kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Теория решения изобретательских задач

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие является вводным в курс теории решения изобретательских задач. В игровой форме обучающиеся учатся находить нестандартные подходы к известным фактам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Теория решения изобретательских задач»


Преподаватель ОД (математика, информатика и ИКТ)

ФГКОУ Краснодарское ПКУ

Борзунова Галина Анатольевна


Методическая разработка занятия по ТРИЗ

Данное занятие является вводным в курс решения изобретательских задач. На этом занятии формируются условия для развития интереса, познавательной активности обучающихся.

Цель занятия: показать обучающимся пути решения нестандартных изобретательских задач путем выстраивания логических цепочек с использованием законов развития технических систем

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная

Использование современных образовательных технологий: элементы технологии развивающего обучения (Создание проблемной ситуации и формулирование учебной проблемы)


Ход занятия:

Задание № 1.

Преподаватель предлагает обучающимся решить задачу жизненной ситуации:

Обычная чашка

Если в нее налить кипяток, то она сама станет горячей, и её будет нелегко удержать в руках. Ждать, пока чашка остынет мы не можем, так как хотим выпить горячий чай. Как быть?

Преподаватель предлагает обучающимся найти противоречие в условии задачи (противоречие - положение, при котором одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, несовместимое с ним, несогласованность).

Противоречие: нам нужно, чтобы в чашку можно было налить что-то горячее, и не ошпариться при этом, взяв в руки.

Предположительные ответы:

1. Сделать чашку более толстой (массивной).

Проблема решения: не приведет к существенным изменениям в производстве, но появятся дополнительные затраты на материал.

2. Сделать чашку из другого материала.

Проблема решения: новый материал с более низкой теплопроводностью может быть более дорогостоящим.

3. Приделать к чашке ручку. Так появилась кружка.


Вывод об идеальности технического объекта:

Технический объект идеален, если его нет, а функция выполняется. Другими словами, решение наилучшее, если оно не требует ничего, кроме того, что у нас есть в условии.

Задание № 2.

Находясь в условиях полной темноты, требуется ориентироваться в пространстве. Как быть?

Противоречие: человек не может видеть в темноте, но нужно, чтобы он мог в ней ориентироваться.

Обучающиеся вспоминают животных, которые хорошо ориентируются в темноте и качества, которыми эти животные обладают. Используя способности летучих мышей и кошек, были изобретены эхолокаторы и очки ночного видения.

Преподаватель предлагает посмотреть и обсудить мультипликационный фильм Анатолия Гина «ТРИЗ с Котом Потряскиным»

https://trizway.com/announcements/priklyucheniya-kota-potryaskina

Заключительный этап занятия – составление алгоритма решения задач по ТРИЗ.

1. Определить задачу и сформулировать ее (проблема как дана и проблема как понятна).

2. Найти противоречие и то, что мешает решить задачу (в чем проблема ситуации).

3. Выделить ресурсы, которыми обладаем. 

4. Применить уже имеющиеся приемы решений.

5. Проанализировать решение и понять, можно ли его улучшить.

Рефлексия: Работа в группах.

1.Подготовить задачу с использованием ТРИЗ для других групп, обсудить пути решения, выбрать самое логичное решение.

2. Оценить работу группы относительно других групп и свою работу, относительно участников своей группы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Теория решения изобретательских задач

Автор: Борзунова Галина Анатольевна

Дата: 31.08.2018

Номер свидетельства: 476859

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Новые образовательные технологии. Критерии оценки продуктивной деятельности на основе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(172) "novyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-kritierii-otsienki-produktivnoi-dieiatiel-nosti-na-osnovie-triz-tieoriia-rieshieniia-izobrietatiel-skikh-zadach-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "149867"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420356544"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности   «Совёнок» .  «Эвристические задачи»"
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaiaprogrammapovnieurochnoidieiatielnostisovionokevristichieskiiezadachi"
    ["file_id"] => string(6) "264581"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449750137"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Учебная  программа  по внеурочной деятельности   «Совёнок» .  «Эвристические задачи»"
    ["seo_title"] => string(79) "uchiebnaiaproghrammapovnieurochnoidieiatielnostisovionokevristichieskiiezadachi"
    ["file_id"] => string(6) "264585"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449750515"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(67) "osobiennosti-ispol-zovaniia-triz-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151630"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420727976"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Технология ТРИЗ "
    ["seo_title"] => string(19) "tiekhnologhiia-triz"
    ["file_id"] => string(6) "217429"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433345432"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства