Просмотр содержимого документа
«Роль театральной деятельности в развитии младших школьников.»
Роль театральной деятельности в развитии младших школьников
Сегодня государством заявлен запрос не просто на человека, а на личность, которая должна обладать целым набором качеств:
- самостоятельностью в принятии решений;
- умением отвечать за свои решения;
- способностью нести ответственность за себя, своих близких;
- готовностью действия в нестандартных ситуациях.
Чтобы воспитать такую личность необходимо, чтобы процесс обучения был процессом обучения деятельности, т.е. учение должно быть мотивированным (ребенок самостоятельно ставит перед собой цель и находит пути ее достижения). Школьнику необходимо предоставить максимальные возможности для формирования у него установки на творческую деятельность. Современные дети знают гораздо больше , чем их сверстники 15-20 лет назад, они умеют решать логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость. Куклы Барби , компьютерные игры не способны компенсировать отсутствие детского общения, без которого невозможно полноценное психологическое и социальное развитие личности ребенка. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса. В период психологической адаптации ребенка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
Театр, один из самых демократичных и доступных для детей видов искусств, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии , связанные с художественным и нравственным воспитанием. Огромная сила воздействия театральной игры развивает , воспитывает многие положительные качества личности.
Возраст младшего школьника имеет огромные потенциаль- ные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу.
Основными видами театральной деятельности, которые используются при работе с младшими школьниками являются: театральная игра, ритмопластика, культура и техника речи, основы театральной культуры, театрализация.
Игровой тренинг — направлен на приобретение ребенком, игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все игры условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Общеразвивающие игры, например: «Упражнения со стульями», «Радиограмма»,«Запомни фотографию». Специальные театральные игры, например: игры с предметами быта и игрушками, творческие задания на развитие пантомимики, « Посмотри , что я делаю», « Одно и тоже по –разному».
«Ритмопластика» — включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Ритмопластические упражнения и игры развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка. Например: «Танцующий огонь,» «В стране цветов», «Факир и змеи».
Занятия с детьми сценической речью служит своего рода эталоном правильной речи и одновременно упражняют и развивают слух , дыхательную систему. Занимаясь дыхательной гимнастикой, одновременно укрепляет своё здоровье, тренирует артикуляционный аппарат. Игры и упражнения на речевое
дыхание, например: «Зарядка для языка», «Игра со свечкой», «Колыбельная» и др. Игры со словом, развивают связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы ( например: «Вопрос- ответ», « Вкусные слова» « Ручной мяч».) Творческие игры со словами развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.
Изучая основы театральной культуры , младшие школьники овладевают элементарными знаниями и понятиями , профессиональной терминологии театрального искусства. Знакомство с театральной культурой носит практический характер, т.е. происходит во время игр, работы над пьесой, посещение театров, просмотра видеозаписей спектаклей.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться. Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе даются общие представления о его специфике. А сам ребенок, выступая в роли то актера, то музыканта, то художника, на практике узнает о том, что актер - это одновременно и творец, и материал, и инструмент.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, организации совместной деятельности детей, приобщает к духовному богатству. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию, к его особенностям в мимике, жестах, взгляде, движении, речи. Дети привыкают фантазировать о возможности разного поведения в схожих предлагаемых обстоятельствах и о выполнении одних и тех же действий в разных предлагаемых обстоятельствах.
Таким образом, театральная деятельность позволяет формировать опыт нравственного поведения и умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Занятия театральной деятельностью ликвидируют болезненные переживания, связанные с дефектами речи, укрепляют психическое здоровье, способствуют улучшению социальной адаптации.