Курс "Решение изобретательских задач " предполагает развитие логического мышления и пространственных представлений.Цель курса:формирование психолгической готовности ребенка к обучению в школе.В процессе занятий дети учатся принимать и понимать учебную задачу,развивают графические и математические навыки, способность к начальным формам обобщения, классификации и образования начальных понятий.В результате занятий по курсу у детей развивается память, мышление, представления, мелкая моторика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Решение изобретательских задач»
Курс «Решение изобретательских задач»
(Развитие логического мышления и пространственных представлений) 16 часов
Цель: формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи: формирование учебных мотивов; развитие зрительного анализа; формирование предпосылок логического мышления; развитие способности принимать учебную задачу; развитие произвольности регуляции деятельности; формирование восприимчивости к обучающей помощи; развитие вербальной механической памяти, развитие мелкой моторики, воображения, восприятия.
В процессе посещения занятий ребята учатся принимать и понимать учебную задачу; развивают графические и математические навыки, способность к начальным формам обобщения, классификации и образования элементарных понятий, образное мышление, вербальную механическую память; развивают способность произвольной регуляции деятельности в соответствии с заданными нормами.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Содержание
К-во ч
1.
“Знакомство.
Сходства и отличия, память и произвольное внимание”
1. Развитие внимания, восприятия: “Внимательные руки”, “Забавные фигуры”.
2. Развитие памяти: “Копирование образца”, “Я положил в мешочек”.
3. Развитие мышления, воображения: “Последовательные картинки”, “Коврики”, “Классификация”, “Разрезанные картинки”.
4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”.
1
13.
“Веселые картинки, пропущенные фигуры”
1. Развитие внимания, восприятия: “Не пропусти растение”, “Будь внимателен”.
2. Развитие памяти: “Рассказ”, «Слушаем и рисуем».
3. Развитие мышления, воображения: “Закончи предложение”, “Словечко - солнышко”.
4. Развитие логики: “Ступенька сложности”.
1
14.
“Лабиринты, парные картинки, закономерность”
1. Развитие внимания, восприятия: “Не пропусти профессию”, “Лабиринты”.
2. Развитие памяти: “Воспроизведение текста”, “Парные картинки”.
3. Развитие мышления, воображения: “Комбинирование”, “Фигуры”, “Рассели ласточек”.
4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”.
1
15.
“Лестница, третий лишний”
1. Развитие внимания, восприятия: “Прочитай пословицу”, “Что пропало?”.
2. Развитие памяти: “Зрительная и слуховая память”, “Лестница”.
3. Развитие мышления, воображения: “Третий лишний”, “Смысловой ряд”, “Цвета”.
4. Развитие логики: “Сообразительность”.
1
16.
“Сравни картинки, фигурки”
1. Развитие внимания, восприятия: “Четыре стихии”, “Рыболовы”, “Сравни картинки”.
2. Развитие памяти: “Две картинки”, “Одинаковые рисунки”.
3. Развитие мышления, воображения: “Как это можно использовать”, “Мышонок”, “Фигурки”.
4. Развитие мелкой моторики рук: “Занимательная гимнастика”.
1
Планируемые результаты:
В результате целенаправленного и систематического обучения у ребенка
- активизируются и получат развитие психические процессы (интеллектуальная готовность)
- повысится жизненный тонус,
- появится возможность заранее смоделировать ситуацию учебной деятельности, когда ребенок попадает в новую, незнакомую для него среду.
- произойдёт побуждение детей к осмыслению общечеловеческих ценностей,
-утвердится собственная внутренняя позиция,
-сформируются собственные ценностные ориентации.
Организационно-методическое обеспечение
Основной формой работы развивающего курса являются групповые занятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся преимущественно в игровой форме, позволяющей оптимально спланировать и донести до детей содержание учебного материала, сформировать навыки и умения, развить их способности. Для проведения занятий отводится отдельный кабинет, оснащенный техническими средствами обучения и оборудованный мебелью для дошкольников.
Курс ориентирован на запросы родителей и рассчитан на детей 6,5 летнего возраста
Занятие строится в занимательной форме с использованием игр, викторин, занимательного материала с частым изменением видов деятельности, что соответствует возрастным особенностям ребёнка данного возраста. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которой постепенно будут закладываться система знаний и формироваться потребность к дальнейшему процессу обучения. Основным результатом занятий является социализация детей, выработка компетенций, связанных с общением между собой и со взрослыми. В течение занятия проводятся физкультминутки.
Оборудование: мультимедийный проектор, веб-камера, компьютер, предметные картинки, набор геометрических фигур, игра «Танграмм», шаблоны для обведения фигур, карточки-задания для индивидуальной работы.
(Приложение 7: разработка занятия по данному курсу)
1. Тест Керн-Йирасика Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы "вопрос–ответ”. Задание может звучать так: "Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются:
Какое животное больше – лошадь или собака? (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)
Утром мы завтракаем, а днем... (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
Днем светло, а ночью... (темно = 0; неправильный ответ = -4)
Небо голубое, а трава ... (зеленая = 0; неправильный ответ = -4)
Черешни, груши, сливы, яблоки – это что? (фрукты = 1; еправильный ответ = -1)
Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)
Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города) (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)
Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных) (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)
Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...? (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)
Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего? (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1, на курицу = -3)
Почему во всех автомобилях тормоза? (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и т.д. = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)
Чем похожи друг на друга молоток и топор? (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
Чем похожи друг на друга кошка и белка? (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе? (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)
Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это... (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; не знает = 0)
Какие ты знаешь транспортные средства? (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)
Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? (3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0
Почему люди занимаются спортом? (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы? (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)
Почему на письмо нужно наклеивать марку? (так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)
Суммируем баллы. Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор). Сумма от + 14 до 23 – выше среднего. Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта. От– 11и меньше– низкий показатель. От - 1 до – 10 – ниже среднего. Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.
Следующие тесты после проведения теста Керна-Йирасека:
2. Тест "Найди отличия". Выявляет уровень развития наблюдательности. Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях).
Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.
3. Тест "Десять слов". Изучение произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться. Готовятся набор односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: стол, калина, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак, собака. Условие проведения теста – полная тишина. В начале скажите: "Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда закончу, повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке”. Всего проводится 5 предъявлений слов, т.е. после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, Вы опять произносите те же 10 слов: "Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их и повторять те, которые запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие запомнишь”. Перед пятым предъявлением скажите: "Сейчас я назову слова в последний раз, а ты постарайся запомнить побольше”. Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можно лишь мягко подбадривать. Хороший результат, когда после первого предъявления ребенок воспроизводит 5-6 слов, после пятого – 8-10 (для старшего дошкольного возраста).
4. Тест "Чего не хватает?" Это и тестовое задание, и простая, но очень полезная игра, развивающая зрительную память. Используются игрушки, различные предметы или картинки. Перед ребенком выкладываются картинки ( или игрушки) – до десяти штук. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя, после ребенок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребенок легко замечает исчезновение 1-3 игрушек, перемещение их в другое место.
5. Тест "Четвертый – лишний". Выявляется умение обобщать, логическое, образное мышление. Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать и картинки, и словесный ряд. Важно не только то, что ребенок выберет лишнее, но и как он объяснит свой выбор. Подготовьте картинки или слова, например: изображение белого гриба, подберезовика, цветка и мухомора; кастрюля, чашка, ложка, шкаф; стол, стул, кровать, кукла. Возможные словесные варианты: собака, ветер, смерч, ураган; смелый, храбрый, решительный, злой; смеяться, сидеть, хмуриться, плакать; молоко, сыр, сало, простокваша; мел, ручка, сад, карандаш; щенок, котенок, лошадь, поросенок; тапочки, туфли, носки, ботинки, т.д. Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).
6. Тест "Классификация". Исследование логического мышления. Готовятся наборы карточек, которые включают в себя различные группы: одежда, посуда, игрушки, мебель, домашние и дикие животные, еда, т.д. Ребенку предлагается разложить картинки (предварительно перемешанные) по группам, далее предоставляется полная свобода. После выполнения ребенок должен объяснить, почему он разложил картинки именно так ( часто дети складывают вместе животных или изображение кухонной мебели и посуды, либо одежду и обувь, в таком случае предложите разделить эти карточки ) Высокий уровень выполнения задания: ребенок разложил карточки правильно по группам, сумел объяснить, почему и назвать эти группы ("домашние животные”, одежда”, "еда”, "овощи”т.д.)
7. Тест "Составление рассказа по картинкам". Используется для выявления уровня развития речи, логического мышления.
Подбираются картинки из серии "рассказов в картинках”, разрезаются. Для старшего дошкольного возраста достаточно 4-5 картинок, объединенных одним сюжетом. Картинки перемешиваются и предлагаются ребенку: "Если расположить эти картинки по порядку, получится история, а чтобы правильно разложить, нужно догадаться, что было в начале, что в конце, а что- в середине.” Напомните, что раскладывать нужно слева направо, по порядку, рядом, в длинную полоску. Высокий уровень выполнения задания: ребенок правильно сложил картинки, смог составить по ним рассказ, используя распространенные предложения.