kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Теория решения изобретательских задач

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие является вводным в курс теории решения изобретательских задач. В игровой форме обучающиеся учатся находить нестандартные подходы к известным фактам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Теория решения изобретательских задач»


Преподаватель ОД (математика, информатика и ИКТ)

ФГКОУ Краснодарское ПКУ

Борзунова Галина Анатольевна


Методическая разработка занятия по ТРИЗ

Данное занятие является вводным в курс решения изобретательских задач. На этом занятии формируются условия для развития интереса, познавательной активности обучающихся.

Цель занятия: показать обучающимся пути решения нестандартных изобретательских задач путем выстраивания логических цепочек с использованием законов развития технических систем

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная

Использование современных образовательных технологий: элементы технологии развивающего обучения (Создание проблемной ситуации и формулирование учебной проблемы)


Ход занятия:

Задание № 1.

Преподаватель предлагает обучающимся решить задачу жизненной ситуации:

Обычная чашка

Если в нее налить кипяток, то она сама станет горячей, и её будет нелегко удержать в руках. Ждать, пока чашка остынет мы не можем, так как хотим выпить горячий чай. Как быть?

Преподаватель предлагает обучающимся найти противоречие в условии задачи (противоречие - положение, при котором одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, несовместимое с ним, несогласованность).

Противоречие: нам нужно, чтобы в чашку можно было налить что-то горячее, и не ошпариться при этом, взяв в руки.

Предположительные ответы:

1. Сделать чашку более толстой (массивной).

Проблема решения: не приведет к существенным изменениям в производстве, но появятся дополнительные затраты на материал.

2. Сделать чашку из другого материала.

Проблема решения: новый материал с более низкой теплопроводностью может быть более дорогостоящим.

3. Приделать к чашке ручку. Так появилась кружка.


Вывод об идеальности технического объекта:

Технический объект идеален, если его нет, а функция выполняется. Другими словами, решение наилучшее, если оно не требует ничего, кроме того, что у нас есть в условии.

Задание № 2.

Находясь в условиях полной темноты, требуется ориентироваться в пространстве. Как быть?

Противоречие: человек не может видеть в темноте, но нужно, чтобы он мог в ней ориентироваться.

Обучающиеся вспоминают животных, которые хорошо ориентируются в темноте и качества, которыми эти животные обладают. Используя способности летучих мышей и кошек, были изобретены эхолокаторы и очки ночного видения.

Преподаватель предлагает посмотреть и обсудить мультипликационный фильм Анатолия Гина «ТРИЗ с Котом Потряскиным»

https://trizway.com/announcements/priklyucheniya-kota-potryaskina

Заключительный этап занятия – составление алгоритма решения задач по ТРИЗ.

1. Определить задачу и сформулировать ее (проблема как дана и проблема как понятна).

2. Найти противоречие и то, что мешает решить задачу (в чем проблема ситуации).

3. Выделить ресурсы, которыми обладаем. 

4. Применить уже имеющиеся приемы решений.

5. Проанализировать решение и понять, можно ли его улучшить.

Рефлексия: Работа в группах.

1.Подготовить задачу с использованием ТРИЗ для других групп, обсудить пути решения, выбрать самое логичное решение.

2. Оценить работу группы относительно других групп и свою работу, относительно участников своей группы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Теория решения изобретательских задач

Автор: Борзунова Галина Анатольевна

Дата: 31.08.2018

Номер свидетельства: 476859

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Новые образовательные технологии. Критерии оценки продуктивной деятельности на основе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(172) "novyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-kritierii-otsienki-produktivnoi-dieiatiel-nosti-na-osnovie-triz-tieoriia-rieshieniia-izobrietatiel-skikh-zadach-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "149867"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420356544"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности   «Совёнок» .  «Эвристические задачи»"
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaiaprogrammapovnieurochnoidieiatielnostisovionokevristichieskiiezadachi"
    ["file_id"] => string(6) "264581"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449750137"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Учебная  программа  по внеурочной деятельности   «Совёнок» .  «Эвристические задачи»"
    ["seo_title"] => string(79) "uchiebnaiaproghrammapovnieurochnoidieiatielnostisovionokevristichieskiiezadachi"
    ["file_id"] => string(6) "264585"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449750515"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(67) "osobiennosti-ispol-zovaniia-triz-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151630"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420727976"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Технология ТРИЗ "
    ["seo_title"] => string(19) "tiekhnologhiia-triz"
    ["file_id"] => string(6) "217429"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433345432"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1440 руб.
2400 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1160 руб.
1940 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства