Родительское собрание «Учебная мотивация младших школьников».
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
Сухомлинский
Повестка:
- Обзор программного материала.
- Учебная мотивация младших школьников.
- Разное.
1. Обзор программного материала.
2. Учебная мотивация младших школьников.
А) Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, в конечном счете, в подростковом возрасте приводит к правонарушениям.
В современной психологии слово «мотивация» обозначает систему факторов, определяющих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое)
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Активно развивается способность ребенка управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.
Родители могут оказать существенную помощь в проведении работы, направленной на реализацию значительных потенциальных возможностей детей этого возраста.
(Анализ тестирования учеников по учебной мотивации)
Б) Отношение родителей и учеников к школьной отметке. (Памятки, анкеты детей, оформленные на плакате)
Большое место в мотивации младшего школьника занимает отметка. Не все дети нач. классов хорошо понимают объективную роль отметки. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку. В ситуации столкновения мотивов, когда дети могли сделать выбор: решать задачу на отметку или решать задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство детей выбирают задачу на отметку.
- Что значит для вас школьная отметка вашего ребенка? (беседа, высказывания родителей).
- Отметьте те фразы, которые вы чаще всего используете в общении со своим ребенком, анализируя его учение:
- Что ты получил сегодня?
- Ничего, не расстраивайся, у нас еще есть время все исправить.
- Я так и знала. И в кого ты такой уродился?
- Марш в свою комнату! И не показывайся мне на глаза!
- Ты ведь умница! В следующий раз учительница в этом убедится.
- Сколько можно тебе это объяснять!
- Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь еще раз сделать самостоятельно?
- Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты?
- Садись и учи еще раз, а я потом проверю!
- Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
- Знаешь, когда я была маленькой, этот материал тоже давался мне с трудом.
- Давай еще раз заглянем в учебник, я думаю это нам поможет.
- Вот так и будешь на тройках и двойках ехать?
- Вот придет отец, он тебе покажет за двойку!
- Посмотри, как я учился, а ты?
- Каждый, наверное, задумался, какие фразы в общении с ребенком вы вообще не используете или используете редко?
- Послушайте высказывания детей из анкет (фамилии не называются)
Анкета для учащихся (проводится заранее).
- Если я получаю хорошую отметку, то …
- Если я получаю плохую отметку, то …
- Мои родители говорят, что я могу учиться…
- Если я получаю «пять», то родители мне …
- Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители говорят …
- Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они …
- Родители хотят, чтобы я был …
Памятка для родителей «Как относиться к отметкам ребенка».
- Не ругайте ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
- Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок, объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного упорного труда.
- Не заставляйте ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
- Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.
- Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
- Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
- Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой.
- Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
В) Выполняем домашние задания.
Наши дети - ученики. Главный объект их труда - книга, тетрадь, а главный труд в школе -учение. Необходимо поддерживать их интерес к учению, помочь им почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у них любознательности, познавательной активности, наблюдательности, памяти, внимания.
Семья должна поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в учебный труд.
С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить порядок выполнения уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу, вести ее, не отвлекаясь и в хорошем темпе.
Доводить начатое дело до конца, добиваться поставленной цели, рационально распределять свое время, выполнять домашнее задание самостоятельно - всему этому ребенка нужно учить, учить тактично, ненавязчиво, не отбивая интереса к учебному труду. При выполнении детьми домашних заданий очень важно помочь или выработать навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно. Выработка этих навыков у детей и у вас, уважаемые родители, может помочь знание памяток, которые нередко используют в своей работе учителя начальных классов, воспитатели группы продленного дня.
Общие рекомендации к самоподготовке:
(распечатанные листочки можно раздать родителям)
- выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время;
- прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
- приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнешь;
- старайся все затруднения разрешить самостоятельно;
- о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике;
- забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику;
- начинай самоподготовку в определенном порядке, например: русский язык, математика, чтение.;
- спросите у сына или дочери, какой школьный предмет они любят меньше других, и посоветуйте начинать делать уроки именно с этого предмета.
Письменные задания:
- внимательно прочитай задание;
- повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы;
- после выполнения письменного задания внимательно проверь написанное;
- ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендациями учителя.