kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение изобретательских задач

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс "Решение изобретательских задач " предполагает развитие логического мышления и пространственных представлений.Цель курса:формирование психолгической готовности ребенка к обучению в школе.В процессе занятий дети учатся принимать и понимать учебную задачу,развивают графические и математические навыки, способность к начальным формам обобщения, классификации и образования начальных понятий.В результате занятий по курсу у детей развивается память, мышление, представления, мелкая моторика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Решение изобретательских задач»

Курс «Решение изобретательских задач»

(Развитие логического мышления и пространственных представлений) 16 часов

Цель: формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи: формирование учебных мотивов; развитие зрительного анализа; формирование предпосылок логического мышления; развитие способности принимать учебную задачу; развитие произвольности регуляции деятельности; формирование восприимчивости к обучающей помощи; развитие вербальной механической памяти, развитие мелкой моторики, воображения, восприятия.

В процессе посещения занятий ребята учатся принимать и понимать учебную задачу; развивают графические и математические навыки, способность к начальным формам обобщения, классификации и образования элементарных понятий, образное мышление, вербальную механическую память; развивают способность произвольной регуляции деятельности в соответствии с заданными нормами.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Содержание

К-во ч

1.

Знакомство.

Сходства и отличия, память и произвольное внимание”

1. Развитие внимания, восприятия: “Сравни картинки”, “Найди предметы”, “Найди отличия”, “Произвольное внимание”.

2. Развитие памяти: “Добавь слово”, “Слуховая память”, “Зрительно-образная память”.

3. Развитие мышления, воображения: “Нелепицы”, “Муха”.

4. Развитие логики: «Исключи лишнее»

5. Развитие творческих способностей: «За и против»  

1

2.

Недостающие фигуры, память и счет”

1. Развитие внимания, восприятия: “Птица – не птица”, “Эталоны”.

2. Развитие памяти: “Бусы”, “Что лежит на столе”.

3. Развитие мышления, воображения: “Кубики”, “Подбери пару”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.

1

3.

Лишний предмет, фигуры”

1. Развитие внимания, восприятия: “Раздели круги”, “Дорисуй картинку”.

2. Развитие памяти: “Магазин”, “Зрительная и слуховая память”.

3. Развитие мышления, воображения: “Что произойдет, если…”, “Лишний предмет”.

4. Развитие логики: “Если не тот, то другой”.

1

4.

Коврики, классификация, запомни фразы”

1. Развитие внимания, восприятия: “Коврики”, “Развитие объема внимания”.

2. Развитие памяти: “Мнемический ряд”, “Найди числа”.

3. Развитие мышления, воображения: “Лишняя фигурка”, “Что лишнее?”, “Классификация”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.

1

5.

Найди фигуру, память, фрагменты”

1. Развитие внимания, восприятия: “Картинки - загадки”, “Перцептивное моделирование”, “Найди фигуру”.

2. Развитие памяти: “Запомни рисунки”, “Механическая память и осмысленное запоминание”.

3. Развитие мышления, воображения: “Самое непохожее”, “Четвертая фигурка”, “Ассоциации”.

4. Развитие логики: “Определи отношения”.

5. Развитие творческих способностей: «Кляксы»

1

6.

Каскад слов, домики, классификация”

1. Развитие внимания, восприятия: “Геометрические фигуры”, “Расположение кружочков”.

2. Развитие памяти: “Каскад слов”, “Чего не хватает?”.

3. Развитие мышления, воображения: “Домики”, “Расположи правильно картинки”, “Классификация”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.

1

7.

Расставь значки, память, сравнение предметов”

1. Развитие внимания, восприятия: “Найди отличия”, “Изографы”.

2. Развитие памяти: “Зрительная память”, “Десять слов”.

3. Развитие мышления, воображения: “Словесно-логическое мышление”, “Оканчивание слов”.

4. Развитие логики: “Задачи с избыточными данными”.

1

8.

Пространственное представление, регуляция деятельности, лишнее слово”

1. Развитие внимания, восприятия: “Геометрические фигуры”, “По первым буквам”.

2. Развитие памяти: “Я - фотоаппарат”, “Произвольная регуляция деятельности”.

3. Развитие мышления, воображения: “Оканчивание слов”, “Найди лишнее слово”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Массаж пальцев и ладоней”.

1

9.

Наблюдательность, графический диктант”

1. Развитие внимания, восприятия: “Расставь точки”, “Наблюдательность”.

2. Развитие памяти: “Графический диктант”, “Быстрый ответ”.

3. Развитие мышления, воображения: “Лишняя картинка”, “Гибкость ума”, “Определи понятие”.

4. Развитие логики: “Сравнение в задачах с лишними данными”.

5. Развитие творческих способностей «Оптимисты и скептики».

1

10.

Зрительное воображение, что пропущено”

1. Развитие внимания, восприятия: “Внимание”, “Какого цвета не стало?”.

2. Развитие памяти: “Сочини сказку”, “Зрительное воображение”.

3. Развитие мышления, воображения: “Говори наоборот”, “Бывает – не бывает”, “Что пропущено?”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Массаж пальцев и ладоней”.

1

11.

Найди числа, узор, последовательные картинки”

1. Развитие внимания, восприятия: “Найди спрятавшихся зверей”, “Наблюдатель”, “Найди такую же форму”.

2. Развитие памяти: “Да и нет”, “Узор”.

3. Развитие мышления, воображения: “Собака”, “Последовательные картинки”, “Кто? Что?”.

4. Развитие логики: “Расставляй по порядку”.

1

12.

Копирование образца, классификация, закономерность”

1. Развитие внимания, восприятия: “Внимательные руки”, “Забавные фигуры”.

2. Развитие памяти: “Копирование образца”, “Я положил в мешочек”.

3. Развитие мышления, воображения: “Последовательные картинки”, “Коврики”, “Классификация”, “Разрезанные картинки”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”.

1

13.

Веселые картинки, пропущенные фигуры”

1. Развитие внимания, восприятия: “Не пропусти растение”, “Будь внимателен”.

2. Развитие памяти: “Рассказ”, «Слушаем и рисуем».

3. Развитие мышления, воображения: “Закончи предложение”, “Словечко - солнышко”.

4. Развитие логики: “Ступенька сложности”.

1

14.

Лабиринты, парные картинки, закономерность”

1. Развитие внимания, восприятия: “Не пропусти профессию”, “Лабиринты”.

2. Развитие памяти: “Воспроизведение текста”, “Парные картинки”.

3. Развитие мышления, воображения: “Комбинирование”, “Фигуры”, “Рассели ласточек”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”.

1

15.

Лестница, третий лишний”

1. Развитие внимания, восприятия: “Прочитай пословицу”, “Что пропало?”.

2. Развитие памяти: “Зрительная и слуховая память”, “Лестница”.

3. Развитие мышления, воображения: “Третий лишний”, “Смысловой ряд”, “Цвета”.

4. Развитие логики: “Сообразительность”.

1

16.

Сравни картинки, фигурки”

1. Развитие внимания, восприятия: “Четыре стихии”, “Рыболовы”, “Сравни картинки”.

2. Развитие памяти: “Две картинки”, “Одинаковые рисунки”.

3. Развитие мышления, воображения: “Как это можно использовать”, “Мышонок”, “Фигурки”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Занимательная гимнастика”.

1

Планируемые результаты:

В результате целенаправленного и систематического обучения у ребенка

- активизируются и получат развитие психические процессы (интеллектуальная готовность)

- повысится жизненный тонус, 

- появится возможность заранее смоделировать ситуацию учебной деятельности, когда ребенок попадает в новую, незнакомую для него среду.

- произойдёт побуждение детей к осмыслению общечеловеческих ценностей,

-утвердится собственная внутренняя позиция,

-сформируются собственные ценностные ориентации.

Организационно-методическое обеспечение

Основной формой работы развивающего курса являются групповые занятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся преимущественно в игровой форме, позволяющей оптимально спланировать и донести до детей содержание учебного материала, сформировать навыки и умения, развить их способности.
Для проведения занятий отводится отдельный кабинет, оснащенный техническими средствами обучения и оборудованный мебелью для дошкольников.

Курс ориентирован на запросы родителей и рассчитан на детей 6,5 летнего возраста

Занятие строится в занимательной форме с использованием игр, викторин, занимательного материала с частым изменением видов деятельности, что соответствует возрастным особенностям ребёнка данного возраста. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которой постепенно будут закладываться система знаний и формироваться потребность к дальнейшему процессу обучения. Основным результатом занятий является социализация детей, выработка компетенций, связанных с общением между собой и со взрослыми. В течение занятия проводятся физкультминутки.

Оборудование: мультимедийный проектор, веб-камера, компьютер, предметные картинки, набор геометрических фигур, игра «Танграмм», шаблоны для обведения фигур, карточки-задания для индивидуальной работы.


(Приложение 7: разработка занятия по данному курсу)


 1. Тест Керн-Йирасика 
Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.
Проводится в виде беседы "вопрос–ответ”. Задание может звучать так: "Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются:

  1. Какое животное больше – лошадь или собака?
    (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)

  2. Утром мы завтракаем, а днем...
    (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)

  3. Днем светло, а ночью...
    (темно = 0; неправильный ответ = -4)

  4. Небо голубое, а трава ...
    (зеленая = 0; неправильный ответ = -4)

  5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
    (фрукты = 1; еправильный ответ = -1)

  6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
    (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;
    неправильный ответ = -1)

  7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
    (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)

  8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
    (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)

  9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...?
    (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)

  10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
    (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;
    на кошку без объяснения = -1, на курицу = -3)

  11. Почему во всех автомобилях тормоза?
    (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и т.д. = 1;
    одна причина = 0; неправильный ответ = -1)

  12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
    (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

  13. Чем похожи друг на друга кошка и белка?
    (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

  14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
    (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3;
    винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)

  15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это...
    (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; не знает = 0)

  16. Какие ты знаешь транспортные средства?
    (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;
    только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;
    неправильный ответ = 0)

  17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
    (3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4;
    одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0

  18. Почему люди занимаются спортом?
    (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4;
    одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)

  19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
    (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)

  20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?
    (так платят за пересылку этого письма = 5;
    другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы.
Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
От– 11и меньше– низкий показатель. От - 1 до – 10 – ниже среднего.
Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего,
необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.

Следующие тесты после проведения теста Керна-Йирасека:

2. Тест "Найди отличия". Выявляет уровень развития наблюдательности.
Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях).


Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.

3. Тест "Десять слов".
Изучение произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться.
Готовятся набор односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: стол, калина, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак, собака.
Условие проведения теста – полная тишина.
В начале скажите: "Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда закончу, повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке”.
Всего проводится 5 предъявлений слов, т.е. после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, Вы опять произносите те же 10 слов: "Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их и повторять те, которые запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие запомнишь”.
Перед пятым предъявлением скажите: "Сейчас я назову слова в последний раз, а ты постарайся запомнить побольше”.
Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можно лишь мягко подбадривать.
Хороший результат, когда после первого предъявления ребенок воспроизводит 5-6 слов,
после пятого – 8-10 (для старшего дошкольного возраста).

4. Тест "Чего не хватает?"
Это и тестовое задание, и простая, но очень полезная игра, развивающая зрительную память.
Используются игрушки, различные предметы или картинки.
Перед ребенком выкладываются картинки ( или игрушки) – до десяти штук. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя, после ребенок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребенок легко замечает исчезновение 1-3 игрушек, перемещение их в другое место.

5. Тест "Четвертый – лишний".
Выявляется умение обобщать, логическое, образное мышление.
Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать и картинки, и словесный ряд.
Важно не только то, что ребенок выберет лишнее, но и как он объяснит свой выбор.
Подготовьте картинки или слова, например:
изображение белого гриба, подберезовика, цветка и мухомора;
кастрюля, чашка, ложка, шкаф;
стол, стул, кровать, кукла.
Возможные словесные варианты:
собака, ветер, смерч, ураган;
смелый, храбрый, решительный, злой;
смеяться, сидеть, хмуриться, плакать;
молоко, сыр, сало, простокваша;
мел, ручка, сад, карандаш;
щенок, котенок, лошадь, поросенок;
тапочки, туфли, носки, ботинки, т.д.
Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).

6. Тест "Классификация".
Исследование логического мышления.
Готовятся наборы карточек, которые включают в себя различные группы: одежда, посуда, игрушки, мебель, домашние и дикие животные, еда, т.д.
Ребенку предлагается разложить картинки (предварительно перемешанные) по группам, далее предоставляется полная свобода. После выполнения ребенок должен объяснить, почему он разложил картинки именно так ( часто дети складывают вместе животных или изображение кухонной мебели и посуды, либо одежду и обувь, в таком случае предложите разделить эти карточки )
Высокий уровень выполнения задания: ребенок разложил карточки правильно по группам, сумел объяснить, почему и назвать эти группы ("домашние животные”, одежда”, "еда”, "овощи”т.д.)

7. Тест "Составление рассказа по картинкам".
Используется для выявления уровня развития речи, логического мышления.

Подбираются картинки из серии "рассказов в картинках”, разрезаются. Для старшего дошкольного возраста достаточно 4-5 картинок, объединенных одним сюжетом.
Картинки перемешиваются и предлагаются ребенку: "Если расположить эти картинки по порядку, получится история, а чтобы правильно разложить, нужно догадаться, что было в начале, что в конце, а что- в середине.” Напомните, что раскладывать нужно слева направо, по порядку, рядом, в длинную полоску.
Высокий уровень выполнения задания: ребенок правильно сложил картинки, смог составить по ним рассказ, используя распространенные предложения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Решение изобретательских задач

Автор: Гареева Рима Мухаметзяновна

Дата: 30.10.2016

Номер свидетельства: 353550

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Новые образовательные технологии. Критерии оценки продуктивной деятельности на основе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(172) "novyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-kritierii-otsienki-produktivnoi-dieiatiel-nosti-na-osnovie-triz-tieoriia-rieshieniia-izobrietatiel-skikh-zadach-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "149867"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420356544"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Теория решения изобретательских задач"
    ["seo_title"] => string(41) "teoriia_resheniia_izobretatelskikh_zadach"
    ["file_id"] => string(6) "476859"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1535721514"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Технология решения изобретательских задач. ТРИЗ "
    ["seo_title"] => string(58) "tiekhnologhiia-rieshieniia-izobrietatiel-skikh-zadach-triz"
    ["file_id"] => string(6) "191162"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427277539"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности   «Совёнок» .  «Эвристические задачи»"
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaiaprogrammapovnieurochnoidieiatielnostisovionokevristichieskiiezadachi"
    ["file_id"] => string(6) "264581"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449750137"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Учебная  программа  по внеурочной деятельности   «Совёнок» .  «Эвристические задачи»"
    ["seo_title"] => string(79) "uchiebnaiaproghrammapovnieurochnoidieiatielnostisovionokevristichieskiiezadachi"
    ["file_id"] => string(6) "264585"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449750515"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства