Роль личности учителя в формировании детского коллектива
Роль личности учителя в формировании детского коллектива
Формирование детского коллектива - одна из важнейших задач учителя начальных классов. Я как педагог и руководитель классного коллектива реализую свои функции относительно всего класса и каждого ученика в отдельности.Воспитательные задачи решаю в соответствии с учётом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом особенности каждого ученика. Основным критерием результативности для меня является содействие саморазвитию личности, реализация творческих способностей, обеспечение социальной защиты, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем. Дети должны понимать, что учителю небезразлично, как они будут жить в классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль личности учителя в формировании детского коллектива »
Макеевский городской совет
Управление образования Макеевского городского совета
Макеевский учебно-методический центр
Макеевская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней № 50
Роль личности учителя
в формировании коллектива
Головня Нина Николаевна
учитель начальных классов
2015
Начальная школа – ответственный период в жизни человека. Именно здесь закладывается то, что будет развиваться и закрепляться с возрастом. Поэтому особенно значимым на жизненном пути каждого человека является учитель начальных классов. Решение важнейших задач образования ребёнка, становление его личности в большой степени зависит от профессионального мастерства первого учителя, его эрудиции, доброты, любви к детям.
«Только личность учителя может влиять на развитие и воспитание учеников, только характером можно формировать характер…» - утверждал К.Д.Ушинский.
Что самое главное в учительском труде? Знать ребёнка. Легче любить весь мир, чем одного маленького человека. Воспитание лишь тогда становится реальной силой, когда основывается на вере в ребёнка.
Воспитание учащихся невозможно без эффективного общения с ними. Педагог, работающий с младшими школьниками, должен понимать, что малышам необходимо доброжелательное сотрудничество с учителем. Это помогает детям преодолеть страх, беспокойство, тревожность, положительно адаптироваться к школьной жизни.
Большое значение в работе с младшими школьниками имеет стиль общения педагога с детьми. Среди таких стилей общения, как стиль увлечённости, дружеского общения, диалогического общения, дистанцирования, устрашения, заигрывания я предпочитаю стиль диалогического общения, при котором общение-диалог – это общение, построенное на уважении прав учащихся, взаимном доверии друг к другу, желание педагога слышать не только себя в общении с детьми, но и самих учащихся. Диалогическое общение способствует обмену социальными ролями, возможность войти в роль другого, содействуя восприятию человека человеком. Диалогическое общение – сопереживание. Это создаёт условия для создания, развития и совершенствования детского коллектива. В разумных пределах использую также стиль дружеского общения, к сожалению, не обходится и без стиля устрашения. Это касается, в первую очередь, гиперактивных детей, на которых не всегда действуют позитивные методы воспитания. И здесь на помощь учителю должны прийти родители, так как семья является той микромоделью общества, через которую ребёнок усваивает моральные нормы, духовную культуру, национальные и общечеловеческие ценности, приобретает первый социальный опыт общения с другими людьми на принципах взаимоуважения и оценки каждого как самодостаточной личности. Гуманные отношения в семье – необходимое условие нормального психического, эмоционального и морального развития ребёнка, подготовка его к обширным, разноуровневым контактам вне семьи.
Ученический коллектив – сложная духовная, трудовая и организованная общность личностей, которые имеют разное идейное, интеллектуальное, моральное, эстетическое и гражданское развитие. К тому же каждая личность находится в постоянном внутреннем движении, развивает свои личные качества в процессе общения с ровесниками и взрослыми. Общая деятельность – это отправной пункт её развития, становления, социального самоопределения. Следует помнить, что в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность.
Оттого, какие отношения складываются в коллективе, зависит раскрытие задатков, наклонностей, творческих способностей каждой личности. Именно в коллективе личность проявляет себя в деятельности, в отношении к другим членам коллектива и к самому себе.
Тут действует такая закономерность: чем богаче, полноценней идейная, интеллектуальная, эстетическая жизнь личности, тем сильнее и действеннее коллектив, тем большее влияние он оказывает на каждого из своих членов.
В первом классе говорить о создании коллектива ещё рано. На данном этапе я изучаю структуру взаимоотношений в классе, чтобы чётко определить место каждого ребёнка в этой структуре. Младшие школьники легче осознают поступки и мотивы других людей, чем свои собственные. Поэтому вычленение мотивов поступков, разъяснение ребёнку его сути и правильности в разных типовых ситуациях – одна из важных задач учителя. Если ребёнок научится видеть доброе в поступках других, он научится понимать и осознавать мотив, которым кто-либо или он сам руководствовались во время осуществления доброго дела. Говоря другими словами, на данном этапе я учу детей быть добрыми по отношению к другим, помогать, сопереживать, уважать мнение другого, а также учиться уважать себя.
Основные идеи воспитания на данном этапе:
Если ты хочешь, чтобы уважали твоё мнение и тебя, научись уважать людей, которые вокруг. Уважать людей – означает прислушиваться к их мнению, признавать их выбор, даже когда он тебе не нравится.
Каждый человек имеет право на личную тайну, никто не может заставить тебя быть откровенным, когда ты не готов к этому.
Отношение к тебе не зависит от твоих успехов в учёбе. Ты человек и этого достаточно, чтобы тебя уважали и любили.
Только ты сам в ответе за свою жизнь и за свои поступки. Не перекладывай ответственности за личные неудачи на родителей, друзей, учителей. Никто не проживёт за тебя твою жизнь. У каждого есть свои ошибки и победы.
Ты смелый, поэтому можешь противостоять злословию, обидам, грубости, преступным поступкам, которые задевают как тебя, так и окружающих.
Ты всегда имеешь право высказать своё мнение, даже когда оно не совпадает с мнением других. Но если ты не прав, имей смелость признать это. Тебя будут уважать ещё больше за искренность и честность.
Старайся вести себя так, чтобы людям, которые рядом, было приятно с тобой.
Девиз нашего класса: « Будь, как солнышко: чтобы не только самому тепло и хорошо было, но чтобы и остальных согреть».
В дневнике у каждого ученика наклеено солнышко, на лучах которого написано: «Заходи! У нас всё можно! Дружить, придумывать, шутить, прощать, мечтать, грустить, фантазировать, думать, любить, играть, ошибаться, сомневаться, искать.
В работе с шестилетками основой формой работы является игра, потому часто провожу такие игры-упражнения:
«Ситуация».
Детям предлагается определённая ситуация и они пытаются найти правильный выход из неё. Эту работу эффективнее проводить в парах или в группах.
«Загляни в зеркало».
Каждый ученик, глядя в зеркало, говорит себе ласковые, приветливые, добрые слова.
«Поднять настроение».
Если у кого-то в классе грустное настроение, дети поднимают настроение своему товарищу добрым словом, жестами, мимикой.
«Какой я?»
Дети пытаются объективно оценить себя. Конечно, не у всех ещё это получается.
Доброта, чуткость, доброжелательность, чувство любви и уважения к окружающим, осознание собственной ценности, достоинства, чувство уверенности в том, что его любят и уважают, является фундаментом, на котором ребёнок строит собственное уважение и любовь к другим людям. А всё, что делается с любовью, обречемо на успех.
Макеевская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней № 50