2.Мотивационно-целевой Задача: Смотивировать детей, сообщить тему внеурочного мероприятия | Словесные (беседа), методы стимулирова-ния (создание ситуации успеха) | Помощники ведущего: - Физика нужна! -Физика важна! -Без нее не сделать нам ни шагу! -Как из березы получить бумагу? -Как мобильный телефон превратить в магнитофон? -Как получить незатухающий костер? -Как сделать умный полотер? -Как увидеть микромир? -Как создать нам новый мир? -Как нанотехнологии внедрить? -И параллельные миры заполучить? - Как заглянуть в другие времена? -Как в невесомости взрастить нам семена? -Ответ один: тут физика нужна! Ведущий: - Как вы уже поняли, друзья, сегодня главное действующее лицо нашего Турнира – Физика – удивительная, интересная, загадочная наука, изучение которой вы только ещё начали, но тем не менее вы уже имеете достаточное количество знаний и умений, чтобы посоревноваться в разных физических конкурсах, чтобы в конце Турнира отгадать фразу, которая поможет вам понять сущность науки – Физики. | Слушают вступительное слово | Демонстрируют коммуникативные УУД (умение слушать), проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция) |
3.Основной этап Задача: познакомить с конкурсными заданиями Турнира | Словесные (беседа, задания, организация наблюдения), метод взаимной проверки, методы стимулирования (создание ситуации успеха, частично-поисковые методы, практические методы) | 1 конкурс: “Разминка” Капитаны команд разыгрывают очередность. Вытягивают задание. Какое физическое явление скрыто в пословице? t = 10 секунд (за каждый правильный ответ – 1 балл) 1) Гвоздем море не нагреешь (тепловое) 2) Шумит, как ветер в пустую трубу (звуковое) 3) И метал плавится, и камень испаряется (тепловое) 4) В темноте и гнилушка светится (световое) 5) Не подмажешь – не поедешь (механическое) 6) От пустой бочки много шума (звуковое) 7) Брошенный камень на твою же голову и упадёт (механическое) 8) Молния в одно и то же место дважды не бьёт (электрическое) 9) Готовь сено пока солнце сияет (световое) 10) Коси коса пока роса, роса долой - и мы домой (механическое) 11) Как магнит с иглой (магнитное) 12) Как аукнется, так и откликнется (звуковое) 13) Пошло дело как по маслу (механическое) 14) В темной местности и слабый свет далеко видно (световое) 15) От молота и наковальня звенит (звуковое) Ответы - на экран 2 конкурс: “Физическая мозаика”. Капитаны получают задание: Из данных слов исключите лишнее. t = 3 мин (за каждый правильный ответ – 1 балл) Тетрадь, карандаш, свинец, самолёт Вьюга, гром, часы, радуга, снегопад. Давление, метр, сила, масса. Медь, алюминий, линейка, железо Мензурка, градус, весы, термометр. Лёд, пар, олово, вода. Грамм, кило-, мега-, гекто-. Ньютон, Паскаль, Джоуль, сила, Архимед Килограмм, секунда, метр, динамометр Эксперимент, гипотеза, сочинение, теория Ответы - на экран 3 конкурс: “Найди ошибку”. t = 10 мин (за каждую найденную ошибку – 1 балл) В класс входит леший. (Роль лешего играет старшеклассник). -Ох! Ох! Слаб я, стар я (стонет). Где это я? Как много детей! Я одинокий старик, а зовут меня ребята просто Леший. Значит, вы любите физику. Так послушайте мою занимательную историю, в ней много сказочного, неправдоподобного. Кто найдет в ней больше неправдоподобий, а по-вашему, физических ошибок, тот и выиграет в этом конкурсе. Итак, слушайте! Вчера, утром в 19 ч 30 мин меня пригласил к себе в гости мой друг, древнегреческий ученый Демократ в тридесятое царство, в тридесятое государство под названием Алукелом. Жителей этого царства зовут малюкулы. Это он, Демократ, их изобрел. Какие они все эти малюкулы одинаковые, а вместе они образуют домики под названием атомы. Ой, сколько их там! Так тесно, что эти малюкулы сидят неподвижно, даже не шевелятся. А это все потому, что, если они будут двигаться, то будет холоднее в этом царстве. Мне их жаль: они не могут ходить в гости даже к соседям, и их друг к другу даже не тянет, между ними полное безразличие, равнодушие. Но все равно мне очень понравилось. Хоть это и нехорошо, но взял рукой и засунул себе в карман 7 малюкул. А сейчас потрогал рукой и не нашел их там. Куда они запропастились? Может, их инопланетяне унесли?! Ребята, помогите мне найти эти семь малюкул !!! Помогите бедному старику!!! t = 10 мин Ответ: текст на экран 4 конкурс: “Эксперимент + реши задачи”. Тема практического задания: «Определите плотность картофеля» Оборудование: картофель, весы, гири, мерный стакан 5 конкурс: “Физические формулы”. Для каждой физической величины из первого столбца подберите соответствующую формулу из второго столбца t = 10 мин (за каждый правильный ответ – 1 балл) | Физическая величина | | Формула для расчёта | А | Скорость | 1 | m= ρ×V | Б | Путь | 2 | p=F/S | В | Плотность | 3 | S= υ × t | Г | Масса | 4 | p= ρ× g × h | Д | Давление | 5 | F=m × g | Е | Давление жидкости | 6 | ρ = m/ V | Ж | Сила тяжести | 7 | υ =S/t |
Ответ: на экран А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | 7 | 3 | 6 | 1 | 2 | 4 | 5 |
6 конкурс: “Составь слово”. Командам предлагается набор букв. Составить слово. t = 60 секунд (за правильный ответ – 3 балла) 1) Диффузия 7) Наблюдение 2) Горизонт 8) Кукушка 3) Молекула 9) Правило 4) Цунами 10) Трение 5) Траектория 11) Родник 6) Целина 12) Динамометр Ответы - на экран: Физика - царица наук о природе! | Отвечают на вопросы Выполняют задание Выполняют задание Выполняют практическое задание, решают физические задачи Решают физические задачи Выполняют задание Выполняют задание | Демонстрируют: -коммуникативные УУД (выражают свои мысли и отстаивают свою точку зрения) -познавательные УУД (анализировать, выделять главное) -личностные УУД (проявляют уважительное отношение к иному мнению, доброжелательность, вежливость друг к другу) Проявляют: -коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог), -познавательные УУД (анализировать, выделять главное) -личностные УУД (проявляют уважительное отношение к иному мнению, доброжелательность, вежливость друг к другу) Демонстрируют: - коммуникативные УУД (умеют осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь), -познавательные УУД (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать), -личностные УУД (проявляют уважительное отношение к иному мнению, доброжелательность, вежливость друг к другу) Демонстрируют: - коммуникативные УУД (умеют осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь), -познавательные УУД (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, работа с информацией), -личностные УУД (проявляют уважительное отношение к иному мнению, доброжелательность, вежливость друг к другу), -регулятивные УУД (планирование), Демонстрируют: - коммуникативные УУД (умеют осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь), -познавательные УУД (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать), -личностные УУД (проявляют уважительное отношение к иному мнению, доброжелательность, вежливость друг к другу) Демонстрируют: - коммуникативные УУД (умеют осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь), -познавательные УУД (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать), -личностные УУД (проявляют уважительное отношение к иному мнению, доброжелательность, вежливость друг к другу) |