Елена Александровна. Она сказала следующее: «Самые первые детские песни, которые слышит малыш – колыбельные. Колыбельные песни не просто развлечение или игра, это важнейшая составляющая для установки особых, тесных, эмоциональных отношений между малышом и мамой. Ребенок воспринимает интонацию и тембр голоса матери, тонко улавливает ритм, что позволяет ему расслабиться, успокоиться, почувствовать себя защищенным и любимым».

2. Для определения воздействия и влияния колыбельной на человека мы решили провести следующий эксперимент: участникам эксперимента измерялись пульс и давление во время прослушивания современной музыки и во время прослушивания колыбельной. Каждая композиция звучала примерно 3-4 минуты. В эксперименте принимало участие 8 человек. Результаты представлены в таблице.


п/п

Ф. И. учащихся

Современная музыка

Колыбельная музыка

пульс

пульс

1.

Азаренко Алеся

73

73

2.

Андреева Варвара

80

77

3.

Бабицкий Максим

86

80

4.

Зайцев Кирилл

81

79

5.

Костюкович Милана

79

72

6.

Кривошеина Мария

76

67

7.

Кулешов Артём

93

90

8.

Шульга Роман

75

71


Сравнивая результаты измерения пульса и давления у школьников во время прослушивания современной музыки и во время звучания колыбельной можем сделать следующие выводы: во время звучания колыбельной пульс понизился у 7 человек из 8, т.е. у 85% учащихся. Давление (хотя бы один его показатель) понизилось тоже у 7 человек, т.е. у 85% учащихся.

Вывод: колыбельная действительно способна положительно влиять на человека, она помогает успокоиться, расслабиться, восстановить сердечные ритмы.


3.Для того, чтобы выяснить влияние звучания колыбельной на физиологическое состояние – мы просто наблюдали за младшими сестричками и братиком во время исполнения колыбельной. Уже через несколько минут стало заметно, что дети начали зевать, им хотелось закрыть глаза, преклонить голову. Всех одолела сонливость. Мы сравнили, как малыши ведут себя под разную музыку:

а) весёлую детскую песенку;

б) грустную;

в) тяжёлую;

г) колыбельную.

Вывод: под монотонную мелодию колыбельной действительно хочется быстрее уснуть.

  1. Выводы

Изучив данную тему, мы пришли к следующим выводам:

  • Колыбельная показана всем без исключения, и взрослым, и детям.

  • Колыбельная снимает тревожность, возбуждение, действует успокаивающе.

  • Колыбельная защищает психику от стрессов.

  • Колыбельная обладает универсальным лечебным средством.

  • Колыбельная воздействует на работу правого полушария мозга, что влияет на развитие творческих способностей человека!

  • Колыбельная знакомит с окружающим миром.

  • Колыбельная устанавливает особые эмоциональные отношения между мамой и малышом.

Гипотеза, выдвинутая нами, что, если ребенку в детстве петь колыбельные песни – это будет положительно влиять не только на процесс засыпания, но и на дальнейшее развитие ребенка в целом оказалась верной.


Заключение.


Работая над темой нашего исследования, мы узнали много новых колыбельных песен и пришли к выводу, что знать и петь колыбельные полезно. Поэтому мы нашли именно старинные, фольклорные колыбельные песни, записала их на диск. Мы думаем, что эти материалы могут нам пригодиться на уроках музыки, может быть и на уроках литературы. Также мы можем поделиться записями колыбельных со своими одноклассниками, особенно с теми, у которых есть маленькие братики и сестрички.

В заключении хочется сказать: заменять колыбельные песни звуками телевизора, компьютерными играми, аудиозаписями – не стоит: это приводит к развитию у ребенка синдрома дефицита внимания. Имеется в виду дефицит внимания к ребенку со стороны родителей.

Мы пришли к выводу, что колыбельные песни не потеряли своей значимости и в настоящее время. И считаем, что будущим мамам, необходимо познавать мир колыбельных песен, ведь колыбельная -это атмосфера тепла и уюта для здорового сна малыша. Таким образом, я считаю, что цель исследовательской работы - изучить влияние колыбельной песни на ребёнка достигнута, поставленные задачи выполнены.

Однажды нам попались такие строчки:

Внучка спросила у дедушки:

- Дедушка, кто старше меня?

- Твои мама и папа.

- А кто старше, чем они?

- Мы с бабушкой.

- А кто старше всех-всех на свете?

- Я думаю, внучка, хлеб наш насущный да ещё колыбельная,

которую поёт тебе твоя мама. (М.Танк) [1, с. 410]












Источники

1. Бандарчык, В. К. і інш. Беларуская народна-паэтычная творчасць// В. К. Бандарчык, К. П. Кабашнікаў, Р М. Ларчанка і інш. Пад агульнай рэд. Р М. Ларчанкі. – Мінск: Вышэйшая школа. – 1979. – 448 с.

2. Карызна У. І. Мір і сонейка – для ўсіх// У. І. Карызна. – Мінск: Юнацтва. – 1991. – 248 с.

3. Аксючиц, Л. М. Дошколятам: потешки, песенки, стихи, сказки, рассказы//Л. М. Аксичиц. – Минск: Народная асвета. – 1986. – 175 с.

4. «Культура РФ» [Электронный ресурс]// А. Барто. Колыбельная. – Режим доступа: https://www.culture.ru/poems/85/kolybelnaya . – Дата доступа: 10.01.2022.

5. «Википедия Свободная энциклопедия» [Электронный ресурс]// Колыбельная песня. – Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Колыбельная_песня. – Дата доступа 12.01.2022.



















Приложение


Эксперимент 1.











Эксперимент 2.



Могилёвский этнографический музей



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Секрет колыбельной песни"

Автор: Демидович Нина Александровна

Дата: 06.04.2022

Номер свидетельства: 604253

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Путешествие в мир народной песни"
    ["seo_title"] => string(37) "putieshiestviie-v-mir-narodnoi-piesni"
    ["file_id"] => string(6) "267976"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450512598"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Музыкальное путешествие в деревню "Гармошка" "
    ["seo_title"] => string(51) "muzykal-noie-putieshiestviie-v-dierievniu-garmoshka"
    ["file_id"] => string(6) "127953"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415389531"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Муниципальное общеобразовательное учреждение « Лопатинская основная общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»"
    ["seo_title"] => string(144) "munitsipalnoieobshchieobrazovatielnoieuchriezhdieniielopatinskaiaosnovnaiaobshchieobrazovatielnaiashkolartishchievskoghoraionasaratovskoioblasti"
    ["file_id"] => string(6) "281551"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453548911"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект внеклассного мероприятия в 3 классе: «Всему начало – отчий дом». "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-v-3-klassie-vsiemu-nachalo-otchii-dom"
    ["file_id"] => string(6) "177899"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424729518"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация.Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре "
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-formy-priobshchieniia-doshkol-nikov-k-dietskoi-subkul-turie"
    ["file_id"] => string(6) "238696"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444635893"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства