Роль внеурочной деятельности в формировании метапредметных компетенции учащихся
Роль внеурочной деятельности в формировании метапредметных компетенции учащихся
Сегодня школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Соответственно метапредметные компетенции школьников определяются нами как система универсальных учебных действий, позволяющая учащимся продуктивно выполнять регулятивные, познавательные и коммуникативные задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль внеурочной деятельности в формировании метапредметных компетенции учащихся»
Роль внеурочной деятельности в формировании метапредметных компетенции учащихся
Сегодня школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Соответственно метапредметные компетенции школьников определяются нами как система универсальных учебных действий, позволяющая учащимся продуктивно выполнять регулятивные, познавательные и коммуникативные задачи.
Таким образом, метапредметный подход – это хорошее владение теорией и практикой предмета.
Метапредметные компетенции предполагают пересечение различных предметных областей.
В зависимости от дидактических целей метапредметные компетенции можно рассматривать с точки зрения:
общности методов и приёмов;
форм преподнесения знаний;
формирования умений и навыков;
общности предметов в плане развития интеллектуально-познавательных способностей учащихся;
воспитания креативной активности и самостоятельности в учебной деятельности.
Внеурочная работа является важным средством развития:
интереса учащихся к предмету;
их творческих способностей;
способностей овладевать новыми знаниями;
коммуникативных умений;
умения работать в коллективе;
выявление одарённых подростков.
Внеурочная работа не развлекает школьника, а развивает и совершенствует его личность.
Ежегодно у нас в школе проводится конференция «Первые шаги», в ходе которой обучающиеся готовят свои проекты.
В процессе работы ребята учатся общаться, самовыражаться, пробуют себя в различных видах деятельности.
Я считаю, что проведение внеурочной работы показывает, что она полезна, т. к. помогает учителю лучше узнать своих учеников, развивает его способности, заставляет быть в курсе последних достижений науки и техники; а так же заставляет творчески работать над собой.
ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В УСЛОВИЯ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ФГОСА
Труд учителя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего растения. Ведь каждому растению нужен особый уход, подходящий только для него, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.
Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для того, чтобы заложить основу желания и умения учиться.
Ни для кого не секрет, что успешность школьника определяется не только его способностями, но и его желанием и намерением учиться, т.е. мотивацией.
Мотивация – не постоянная величина, она изменяется во времени в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения. И если она отсутствует, урок становится утомительным и нескончаемым.
Как понять, какова учебная мотивация школьника, что побуждает его учиться? Школьник не всегда осознает свои мотивы, а поэтому и не может о них рассказать. Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться.
В школе предпочтение учащихся и материал учебной программы часто не соответствуют друг другу. То, как учитель преподносит тему урока, тоже влияет на готовность детей к обучению. Гораздо легче усвоить материал, если его интересно и понятно объяснили.
Большую роль в развитии ребенка играет эмоционально-насыщенный дидактический (речевой) материал, красота слова, стихотворения, загадки, пословицы. Это влияет на эмоциональную сферу ученика, формирование его эстетического вкуса.
Также важна смена деятельности, особенно для детей младшего возраста: бумага-пластилин, бумага-ткань. Смена деятельности повышает обучаемость и способность к восприятию нового.
Цель работы по развитию познавательных способностей младших школьников на основе технологии - оптимальное общее развитие ученика – его ума, внимания, воли, чувств, воображения, нравственных качеств, при сохранении его здоровья. Усвоение им знаний, умений и навыков.
Главное в работе для развития познавательных способностей младших школьников – учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – доброжелательным.
Формулу взаимоотношений между взрослыми и детьми, можно определить как «Три Д» -
Доверие +Доброжелательность +Диалог.
Одна из основных задач на занятиях - обеспечить преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной деятельности.
В работе используются доверительные беседы, наблюдения, практические работы, межпредметная связь. Межпредметная связь – одно из средств привития интереса к предмету технология.
Факторы, формирующие процесс деятельности, можно выстроить в следующую цепочку:
МОТИВ-ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС-ПОЗНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы, т.е.:
ПОТРЕБНОСТЬ-ИНТЕРЕС-МОТИВ, учитель должен направить все усилия на развитие
познавательных интересов учащихся – это восприятие, воображение, память – важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.
Сегодня в период реализации национальной политики в сфере образования, школы находятся в поиске новых подходов, форм, средств обучения. Несомненно, вопрос формирования учебной мотивации может быть назван центральным, приоритетным.
Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь его познавать.
Почему ребенок хочет или не хочет учиться?
Уже перед поступлением в 1 класс развивается большей частью созданное воспитанием и примером родителей отношение к учебе.
Внешние признаки мотивации у ребенка - это сияющие глаза, нескончаемое вдохновение или сосредоточенное погружение в работу. Когда уроки пролетают незаметно для ученика, это верный признак увлеченности ребенка процессом обучения.
Ученик, обладающий внутренним стимулом к обучению, получает более высокие оценки, чем дети, которые учатся без желания.
Внутренние мотивы в обучении - это удовлетворение от самой деятельности, прямой результат деятельности, стремление к успеху.
Многие учителя и родители недооценивают значение ручного труда в занятиях с детьми. Кажется, какая польза от раскатывания, разминания пластилина, от приклеивания одного кусочка бумаги к другому. Дело в том, что лепка из пластилина, вырезание из бумаги и другие виды детского творчества не только развивают ребенка эстетически, но и помогают ему учиться аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись. А также развивают мелкую моторику пальцев, что упрощает обучение письму и способствует формированию правильной и красивой речи.
Предмет «технологии» открывает перед младшими школьниками новый мир, где они являются творцами, и все зависит от их желания и фантазии.
В этом сказочном мире ребенок – главный волшебник.
Технология – способ развития гармоничной личности, жизненно необходимый предмет, который развивает образное и системное мышление, эстетический вкус, фантазию.
Закончить свой доклад я хочу всем известными словами:
«Скажи мне - я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Вовлеки меня – я пойму».
И позвольте представить вам работы учащихся самых маленьких в школе.