Просмотр содержимого документа
«Роль домашнего задания в обучении английскому языку»
Роль домашнего задания в обучении английскому языку
Одним из путей совершенствования процесса обучения является выполнение учащимися домашних заданий. Своевременное выполнение домашних заданий в каждом классе - одно из необходимых условий успешного усвоения учащимися программного материала. Мои личные наблюдения и исследования качества знаний учащихся показывают, что домашнее задание в повышении качества знаний учащихся занимает не последнее место, а ведущую роль. Так как задача современного учителя не дать ученику знания, а научить ученика учится. То есть мотивировать его на самообразование. А что, как не домашнее задание является самостоятельным видом деятельности.
Нет необходимости доказывать, что, как бы хорошо ни был проведён урок по английскому языку, сам по себе он не может обеспечить усвоение предмета учащимся, поскольку последнему при отсутствии естественной иноязычной среды нужна целенаправленная и организованная практика. Можно провести аналогию с обучением игре на музыкальном инструменте, где, как известно, нельзя научиться играть только на занятиях с преподавателем в урочное время, нужно много работать дома.
Овладение английским языком связано с формированием у учащихся произносительных, лексических, грамматических, орфографических и других навыков, на основе которых развиваются и совершенствуются умения понимать речь на слух, говорить, читать и писать. Навыки же, как известно, вырабатываются только в ходе систематического выполнения определённых действий с учебным материалом, т.е. таких действий, которые позволяют многократно слушать, произносить, читать и писать на изучаемом языке.
Можно утверждать, что ни один предмет школьного курса не требует такой постоянной, систематической работы учащихся, как английский язык, овладение которым требует не столько знаний, сколько умений. Чем меньше встреч школьников с учителем в классе, на уроках, тем более необходимой и значимой для становления учебно-познавательной мотивации становится целенаправленная самостоятельная работа учащихся во внеурочное время в школе и дома.
В методике принято выделять следующие уровни самостоятельной работы:
- воспроизводящий (копирующий);
- творческий;
Воспроизводящий уровень самостоятельной работы очень важен при изучении английского языка, поскольку он лежит в основе других её уровней, и он «ответствен» за формирование лексико-грамматической базы, за создание образцов в памяти учащегося. Фактически, с этой базы начинается усвоение нового. Учащимся предлагается, например, чтение за диктором, списывание с учебника, в ходе самостоятельного воспроизведения происходит «пропускание через себя» нового материала.
Творческий уровень самостоятельной работы - следующий по сложности выполнения и вытекающий из воспроизводящего уровня. Здесь осуществляется перенос приобретённых знаний, навыков и умений на другие, но аналогичные ситуации, в частности, чтение слов, словосочетаний, предложений и текстов без образца, задаваемого диктором; не списывание с учебника, а разнообразные преобразования материала в письменной форме и, наконец, формирование высказываний в аналогичных ситуациях. Самостоятельная работа требует от выполняющего её большей мыслительной активности и связана с такими операциями, как подстановка, расширение, трансформация.
Творческий уровень самостоятельной работы связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач, как в устной речи,, так и при чтении, например, действовать в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами и взятой на себя ролью, подготовить сообщение на определённую тему, прослушать сообщение и высказать своё отношение к его содержанию; прочесть рассказ, и ответить на проблемные вопросы в связи с содержательно-смысловым планом текста, интерпретировать главную идею текста .
Но для начала нужно научиться работать со словом и иметь достаточный объем словарного запаса слов. Можно не знать правил грамматики и выразить свою мысль. Но без знания иностранных слов говорить невозможно. Поэтому главное внимание уделяется работе над словом.
Сейчас я познакомлю вас с приемами, которые помогут вам быстрее и лучше запомнить новые слова.
Начальная школа: игра (существует множество игровых программ, обучающих детей новым словам, можно развесить в комнате таблички со словами, которые труднее всего запоминаются, игра пропавшее слово, невидимые слова, морской бой, нарисуй слово, кинестетические упражнения (здесь работает тактильная память)).
Среднее звено: логика (ассоциации, построение семантических карт, подбор синонимов, антонимов, словообразование, расположи слова по группам, работа со справочной литературой и т.д.)
Старшее звено: организация лексического запаса слов (толкование слов, словари однокоренных слов, составление словарей синонимов, наиболее употребительных фраз и выражений, крылатых фраз и выражений, фразеологизмов, идиом, Закон незавершенности (Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы) т.д.)
Для того, чтобы мотивировать учащихся на самостоятельную работу, я разрабатываю методический материал для учащихся. Он включает:
дифференцированные задания для самостоятельной работы различной степени трудности;
памятки для учащихся;
варианты кратковременных и длительных программ самообразования для учащихся (так называемые маршрутные листы);
методические указания и рекомендации по изучению отдельных наиболее сложных вопросов, тем, проблем учебной программы;
программы познавательных бесед, вечеров, дискуссий.
В заключении своего выступления, я бы хотела напомнить слова физика Льва Андреевича Арцимовича «Ученик – это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь». А от учеников когда-нибудь хотелось услышать слова У.Черчилля: «Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда меня учат».
Виды домашних заданий по иностранным языкам и алгоритм работы
1. Работа с текстом:
Чтение и перевод (вспомнить правила чтения; прочитать текст вслух не менее 2-х раз; выписать все незнакомые слова и найти их значение в словаре; проговорить перевод текста вслух).
Ответы на вопросы по прочитанному тексту (внимательно прочитать текст еще раз; прочитать предлагаемые вопросы к тексту; по ключевым словам найти соответствующие предложения в тексте; ответить на вопросы, помня о том, что чаще всего часть ответа уже содержится в вопросе; если нужно, записать ответы в тетрадь).
Пересказ текста (прочитать текст; разделить на логические части; составить план пересказа; по каждому пункту плана выписать ключевые слова; написать предложения с ключевыми словами; заучить предложения; проговорить пересказ вслух с опорой и без на ключевые слова)
2. Работа с поэтическими произведениями и песнями.
Выразительное чтение (прочитать; перевести; расставить логические ударения; прочитать вслух не менее 5 раз).
Заучивание наизусть (прочитать; перевести; расставить логические ударения; прочитать вслух не менее 5 раз, выучить).
Художественный перевод (прочитать; сделать подстрочный перевод; найти рифму, стараясь сохранить стиль автора, красиво оформить работу).
3. Работа с грамматическими упражнениями (прочитать и выучить правило; проанализировать примеры; выполнить упражнения письменно с опорой на учебник).
4. Работа с лексикой.
Устный зачет по лексике (внимательно прочитать слова, опираясь на правила чтения; соотнести значение иностранного и русского слова; проговорить вслух несколько раз; проговорить слова на иностранном языке с опорой на русские и наоборот; попросить взрослых проверить запоминание слов).
Словарный диктант (внимательно прочитать слова; написать каждое слово по 2 строчки в черновике; написать слова на иностранном языке с опорой на русские и наоборот; самостоятельно проверить правильность написания; слова, в которых были допущены ошибки, написать ещё раз, обращая внимание на орфограммы; написать слова под диктовку; проверить).
Лексические упражнения (повторить лексику по теме; внимательно прочитать предложения с пропущенными словами; перевести их; вставить пропущенные слова, при необходимости опираясь на текст; переписать в тетрадь).
5. Сочинение, письмо, открытка (внимательно прочитать тему сочинения, составить план; выписать необходимую лексику, опираясь на словарь; составить предложения в соответствии с планом, употребляя необходимые вводные фразы; оформить в соответствии со структурой написания сочинения, письма, открытки).