Занятие является вводным в курс теории решения изобретательских задач. В игровой форме обучающиеся учатся находить нестандартные подходы к известным фактам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Теория решения изобретательских задач»
Преподаватель ОД (математика, информатика и ИКТ)
ФГКОУ Краснодарское ПКУ
Борзунова Галина Анатольевна
Методическая разработка занятия по ТРИЗ
Данное занятие является вводным в курс решения изобретательских задач. На этом занятии формируются условия для развития интереса, познавательной активности обучающихся.
Цель занятия: показать обучающимся пути решения нестандартных изобретательских задач путем выстраивания логических цепочек с использованием законов развития технических систем
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная
Использование современных образовательных технологий: элементы технологии развивающего обучения (Создание проблемной ситуации и формулирование учебной проблемы)
Ход занятия:
Задание № 1.
Преподаватель предлагает обучающимся решить задачу жизненной ситуации:
Обычная чашка
Если в нее налить кипяток, то она сама станет горячей, и её будет нелегко удержать в руках. Ждать, пока чашка остынет мы не можем, так как хотим выпить горячий чай. Как быть?
Преподаватель предлагает обучающимся найти противоречие в условии задачи (противоречие - положение, при котором одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, несовместимое с ним, несогласованность).
Противоречие: нам нужно, чтобы в чашку можно было налить что-то горячее, и не ошпариться при этом, взяв в руки.
Предположительные ответы:
1. Сделать чашку более толстой (массивной).
Проблема решения: не приведет к существенным изменениям в производстве, но появятся дополнительные затраты на материал.
2. Сделать чашку из другого материала.
Проблема решения: новый материал с более низкой теплопроводностью может быть более дорогостоящим.
3. Приделать к чашке ручку. Так появилась кружка.
Вывод об идеальности технического объекта:
Технический объект идеален, если его нет, а функция выполняется. Другими словами, решение наилучшее, если оно не требует ничего, кроме того, что у нас есть в условии.
Задание № 2.
Находясь в условиях полной темноты, требуется ориентироваться в пространстве. Как быть?
Противоречие: человек не может видеть в темноте, но нужно, чтобы он мог в ней ориентироваться.
Обучающиеся вспоминают животных, которые хорошо ориентируются в темноте и качества, которыми эти животные обладают. Используя способности летучих мышей и кошек, были изобретены эхолокаторы и очки ночного видения.
Преподаватель предлагает посмотреть и обсудить мультипликационный фильм Анатолия Гина «ТРИЗ с Котом Потряскиным»