Самостоятельная работа учащихся на уроках в начальных классах.
Самостоятельная работа учащихся на уроках в начальных классах.
Самостоятельная работа учащихся на уроках в начальных классах.
Учитель начальных классов Аккольской средней школы №4 Феоктистова Ольга Владимировна
Самостоятельная работа учащихся на уроках - важное средство активизации их мыслительной деятельности. Самостоятельная работа, прежде всего, применяется для закрепления пройденного материала, но важно научить детей приобретать при выполнении самостоятельной работы и новые знания. Известно, что, если ученик овладел различными приёмами самостоятельной работы, он активен на всех этапах обучения. У него появляется интерес к знаниям, желание учиться.
Самостоятельная работа учащихся может быть организована на различных этапах учебного процесса, то есть не только при повторении и закреплении пройденного материала, но и при подготовке к изучению нового материала, а в некоторых случаях и при знакомстве с новым материалом.
В связи с этим самостоятельная работа может занимать самое различное место на уроке, соответствуя цели данного урока.
Кроме того, в зависимости от возраста учащихся и цели самостоятельной работы она может быть разнообразной по длительности: от самых маленьких заданий, рассчитанных на 1-3 минуты до довольно продолжительных до 25 минут.
Учитель должен смотреть на самостоятельную работу учащихся, как на основную свою задачу, которую он обязан каждый раз правильно методически разрешить.
Каждый новый вид самостоятельной работы может быть введён лишь после того, как он будет освоен детьми под руководством учителя.
Самостоятельную работу даже незначительную, нельзя давать наспех. Во всех случаях учитель должен основательно к ней готовиться: продумать её содержание и методы подготовки к ней учащихся, учёт результатов, её проведение и т.д. Только правильно поставленная работа может иметь глубокое воспитательное значение, дисциплинировать детей, развивать у них ценные черты характера, побуждать и укреплять интерес к обучению.
Виды самостоятельных работ детей многообразны. В выборе их учитель может широко проявить свою инициативу и творчество, не забывая, однако, что каждый вид самостоятельной работы должен соответствовать целям обучения и иметь определённое образовательное и воспитательное значение. Виды самостоятельной работы, как правило, зависят от целей и содержания урока.
Длительность самостоятельной работы по классам зависит от типа урока и от количества часов отведённых на изучение данной темы и от того, насколько успешно справились дети с предложенными заданиями.
Если самостоятельные работы связаны с усвоением новых знаний и в них предусмотрены элементы познавательной деятельности школьников – выводы, обобщения, исследования результатов действий, решение логических задач, сравнение итогов, то они носят обучающий характер. Они могут проводиться в начале или по ходу изучения материала в зависимости от того, какая дидактическая роль предопределена им в процессе усвоения новых знаний.
Так, при изучении темы «Изменение суммы и разности» школьники выполняют следующие действия:
38 + 20 50 + 40 90 + 30 20 + 60
40 + 20 50 + 43 85 + 30 20 + 57
45 + 20 50 + 48 82 + 30 20 + 50
Как изменится сумма, если одно из слагаемых оставить без изменения, а другое увеличить или уменьшить на несколько единиц? Дайте полный ответ на этот вопрос.
Задание может быть предложено учащимся для самостоятельной работы. Следует лишь придать ему, как и всякой обучающей самостоятельной работе, особое направление. Нельзя допускать, чтобы школьники делали упор только на практическую часть – выполнение несложной счётной операции – потеряли бы связь с главной учебной задачей. Задание носит теоретический характер и конечной целью его выполнения должно стать выявление и усвоение этой теории.
Самостоятельно сделать вывод и обобщение учащимся начальных классов полезно, но нелегко. Этому следует их учить. Если до начала работы произвести анализ примеров первого столбика, сравнивая компоненты действия по сходству и различию и сделать вывод, то остальное задание станет посильным для большинства школьников, а теоретические выводы и обобщения закономерными. Поэтому заканчивая самостоятельную работу важно подвести итог:
Если первое слагаемое оставить без изменения, а второе увеличить на несколько единиц, то и сумма увеличится на столько же единиц.
Если первое слагаемое увеличить на несколько единиц, а второе оставить без изменения, то и сумма увеличится на столько же единиц.
Если первое слагаемое уменьшить на несколько единиц, а второе оставить без изменения, то и сумма уменьшится на столько же единиц.
Если первое слагаемое оставить без изменения, а второе уменьшить на несколько единиц, то и сумма уменьшится на несколько единиц.
Обобщение: Если одно из слагаемых увеличить или уменьшить на несколько единиц, а другое оставить без изменения, то и сумма увеличится или уменьшится на столько же единиц.
Такого теоретического исследования и обобщения оказывается достаточным для сознательного выполнения всех примеров и задач изучаемой темы, для обоснования их решения.
Обучающие самостоятельные работы могут быть проведены и по ходу изучения материала, когда задание даёт возможность углубить знания учащихся за счёт выявления новых закономерностей взаимосвязанных величин.
Эта закономерность, так или иначе, будет использована учащимися в самостоятельной работе. Следует только в заключение оформить её в виде вывода или обобщения.
Обучающие самостоятельные работы следует давать в одном варианте с чётко сформулированной задачей. При выполнении работы полезно разрешать учащимся взаимные консультации, обмен мыслями. Такие работы не относятся к числу проверочных, отметки в классный журнал за неё не выставляются. Однако, работа отдельных учеников может быть оценена и зафиксирована.
Тренировочные самостоятельные работы проводятся в целях тренировки умения выполнять элементарную математическую операцию. Пока обучение сопровождается указаниями учителя, комментированием или записями на доске, нельзя быть уверенными в том, что материал усвоен. Только самостоятельное выполнение упражнений создаёт такую уверенность.
Возможность проведения тренировочных самостоятельных работ предоставляется на каждом уроке. Например, самостоятельные работы на вычисление результатов четырёх арифметических действий должны даваться систематически в ходе изучения любой темы. Это позволит сформулировать твёрдые навыки табличного и внетабличного счёта.
Самостоятельные работы тренировочного типа проводятся после того, как информация дана и знания получены. Тексты заданий предлагаются в одном или нескольких вариантах.
Так же как и при обучающих самостоятельных работах, учащимся позволяется взаимообмен мнениями по поводу выполнения упражнений, рекомендуется индивидуальная помощь со стороны учителя. Проверку знаний лучше всего проводить на уроке, сразу по окончании работы, что позволит учащимся разобраться в допущенных ошибках. Оценка знаний учащихся не может быть массовой, так как и этот вид самостоятельных работ не относится к разряду контрольных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа учащихся на уроках в начальных классах. »
Самостоятельная работа учащихся на уроках в начальных классах.
Учитель начальных классов Аккольской средней школы №4 Феоктистова Ольга Владимировна
Самостоятельная работа учащихся на уроках - важное средство активизации их мыслительной деятельности. Самостоятельная работа, прежде всего, применяется для закрепления пройденного материала, но важно научить детей приобретать при выполнении самостоятельной работы и новые знания. Известно, что, если ученик овладел различными приёмами самостоятельной работы, он активен на всех этапах обучения. У него появляется интерес к знаниям, желание учиться.
Самостоятельная работа учащихся может быть организована на различных этапах учебного процесса, то есть не только при повторении и закреплении пройденного материала, но и при подготовке к изучению нового материала, а в некоторых случаях и при знакомстве с новым материалом.
В связи с этим самостоятельная работа может занимать самое различное место на уроке, соответствуя цели данного урока.
Кроме того, в зависимости от возраста учащихся и цели самостоятельной работы она может быть разнообразной по длительности: от самых маленьких заданий, рассчитанных на 1-3 минуты до довольно продолжительных до 25 минут.
Учитель должен смотреть на самостоятельную работу учащихся, как на основную свою задачу, которую он обязан каждый раз правильно методически разрешить.
Каждый новый вид самостоятельной работы может быть введён лишь после того, как он будет освоен детьми под руководством учителя.
Самостоятельную работу даже незначительную, нельзя давать наспех. Во всех случаях учитель должен основательно к ней готовиться: продумать её содержание и методы подготовки к ней учащихся, учёт результатов, её проведение и т.д. Только правильно поставленная работа может иметь глубокое воспитательное значение, дисциплинировать детей, развивать у них ценные черты характера, побуждать и укреплять интерес к обучению.
Виды самостоятельных работ детей многообразны. В выборе их учитель может широко проявить свою инициативу и творчество, не забывая, однако, что каждый вид самостоятельной работы должен соответствовать целям обучения и иметь определённое образовательное и воспитательное значение. Виды самостоятельной работы, как правило, зависят от целей и содержания урока.
Длительность самостоятельной работы по классам зависит от типа урока и от количества часов отведённых на изучение данной темы и от того, насколько успешно справились дети с предложенными заданиями.
Если самостоятельные работы связаны с усвоением новых знаний и в них предусмотрены элементы познавательной деятельности школьников – выводы, обобщения, исследования результатов действий, решение логических задач, сравнение итогов, то они носят обучающий характер. Они могут проводиться в начале или по ходу изучения материала в зависимости от того, какая дидактическая роль предопределена им в процессе усвоения новых знаний.
Так, при изучении темы «Изменение суммы и разности» школьники выполняют следующие действия:
38 + 20 50 + 40 90 + 30 20 + 60
40 + 20 50 + 43 85 + 30 20 + 57
45 + 20 50 + 48 82 + 30 20 + 50
Как изменится сумма, если одно из слагаемых оставить без изменения, а другое увеличить или уменьшить на несколько единиц? Дайте полный ответ на этот вопрос.
Задание может быть предложено учащимся для самостоятельной работы. Следует лишь придать ему, как и всякой обучающей самостоятельной работе, особое направление. Нельзя допускать, чтобы школьники делали упор только на практическую часть – выполнение несложной счётной операции – потеряли бы связь с главной учебной задачей. Задание носит теоретический характер и конечной целью его выполнения должно стать выявление и усвоение этой теории.
Самостоятельно сделать вывод и обобщение учащимся начальных классов полезно, но нелегко. Этому следует их учить. Если до начала работы произвести анализ примеров первого столбика, сравнивая компоненты действия по сходству и различию и сделать вывод, то остальное задание станет посильным для большинства школьников, а теоретические выводы и обобщения закономерными. Поэтому заканчивая самостоятельную работу важно подвести итог:
Если первое слагаемое оставить без изменения, а второе увеличить на несколько единиц, то и сумма увеличится на столько же единиц.
Если первое слагаемое увеличить на несколько единиц, а второе оставить без изменения, то и сумма увеличится на столько же единиц.
Если первое слагаемое уменьшить на несколько единиц, а второе оставить без изменения, то и сумма уменьшится на столько же единиц.
Если первое слагаемое оставить без изменения, а второе уменьшить на несколько единиц, то и сумма уменьшится на несколько единиц.
Обобщение: Если одно из слагаемых увеличить или уменьшить на несколько единиц, а другое оставить без изменения, то и сумма увеличится или уменьшится на столько же единиц.
Такого теоретического исследования и обобщения оказывается достаточным для сознательного выполнения всех примеров и задач изучаемой темы, для обоснования их решения.
Обучающие самостоятельные работы могут быть проведены и по ходу изучения материала, когда задание даёт возможность углубить знания учащихся за счёт выявления новых закономерностей взаимосвязанных величин.
Эта закономерность, так или иначе, будет использована учащимися в самостоятельной работе. Следует только в заключение оформить её в виде вывода или обобщения.
Обучающие самостоятельные работы следует давать в одном варианте с чётко сформулированной задачей. При выполнении работы полезно разрешать учащимся взаимные консультации, обмен мыслями. Такие работы не относятся к числу проверочных, отметки в классный журнал за неё не выставляются. Однако, работа отдельных учеников может быть оценена и зафиксирована.
Тренировочные самостоятельные работы проводятся в целях тренировки умения выполнять элементарную математическую операцию. Пока обучение сопровождается указаниями учителя, комментированием или записями на доске, нельзя быть уверенными в том, что материал усвоен. Только самостоятельное выполнение упражнений создаёт такую уверенность.
Возможность проведения тренировочных самостоятельных работ предоставляется на каждом уроке. Например, самостоятельные работы на вычисление результатов четырёх арифметических действий должны даваться систематически в ходе изучения любой темы. Это позволит сформулировать твёрдые навыки табличного и внетабличного счёта.
Самостоятельные работы тренировочного типа проводятся после того, как информация дана и знания получены. Тексты заданий предлагаются в одном или нескольких вариантах.
Так же как и при обучающих самостоятельных работах, учащимся позволяется взаимообмен мнениями по поводу выполнения упражнений, рекомендуется индивидуальная помощь со стороны учителя. Проверку знаний лучше всего проводить на уроке, сразу по окончании работы, что позволит учащимся разобраться в допущенных ошибках. Оценка знаний учащихся не может быть массовой, так как и этот вид самостоятельных работ не относится к разряду контрольных.
Проверочные самостоятельные работы.
Существует два вида контроля – контрольные работы и самостоятельные работы проверочного характера. Контрольные работы предназначены для подведения итога прочности усвоения пройденного раздела программы, по их результатам судят о качестве знаний, умений и навыков учащихся на соответствующем этапе обучения. Отметки за их выполнение выставляются в классные журналы.
Проверочные самостоятельные работы проводятся с целью выяснения результата учебного процесса по текущей теме или вопросу программы. Они представляют возможность определить эффективность реализации учебных целей одного или нескольких уроков, связанных темой, позволяющих судить обратную связь.
Так, на уроке математики в третьем классе по теме «Умножение на круглое число» учебные цели которого:
Научить учащихся записывать круглые числа в виде произведения двух множителей, один из которых 10, 100, 1000.
Дать теоретическое обоснование правила умножения многозначного числа на круглое число.
Освоить письменное умножение многозначного числа на круглое число и положить начало формированию навыка устного вычисления произведения.
Подготовительная работа
а) Сообщение теории: Круглое число всегда можно представить в виде произведения некоторого числа на 10, 100 или 1000.
40 = 4 * 10 700 = 7 * 100 3200 = 32 * 100
б) Закрепление преобразования устно фронтально:
80 = 400 = 6000 =
50 = 900 = 2100 =
в) Решение на доске с объяснением:
340, 430, 720, 1200, 12000
г) Самостоятельно (тренировочная работа)
850, 1700, 124000
Изучение нового материала «Теоретическое обоснование и вывод правила умножения многозначного числа на круглое число».
а) устно проанализировать запись
24 * 300 = 24 * (3 * 100) = 24 * 3 * 100 = 7200
б) рассмотреть умножение многозначного числа на круглое число, сравнить с предыдущим примером и дать объяснение, как оно произведено:
624
* 30
_____
18720
в) Обобщение: Умножение на круглое число производится, не обращая внимания на нули, а нули затем приписываются к произведению.
Что значит приписать к числу нуль? Два нуля? Три нуля?
2. Закрепление упражнения
а) решение на доске с объяснением
47 2804
70 * 300 * 8000
______ ______ _________
б) Самостоятельно (тренировочная работа)
306 175 1095
* 90 * 900 * 7000
______ _______ _________
в) устно, фронтально, используя свойство умножения числа на произведение
15 * 50 = 24 * 200 = 33 * 3000 =
Проверочная работа:
1 вариант 2 вариант
Выполнить умножение
521 * 600 = 709 * 500 =
Вычислить устно
17 * 400 = 13 * 600 =
Как видно проверочная работа включает только тот материал, который повторялся, изучался и закреплялся на уроке. По её результатам судят об усвоении новых знаний, определяют эффективность педагогического труда. Кроме того, проверочная работа покажет, кому из учащихся потребуется индивидуальная помощь, своевременность которой важна, чтобы предупредить неуспеваемость.
Проверочные самостоятельные работы должны занимать не более 5- 15 минут. Выполнять их удобнее в нескольких вариантах по текстам, записанным на доске или на карточках. Работы должны быть своевременно проверены и могут быть предложены как всему классу, так и выборочно. Оценка проверочных работ обязательна.
Чтобы ученики большую часть работ могли выполнять самостоятельно, причём самостоятельная деятельность проходила без помощи учителя, некоторые виды работ следует сопровождать требованием письменной фиксации. Но графические и орфографические навыки младших школьников не позволяют требовать от них выполнения дополнительных больших записей, таких, как письменный план решения задачи, развёрнутые ответы на вопрос типа: «На каком месте пишутся десятки?» и т.д. Так, чтобы ученик мог выполнить задание вида «Вспомни, какие числа называются однозначными?» можно добавить такое задание: «Запишите несколько однозначных чисел». Выполнение этого задания покажет, что ученик помнит, какие числа называются однозначными. Учитывая возрастные особенности и уровень подготовленности младших школьников, следует в основном использовать такие приёмы фиксации, которые не требуют лишних записей. С этой целью можно применять такие приёмы как подчёркивание, выборочное выполнение задания, и изменение порядка выполнения задания.
При выполнении ряда заданий оказывается достаточным подчеркнуть какое-либо число, числовое выражение, вместо того чтобы отвечать на вопрос письменно. Например, на вопрос «Вспомните, как называются числа при делении. Подчеркните делимое одной чертой, а делитель двумя чертами». Проверяя тетради, учитель сможет легко установить, помнят ли дети названия компонентов деления.
В отдельных случаях выполнение части задания является своеобразной фиксацией умственной деятельности. Например, в задании от ученика требуется прочитать выражения и вычислить их значения. Выполнение первой части задания нельзя проконтролировать, следовательно, не может быть уверенности в том, что ученик действительно читал выражения. Если же предложить задание в такой форме: «Прочитай выражения: 15 - 67, 98 – 54, 41 – 29, 34 + 29, 80 - 71. Вычисли только значение разности», ученик не сможет выполнить его, не прочитав предварительно выражения. Правильное выполнение этого задания покажет учителю, что ученик понимает не только какие выражения являются разностью, но и какие суммой.
Изменение порядка выполнения задания можно так же использовать для фиксации умственных операций.
Например, можно предложить решать уравнения в изменённом порядке:
50 + х = 63
х * 5 = 40
65 : х = 13
х – 19 = 54
«Решите сначала уравнение, в котором неизвестен множитель, затем с неизвестным уменьшаемым, затем с неизвестным слагаемым, и, наконец, с неизвестным делителем».
Для того чтобы расположить уравнения в соответствии с заданием, ученику придётся сначала определить, как называется выражение в левой части уравнения, и назвать компоненты этих выражений. Правильное расположение уравнений явится свидетельством того, что ученик выполнил все умственные действия, необходимые для решения уравнений.
Таким образом, требование фиксации умственных действий учеников, с одной стороны ставит ученика в такие условия, что он не может уйти от устных операций, с другой, даёт возможность учителю не только контролировать конечный результат самостоятельной работы, но и в известной степени проследить за рассуждениями ученика на отдельных этапах выполнения задания. И в этом их несомненная польза. Когда умственные рассуждения не фиксируются в тетради, ход рассуждений ученика остаётся скрытым для учителя, что затрудняет выявление причин ошибок.
Русский язык как предмет занимает особое место в системе начального обучения. Ведь усвоение всех школьных предметов идёт с помощью языка, поэтому главнейшая задача учителя – заинтересовать школьника изучением русского языка, зажечь в нём желание больше знать, многое уметь, глубже понимать познанное. Развитие устной и письменной речи учащихся без их активной деятельности невозможно. Давно известно, что сознательного и прочного усвоения материала можно добиться лишь хорошо организованной самостоятельной работой, которая развивает у детей наблюдательность, пытливость, логическое мышление, память, воображение, творческую активность, поэтому очень важно научить детей приёмам выполнения различного рода заданий. Необходимо организовать самостоятельную работу детей так, чтобы они знали, для чего эта работа выполняется, в какой последовательности её выполнять, как проверить выполненную работу.
Например, можно предположить такой порядок выполнения упражнений учебника:
Прочти первое предложение, посмотри, на какие правила даны слова.
Проговори предложение и напиши его. При списывании пиши целые слова, а не срисовывай буквы.
Проверь, как написал.
При работе над изложением даю алгоритмическое предписание:
Прочитай текст рассказа (статьи) полностью.
Раздели текст на смысловые части.
Запиши план рассказа в виде заголовков или вопросов, на которые они отвечают.
Расскажи про себя каждую часть рассказа.
Подчеркни в тексте слова и предложения, которые передают мысль автора.
Запиши кратко содержание текста по плану, используя выделенные слова и предложения.
Вот какую памятку предлагаю для проверки творческих работ:
Проверьте!
Не пропустили ли чего важного?
Не повторяются ли одинаковые слова?
Пишите ли вы с новой строки по каждому пункту плана?
Эти руководства помогают детям работать самостоятельно, планировать работу, глубже осмысливать и запоминать учебный материал, т.е. учат ребят учиться.
В системе упражнений для самостоятельной работы использую упражнения учебника, грамматический разбор во всём его многообразии и творческие задания.
Например, для развития орфографической зоркости ученикам второго класса даю такие задания:
Из данного текста выписать «словарные» слова.
В нашем классе висит календарь. Каждый день дежурные отмечают в нем погоду. Декабрь был снежный. Январь – холодный. Пришел февраль, и завыли метели.
Из данного текста выпишите слова с безударными гласными, проверяемыми ударением. Подобрать проверочные слова.
В лесу стоит сосна. В ней дупло. В дупле гнездо белки. Много в нем грибов. Не страшна зима пушистому зверьку.
Определить количество орфограмм в предложениях.
Юра и Алёша ходили в лес. На ёлке они увидели гнездо. В нём было много ягод и грибов.
Из упражнения выписать слова, которые пишутся не так, как слышатся.
Выписать из словаря слова на определенную тему, например, название овощей, обуви, одежды, посуды, дней недели и т.д.
Каждое упражнение должно заключать в себе такую задачу, решение которой потребует от учеников умственного напряжения. Поэтому, готовясь к уроку, я обращаюсь не только к учебникам, но использую словари, тексты литературных произведений, детские газеты, журналы и, конечно, материалы, связанные с личными наблюдениями и впечатлениями учащихся. Очень важно, чтобы образный язык писателя звучал на уроках грамматики. Ведь литературные тексты знакомых неизвестных писателей, обогащают речь учащихся, помогают формировать у детей грамматические понятия, развивая их мышление.
Повышению качества знаний учащихся помогают кратковременные самостоятельные работы, такие как работа с перфокартами. В результате чего при небольшой затрате времени можно выполнить значительный объём работ. Перфокарты я использую как при изучении и закреплении нового материала, так и при проверке знаний учащихся.
Например, требуется назвать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие. Дано семь слов: высота, высоко, повесить, красиво, красота, украсить, прекрасный
На доске записано расположение ответов на перфокарте. Дети крестиками отмечают в отверстии первого столбика имена существительные, второго – глагол, третьего – наречие.
Получается следующая запись:
Сущ. Прилаг. Глагол Наречие
+
+
+
+
+
+
+
На перфокарте сразу видно, какие части речи путает ученик и над чем надо с ним поработать.
Почти все самостоятельные работы учат детей добывать знания собственным трудом, а такие знания усваиваются значительно быстрее, глубже осмысливаются и сохраняются дольше, чем при запоминании со слов учителя.