РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Совёнок» . «Эвристические задачи»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Совёнок» . «Эвристические задачи»
2. Пояснительная записка
1.1. Цель курса
Цель программы заключается в повышении уровня сформированности основных характеристик проявления креативности при решении задач эвристического типа: оптимальности идей, эффективности рассуждений, оригинальности ответа и разработанности решения.
1.2. Педагогическая технология
Используемая методика:
Методика развития креативности учащихся начальной школы посредством решения задач открытого типа с ис-пользованием инструментария теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера. Внедрение инструментов ТРИЗ в процесс обучения способствует формированию творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса, а также играет роль «общего» языка для интеграции различных образовательных областей.
Общими требованиями к проведению занятий по данным разделам являются:
? проблемный характер предъявления учебного материала;
? обучение посредством специально организованных диалогов;
? минимизация теоретического материала, использование методов и приемов разработанных в ТРИЗ, широкое применение дидактических игр и упражнений построенных на основе задач открытого типа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рецензент: и.о.зав. кафедрой педагогических технологий дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО УлГПУ им.И.Н.Ульянова, кпндидат педагогических наук, доцент Мишина А.П.
Содержание
1. Пояснительная записка 2
2. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы 2
3. Содержание курса 2
4. Учебно-методическое обеспечение курса 2
Учебно-методическое обеспечение курса
Горев П. М., Утёмов В. В. Экспедиция в мир творчества: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во «О-краткое», 2013. – 128 с.
Горев П. М., Утёмов В. В. Летнее расследование: Учебное пособие. – Киров: Изд-во «О-краткое», 2014. – 135 с.
Горев П. М., Утёмов В. В. Тренинг креативного мышления: Краткий курс научного творчества. – Saarbrucken: AV Akademikerverlag, 2012. – 88 с.
Горев П. М., Утёмов В. В. Полёт к горизонтам творчества: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во «О-краткое», 2013. – 112 с.
Горев П. М., Утёмов В. В. Путешествие в страну творчества: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во «ВятГГУ», 2013. – 144 с.
Горев П. М., Утёмов В. В. Школа Совёнка: На пути к творческому мышлению: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во «ВятГГУ», 2013. – 114 с.
Горев П. М., Утёмов В. В. Учимся вместе с Совёнком: Эвристические методы мышления и активизация творчества: Учебное пособие. – Киров: Изд-во «ВятГГУ», 2013. – 104 с.
Горев П. М., Утёмов В. В., Зиновкина М.М. Летнее путешествие с Совёнком: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во «ВятГГУ», 2013. – 174 с.
Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа : Пособие для учителей. – Киров: Изд-во «М.: Приоритет-МВ», 2013. – 48 с.
К курсу прилагаются онлайн учебники и рабочие тетради по каждому году обучения.
Пояснительная записка
1.1. Цель курса
Цель программы заключается в повышении уровня сформированности основных характеристик проявления креативности при решении задач эвристического типа: оптимальности идей, эффективности рассуждений, оригинальности ответа и разработанности решения.
1.2. Педагогическая технология
Используемая методика:
Методика развития креативности учащихся начальной школы посредством решения задач открытого типа с использованием инструментария теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера. Внедрение инструментов ТРИЗ в процесс обучения способствует формированию творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса, а также играет роль «общего» языка для интеграции различных образовательных областей.
Общими требованиями к проведению занятий по данным разделам являются:
проблемный характер предъявления учебного материала;
обучение посредством специально организованных диалогов;
минимизация теоретического материала, использование методов и приемов разработанных в ТРИЗ, широкое применение дидактических игр и упражнений построенных на основе задач открытого типа.
Образовательный курс является дополнительным для учащихся начальной школы. Темп обучения в среднем составляет одно занятие в неделю. Это необходимо для того, чтобы, учащийся успел полно и корректно ответить на все поставленные перед ним вопросы в задачах занятия. Занятия направлены на самостоятельное изучение материала курса учениками с помощью педагога или родителя.
Образовательный курс состоит из нескольких взаимосвязанных занятий. Все занятия посвящены отдельным методам, приёмам и идеям научного творчества, реализованным на материале математического, лингвистического и естественнонаучного характера. Методы, приёмы и идеи подобраны таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно реализовать все шаги алгоритма исследования объекта, используемого в ТРИЗ: сбор информационного фонда → обработка фонда, выявление моделей → сбор дополнительной информации и описание ее в выбранной модели → выявление противоречий между новой информацией и построенной моделью → разрешение противоречия, построение новой модели.
Обучение рассматривается как система, объединяющая целый ряд компонентов (педагог, обучающийся, содержание, методы обучения, формы организации обучения, средства обучения, методы стимулирования и мотивации личности обучающегося в процессе обучения, цель и результат). Одни компоненты процесса обучения имеют первичный характер (без них сам процесс невозможен), а другие – вторичный (они вовлекаются в учебный процесс выборочно). Занятие рассматривается как обучающая деятельность педагога и учащегося представляющую собой деятельность, которая направлена на формирование системы знаний, умений и навыков обучаемого, включая одновременно цели развития и воспитания личности. Поэтому образовательный курс может, рассматривается как прерывистая протяженная по времени образовательная деятельность.
Структура каждого занятия состоит из шести этапов. В таблице 1 приведено содержание и описание этапов. В последнем столбце условно предлагаться временной интервал на прохождение этапа учащимися, выявленный в процессе апробации курса.
Таблица 1
Поэтапная структура построения занятия образовательного курса
№ этапа
Содержание этапа
Описание этапа
Интервал времени на прохождения этапа
1
На уроке
Актуализация материала, рассмотренного на предыдущем занятии
Реализуется через постановку проблемных вопросов, решение которых позволяет выявить недостатки усвоения рассмотренного на предыдущем занятии метода
до 10 минут
(ответы на поставленные проблемные вопросы)
2
Теоретическая справка о методе, приёме или идее научного творчества
Реализуется через специально организованную беседу персонажей курса с учащимися, осваивающими материал. Возникающие проблемные ситуации решаются персонажами курса с постепенным описанием метода и показом способа его использования
до 25 минут
(на осмысление материла и ответа на поставленные вопросы)
3
Постановка задач открытого типа первого или второго уровня сложности
Ставятся задачи, решение которых заключается в использовании средства, предназначенного именно для данной цели, или при выборе из нескольких альтернатив. Все необходимое только что рассмотрено или разобрано на примере аналогичной задачи в теоретической справке
до 10 минут
на каждую задачу
(на формулирование и описание решения по данному методу)
4
Самостоятельная работа
Постановка задач открытого типа третьего уровня сложности
Ставятся задачи, решение которых заключается в модернизации или адаптации предложенного метода, или требуется переформулирование исходной задачи в другую терминологию для ее решения
до 1 дня
на каждую задачу
(на поиск решения по предложенному методу)
5
Постановка задачи открытого типа четвертого уровня сложности
Для решения поставленной задачи необходимо получить решение, принципиально отличающееся от рассмотренного метода. Для получения решения необходимо воспользоваться логическим или абстрактным рассуждением, то есть проявить умение классифицировать, обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, применять интуицию, воображение и фантазию
до 2–3 дней
(на поиск аналогичных проблемных ситуаций и рассмотрения методов решения, подбор метода решения)
6
Постановка исследовательско‑поисковой задачи
Ставится задача, ответ которой будет получен индивидуально каждым обучающимся в соответствии с социальной окружающей средой, уровнем жизненного опыта и наблюдательности
до 2–3 дней
Логика прохождения этапов занятия образовательного курса для большинства учащихся не является последовательной; она имеет спирально-циклический характер (рис. 1).
Рис. 1. Логическая последовательность прохождения этапов занятий обучающего курса
Для решения задач 3-го, 4-го и 5-го этапов необходим возврат ко 2-му этапу для рассмотрения схемы решения по методу. Возврат с 4-го этапа к 3-му необходим для рассмотрения уже имеющихся способов решения для их адаптации или модернизации в новое решение. Как наиболее сложный и ключевой 5-ый этап требует усвоения и систематизации полученной информации по новому методу, актуализует переход от 5-го этапа к 4-му, 3-му и 2-му этапам. Зацикливание последовательности от 6-го этапа ко 2-му необходимо для проявления наблюдательности и жизненного опыта.
Организация образовательного курса реализуется на основе модели развития креативности посредством решения задач открытого типа и накладывается на логическую структуру занятия.
Личность в соответствии с личностно-деятельностным подходом, рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Проявление условий модели позволят создать обучающую среду, направленную на достижение цели. В рамках занятия на 1-м, 2-м, 3-м, 6-м этапах используются индивидуальные и парные формы обучения, на 4-м и 5-м этапе возможно использование коллективных форм обучения. Комбинация методов обучения позволяет учащемуся комфортнее воспринимать получаемую информацию (эвристический и игровой метод на 2-м, 3-м, 4-м и 5-м этапе) с одновременной поисковой направленностью деятельности (проектный метод на 6-м этапе). Адаптированные методы ТРИЗ позволяют активизировать самостоятельную творческую деятельность учащихся, направленную на получение нового результата и способствующую решению задач открытого типа на всех этапах занятия.
1.3. Требования к уровню освоения курса
1.3.1. Уровень освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:
метод проб и ошибок
метод системного анализа
ключевые понятием теории научного творчества – противоречие
метод морфологического анализа
приёмы воздействия на каналы восприятия
приемы разрешения противоречий
приемы системного анализа
метод последовательного перебора всех возможных вариантов решения
идеальный конечный результат
метод систематизации перебора вариантов
метод «от противного»
метод выявления противоположностей
понятие над- и подсистемы объекта
методы разрешения противоречий
приемы преодоления психологических барьеров творчества (инерция мышления)
метод фокальных объектов
метод активизации воображения
В результате изучения дисциплины учащиеся должны уметь:
использовать методы и приемы преодоления психологической инерции (инерции мышления) и развития творческого воображения;
использовать приемы и методы, направленные на активизацию творческого воображения и фантазии и преодоление психологической инерции мышления и познавательно - психологических барьеров;
использовать приемы и методы, направленные на генерирование творческих идей и повышение эффективности решения творческих проблем и задач.
использовать метод системного мышления при решении проблемных ситуаций
Тема 6. Цветочный выбор Мяни
В результате изучения темы обучающийся должен:
знать:
приём решений противоречий
уметь:
увидеть противоречие, сформулировать его, подобрать приём разрешения противоречия
Тема 7. Фруктовые сани
В результате изучения темы обучающийся должен:
знать:
метод фокальных объектов
уметь:
использовать данный метод для активизации перебора вариантов
Тема 8. Прогулки по улице Фантазийной
В результате изучения темы обучающийся должен:
знать:
метод генерирования идей
уметь:
применять данный метод для активизации мышления при решении ряда проблемных ситуаций.
3 класс. «Путешествие в страну творчества»
Тема 1. По следам непоседы
В результате изучения темы обучающийся должен:
знать:
метод генерирования решений ситуаций математического характера
уметь:
использовать данный метод при решении творческих задач
Тема 2. Убегая от страшного ромба
В результате изучения темы обучающийся должен:
знать:
метод эффективных результатов
уметь:
использовать данный метод при решении ситуаций математического характера.
Тема 3. Улица загадочных частей
В результате изучения темы обучающийся должен:
знать:
метод генерирования решений
уметь:
уметь использовать данный метод в ситуации лингвистического характера.
Тема 4. Словесные прыжки Буквоежки
В результате изучения темы обучающийся должен:
знать:
метод эффективных результатов
уметь:
уметь использовать данный метод в ситуации лингвистического характера.
Тема 5. Зловещий замок Капитошки
В результате изучения темы обучающийся должен:
знать:
метод генерирования ситуаций
уметь:
уметь использовать данный метод в ситуации естественнонаучного характера.
Тема 6. Возвращение по апельсиновым часам
В результате изучения темы обучающийся должен:
знать:
метод эффективных результатов
уметь:
уметь использовать данный метод в ситуации естественнонаучного характера.
4 класс. «Волшебные сны Совёнка»
Тема 1. Страна самых полезных тропинок
В результате изучения темы обучающийся должен:
знать:
метод сужения поля поиска решений
уметь:
использовать метод перебора вариантов при решении проблемных ситуаций
Тема 2. Город цв6етных звуков
В результате изучения темы обучающийся должен:
знать:
метод установления системных связей
уметь:
уметь использовать системный подход при решении проблемных ситуаций.
Тема 3. Зоопарк пушистых ёжиков
В результате изучения темы обучающийся должен:
знать:
Метод создания связанных сюжетных линий
уметь:
уметь использовать данный метод при решении проблемных ситуаций.
Тема 4. Площадь маленьких человечков
В результате изучения темы обучающийся должен:
знать:
метод диалектического мышления
уметь:
уметь представлять данный метод в виде модели
Тема 5. Полярный дворец без углов
В результате изучения темы обучающийся должен:
знать:
метод познания путём моделирования аналогий
уметь:
уметь применять сравнительный анализ и понимать окружающую действительность
Тема 6. Ворота с живым утюгом
В результате изучения темы обучающийся должен:
знать:
метод неалгоритмического фантазирования
уметь:
уметь правильно воспользоваться методом воображения и выбрать главную характеристику объекта.
Учебно-методическое обеспечение курса
Основная литература
Горев П. М., Утёмов В. В. Экспедиция в мир творчества: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во «О-краткое», 2013. – 128 с.
Горев П. М., Утёмов В. В. Летнее расследование: Учебное пособие. – Киров: Изд-во «О-краткое», 2014. – 135 с.
Горев П. М., Утёмов В. В. Тренинг креативного мышления: Краткий курс научного творчества. – Saarbrucken: AV Akademikerverlag, 2012. – 88 с.
Горев П. М., Утёмов В. В. Формула творчества: Решаем открытые задачи. Материалы эвристической олимпиады «Совёнок»: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. – 288 с.
Горев П. М., Утёмов В. В. Творческие прогулки под звёздами: Учебное пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. – 123 с.
Дополнительная литература
Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. – М.: Московский рабочий, 1973. – 208 с.
Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. – М.: Московский рабочий, 1973. – 208 с.
Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение / Сост. А. Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 304 с.
Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение / Сост. А. Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 304 с.
Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Петрозаводск: Скандинавия, 2003. – 240 с.
Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Петрозаводск: Скандинавия, 2003. – 240 с.
Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – 208 с.
Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – 208 с.
Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. – 238 с.
Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. – 238 с.
Верткин И. М. Бороться и искать… О качествах творческой личности // Нить в лабиринте / Сост. А. Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1988. – С. 7–94.
Верткин И. М. Бороться и искать… О качествах творческой личности // Нить в лабиринте / Сост. А. Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1988. – С. 7–94.
Гареев Р. Т. Компьютерная интеллектуальная поддержка инженерного мышления. Лабораторно-компьютерный практикум: Пособие для преподавателей. – М.: МГИУ, 2002. – 56 с.
Гареев Р. Т. Компьютерная интеллектуальная поддержка инженерного мышления. Лабораторно-компьютерный практикум: Пособие для преподавателей. – М.: МГИУ, 2002. – 56 с.
Гареев Р. Т. Эвристические приемы ТРИЗ: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГИУ, 2008. – 133 с.
Гареев Р. Т. Эвристические приемы ТРИЗ: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГИУ, 2008. – 133 с.