Сборник учебных заданий является педагогическим продуктом проблемно-творческой группы «Проектирование системы учебных заданий», участвующей в реализации плана сетевой опорной площадки на базе Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Дальнезакорской средней общеобразовательной школы по теме «Проектирование системы учебных заданий как средства достижения планируемых результатов ФГОС».
В сборнике предоставлены учебные задания для обучающихся 1-4 классов, обеспечивающие достижение школьникам предметных, метапредметных и личностных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС.
Сборник учебных заданий может быть использован учителями начальных классов для организации урочной и внеурочной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учебные задания для обучающихся 1-4 классов. Сборник учебных заданий.//Материалы ПТГ «Проектирование системы учебных заданий» / МКОУ Дальнезакорская СОШ, 2020. – 36 с.
Сборник учебных заданий является педагогическим продуктом проблемно-творческой группы «Проектирование системы учебных заданий» (руководитель Э.Н. Дулова), участвующей в реализации плана сетевой опорной площадки на базе Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Дальнезакорской средней общеобразовательной школы по теме «Проектирование системы учебных заданий как средства достижения планируемых результатов ФГОС».
В сборнике предоставлены учебные задания для обучающихся 1-4 классов, обеспечивающие достижение школьникам предметных, метапредметных и личностных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС.
Сборник учебных заданий может быть использован учителями начальных классов для организации урочной и внеурочной деятельности.
Кочнева Т.В., составление и редакция, 2020
Дулова Э.Н., редакция, 2020
Содержание
Введение
4
Учебные задания на формирование ценностно-смысловых установок
5
Учебные задания на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии
6
Учебные задания на формирование навыков коммуникации
17
Учебные задания на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний
26
Учебные задания на формирование навыков самоорганизации и саморегуляции
32
Учебные задания на формирование навыков сотрудничества
33
Список литературы
36
Введение
В системе требований ФГОС ООО к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования ключевым, безусловно, является первое.
Стандарт, ориентированный на конечный результат - овладение системой учебных действий, - помогает ответить на вопросы «Каким будет выпускник школы? Какими качествами личности он будет обладать? Какие метапредметные умения ученика необходимо развивать педагогу?»
Урок, как и прежде, остается ведущей формой обучающего процесса, но теперь в его основе лежит учебно - познавательная деятельность школьника. Что же может помочь ребенку в достижении планируемых результатов? Учебное задание, которое побуждает учащихся выполнять операции, приводящие к овладению системой личностных, метапредметных и предметных умений.
Учебные задания для обучающихся 1-4 классов разрабатывались в соответствии со структурой учебного задания, в которую входят предметный, надпредметный и мотивационный компоненты [3, 7-8].
Цель данного сборника – способствовать достижению качественно новых результатов преподавания дисциплин в условиях реализации ФГОС ООО, поэтому в сборнике учебные задания распределены по типам учебных действий в соответствии с обозначенными ФГОС планируемыми метапредметными и личностными результатами:
формирование ценностно-смысловых установок;
формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии;
формирование навыков коммуникации;
формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний;
формирование навыков самоорганизации и саморегуляции;
формирование навыков сотрудничества.
Сборник учебных заданий является педагогическим продуктом проблемно-творческой группы педагогов Дальнезакорской СОШ, Тутурской СОШ, Жигаловской СОШ №1.
Организатором и координатором проекта является Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Дальнезакорская средняя общеобразовательная школа.
Учебные задания на формирование ценностно-смысловых установок
Учебные задания на формирование ценностно-смысловых установок нацелены на новое качество образования, связанное не только с условием изучаемого материала учащимися, но и с умением приобретать новые знания, а также применять их с целью решения жизненно важных проблем. Задания такого типа дают школьнику возможность выразить свою позицию (ценностное суждение) разными способами:
Согласившись или не согласившись с предложенной формулировкой;
Оценив степень своего согласия или несогласия с представленной точкой зрения; сформулировав свою позицию;
Представив творческую работу (сочинение-рассуждение, проект, буклет, памятка, презентация, и т.п.), содержание которой отражает позицию автора.
Кроме этого, задания подобного типа направлены на формирование умения аргументировать свою позицию, давать оценку предложенной ситуации.
Ценностно-смысловые установки проявляются в ценностно-эмоциональном компоненте: в возможности выразить школьнику положительное или отрицательное отношение к представленной в содержании задания ситуации, а также к её принятию или непринятию.
Проблемным моментом в задании на формирование ценностно-смысловых установок является связь приведенной ситуации с современной жизнью. На первый план выходят задачи понимания содержания текста задания ребенком. Выполнение учебных заданий подобного типа не только способствует умственному развитию школьника, но и выполняет демонстрационную функцию (как надо поступать, что хорошо и что плохо), тренировочную и контролирующую функции (проверка знаний правил нравственного поведения), активизирующую (способность поступать в соответствии с нормами), аналитическую и диагностическую функции (умение анализировать и оценивать).
Данный тип заданий уместно использовать на этапе применения освоения новых знаний.
Учебные задания для уроков математики
МОРОЖЕНОЕ ДЛЯ СЕМЬИ. Катя купила в магазине мороженое папе, маме, бабушке, брату и себе. Убрала его в холодильник. Дома брат увидел в холодильнике мороженое и съел 3 штуки. Узнай, сколько членов семьи остались без мороженого?
- Запиши решение в тетрадь.
-Оцени поступок брата Кати. Дай совет мальчику.
БЕЗОПАСНОЕ ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ. Маршрутные такси занимают ведущее место в нашей стране. Ежедневно миллионы людей пользуются их услугами. Но безопасность поездки зависит от водителей, они не должны нарушать правила дорожного движения.
Узнай, нарушают ли водители правила дорожного движения в данной ситуации, если на обочине стоит знак ограничения скорости до 90 км/ч?
Реши задачу, используя чертёж.
60 км/ч t- 2ч. ?
360 км
Из одного гаража выехали одновременно в противоположных направлениях два маршрутных такси. Через 2 часа расстояние между ними было 360 км. Скорость первого маршрутного такси 60 км/ч. Узнай скорость второго маршрутного такси.
Запиши решение в тетрадь.
Выскажи свое мнение: почему нельзя нарушать правила дорожного движения.
Учебные задания для уроков литературного чтения
ВЕЛИЧАЙШЕЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Обыкновенный хлеб причисляют к чуду, к величайшим изобретениям человечества.
Прочитайте высказывание В.А. Сухомлинского: "Хлеб - это труд человеческий, это и надежда на будущее, и мерка, которой всегда будет измеряться совесть твоя и твоих детей".
Что для вас значит хлеб? Как вы считаете, как нужно относиться к величайшему изобретению человечества - хлебу? Почему? Аргументируйте свой ответ.
ПРИКОСНОВЕНИЕ СЕРДЦЕМ. Человек и природа неразрывно связаны друг с другом. Человек не просто живет в среде природы, но и регулярно пользуется её ресурсами. У поэта П. Гнездослава есть строки:
Я сорвал цветок - и он увял.
Я поймал мотылька - и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем".
Как вы понимаете 2 последние строчки? Обоснуйте свою позицию.
УРОК ВЕЖЛИВОСТИ. Всегда ли мы вежливы по отношению к людям?
Рассмотри ситуацию, которая произошла в автобусе.
«В автобусе почти все места заняты. Мальчику удалось занять последнее свободное место. На остановке вошла пожилая женщина и встала рядом с мальчиком, но он не обратил не нее никакого внимания».
Дай совет мальчику, как нужно поступить в данной ситуации?
Учебные задания на формирование личностного смысла учения
и начальных форм рефлексии
В структуре урока, построенного в соответствии с требованиями ФГОС, рефлексия является обязательным этапом. Определяя цель своей деятельности в начале урока, ученик в конце должен понять, достигнута ли она.
«Взгляду внутрь себя» призваны содействовать и задания на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии, содержательная часть которых включает в себя 1) осознанную самооценку, 2) сопоставление с критериями, 3)анализ успешности/неуспешности выполнения.
Обучающиеся при реализации заданий рефлексивного типа развивают и совершенствуют умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; определять критерии правильности выполнения учебной задачи; оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; наблюдать и анализировать собственную учебную или познавательную деятельность или деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.
Ценность данных заданий в том, что они побуждают ребенка к поиску причин собственных ошибок, приучают к системному самоанализу и выявлению успешных способов своей деятельности.
Учебные задания, направленные на формирование рефлексии, могут использоваться на любом этапе обучения в рамках любой учебной ситуации.
Учебные задания для уроков математики
ПОРЯДОК - ПРЕЖДЕ ВСЕГО. Паша договорился о встрече с другом. Он так торопился на встречу, что пробежался по лестнице с номерами ступенек: 1, 4, 7, 10, 13,16. Какие по счету номера ступенек пропустил Павел?
Восстанови последовательность пропущенных номеров ступенек. Запиши номера этих ступенек.
Сравни свой ответ с ключом.
Ключ к заданию: 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14, 15
Подумай, что нужно знать, чтобы выполнить это задание правильно?
ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ОДНОКЛАССНИКИ. Ребята поздравляют своих одноклассников с днем рождения. Они готовят подарки своими руками. Узнай даты рождения одноклассников.
Дни рождения указаны в задаче. Познакомьтесь с задачей:
У Оли день рождения 27 апреля, у Кати - на день позже, а у Маши на 5 дней раньше, чем у Кати. А у Вити - на 16 дней позже, чем у Оли.
Определите, кого и в какой день нужно поздравить? Кого из этих детей поздравят не в апреле, а в следующем месяце? (В апреле 30 дней).
Запишите, кого и когда нужно поздравить. Проверьте себя по ключу.
Ключ: У Оли - 27 апреля, у Кати - 28 апреля, у Маши - 23 апреля, у Вити - 13 мая.
Оцените себяпо критериям:
- Если ты правильно определил день рождения и поздравил:
4 учеников
"Ты самый внимательный одноклассник"
3 учеников
"Ты внимательный одноклассник"
2-1 учеников
"Ты не очень внимательный одноклассник"
ПРИВОДИМ ПРИМЕРЫ. Кто хорошо овладел свойством деления суммы на число, может сам придумать к нему выражения.
Перечитай на экране алгоритмы.
Вставь в первое выражение свои числа так, чтобы решить можно было по первому алгоритму (___ + ____): ____
Вставь во второе выражение такие числа, чтобы решить можно было по второму алгоритму.
(___ + ___): ___
Предъяви на проверку учителю.
Если в обоих случаях подобрал числа верно, поставь себе «5».
Если хотя бы в одном случае подобрал верно, поставь «4».
Если не справился, не расстраивайся, еще потренируйся.
НЕПРИКОСНОВЕННЫЙ УЧАСТОК ЗЕМЛИ. Наш класс сегодня – это строительная фирма, которая участвует в благотворительной акции. Вам необходимо выполнить задания любого уровня сложности, за которые будет вручён денежный приз. Заработанные вами деньги пойдут в Фонд Баргузинского заповедника. На северо–восточном берегу озера Байкал раскинул свои владения этот первый в России заповедник, который был создан в 1916 году для сохранения и восстановления баргузинского соболя. В то время там обитало не больше 30 особей соболя. Сейчас их насчитывается около 700 - 800 особей. Свою задачу заповедник выполнил! А– ты?
Работая в паре, посоветуйтесь и выберите задачу на карточке.
Решите эту задачу.
Проверьте работу по ключу и оцените по критериям в таблице.
Каждый правильный ответ оцените 1 баллом.
Стоимость 1 балла = 100, 200, 300 рублей.
Результат своей работы переведите в рубли.
№
Критерии оценивания
Количество баллов
Набранная сумма
(в рублях)
1.
Выбор и запись действия задачи
2.
Запись наименования
3.
Запись пояснения
4.
Запись ответа
5.
Составление схемы или краткой записи задачи
Решили задачу 3 уровня - денежный приз в сумме 1.500 рублей -«Отлично»!
Решили задачу 2 уровня - денежный приз в сумме 1.000 рублей -«Хорошо»!
Решили задачу 1 уровня - денежный приз в сумме 500 рублей -«Неплохо»!
1 уровень (1балл=100 руб.)
Длина прямоугольника 13 см, ширина 6 см. Найди площадь и периметр прямоугольника.
1) 13*6 = 78(кв. см) – площадь прямоугольника.
2) (13+6) *2 = 38 (см) – периметр прямоугольника.
Ответ: 78 кв. см, 38 см.
2 уровень (1балл=200 руб.)
Длина столика 16 дм, ширина в 2 раза меньше. Найди площадь и периметр этого столика.
1) 16:2 = 8 (дм) – ширина столика.
2) 16*8 = 128 (кв. дм) – площадь столика.
3) (16+8) *2 = 48 (дм) – периметр столика.
Ответ: 128 кв. дм, 48 дм.
3 уровень (1балл=300 руб.)
Площадь двух прямоугольных комнат 24 кв. м. Какой может быть их длина и ширина? Начертите схемы двух комнат, используя масштаб. Вычислите периметр каждой комнаты. Сравните их периметр. Сделайте вывод.
Масштаб: 1 см = 1 м
а = 6 м а = 8 м
в = 4 м а = 3 м
1) (6 + 4) *2 = 20 (м) – периметр первой комнаты.
2) (8 + 3) *2 = 22 (м) – периметр второй комнаты.
Ответ: 20 метров, 22 метра.
СЫЩИК. Сыщик - это человек, который является тайным агентом сыскной полиции или частным детективом. Помоги сыщику правильно выполнить задание. Реши примеры.
5-2
3+1
4-1
5-1
2+2
2+1
6-2
5-1-1
Сравни своё решение с образцом на доске. Оцени себя.
Если у тебя:
8 правильных ответов - Я МОЛОДЕЦ!
6 правильных ответов – Я СТАРАЛСЯ!
4 правильных ответа или меньше – Я МОГУ ЛУЧШЕ! НУЖНА ПОМОЩЬ.
РАЗУМНО СЧИТАЙ, РАЗУМНО ПОКУПАЙ! Представь, что твоя мама уехала в командировку, оставив семье 1.200 рублей на покупку самых важных продуктов. Ты должен сходить в магазин и купить всё по списку.
Прочитай список продуктов, которые тебе необходимо купить в магазине.
1) 2 кг мяса по цене 190 рублей за 1 кг;
2) 3 кг рыбы по цене 170 рублей за 1 кг;
3) 1 кг сыра по цене 160 рублей за 1 кг.
Заполни таблицу. Проверь, хватит ли этих денег на покупку?
Цена (руб.)
Масса (кг)
Стоимость (руб.)
Мясо
Рыба
Сыр
Всего потратил:
Сдача:
Проверь себя по ключу и оцени по критериям:
Ключ.
Цена (руб.)
Масса (кг)
Стоимость (руб.)
Мясо
190 руб
2 кг
380 руб (1 балл)
Рыба
170 руб
3 кг
510 руб (1 балл)
Сыр
160 руб
1 кг
160 руб(1 балл)
Всего потратил:
1050 руб (1балл)
Сдача:
150 руб. (1 балл)
5 баллов – «Разумный покупатель!»
3- 4 балла - «Считай внимательно…»
1-2 балла - « Тебе нужна помощь …»
- Проанализируй, что помогло или помешало тебе выполнить это задание правильно?
НА ОЛИМПИАДУ. В школе сказочных героев идет отбор на олимпиаду по точному счету. Проверь себя, смог бы ты пройти этот отбор, если бы учился в этой школе.
Вычисли значения выражений.
Расставь ответы в порядке убывания и разгадай зашифрованное слово.
500 : 10= _______ и 2400 : 3= ______з
40·3=________ ч 60 · 9 =_______ д
200 · 3= _____ а 1200 : 4= _______а
Ответы
Буквы
Проверь себя по ключу:
Оцени свою работу по критериям:
-я решил все примеры правильно- Я ПОЕДУ НА ОЛИМПИАДУ!
- я допустил 1 ошибку - У МЕНЯ ЕСТЬ ШАНС!
-я допустил много ошибок – МНЕ НУЖНО ЕЩЕ ПОДГОТОВИТЬСЯ.
Что нужно учесть, чтобы выполнить это задание без ошибок.
Ключ:
Ответы
800
600
540
300
120
50
Буквы
з
а
д
а
ч
и
УРА! СУББОТА! Ученики Дальнезакорской школы очень любят субботу, потому что по субботам в столовой кормят вкусными бутербродами. Мама дала Игорю 50 рублей. В столовой бутерброд с колбасой и сыром стоит 20 рублей, а бутерброд со шпротами - 10 рублей. На сколько бутербродов хватит денег у Игоря? Определи, сколько различных способов покупки может сделать Игорь? Заполни бланк.
Бланк выполнения задания:
Способ
Количество бутербродов с колбасой и сыром
Количество бутербродов со шпротами
Стоимость бутербродов с колбасой, сыром и бутербродов со шпротами
1
2
3
Сравни свою таблицу с образцом.
Модельный ответ:
Способ
Количество бутербродов с колбасой и сыром
Количество бутербродов со шпротами
Стоимость бутербродов с колбасой, сыром и бутербродов со шпротами
1
2
1
50 руб
2
1
3
50 руб
3
-
5
50 руб
На эти деньги он может купить: - 2 бутерброда с колбасой и сыром и 1 бутерброд со шпротами (20*2+10=50)
- 1 бутерброд с колбасой и сыром и 3 бутерброда со шпротами (20+10*3=50)
-5 бутербродов со шпротами (10*5=50)
Оцени свой результат. Критерии оценивания:
-указал три способа без ошибок – 10 баллов;
-указал два способа без ошибок – 7 баллов;
-указал один способ без ошибок -5 баллов
КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ СЧИТАТЬ? Давным-давно, много тысяч лет назад наши предки жили небольшими племенами. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Первобытные люди не знали счёта. Учиться считать требовала жизнь. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя.
Старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырёх охотников с рогатинами – против берлоги, трёх - с одной стороны и трёх - с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать.
Прочитай каждое утверждение. Если оно верно, то поставь рядом «+», если неверно, то поставь «-»
-сумма чисел 480 и 200 равна 580
-разность чисел 500 и 50 равна 460
-если увеличить 678 в 100 раз, получится 6780
-если увеличить 43 в 1000 раз, получится 43000
-если уменьшить 88000 в 10 раз, получится 8800
-если уменьшить 20900 в 100 раз, получится 209
-в числе 752908, 8 единиц 1 класса, 9 сотен 1 класса, 2 единицы тысяч, 5 десятков тысяч, 7 сотен тысяч
Сравни свои ответы с образцом.
-сумма чисел 480 и 200 равна 580 – «-»
-разность чисел 500 и 50 равна 460 - «-»
-если увеличить 678 в 100 раз, получится 6780- «-»
-если увеличить 43 в 1000 раз, получится 43000 - «+»
-если уменьшить 88000 в 10 раз, получится 8800 - «+»
-если уменьшить 20900 в 100 раз, получится 209 - «+»
-в числе 752908, 8 единиц 1 класса, 9 сотен 1 класса, 2 единицы тысяч, 5 десятков тысяч, 7 сотен тысяч - «+»
Оцени себя по критериям:
7 верных ответов – ты хороший счетовод!
6- 5 верных ответов – будь внимательнее!
меньше 5 - тебе нужно потренироваться в счёте.
НАТАШКА - РАСТЕРЯШКА. Наташа перепутала карточки. Ей нужно найти карточки с четными числами. Но она растерялась. Объясни, почему Наташа не смогла справиться с заданием. Помоги ей. Закрась синим цветом четные числа.
14
15
6
18
11
9
7
8
10
Сравни свой ответ с образцом на доске.
14
15
6
18
11
9
7
8
10
За каждый правильный ответ рядом на карточке нарисуй снежинку.
Если у тебя:
5 снежинок – молодец!
4 снежинки – старался.
меньше 4 – повтори чётные и нечётные числа.
ДЕЛО БЫЛО В МАГАЗИНЕ Каждый человек рано или поздно пойдёт в магазин, чтобы сделать покупку. Рассмотри рисунок и ответь на вопрос: сколько рублей на сдачу получит покупатель, расплатившийся за одну тарелку и один стакан купюрой в 100 руб.? Решение запиши в тетрадь.
Сравни своё решение с образцом.
Модельный ответ:
Решение выражением
100- ( 43 + 50) = 7 руб. или 100 – 43 -50 =7 руб.
Решение по действиям
1) 100- 43 = 57 руб. 1) 43 + 50 = 93 руб.
2) 57 – 50 = 7 руб. или 2) 100 – 93 = 7 руб.
Оцени свою работу по критериям таблицы:
Критерий
Да
Оценка
Задачу решил выражением верно
Настоящий математик!
Задачу решил по действиям верно
Молодец!
Задачу не решил
Не стоит расстраиваться. Следующий раз я буду думать лучше.
Учебные задания для уроков русского языка
ЗНАТОКИ ОРФОГРАММ. Чтобы грамотно писать, нужно хорошо видеть орфограммы в словах. Проверь, насколько хорошо ты умеешь определять и проверять орфограммы.
Прочитай слова: ло_ка, л_сной, ска_ка, с_рока ,п_лянка , с_бака, б_реза, н_чной, ча_ка. Распредели слова по видам орфограмм, запиши в таблицу.
Слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова»
Слова с орфограммой «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Слова с орфограммой «Непроверяемая безударная гласная в корне слова»
Оцени свою работу по критериям:
Критерий
Да
Оценка
Все слова распределил правильно
Все орфограммы вставлены правильно
Отлично
Допущены 1-2 ошибки
Хорошо
Допущены более 2 ошибок
Нужно повторить правила
Сделай вывод: что нужно знать, чтобы грамотно писать.
СЛОВАРЬ. В русском языке много словарных слов. Проверь знаешь ли ты их.
Проверь себя по орфографическому словарю и оцени по следующим критериям:
10 - 9 верных ответов – (!) Ты умница!
8 - 7 верных ответов – (+) Молодец!
6 - 5 верных ответов – (+-) Можно лучше!
меньше 5 верных ответов – (-) Нужно постараться!
Проанализируй, что получилось и что не получилось?
Что нужно сделать, чтобы результат был лучше?
ТАЙНА СЛОВАРЯ. Как много слов в этой умной книге - словаре! Так непросто найти нужное.
Найди в словаре слова б ( и- е )седа, вет (е – и)р.
Подчеркни в скобках правильную букву.
Оцени свою работу по таблице.
Найдено слов
Оценка результата
2
Я раскрыл тайну словаря.
1
Остались какие-то секреты.
0
Открытие ещё предстоит.
УХА ИЗ ПЕТУХА. Вова, Серёжа и Миша пошли на рыбалку. Пойманную рыбку они разложили в три ведёрка.
В первое ведро сложили рыбку, название которой переносить нельзя. Во второе ведро - рыбку, название которой переносится один раз, а в третье ведро – название переносится 2 способами.
Соотнесите свою работу с информацией в орфоэпическом словаре (в конце учебника русского языка).
Оцените себя:
"Без ошибок" (5 б.) - Ты правильно произносишь слова. Молодец!
4б. - " хорошо, но несовершенно",
3 б. - "нужна помощь словаря",
0-2 б. - "нужно задуматься над своим произношением слов и почаще обращаться к орфоэпическому словарю".
ЧТО БЫЛО? ЧТО ЕСТЬ? ЧТО БУДЕТ? В русском языке глаголы изменяются по временам. Существует три времени глаголов: прошедшее, настоящее, будущее.
Прочитайте отрывок из стихотворения А. Плещеева:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Найдите глаголы и подпишите, какого они времени: прошедшего, настоящего или будущего.
Проверьте себя (по ключу) и оцените по критериям.
Ключ:
Правильно найдены и подписаны глаголы:
Глаголы настоящего времени ( тает, бегут)
2 б.
Глаголы прошедшего времени( повеяло)
1 б.
Глаголы будущего времени(засвищут, оденется)
2 б.
Оцените себя по критериям (подчеркните нужное).
"Без ошибок" (5 б.) - " отлично усвоил эту тему"
4б. - " хорошо усвоил эту тему"
3 б. - "иногда я затрудняюсь в определении времени глаголов"
0-2 б. - "не понял эту тему"
ЗНАТОКИ ПАДЕЖЕЙ. Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить 14 падежей, а школьники Финляндии -15. А вот в русском языке падежей намного меньше. Но всё же нужно немало знать о падежах.
Соедините линиями информацию в левом столбике (вопросы, вспомогательные слова) с соответствующими падежами из правого столбика:
1) Кому?
2) на, за, под, через, про, в Д.п.
3) Нет В.п.
4) Без предлога не употребляется П.п.
5) Кого? И.п., В.п.
6) Что? Т.п
7) «Щедрый» падеж Р.п.
8) Подлежащее В.п, Р.п.
9) «Падежработяга» И.п.
10) Только 2 предлога
Проверьте себя по ключу
Оцените себя: Правильно соединил:
Количество слов, вопросов
Результат
9-10
"Отличный знаток падежей"
5-8
Нужно повторить знания о падежах
1-4
Нужна помощь!
Ключ для оценивания:
1) Кому? (Д.п)
2) на, за, под, через, про, в (В.п.)
3) Нет (Р.п.)
4) Без предлога не употребляется (П.п)
5) Кого? (Р.п, В.п.)
6)Что? (И.п.,В.п7)«Щедрый» падеж (Д.п.)
8) Подлежащее (И.п.)
9) Падеж «работяга» (Т.п.)
10) Только 2 предлога (Д.п.)
- Как называется изменение имен существительных по падежам? (склонение)
ОХ УЖ ЭТИ НАРЕЧИЯ. Буратино невзлюбил эту часть речи еще до того, как узнал о ней. «Всю жизнь она меня преследует: стой прямо, сиди ровно, говори правильно, пиши красиво, считай верно, делай всё аккуратно», - слышал он ежечасно. Всё это непросто выполнить.
А ему интересно было бегать по улице, лежать горизонтально, тихо щелкать пультом телевизора и листать каналы телеэкрана».
Найди в выделенном тексте наречия, которые использовал Буратино. Подчеркни их.
СО МНОЮ ТАКОЕ БЫВАЛО? Насколько каждый из нас способен избежать страшных ситуаций.
Прочитай ситуации. Если с тобою такое случалось, в кружочке поставь галочку.
Мне было страшно, когда я:
- разбивал какой-то предмет во время игры
- забирался высоко и боялся спускаться
- бежал или катился на велосипеде по дороге и чуть не попал под машину
- убежал играть далеко от дома и встретил незнакомых людей
- заигрался допоздна и один возвращался домой по темноте
Оцени своё поведение по критериям.
Критерии к заданию «Со мною такое бывало?»:
Нет галочек – ты играешь разумно.
1-2 галочки – ты стараешься играть разумно, но не всегда получается.
3-5 галочек – твои игры могут довести до беды.
Учебные задания для уроков окружающего мира
ПРИШИВАЕМ ПУГОВИЦУ. Про умелого человека говорят: «У него золотые руки».
Открой с.80 учебника. Рассмотри способы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями. Выбери способ, который больше нравится, отметь его галочкой. Пришей пуговицу к лоскутку таким способом.
Заполни таблицу. Ставь + или –
Сам вставил нить в иглу
Сам завязал узелок на нити
Узор получился как на рисунке
Сам завязал узелок в конце работы
Получилось аккуратно
Оцени свою работу по критериям.
«5 +» У тебя золотые руки.
«4 +» Ты почти мастер.
«3 и менее +» У тебя руки первоклассника.
Расскажи, как сделать руки золотыми.
ДОМАШНИЕ ОПАСНОСТИ. Сереже и Наде нужно определить, какую опасность могут принести предметы домашнего обихода. Но они затрудняются выполнить это задание. Помоги им.
Соедини линиями предметы и опасности, которые они могут принести.
Табурет, стул
Ожог
Выключатель, розетка
Падение
Соковыжималка, мясорубка
Удар электрическим током
Чайник, утюг
Отравление
Лекарства
Повреждение пальцев
Проверь себя по ключу:
Табурет, стул - падение
Выключатель, розетка - удар электрическим током
Соковыжималка, мясорубка–повреждение пальцев
Чайник, утюг - ожог
Лекарства – отравление
Оцени себя: Все правильно – Отлично!
1 ошибка - Хорошо!
2 и более- Нужна помощь!
ЗЕМЛЯ-КОРМИЛИЦА. Обитатели почвы предлагают вам сдать мини-экзамен на знания особенностей почвы. Допиши нужное определение в конце каждого предложения.
Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью называется ____________________________.
Основное свойство почвы – это ___________________________________.
Живые организмы, первые обитатели суши - _____________________________.
Основные почвы в Жигаловском районе - ___________________________.
Остатки органических и неорганических веществ в почве - _________________________________________.
Площадь, на которой человек выращивает сельскохозяйственные культуры - __________________________________________.
Проверь себя по ключу и оцени по следующим критериям:
6 верных ответов - Ты – умница!
4 -5 верных ответов - Молодец!
3 верных ответа - Можно лучше!
меньше 3 верных ответов - Нужно постараться!
Проанализируй, что получилось и что не получилось? _________________________________________________________
Что нужно сделать, чтобы результат был лучше? _________________________________________________________
Ключ
1
2
3
4
5
6
почва
плодородие
растения
подзолистые
перегной
поле
Я БЫ В ЭКОНОМИСТЫ ПОШЁЛ, ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ. Экономист – это человек, который знает о деньгах всё. Представьте себе, что в будущем вы хотите устроиться на работу экономистом. Для этого вам необходимо пройти тестирование. Соотнеси понятия первого столбика со словами второго столбика.
Понятие
Значение понятия
1
сбережения
А
Обмен одних товаров на другие
2
зарплата
Б
Деньги, которые откладываются на будущее
3
доллар
В
Денежная единица, используемая в России
4
копейка
Г
Предмет, который продается и покупается
5
товар
Д
Плата за работу
6
рубль
Е
Денежная единица, используемая в США
7
бартер
Ё
Самая мелкая по достоинству монета в России
8
деньги
ж
Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги
Ответы впиши в таблицу:
1
2
3
4
5
6
7
8
-Проверь себя по ключу.
-Оцени свою работу:
8-7 совпадений- ПОЗДРАВЛЯЕМ! ТЫ ПРИНЯТ НА РАБОТУ ЭКОНОМИСТОМ!
6-5 совпадений - ТЕБЕ НУЖНО ПОДУЧИТЬСЯ! ПРОЙДИ КУРСЫ!
1-4 совпадения - ВЫБЕРИ ДРУГУЮ ПРОФЕССИЮ!
Что помешало (помогло) тебе выполнить задание как можно лучше? Что нужно сделать, чтобы улучшить результат или закрепить свой успех_______________________________________
Модельный ответ:
1
2
3
4
5
6
7
8
Б
Д
Е
Ё
Г
В
А
Ж
Учебные задания на формирование навыков коммуникации
Учебное задание коммуникационного типа предполагает участие школьника в диалоге, а также создание им собственного высказывания или текста в устной или письменной форме. При этом должны быть четко заданы или определены учащимися основные параметры этого задания: коммуникативная задача, тема и предмет, формат выполняемого задания.
Задания на формирование навыков коммуникации предполагают разные виды общения учащихся (очного, заочного, а также общения посредством сети Интернет)
Важнейшим условием коммуникации является общение в разных формах:
обсуждение предложенных ситуаций фронтально, в парах, группах с выражением аргументированной точки зрения на предложенную тему;
выполнение группового задания (проект, буклет, презентация, и т.п.), направленного на умение прийти к общему решению, представить его и аргументировать данную точку зрения;
выполнение заданий творческого характера, в основе которого – создание текста с формулировкой выбора стиля, типа речи, средств выразительности и т.п.
Учебные задания, направленные на формирование коммуникации, могут использоваться на разных этапах обучения.
Учебные задания для уроков математики
ПОМОГИ МИШЕ. У Миши намокла тетрадь по математике, и он не смог решить задачу, так как некоторых данных в условии не было видно. Помоги ему восстановить их.
«В коробке на 4 карандаша больше, чем в пенале. Сколько карандашей в пенале?» Выбери предложение, которым можно дополнить условие задачи.
В пенале 7 карандашей.
В пенале на 6 карандашей меньше.
В коробке 9 карандашей.
Ни одно предложение не подходит.
Обсуди с товарищем, каким предложением можно дополнить условие задачи.
ПОСАДИ ДЕРЕВО! В нашем посёлке решили разбить Парк отдыха прямоугольной формы. Длина этого парка - 90 метров, а ширина - 40 метров. Ребят из кружка «Юные защитники леса» попросили посадить в парке саженцы деревьев. Под каждое дерево нужно отвести 10 квадратных метров площади парка.
Ребята вынесли такие решения по высадке саженцев в парке:
- можно посадить в парке 360 деревьев, если отвести под каждое дерево 10 квадратных метров площади парка;
- можно посадить в парке 460 деревьев, если отвести под каждое дерево 10 квадратных метров площади парка;
Обсуди с товарищем, какое решение будет верным.
В СТОЛОВОЙ. Повара нашей школы обратились к тебе с просьбой расставить салфетки в стаканы. Помоги выполнить эту работу.
Расставь поровну салфетки в 3 стакана. Составь таблицу деления на 3.
18: ___=___
15:____=___
12:___=___
9:____=____
6:____=____
3:___=____
Расскажи товарищу, как ты выполнил задание.
Выберите правильное решение или предложите свой вариант.
ФРОНТОВОЙ ТРЕУГОЛЬНИК.
П исем белые стаи прилетали на Русь. Их с волненьем читали, знали их наизусть.
Сделай из тетрадного листа письмо-треугольник по схеме.
Измерь стороны треугольника.
Подчеркни название треугольника, который у тебя получился: равносторонний, разносторонний и равнобедренный.
Обсуди с товарищем свой вариант поздравления ветеранам Великой Отечественной войны ко Дню Победы.
БОГАТЫЙ УРОЖАЙ. В школьном компьютере произошёл сбой, и все данные по количеству овощей, собранных с пришкольного участка, исчезли. Воспроизведи эти данные. С помощью диаграммы, вставь пропущенные цифры в таблицу. Поясни, сколько килограммов овощей собрали.
Наименование
Вес (кг)
1
морковь
2
капуста
3
свёкла
4
лук
Всего:
-Обсуди с одноклассниками полученный результат.
СОРЕВНОВАНИЯ ПО БЕГУ. В школе проходили соревнования по бегу. Результаты соревнований даны в таблице.
Фамилия, имя
Место
Антипов Антон
3
Барабанов Боря
6
Воронин Вася
1
Гаврилов Гена
4
Данилов Денис
2
Иванов Илья
5
Размести трёх мальчиков-победителей на пьедестале почёта.
Запиши их имена в окошки.
Обсуди с товарищем полученные результаты
Учебные задания для уроков русского языка
ТАКИЕ РАЗНЫЕ СЛОВА. Русский язык необыкновенно богат этой частью речи. Она является самой часто употребляемой.
Знайка записал слова этой части речи в таблицу. Прочитай слова в таблице.
кошка
крыльцо
молоток
картошка
железо
потолок
брошка
солнце
колокол
морошка
чудище
друг
глушь
яблоко
красавец
Подумай, что послужило основанием для такого разделения слов?
Озаглавь таблицу, выбрав один из предложенных вариантов.
Разделение слов по числу букв в словах.
Разделение слов по родам.
Разделение слов по числу слогов в словах.
Озаглавь столбцы таблицы
Расскажи товарищу, как ты выполнил задание.
ЗАКОЛДОВАННЫЕ СЛОВА. Злая волшебница заколдовала слова. Помоги их расколдовать.
Прочитай слова, расколдуй.
Запиши их в пустые клетки.
Расскажи товарищу, как ты расколдовал слова.
БИБЛИОТЕКА В школьной библиотеке есть алфавитный каталог. Каталог состоит из карточек. На них указаны фамилии авторов книг. Помоги библиотекарю правильно разложить карточки.
Пронумеруй карточки с фамилиями авторов в алфавитном порядке.
№ п/п
Автор
Маршак С.Я.
Чуковский К.И.
Толстой Л.Н.
Ушинский К.Д.
Фет А.А.
Блок А.А.
Крылов И.А.
Обсуди с товарищем полученные результаты
ЗАПИСКА. Твой друг иностранец написал тебе записку.
Прочитай её.
Миша! Я ушёл к бабушка. Она позвала нас на чай. Когда вернёшься из школа, приходи к нам. Твой друг Том.
Что тебя удивило? Исправь ошибки, если это нужно.
Обсуди с соседом по парте, что помогает связывать слова в словосочетании и предложении и изменяет форму слова. Что ты посоветуешь своему другу Тому?
НЕ КОШАЧЬЯ КЛИЧКА КОШКИ. Прочитай пару предложений: Наша Тучка дает молоко. По небу плывёт тучка.
Придумай по два предложения с каждым словом: Мурка, шарик, Света, пушинка. Запиши предложения в таблицу.
Слово называет много одинаковых предметов
Слово называет один предмет из нескольких подобных
Подчеркни слова, которые использовал 1 раз. Обсуди с товарищем, какие слова бывают только именами собственными.
СЛОВА – РОДСТВЕННИКИ. Богата ли твоя речь?
Отгадай загадку:
Чик-чирик, чик-чирик!
С чердака несётся крик.
Что же это за чудак,
Что кричит на весь чердак?
Запиши слово-отгадку в тетрадь, подчеркни безударную гласную, непроверяемую ударением.
Напиши слова, родственные слову воробей в таблицу.
Птенец воробья
Клюв чей?
Мама воробья
Птенцы воробья
Ласковое название воробья
Обсуди с товарищем полученные результаты.
ПРОПАВШИЕ СЛОВА. Незнайке задали на дом прочитать сказку «Заяц-хваста». Но Незнайка весь день бегал, играл, а вечером поленился выполнить задание. Слова, обидевшись на него, убежали из сказки. Помоги Незнайке вернуть слова в сказку, чтобы он смог её прочитать.
Вставь пропущенные слова в отрывок, пользуясь текстом сказки.
Жил-был _________ в лесу: летом ему было ______________, а зимой___________- приходилось к крестьянам на гумно ___________, овес ____________.
Приходит он к одному ____________ на гумно, тут уж стадо ___________. Вот он начал им ___________:
- У меня не ________, а _________, не _________, а ___________, не зубы, а ___________-я никого не боюсь.
Что бы ты посоветовал Незнайке?
ПИСЬМО С «ДЫРКОЙ» НЕ ОЗНАЧАЕТ «ДЫРКА В ГОЛОВЕ». Когда сомневаешься, какую букву написать в слове, не нужно писать наугад. Иначе неверное написание может отложиться в памяти на всю жизнь.
Вставь буквы в тех словах, где уверен в правописании: хле__, с_сна, грус_ный, к мам_.
При возникновении затруднения сформулируй и запиши его причину на линии: _________________________________________________________
Озвучь причину классу.
ПИСЬМО ИНОСТРАНЦА. Твой друг из Англии написал тебе письмо.
Прочитай письмо.
Привет, Ваня!
Писать тебе Джек. Помнишь, как мы погуляем в лесу. Ты увидеть белку, а я кормить её. Я прислал тебе фотографии.
Джек
Что тебя удивило? Объясни, какие слова ты бы изменил?
Исправь ошибки, если это нужно. Проанализируй, какой частью речи являются слова, в которых допущены ошибки. Что ты посоветуешь своему другу Джеку?
ПРОГНОЗИСТЫ. У некоторых имен существительных в одном и том же числе и падеже могут быть разные окончания. И это не ошибка!
Прочитайте предложение.
Мы составляем пословицы о дружбе и верности.
Найдите однородные члены предложения.
Выделите у них окончания.
Выразите свое мнение, отчего зависит разное написание окончаний в одном и том же числе и падеже. Что нужно знать и уметь, чтобы правильно писать окончания имён существительных?
Предположите, какова будет цель наших последующих уроков.
«В ПАРИЖЕ, В БЕРЛИНЕ, В КАРАГАНДЕ - РУССКИЙ ЯЗЫК ИЗУЧАЮТ ВЕЗДЕ!». Русский язык – очень сложный язык. Как, например, объяснить иностранцу, что «коза» и «козёл» – это одно и то же животное, но разного рода, а «оса» и «осёл» - два совершенно разных животных? Мальчик - иностранец Джон, который изучает русский язык, сделал так домашнее задание:
У журавля шея длинный, нос длинный и ноги длинный. Крыло тоже длинный.
Выясните с товарищем, в чём ошибка мальчика?
Объясните Джону способ исправления его ошибок.
ЭТИ ЗНАКОМЫЕ - НЕЗНАКОМЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. Русский язык необыкновенно богат этой частью речи, которая делает нашу речь точной, образной, выразительной. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием, потому, что почти всегда она живет и работает с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а эта часть речи, как может, помогает глаголу: поясняет, уточняет его, придаёт ему четкость. Что же это за часть речи?
Работая в паре, распредели эти слова в таблицу по частям речи. Обозначь название частей речи в верхней строке. Дай название словам незнакомой для тебя части речи.
Обсуди с товарищем полученные результаты.
Учебные задания для уроков литературного чтения
ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ. В жизни каждого человека есть наставники в лице родителей, родственников, учителей, друзей. И очень часто они дают полезные мудрые советы, которые помогают в разных ситуациях. У детского писателя Г.Б. Остера есть книга "Вредные советы". Прочитайте 2 совета на с.183 самостоятельно. Выразите мнение, почему писатель дает такие "вредные"советы. Сформулируйте свои полезные советы, оппонируя писателю.
КЛУБ ЗНАТОКОВ.Пословицы – это крылатые выражения, которые создали люди. Одни пословицы возникли на основе наблюдений человека над природными явлениями, другие связаны с историческими событиями, третьи вышли из песен, сказок и загадок. Сегодня ты являешься членом клуба знатоков.
Восстанови пословицы, поставив на месте пропусков имена прилагательные: стоячий, чужого, родную, старого, молодого, сидячему - в нужном падеже.
В)__________________- на службу, ___________________ - на совет.
Г)____________________ с __________________ трудно говорить.
Запиши пословицы в тетрадь. Объясни устно смысл этих пословиц.
ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ. В жизни бывают такие ситуации, когда кто-нибудь поступает нечестно, но рано или поздно всё тайное становится явным.
Объясни, какие чувства испытывает человек, когда обманывает?
Сформулируй, как ты понимаешь слова ТАЙНОЕ ВСЕГДА СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ. Подтверди примером из рассказа В.Ю.Драгунского. Напиши на листе этот пример. Аргументируй, мог ли герой в этой ситуации поступить по-другому. Напиши, как он был наказан.
Вспомни, были ли в твоей жизни похожие случаи.
Учебные задания для уроков окружающего мира
СОВЕТЫ ДРУГУ. Представьте, что ваш друг всерьез решил измениться и вести здоровый образ жизни. Он стал заниматься спортом, закаляться.
ЗЕЛЁНАЯ ОДЕЖДА ЗЕМЛИ. Сравнительно недавно учёные открыли закономерности, по которым растения собираются в сообщества, а сообщества расселяются по зонам, поясам Земли. Главное условие – распределение тепла по земле. Большое значение имеет также величина осадков, выпадающих в том или ином месте земного шара. А уж вместе тепло и влага уверенно командуют, где какому сообществу жить. Зона лесов – вот где природа густо ткёт зелёную одежду Земли!
Прочитайте текст из учебника О. Т. Поглазовой на стр.124-125, А.А. Плешакова на стр. 97 (2 абзац).
Заполните словами и условными знаками таблицу климатических условий для зоны лесов.
Название природной зоны
Температура воздуха
Осадки
Почва
Зима
(какая?)
Лето
(какое?)
Зима
Лето
Температура воздуха
Зима
Лето
Обсудите с соседом по парте утверждение, что «Зона лесов – это место, где природа густо ткёт зелёную одежду Земли»!
Сделайте вывод: согласны вы или нет с этим утверждением.
Если - да, то что этому помогает?
НОСОРОГ, ЖИВУЩИЙ НА ДЕРЕВЕ. Иногда растениям и насекомым дают очень странные названия. Рассмотри рисунки жуков и зверей. Соотнеси линией каждого жука с одним из зверей.
№1 №2 №3
Жук №1
Жук №2
Жук №3
Придумай название каждому жуку и запиши его в таблицу.
Посмотри в учебнике на с.51, как они называются на самом деле.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ. Представьте, что вы - представитель туристического агентства. Ваше агентство посетил турист с целью выбрать путешествие по Иркутской области.
Дайте рекомендации по подбору тура 3 самых интересных мест в Иркутской области (н-р: водоем, музей, достопримечательность г. Иркутска)
Расскажите, чем они знамениты и интересны. Воспользуйтесь примерами из собственного опыта, энциклопедий, интернета.
ТАКИЕ РАЗНЫЕ.Рассмотри внимательно картинки. Под каждой картинкой стоит цифра. Распредели всех животных на 4 группы.В таблицу впиши цифры.Каждый столбик в таблице это одна группа.
Дай название каждой группе животных?Свой ответ озвуч устно
РАСТЕНИЯ. Природа планеты Земля богата и разнообразна. У нас растут разные виды растений. Все растения можно распределить на группы. Что это за группы?
Распредели эти слова в таблицу по группам. Обозначь название каждой группы в верхней строке таблицы.
Обсуди с товарищем полученные результаты
ОКЕАНЫ. На нашей планете 5 океанов. Моряки предлагают тебе вспомнить названия всех океанов.
Прочитай слова
Т_ _ _ Й ОКЕАН
И _ _ ИЙ _ _ _ Й ОКЕАН
А _ _ А _ _ И _ Е _ _ _ Й ОКЕАН
С _ ВЕ _ _ _ Й Л _ _ О _ _ _ _ Й ОКЕАН
Ю _ _ _ Й ОКЕАН
Вставь пропущенные буквы, чтобы получились названия океанов.
Обсуди с товарищем полученные результаты
ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ На географической карте можно увидеть различные условные обозначения. Настоящий географ знает, что они обозначают. Он предлагает тебе проверить себя.
У станови соответствие. Соедини стрелкой начало предложения и его конец так, чтобы получилось верное высказывание.
Обсуди с товарищем полученные результаты
ГРОЗА – КАК МНОГО В ЭТОМ ЗВУКЕ! Гроза - красивое и величественное явление природы. Но гроза несет и огромную опасность – удары молнии. Как же уберечься от опасности?
Прочитай текст учебника на стр. 25 и составь памятку. Обсуди с соседом по парте свои правила поведения во время грозы. Как ты думаешь, нужны ли в жизни эти правила? Нужно ли рассказать о них младшим ученикам или детям в детском саду?
Учебные задания на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний
Цель учебных заданий на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса, и интеграции знаний - научить детей «открывать для себя» новую информацию.
Для выполнения таких заданий ученик использует мысленные операции: сравнение, анализ, синтез обобщение, - включая опытным путем в свою знаниевую парадигму новые понятия, определения, термины.
Задания когнитивного типа, решают одну из важнейших задач образования: они формируют способность учиться. Предлагая на уроке данные учебные задания, педагог развивает умения выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; строить рассуждения на основе сравнения предметов и явлений; излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи; исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте; осуществлять взаимодействие со словарями.
Выбор учебных заданий на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний зависит от этапа освоения знаний на уроке.
Учебные задания для уроков математики
ЭТО РАЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ. Работая в паре, сравни схемы. Чем похожи и чем отличаются эти схемы.
Результаты оформи в таблице. Дай название задачам на движение 2 столбика.
Задачи на встречное движение
Задачи на __________________движение
Проанализируй полученные результаты. Обобщи и сделай вывод.
Учебные задания для уроков русского языка
ПАДЕЖИ. Всё ли мы знаем о падежах? Проведи исследование по следующему плану:
Рассмотри таблицу, заполни пропуски
Именительный падеж
( ? ? )
_____________ падеж
( ? ? )
_______________падеж
( ? ? )
Прочитай существительные, определи падеж
До берега, солдат, плыл по реке, для мамы, пришёл к сестре, овощи, обрадовался солнцу, из бумаги.
Запиши существительные в таблицу
По результатам исследования сделай выводы. Что помогло определить падеж имени существительного?
ПРОВЕРЯЙ - НЕ ПРОВЕРЯЙ. Ударение помогает проверять безударные гласные. Всегда ли оно оказывается полезным?
Прочитай слова в таблице, поставь в них ударение. Напротив данных слов запиши проверочные слова и поставь в них ударение. Вернись в первый столбик и подчеркни правильную букву.
Данные слова
Проверочные слова.
к ( о - а)за
л (и - е)сник
к (о - а)рмить
б ( и - е)седа
вет (и - е)р
Сделай вывод о проверке гласных в этих словах.
Допиши слова в схеме:
Некоторые безударные гласные ударением…
_________________ _____________________
_________________ _____________________
_________________ _____________________
_________________ _____________________
ВСЯКАЯ ЛИ ТУЧКА НА НЕБЕ? Один ученик написал слово тучка со строчной буквы, а другой - с заглавной. Оба оказались правы!
Прочитай пары предложений.
А) На часах остановилась стрелка. Быстро прискакала Стрелка к реке.
Б) Наша Тучка даёт вкусное молоко. По небу плывёт дождевая тучка.
В) Эти грибы насушила белка. На волка громко залаяла Белка.
Подчеркни в каждой группе предложений похожие по написанию слова. Сравни их значение и запиши в таблицу.
Слово называет много одинаковых предметов.
Слово называет один предмет из многих подобных.
Проверь себя по образцу.
Сформулируй правило о том, какие слова пишутся с маленькой буквы, а какие с заглавной.
РАЗНЫЕ, НО СХОЖИЕ. В каком случае так можно сказать про орфограммы?
Вставь пропущенные буквы, а рядом в скобках запиши проверочные слова.
Сл_за ( ), х_дить ( ), сн_гирь ( ), к мам_( ).
Обобщи условия написания букв, не вызвавших затруднений, запиши их ниже.
Определите число имен существительных. Измените число существительных .
Понаблюдайте, все ли имена существительные изменяются по числам?
Проведите исследование. Результаты исследования занесите в таблицу, распределив слова, имеющие форму единственного и множественного числа (в 1 и 2 столбик).
МНОГО
ОДИН
?
Какие имена существительные вы записали в третий столбик.
Сделайте выводы на основе своих наблюдений.
КТО ИЛИ ЧТО? К нам в гости пришла Маша из мультфильма «Маша и Медведь» и принесла с собой 2 конверта с картинками. Но она так торопилась к нам, что все картинки у нее выпали из конвертов и перепутались. Маша обратилась к нам с просьбой о помощи. Помоги ей правильно распределить эти картинки снова в 2 конверта.
Исследуй слова по плану:
Назови предмет.
Задай к нему вопрос.
По какому признаку можно распределить эти картинки в 2 конверта?
Сделай вывод.
Учебные задания для уроков литературного чтения
ИГРАЙ, ДА НЕ ЗАИГРЫВАЙСЯ. Прочитай отрывки из стихотворений, герои которых считают себя затейниками.
1.Малыши среди двора 2. Ах, как занят этот Петя!
Хоровод водили. Целый час ломал часы
В гуси-лебеди игра, И на мамином портрете
Серый волк – Василий. Подрисовывал усы.
3.- Я приехал! – крикнул Петька.
- Стал на якорь! – крикнул Васька.
- Сел на землю! – крикнул Мишка
И уселись отдыхать.
Подчеркни в каждом стихотворении слова или словосочетания, передающие действия ребят.
Определи лишний отрывок с точки зрения поведения детей.
Сформулируй и запиши определение слова «затейник».
БОГАТСТВА ЗЕМНЫХ КЛАДОВЫХ. Изучите самостоятельно тему "Полезные ископаемые"(стр.46). Рассмотрите экспонаты. Текстовую информацию и свои наблюдения представьте в виде таблицы.
Назва-
ние
Свойства полезного ископаемого
Твёрдое или
жидкое?
Цвет
Прозрачное или
Непрозрач-ное?
Плотное или рыхлое?
Горючее?
Известняк
Нефть
Каменный уголь
Глина
Гранит
Железная руда
Найдите сходства и отличия полезных ископаемых по их свойствам. Сделайте выводы на основе своих наблюдений.
ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ. Мы живём в Сибири. Наши леса богаты разными хвойными деревьями. Как их различать?
Возьми гербарий (ветки ели, кедра, сосны, пихты). Рассмотри хвоинки. Результаты наблюдений запиши в таблицу:
Признаки хвоинок:
цвет
длина (см)
Количество хвоинок в узелке
Какой на ощупь кончик хвоинки
ель
сосна
кедр
пихта
Сделай вывод, какие главные отличительные признаки у хвоинок разных деревьев. Поясни вывод классу.
ЭТО ЕСТЬ В КАЖДОЙ СЕМЬЕ. Для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов, который называется «Семейный бюджет».
Распредели эти слова на две группы, запиши в таблицу.
Доходы
Расходы
Сделай выводы.
А С НИМИ БЫСТРЕЕ. Опадают листья, увядают травы. И тут на помощь приходят организмы-разрушители.
Прочитай описание опыта: В два одинаковых сосуда набрали лесной подстилки. В одном сосуде в ней были бактерии, насекомые и их личинки, а в другом – только бактерии. В первом сосуде подстилка быстро превратилась в труху и сгнила, а во втором сохранялась довольно долго.
Проанализируй условия и результат опыта. В каждой строке подчеркни нужное слово или допиши слова.
Сосуды одинаковые/разные
Количество лесной подстилки в сосудах одинаковое/разное
Живые организмы в сосуде №1_____________________________________________
Живые организмы в сосуде №2_____________________________________________
Результат опыта в сосуде №1_______________________________________________
Результат опыта в сосуде №2_______________________________________________
Учебные задания данного типа направлены на формирование у школьников умения учиться применять имеющиеся знания в постижении новых знаний и практической деятельности.
В ходе работы над заданиями, направленными на формирование навыков самоорганизации и саморегуляции, школьники приобретают умения, необходимые для выполнения исследовательской или проектной работы. Задания подобного типа могут представлять собой как решение предложенной ситуации на определенном этапе урока, так и долгосрочный проект (индивидуальный или групповой).
Включение в урок таких заданий способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий у школьников, дает возможность понимать и оценивать информацию, принимать верные решения, контролировать свою деятельность или деятельность группы в соответствии с поставленными целями.
Учебные задания на формирование навыков самоорганизации и саморегуляции, включающие в себя полный оргдеятельностный цикл: целеполагание, планирование действий, самоконтроль их выполнения, формулирование критериев оценивания продукта и проверка на соответствие готового продукта заявленным критериям, коррекция своих действий, рефлексия – предполагает значительное время для выполнения и уместны для домашней работы. Учебные задания на формирование навыков самоорганизации и саморегуляции, включающие в себя элементы оргдеятельностного цикла, целесообразно использовать на разных этапах урока с учетом задач учебного занятия
Учебные задания для уроков окружающего мира
ПО ДОХОДАМ И РАСХОДЫ. Представь, что тебе подарили на день рождения большую сумму денег.
Сформулируй цель: на что ты их потратишь?
Составь план своих возможных расходов.
Внеси изменения, если необходимо.
ВОЙНА. ПОБЕДА. ПАМЯТЬ. Ежегодно 9 мая Россия отмечает годовщину Победы в Великой Отечественной войне. К этому дню младшим школьникам было предложено выполнить проект для ознакомления с подвигами нашего народа во время войны.
Подготовь и оформи проект. Выбери из предложенного списка форму представления проекта: стенд, альбом, памятный листок, книга, фотовыставка. Проиллюстрировав их фотографиями или рисунками.
Составь план по сбору информации по данной теме и оформлению своей творческой работы. Оцени план, всё ли получилось? Ознакомься с критериями, по которым будут оценивать работу:
Правильность выполнения
Аккуратность
Оригинальность
Внеси изменения, если необходимо.
Выполни работу.
Представь результат своей творческой работы
СОВЕТЫ ПЕРЕД ЛЕТОМ. В конце учебного года одноклассники желают друг другу провести летние каникулы с пользой, хорошо отдохнуть. Ребята по-разному их проводят. Кто-то с родителями едет к морю, кто-то предпочитает отправиться в лес и т.д. Подготовь памятку или буклет, где ты представишь советы "Как вести себя в лесу (у водоёма).
Составь рекомендации, которые ты можешь включить в памятку или буклет.
Выполни работу.
Внеси изменения, если необходимо.
Представь советы одноклассникам.
Учебные задания на формирование навыков сотрудничества
Учебные задания на формирование навыков сотрудничества предполагают совместную работу в парах или группах (4-6 человек) и позволяют ученикам определять свои действия и действия партнера, которые способствуют или препятствуют продуктивной коммуникации; организовывать учебное взаимодействие, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Результатом выполнения учебного задания, продолжительность которого в основной школе составляет от 10 до 15 минут, должно быть создание общего продукта из отдельных взаимосвязанных частей:
текста
памятки
инструкции
презентации
наглядного материала
осуществленной модели и др.
Важно, чтобы учебное задание на формирование навыков сотрудничества обеспечивало такую деятельность участников группы, где каждый член команды выполняет свою часть общего продукта, но не последовательно, где один рисует, другой разукрашивает, а третий представляет результат, а одновременно таким образом, чтобы из нескольких частей, которые создаются сразу всеми участниками команды, создается один общий продукт. Важность такого задания в том, что в процессе выполнения ученик чувствует ответственность, ведь от каждого члена команды зависит общий успех.
Задания на формирование навыков сотрудничества могут быть использованы в рамках любой учебной ситуации: на этапе первичного усвоения новых знаний возможна работа с текстом, таблицами, на этапе закрепления изученного – над коллективным проектом.
Учебные задания для уроков литературного чтения
СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК... В нашем классе проходит конкурс постановки сказок А.С.Пушкина. Выберите из любой сказки А.С.Пушкина отрывок с диалогами. Распределите роли.
Фамилия, имя.
Роль.
Обсудите в группе, какие костюмы для героев сказки нужно приготовить, какие декорации. Если нужно, привлеките старших братьев и сестер. Договоритесь о времени и месте для репетиций. Представьте свою композицию на конкурсе.
ЗАГАДКИ. Загадка - один из древнейших жанров устного народного творчества. В загадках часто используются имена прилагательные. По признакам загаданного предмета можно отгадать сам предмет.
Загадайте предмет. Договоритесь, кто в паре сможет сочинить загадку об этом предмете, а кто - нарисовать его. Оформите свою страницу сборника "Наши загадки". Представьте её перед одноклассниками.
Учебные задания для уроков окружающего мира
СОБИРАЕТЕСЬ В ПОХОД, ЧТО ТУРИСТ С СОБОЙ ВОЗЬМЁТ? Приближаются летние каникулы. В начале июня наш класс пойдёт в однодневный поход. Поход – это передвижение группы активным способом по заранее составленному маршруту. Участники похода собирают необходимое снаряжение в зависимости от условий погоды, продукты питания, одежду по сезону; тренируются в правильной укладке рюкзака; учатся устанавливать палатку, определяют способы выхода в нужную точку (место) маршрута. Подготовка к туристическому походу и подведение итогов значительно превышают основную его часть – сам поход.
Найдите информацию о подготовке к походу в Интернете или в специальной литературе.
Составьте инструкцию по подготовке туриста для однодневного похода.
Обсудите в группе все вопросы (пункты), касающиеся похода.
Распределите обязанности, кто какой пункт прорабатывает.
Придумайте форму группового представления данной инструкции перед одноклассниками.
Учебные задания для уроков технологии
КОЛЛАЖ. Это оригинальное изображение, созданное из нескольких или множества фотографий и картинок.
Создайте коллаж на свой выпускной бал. Обсудите в группе план работы над коллажем. Определите, кто и что будет делать. Представьте свой коллаж одноклассникам, родителям, учителям.
«УМЕНИЕ ВЕЗДЕ НАЙДЁТ ПРИМЕНЕНИЕ!…». Воспитатели детского сада «Берёзка», обратились к вам с просьбой: «Дорогие наши выпускники! Просим вас сделать для ребят подготовительной группы большие цветные кубы для знакомства с буквами алфавита».
- Предложите свой вариант оформления кубика, который бы привлекал внимание детей, они бы с удовольствием знакомились с буквами, лучше запоминали их названия.
- Составьте в группе план действий.
- Выберите фигуру, которая может быть развёрткой куба.
- Выберите нужные размеры для куба: со стороной 2 см; 12 см; 20 см.
- Посоветуйтесь, какой размер больше подходит, почему?
- Начертите выбранную фигуру на чертёжном листе.
- Выберите грань, на которую нужно поместить «клапаны»?
- Оформите поделку по своему выбору.
-Сформулируйте вывод по результатам своей работы.
-Представьте свою поделку ребятам подготовительной группы.
СПЕШИМ ДЕЛАТЬ ДОБРО! В каждой стране есть категория людей, которые требуют особого внимания и заботы. Это – люди пожилого возраста. Около школы живёт одинокая пожилая бабушка, которая просит нас помочь сложить ей поленницу. Казалось бы, чего проще, сложить поленницу?
Найдите информацию о вариантах - конструкций поленниц в Интернете или в специальной литературе.
Составьте инструкцию о правильной укладке поленницы.
Обсудите в группе все вопросы (пункты), касающиеся укладки поленницы.
Распределите обязанности, кто какой пункт прорабатывает.
Придумайте форму группового представления данной инструкции перед одноклассниками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Материалы курса «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Начальное общее образование. Достижение планируемых результатов»: лекции 1-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2012. – 120 с.
2. ФГОС основного общего образования. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
3. Учебные задания как одно из средств достижения планируемых результатов ФГОС ООО (на примере учебных заданий для 5 класса). Методическое пособие / под ред.Е.В. Шерстовой. – Ангарск.: Типография «Строфа», 2016. – 72 с.