Заявка на участие в конференции
Костина Ирина Алексеевна
МАОУ СОШ № 30 г. ТАМБОВА,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
адрес: 392005, г.Тамбов, ул. Астраханская, д.159
телефон: (0752) 47-84-51, 8 910 757 04 65
E-mail: irina-kostina3010@mail
педагогический стаж: 23 года
НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
Тамбов – 2015
НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Костина Ирина Алексеевна
Учитель начальной школы МАОУ СОШ №30 г.Тамбова
e-mail:irina-kostina3010@mail.ru
Тамбов – 2015
И.А.Костина
НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕТИВА
Одной из главных задач в работе каждого педагога является организация сплоченного детского коллектива класса.
Когда первоклассники впервые приходят в школу, часто в их отношениях друг к другу мы наблюдаем недоброжелательность. А ведь не менее важным условием подготовленности ребенка к школе – является умение жить в коллективе.
Воспитание дружного детского коллектива – это длительная работа с группой школьников и с каждым ребенком в отдельности. Начальная стадия формирования детского коллектива должна быть сугубо оптимистической. Очень важно, чтобы каждый ребенок поверил в свои силы, радовался каждому школьному дню, каждому звонку на урок, каждой встрече с одноклассниками. Первый год обучения нам следует использовать с максимальной пользой для формирования коллектива детей.
Чтобы сформировать детский коллектив, нужно помочь детям усвоить определенные правила и нормы поведения, которые направлены на воспитание чувства уважения к взрослым, к одноклассникам, дисциплинированности, добросовестного отношения к занятиям.
В школу к нам приходят дети в большинстве случаев из детских садов, которые уже имеют некоторые навыки и некоторый опыт коллективной жизни. Но есть и « домашние» дети, которые мало общались с другими детьми, не посещали детские сады. Таким ребятам нужно уделять особое Известно, что личность ребенка проявляется в отношениях. Поэтому учитель всегда стремиться направить все усилия на формирование у детей положительного отношения к учению, учителю, товарищам, коллективу.
Научить детей с первых дней занятий жить дружно, помогать друг другу – вот задача учителя.
Поступая в школу из детского сада, дети уже имеют опыт взаимодействия и сотрудничества, который сформировался в условиях игровой деятельности.
Дети объединяются между собой по собственной инициативе, берут на себя соответствующие роли, выполняют те или иные игровые действия.
Однако с приходом ребенка в школу этот опыт остается не востребованным в основной их деятельности – учебной. Достаточно немного понаблюдать за детьми на уроке, чтобы убедиться, что они учатся рядом, но не вместе. Умение детей совместно работать (распределять между собой последовательность и объем учебной работы, обосновывать правильность различных вариантов решения задач, приходить на помощь однокласснику и т.д.) является эффективным средством ряда воспитательных задач. В рамках совместной деятельности создаются благоприятные условия для развития и формирования коллектива.
Беседы, которые проводятся в первые дни учебы, сопровождаются хоровым заучиванием стихов С.Я. Маршака «Школьнику на память»:
Ты думал: школа – не вокзал,
Не страшно опоздать.
Но тех, кто в школу опоздал,
Она не станет ждать.
Хоть без колес устроен класс,
Он далеко уйдет за час.
В 1 классе да и позднее дети забывают учебные принадлежности. Это является препятствием для нормального ведения урока. Тогда мы проводим беседу и учим стих:
Не отправится охотник
Без ружья стрелять гусей.
Не оставит дома плотник
Молотка или гвоздей.
Ты не должен оставлять
Дома книжку и тетрадь.
Таким образом, впервые недели занятий в школе, дети знакомятся с «Правилами для учащихся», запоминают их и стараются выполнять.
Чувство ответственности и привычка к выполнению своих обязанностей воспитывается и благодаря поручениям. Ввод поручений осуществляем постепенно. Начали с дежурных по классу, позже появился книжный инспектор, флорист и др. На классных часах дети активно обсуждают выполнение своих поручений, подводят итоги классной жизни за неделю. Обсуждение классных дел с ребятами создает в классе атмосферу взаимной ответственности, причастности каждого школьника к жизни класса.
С первых страниц Букваря в сознание детей входят понятия – Родина, Мир, труд. Именно труд, из всех видов деятельности обладает наибольшими возможностями для формирования детского коллектива. Трудовое задание легко разделить на операции, распределить обязанности для достижения предметного результата. Разделение труда ставит каждого ученика в зависимость от деятельности его товарищей и наоборот. Труд – скрепляет коллектив и в то же время проясняет лицо каждого ученика. Дети видят, что коллективно можно сделать больше, лучше, а сама работа идет интереснее и быстрее.
Коллектив детей организуется не только во внеклассной работе, но и в учебной. Например, на уроках математики мы проводим коллективные игры: «Кто лучше считает», «Вверх по лесенке». Во время такой игры за отвечающего одноклассника переживает весь класс.
Немалую роль в сплочении коллектива детей играют экскурсии и походы. Осенью дети любуются красотой осенних листьев, зимой – белоснежным нарядом деревьев, наблюдают за жизнью птиц. Надолго остаются в памяти детей походы, во время которых, они кипятили чай на костре.
В каждом классе есть дети, которые требуют к себе постоянного внимания со стороны учителей. Но, побывав, хотя бы раз в таком походе, эти ребята стараются оправдать доверие, чтобы получить возможность и в следующий раз участвовать в них.
Особое место в формировании детского коллектива занимает работа с родителями. Именно с их помощью и при участии родителей в классе проходят утренники, экскурсии, посещение театра и т.д. Общие дела и интересы школы помогают сплотить не только детей, но и родителей. Помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. А восприимчивые детские души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра, нравственности.
Учителя начальной школы делают все, чтобы детям было интересно в коллективе, чтобы они находили занятие по душе и жили дружно.
Конечно же, работа по формированию детского коллектива не ограничивается теми формами, которые я перечислила. Однако в повседневной работе с коллективом класса эти приемы помогают воспитывать дружный коллектив.
Список литературы
1.Деманова, И.А. Педагог в пространстве детства. Народное образование, 2007. №6. С.322
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2004., С.96.
3.Селевко Г.К. Воспитание технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий») С.21
4.Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2000., С.44
5.Маршак С.Я. Стихи для детей. /АСТ., 2014., С.65.