Просмотр содержимого документа
«Роль школьной среды в развитии личности школьников подросткового возраста»
Роль школьной среды в развитии личности школьников
подросткового возраста
Важный этап в жизни, который порой очень часто определяет жизнь и развитие человека, несомненно, подростковый возраст. Во время этого характерного возраста могут присутствовать несколько периодов, которые приближаются к возрастному кризису. На возникновение данных периодов оказывает влияние следующие факторы: положение подростка в коллективе детей, взаимоотношения с родителями, учебная активность и успешность, эрудированность ребенка, его творческие и интеллектуальные способности, физиологическое развитие.
В младшем школьном возрасте главной деятельностью школьника составляла учебная работа. В подростковом периоде учебная роль сменяется на социальную, на первое место выходят взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, родителями. Именно эти взаимоотношения с социальной средой являются главными в психическом развитии ребенка данного возраста.
В подростковом возрасте происходит особый интерес человека к себе, начинается самопознание. Подросток стремится выглядеть как взрослые товарищи, все его действия на виду окружающих, у одноклассников, порой теряет свою непосредственность: псевдовзрослость, наигранная независимость и т.п. Часто в общении с родителями также происходят конфликтные ситуации.
В педагогической теории и практике проблема развития личности в условиях школьной среды является одной из сложных и важных проблем. Эта проблема рассматривается следующими науками: детской психологией, педагогической психологией, социологией, возрастной физиологией анатомией.
Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.
Через передачу собственного своего опыта и опыта предыдущих поколений подросткам, через воспитание происходит развитие каждого ребенка.
Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому. Выделяются следующие стадии развития человека.
Детство: доверие и недоверие;
достижение равновесия: самостоятельность и нерешительность, предприимчивость и чувство вины, умелость и неполноценность;
кризис подросткового возраста: идентификация личности и путаница ролей;
конфликты среднего возраста: близость и одиночество, общечеловечность и самопоглощенность, цельность и безнадежность.
При переходе в стадию идентификации личности и путанице ролей (подростковый возраст) подросток сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением «любви и ревности» к родителям. И от того найдет ли он «предмет любви» среди сверстников и зависит положительное решение данной проблемы. Эриксон также указывает, что у подростков существуют и другие проблемы. В возрасте 12- 18 лет происходит активное физиологическое и психическое созревание ребенка, соответственно у него появляются новые взгляды на окружающий мир, переоценка основных ценностей, подходов к жизни. И, конечно, в данный период особое место в психике подростков занимает то, что сами о себе они думают, его интерес к мыслям других людей. Часто подростки создают в своем мире идеал семьи, окружающего общества, религии, в действительности практически не существующие. Можно сказать, что подросток - это нетерпеливый идеалист, который думает, что идеал на практике также реалистичен, как и в теории. Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей.
Влияние родителей в данной стадии на ребенка происходит практически косвенно, в отличие от предыдущих стадий. Поэтому, конечно же, школьная среда оказывает на данном этапе свою значимую роль в развитии личности подростков.
Вообще, понятие личности рассматривается психологами и социологами по – разному. Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.
Требования к окружающей среде ребенка играют значительную роль в физической и психоэмоциональной развитии. Окружающая среда является движущей силой становления и развития. Она способствует формированию разносторонних способностей растущего организма, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует «самостоятельность», создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления. Чтобы определить содержание и сущность предметно-развивающей среды необходимо рассмотреть понятия: «среда», «развивающаяся среда» и «предметно-развивающая среда».
Существует множество понятий среды. В словаре А. М. Прохорова понятие среда имеет несколько значений:
1. Вещество, заполняющее какое — либо пространство и обладающее определенными свойствами;
2. Совокупность природных условий жизнедеятельности, какого — либо организма;
3. Окружение, социально — бытовые условия, в которых протекает жизнь человека;
4. Совокупность людей, связанных общностью жизненных условий, занятий, интересов.
Развивающая среда — система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.
«Предметно развивающая среда – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.». Выделяют макросреду, географическую, социальную, домашнюю среду, микросреду, воспитывающую среду.
В педагогике изучаются средовые влияния на развитие детей. Целями таких влияний является формирование анатомо-физиологических структур, а также формирование духовных основ ребенка.
Суть психолого-педагогической позиции состоит в том, чтобы изучить как влияют разные среды на развитие подростка, формирование его физиологических потребностей, духовной культуры, а также понимание родителями, педагогами проблем формирование личности подросткового возраста.
Реальные условия, в которых происходит развитие ребенка, называется средой. Как уже было сказано, на формирование личности подростка оказывают влияние разноообразные среды. Особенно выделяют дальнюю и ближнюю среды. К ближней среде относят семью, одноклассников, друзей, родственников и т.д.
Несомненно, большое влияние на развитие ребенка оказывает домашняя среда. В семье проходят первые и важные для становления личности годы жизни ребенка. Родители определяют круг потребностей, взглядов, интересов маленького человека. В семье также закладываются социальные и нравственные качества личности человека.
Кроме родителей на формирование личности оказывает непосредственное влияние, конечно же, школа.
Учитель, непосредственно владеющий информацией о школьной среде, как фактора развития личности подростка, придает огромное значение организации среды воспитывающей.
Воспитывающая среда – несомненно, окружающие ребенка обстоятельства, ценности, которые влияют на личностное развитие ребенка. Учитель, отказывающийся от воспитания, предоставляет сложившимся обстоятельствам определять становление личности подростка.
Поэтому, непосредственное назначение педагогических работников состоит в том, чтобы непосредственно процесс формирования и развития личности был организован, чтобы в ходе своего развития ребенок плавно и безболезненно был подготовлен к социальной жизни.
Школа представляет собой общественную организацию, целью которой является создание воспитательно-развивающей среды для социально-ориентированной и гармонично развитой личности. «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Всем известные слова В.Г. Белинского не теряют смысла, актуальности и значимости и в современном обществе.
Необходимо отметить, что плодотворное доверительное общение подростков с взрослыми людьми редко бывает полностью удовлетворено. И, конечно же, это непосредственно влияет на формирование у подростков тревожности, неуверенности в себе, порой заниженной самооценки, что непосредственно оказывает влияние на ориентацию подростка в жизни, в ряде сложившихся ситуациях.
Все это ведет к тому, что у подростков появляется негативизм, грубость, конфликтность по отношению с взрослыми. И разрушить эту цепочку он самостоятельно не может, у него нет еще того уровня анализа, чтобы разобрать данную какую-то ситуацию и проанализировать ее. Развитие личности подростка в школьной среде опирается на сформировавшиеся стороны его личных качеств, а так же на те стороны его личности, которые еще находятся на стадии созревания, на «зону ближайшего развития». Как отметил Л.С. Выгодский «Зона ближайшего развития определяет завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития».
Для ребенка «зона ближайшего развития» это, прежде всего, его общение с взрослыми, педагогами. Именно в ходе такого общения формируются убеждения ребенка, развиваются его нравственные ценности, подросток развивается как личность.
По классификации Ф. Дольто, основные причины неудач у подросток разделяются на три группы: социальные причины (в основном у обучающихся с низким или очень высоким уровнем дохода у родителей), психологические причины (школьные проблемы часто связаны с чувством неуверенности в себе, чувства неполноценности, которые перенесены из дошкольного возраста) и педагогические причины (не планомерная организация учебного процесса, некорректный стиль общения педагогического персонала и т.д.).
Рассмотрим как влияет общение педагога с ребенком на развитие его личности. Если учитель не допускает ситуаций оскорбления ребенка, проявляет уважительное отношение к ребёнку как личности, уважительно относится к чувствам, высказываниям, мыслям, то все это ведет к усилению собственного «Я» подростка, его утверждения среди одноклассников. В противном случае может вызвать чувства агрессивности в отношении самого учителя, понижения статуса «Я» обучающегося.
При переходе из младшего звена в среднее учитель должен строить учебные занятия по другому, чем в начальных классах, уделять должное внимание самостоятельной форме работы школьника, побуждать ребенка мыслить, выбирать рациональные пути решения задач, проводить самооценку и взаимооценку своих знаний. Такие формы проведения занятий делают их более взрослыми в собственных глазах, подросток самоутверждается, реализуется. В противном случае, если у обучающихся нет такой деятельности в учебном процессе, ребенку становится не интересно на занятиях, он отходит от школы, и тем самым потребность в самоутверждении не развивается в полном объеме.
Следующим фактором влияние школьной среды на развитие личности ребенка является значимость учебных навыков и знаний. Реализация качества образования ведет за собой повышение мотивации подростка к обучению, что, несомненно, сказывается на его развитии личности, повышения жизненного тонуса, активности обучающегося в школе и жизни, что способствует созданию ситуации успеха, повышению самооценки подростка. Все это зависит от опыта, мастерства учителя, его отношений с обучающимися. Главные качества педагога должны быть следующими: справедливость, требовательность, чуткость и внимательность к детям.
Рассмотрим факторы, которые могут стать причинами школьной неспешности в подростком возрасте:
- особенности обучения в среднем звене. Учебная деятельность в данном периоде основана на умениях самостоятельно мыслить, ставить учебные цели, рассматривать различные способы решения задач, намечать пути их решения. Фактически некоторые обучающиеся не готовы выполнять данные функции.
- взаимоотношения с педагогами. Перевод из начальной школы в среднюю – важный момент и переломный момент в жизни ребенка, потому что осуществляется переход к новым взаимоотношениям с взрослыми, с учителями. Для многих детей переход к нескольким учителям с разными характерами, уровнями требовательности, разными стилями преподавания, разными отношениями является довольно сложным.
- недостаточно сформированность познавательных интересов, которые затрудняют усвоение материала, ведут к понижению качества обучения. По результатам анкетирования, проведенного в школе, необходимо отметить, что только около половины пятиклассников достигают к этому возрасту соответствующего уровня развития мышления и интеллектуального развития. У них преобладает наглядно-образное мышление, а навыки действия в уме практически не сформированы.
- не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. Очень часто школьную действительность они воспринимают через призму собственных эмоций. Личное отношение к учителю во многом определяет его отношение к предмету. Для подростков характерна неустойчивость настроения, поведения, ранимость.
- если ребенок не совсем на должном уровне освоил материал начальной школы, это соответственно скажется на восприятии нового, что, конечно же, отразится на его отставании в ходе обучения. Отсюда в свою очередь возникают все проблемы в усвоении учебной программы среднего звена и дальнейшее отставание в изучении предметов.
- отношения между родителями внутри семьи и взаимоотношения семьи и школы. Часто нежелание, безразличие родителей к обучению подростка, его успеваемости, учебных достижений или неудач ведет к понижению ценности образования ребенка. Конфликтность родителей и педагогов ведет к тому чтобы подросток тоже был вовлечен в какую-либо ситуацию, отвлекает его от основной деятельности – учебной, он вынужден оценивать поведение взрослых. Такая же ситуация складывается если конфликт разгорается внутри семьи, отношения между родителями сказываются и на успеваемости ребенка. Все эти факторы являются при ряде сложившихся обстоятельств причинами неудач неуспеваемости подростка.
На развитие личности подростка в школьной среде также влияют его взаимоотношения с педагогом. Нередко встречаются случаи, когда взаимопонимание между учителем и проростком устанавливается крайне тяжело. Так, например, если педагог требует от школьника не опаздывать на свои уроки, а сам часто задерживается и приходит в класс после звонка, то подросток с повышенной импульсивностью реагирует на требования учителя. По мнению детей в данной ситуации нарушена справедливость. Нередко подросток свое отрицательное отношение к родителям переносит на педагогический персонал. В этом случае учитель должен понять и распознать такую ситуацию, и с присущим ему педагогическим тактом установить доверительные и рабочие отношения с учеником.
Таким образом, в школьной среде необходимо создать такую учебно-воспитательно-развивающую среду, в которой будет активно развиваться социально-ориентированная гармонично развивающая личность подростка. В образовательной среде должны быть представлены совокупность учебных, культурных, социальных, специально организованных в школе психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности.
Наше современное общество все больше требований предъявляет к молодому поколению. Ежегодно происходят изменения в различных сферах нашей жизни. Изменяются содержания, установки, организации и процессы деятельности. Постоянно присутствуют преобразования и в сфере образования. Современному миру необходима всесторонне развитая личность с активной жизненной позицией. У молодых людей должны присутствовать такие качества, как инициативность, гибкость, самостоятельность, гибкое мышление, воображение, способность усваивать новые введения, применять свои знания и свой талант на практике. Поэтому механизмы реализации, условия для содействия развития личности должны обязательно присутствовать при организации учебно-воспитательного процесса в современной школе.
В любой школе целью учебно-воспитательной работы должно быть создание воспитательно-развивающей среды для социально-ориентированной гармонично развитой личности. Учебно-воспитательной процесс в школе, построенный на принципах вариативности и непрерывности, должен быть построен таким образом, чтобы в полном объеме были реализованы принципы личностно-ориентированной педагогики. Для успешной реализации поставленных задач школой в данном направлении необходимо постоянно анализировать свою деятельность, проводить анализ качества и степени выполнения поставленных воспитательных задач. Постоянно рассматривать динамику, проводить обобщение и выявление наиболее важных и нужных на определенном этапе сторон воспитательной деятельности. Проводить анализ выполнения разделов воспитательного плана.
Воспитательная работа в школе непосредственно осуществляется через образование. Но не менее важное значение имеет внеклассная и внешкольная работа. Формы воспитательной работы для гармонично развивающей личности подростка разнообразны.
На развитие личности подростка оказывает влияние также та среда, в которой он оказывается после учебных занятий. Посещение различных кружков и спортивных секций наилучший способ проявить и развить подростком свои творческие способности. Здесь каждый выбирает себе секцию по интересам и развитию. У детей подросткового возраста много сил и энергии, и именно в школе они могут направить всю свою энергию для развития своей личности. К тому же ребенок в подростковом возрасте усваивает все гораздо быстрее взрослого, поэтому в школьной среде нужно как можно большему научиться для развития своей личности. А этому, несомненно, способствует грамотный и увлеченный педагогический коллектив.