Просмотр содержимого документа
«Роль учителя в формировании творческой личности младшего школьника»
Роль учителя в формировании творческой личности младшего школьника
Одним из важнейших путей совершенствования процесса обучения является использование активной модели обучения, применение методов, технологий, приемов, комплекса элементов или отдельных элементов, которые бы способствовали формированию творческой, мыслящей личности.
Учитель учит детей рассуждать, анализировать, делать выводы, получать глубокие, прочные знания, применять их. Ученик при этом выступает не объектом, а субъектом обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Определяющей направленностью такой работы является развитие самостоятельности учащихся, их познавательно-исследовательской деятельности, систематическое формирование у них критического мышления, умения вырабатывать собственную точку зрения, понимание, что они делают, рефлексию по поводу того, что они знают, умеют и осуществляют.
Эффективность и сила воздействия на эмоции и сознание учащихся в большой степени зависит от умений, стиля работы учителя. Стараюсь строить уроки так, чтобы они увлекали учеников, были радостными, пробуждать в них интерес к жизни.
Готовясь к урокам, стараюсь пользоваться новыми технологиями моделирования уроков, использовать такие методы, приемы, которые бы воспитывали навыки общения, сотрудничества, которые бы помогали создавать творческую атмосферу и способствовали активному привлечению учеников к обучению.
Большое значение придаю мотивации учебной деятельности, поэтому в начале урока провожу серию педагогических приемов под общим названием "Интересно". Интерес в обучении является своеобразным эпицентром активизации обучения, развитию познавательной активности школьников, формированию у них положительного отношения к процессу результатов своего труда, умение что-то увидеть, удивиться, восхититься, захотеть немедленно понять: что, почему и как происходит.
Работу по воспитанию познавательных интересов на уроках строю в последовательности «интересно – знаю – умею».
Для развития познавательного интереса в процессе обучения применяю различные типы нестандартных задач: составление и развешивание задач на материале окружающей среды, рассмотрение упражнений на развитие умения высказываться догадка, доказывать справедливость; обогащение учебного материала задачами комбинаторного типа и задач с логическим нагрузкой, выполнение интегрированных заданий – комплексов.
Использую загадки, фантастические элементы, музыкальные элементы, театральный момент. Можно использовать, в зависимости от предмета, психологический тренинг, математическую разминку, подготовку речевого аппарата и дыхания к чтению.
Дети должны установить уровень собственного знания, к которому можно добавить что-то новое. Можно вспомнить все, что известно по данной теме, записать на доске, классифицировать, провести групповую "мозговую атаку" с темы.
Во время организации учебно-познавательной деятельности пользуюсь такими приемами:
■ Актуальная цель. Например, при изучении темы "Килограмм" в первом классе можно предложить разыграть ситуацию в магазине.
■ Интрига. На уроке природоведения при изучении темы "Птицы" предлагается решить вопрос "Летучие мыши - птицы?"
■ Фантастическая ситуация. Рассмотреть учебную ситуацию с необычной точки зрения.
■ Устное рисование. Когда ученики выполняют определенные задания учителя, используя цветные и эмоциональные средства.
Во время работы с текстами пользуюсь такими приемами:
■ Чтение с пометками. Знакомясь с текстом, учащиеся делают определенные пометки карандашом: восклицательный знак, если информация интересная и полезная; знак вопроса, если информация удивила, вызывает отрицание, знак "плюс", если информация новая, обозначения "птичка", если информация известна.
■ Чтение текста с остановками. Распределяется текст на части, после прочтения каждой части осуществляется рефлексия деятельности ученика с применением такого приема, как прогнозирование. Учащиеся должны уметь предвидеть некоторые выводы или следствия из текста уже проработанного ими.
■ Чтение текста по частям. Такой вид деятельности целесообразно осуществлять в группах, когда каждый получает только свою часть текста. После прочитанного организуется пересказ учащимися содержания прочитанного другим участником группы.
■ Чтение текста с последующим составлением краткого плана к нему или составление вопросов к нему;
■ Чтение текста с целью поиска ошибок, сделанных в нем умышленно. Во время усвоения знаний, формирования умений и навыков использую такие
методы как учебно-познавательная игра, создание ситуаций успеха, ситуаций взаимопомощи, выполнение творческих заданий, поощрение. Пользуюсь такими приемами:
■ Сделай перефраз – предложить продолжить начатое предложение и сказать тоже самое другими словами.
■ Свяжи узелок – подготовить карточки со словами и предложить связанные со смыслом предложения. Можно проводить викторины, например "Познай художественный образ", конкурсы выразительного чтения, путешествие в устное народное творчество или нарисовать одного из героя, воссоздать с помощью мимики какой-то отрывок, который остальные детей должен отгадать, "зажечь звезду".
На этом этапе использую самостоятельную работу в парах или в группах с различными задачами:
■ решить примеры на карточках и составить рисунок с условными обозначениями;
■ составить интересное приключение с вымышленными героями;
■ инсценировать один из отрывков.
В первом классе больше преобладает работа в парах, а также групповая работа при создании воображаемых ситуаций. А в 2–4 классах самостоятельную работу в группах использую для решения познавательных задач, создания поисковой деятельности. Дети получают задания и вместе выполняют его, при этом ученики, у которых с определенные пробелы в знаниях, имеют возможность заполнить их с помощью товарищей. Дети высказывают свое мнение, предположения, результаты исследований, делают обобщения, поддерживают друг друга, развиваются самостоятельность, речь, формируется положительная мотивация к сотрудничеству, желание учиться.
Эффективным способом организации сотрудничества на уроке является создание ситуаций свободного выбора учащимися учебного задания. Ценность их в том, что педагогическое учебное задание ученик воспринимает как выбранное самостоятельно. Идея свободного выбора учащимися учебного задания осуществляется различными способами его постановки:
1) Выбор учащимися задания среди вариантов во время самостоятельной работы тренировочного характера.
2) Выбор задача среди тех, которые имеют определение уровней сложности: легкое, тяжелое, тяжелее.
3) Выбор задач с подтекстом.
На этапе урока "Контроль, коррекция и оценка знаний" учу детей осуществлять самоконтроль, самоанализ и самооценивание.
Использую групповую и парную форму взаимоконтроля и взаємоаналізу, рефлексивного анализа и контроля. Обращаюсь к таблицам "Должны знать", "Должны уметь", к планированию урока и проверки, все ли запланированное удалось сделать, все ли задачи урока выполнены.
Такое моделирование урока возможно только при комбинировании различных методов и приемов обучения. А это открывает путь к творчеству, дает возможность проводить разные виды уроков. Основой их проведения есть интересный содержание, самостоятельный выбор, неординарный подход и интеллектуально-игровая ситуация. Последней управляю так, чтобы она по возможности проходила через две стадии: опытно-наблюдательную и combinatorially-конструктивную. Как следствие, сразу, как только создаются внешние игровые условия, значительно повышается внимание и активность детей. Это позволяет легко формировать мыслительные операции. Те же игровые условия позволяют алгоритмизировать учебную деятельность детей. Они прекрасно ориентируются в логике задач, которые перед ними ставятся. В правильной последовательности осуществляют анализ, сравнение, абстрагирование, порой, и обобщения.
В центре внимания всегда ставлю проблему интеллектуального развития и умение учиться.
Готовя задание на выбор или задача действие групповой работы, учитываю уровень сложности по индивидуальным возможностями, меру своей помощи. Это дает возможность создать условия действие развития каждого ребенка, не допустить отставания слабых детей и одновременно не сдерживать темпа роста сильных учеников.
В своей работе руководствуюсь принципами:
1) Каждому ребенку, даже слабому, дать прочные знания.
2) В каждом ребенке видеть неповторимую личность, индивидуальность.
3) Каждую минуту пребывания ребенка в классе превращать в радость.
Во время выполнения самостоятельных работ предлагаю задания трех вариантов.
Ученики цветными карточками сигнализируют о выбранном варианте, что дает возможность увидеть каждого ученика, определить уровень помощи каждому.
Виды помощи такие:
• дополнение к заданию в виде рисунка, схемы;
• решения аналогичного задания, выполненного ранее;
• ссылка на правило, на котором базируется данное упражнение;
• использование условных записей, образцов, опорных схем;
• предупреждение учащихся о типичных ошибках.
Во время закрепления материала самостоятельную работу провожу по схеме:
І вариант работает так:
основная задача – самостоятельно
творческое задание – самостоятельно
интересное задание – самостоятельно
общая задача – самостоятельно.
П вариант – меры помощи (опорные схемы, образцы)
основная задача — самостоятельно
творческое задание – самостоятельно
общая задача – самостоятельно.
III вариант – с учителем; уровень пособия (опорные схемы, образцы)
основная задача – самостоятельно
общая задача – самостоятельно.
Большое внимание уделяю развитию речевых умений, чтобы учащиеся на основе новой информации и собственного опыта умели формировать свое мнение, не сидели пассивно на уроках, а рассуждали, делали предположения. Когда дети верят, что их мысли и то, что они говорят, думают является важным, и каждому из них разрешено сказать "Я согласен", "Я думаю иначе", тогда они могут включаться в процесс критического мышления. От таких уроков учащиеся получают удовольствие.
Таже большое значение в своей работе придаю таким критериям как мобилизация внимания, доброжелательность и требовательность, предвидение трудностей и направленности на их преодоление.
Учебно-воспитательную работу строю на основе достижений педагогики и психологии, диагностической работы с учащимися, изучения их психологических особенностей. Своей системой работы проявляю интерес и наклонности детей, стимулирующие их познавательную активность, определяя путь для получения основательных знаний, умений и навыков."