Просмотр содержимого документа
«Роль оценки в начальной школе»
Роль оценки в начальной школе
Когда ребёнок приходит в школу вся его предыдущая жизнь остаётся за порогом, а впереди его ждёт новое, неизведанное. Естественно, что малыш волнуется, как у него сложатся отношения с одноклассниками, как к нему будет относиться учитель, и, конечно самое главное на какие оценки он будет учиться. Спросите любого дошколёнка, на какие оценки он собирается учиться, и вы, скорее всего, получите ответ: на четыре и пять. Когда ребенок только собирается стать школьником, у него есть и желание получать только хорошие оценки и надежда, что так оно и будет. Что же происходит потом? Откуда берутся закоренелые двоечники? Здесь много причин. Среди них: неблагоприятная обстановка в семье, завышенные или, наоборот, заниженные требования учителя или родителей, несложившиеся отношения с одноклассниками, неумение или нежелание педагога учитывать индивидуальные особенности ребенка.
В средствах массовой информации происходит четкое ориентирование только на успешную личность, родители начинают требовать от ребенка этой успешности, что в школе, определяется, прежде всего, качеством успеваемости, количеством положительных оценок. Это часто для взрослых становится важнее самого качества знаний. Вследствие этого, и для детей тоже. Ребенку, в силу его возрастных особенностей, и так очень важен материальный стимул подтверждения его успешной деятельности. Но, когда оценка становится единственным мерилом способностей ребенка, становится во главу угла его отношений с родителями, сверстниками, когда его собственная самооценка начинает строиться исключительно на школьной успеваемости, тогда начинаются проблемы, бороться с которыми иногда приходится уже не в школьном кабинете, а кабинете психолога.
В начальной школе дети на это выдают невроз, агрессию, нарушение сна, аппетита, и, конечно, ещё более низкую успеваемость. В старшей школе всё может обернуться гораздо страшнее. Там ребенок, чтобы бороться с оказываемым на него давлением может «уйти на улицу», связаться с плохой компанией, а это алкоголь, наркотики, правонарушения.
Что же делать? Отменить оценку? Но тогда пропадет всякая заинтересованность детей в борьбе со сложностью при овладении знаниями. Нет, конечно. Оценка очень важна и как материальный стимул поощрения детских успехов и как мера градации овладения знаниями. Только подход к ней должен быть грамотным. От родителей особой поддержки ждать не приходится, как утверждают психологи именно они, более неадекватно склонны оценивать своего ребенка. Это или очень завышенные требования: я была отличницей, и ты не можешь учиться хуже, у меня не мог родиться такой лентяй. Или, наоборот: он ничего не хочет, какой толк с ним заниматься всё равно ничего не понимает. Приведу примеры из своего класса. У меня учится девочка. Хорошая ученица старательная, усидчивая, но материал воспринимает медленно, не сразу. Благодаря упорству, старанию, наличию лидерских качеств она являлась отличницей. Конечно, она получала текущие и тройки, так как новый материал ей давался не сразу, но я всегда знала, что на последующих уроках, она, благодаря своему упорству нагонит и всё исправит на отлично. Но мама стала её ругать не только за тройки, но и за четвёрки тоже. Дошло до того, что сама мама плакала, если её дочь получала текущую тройку, при выставлении одной четвёрки в триместре у мамы была депрессия. На мои уговоры не давить на дочь она не реагировала. В результате у девочки развился страх оценки, она не поднимает руку, не уверена в своих знаниях. Другой случай: очень слабенькая девочка, тройки все были натянутые, поставлены только за старание. В этом году опять тройки, но другие: твёрдые, уверенные, честно заработанные, крепкие. Я очень рада. А папа на собрании говорит, что дочь учится плохо, у неё сплошные три. Объясняю разницу, что прошлогодние тройки результат моих усилий, аванс, а в этом году её собственная работа и немалая.
Таким образом, оценка является очень важным фактором в жизни ребенка и его родителей. Созданы различные методики, когда детей оценивают по десятибалльной шкале, при помощи рейтинга, специальной накопительной системой купонов или, так называемое безоценочное обучение. Мы в общеобразовательной школе используем пятибалльную оценочную систему. При выставлении оценок учитель должен грамотно учитывать целый ряд факторов: уровень знаний, умений и навыков ребёнка, его индивидуальные особенности и способности. Чтобы оценка была объективной обязательно должна присутствовать система. Это должна быть система и выставления оценок и контроля знаний. Если не будет системы в контроле и оценивании, то и сама оценка станет необъективной, что принесёт ребёнку только вред. В первом классе предпочтительнее безоценочное обучение, начиная со второго класса, учитель вводит оценивание, но все успехи и неудачи должны сравниваться только с предыдущими показателями самого ребёнка, но никак не других детей. И здесь очень важна работа учителя, как психолога. Показать ребёнку, что личность, индивидуальность, со своими особенностями и способностями. Вселить уверенность, настроить на успех и на принятие неудач, как временных трудностей, а не как окончательного результата и невозможности исправить создавшееся положение. В случае необходимости провести работу с родителями. Будущее наших учеников в наших руках.