kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Совёнок» . «Эвристические задачи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Пояснительная записка 1.1. Цель курса Цель программы заключается в повышении уровня сформированности основных характеристик проявления креативности при решении задач эвристического типа: оптимальности идей, эффективности рассуждений, оригинальности ответа и разработанности решения. 1.2. Педагогическая технология Используемая методика: Методика развития креативности учащихся начальной школы посредством решения задач открытого типа с ис-пользованием инструментария теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера. Внедрение инструментов ТРИЗ в процесс обучения способствует формированию творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса, а также играет роль «общего» языка для интеграции различных образовательных областей. Общими требованиями к проведению занятий по данным разделам являются: ? проблемный характер предъявления учебного материала; ? обучение посредством специально организованных диалогов; ? минимизация теоретического материала, использование методов и приемов разработанных в ТРИЗ, широкое применение дидактических игр и упражнений построенных на основе задач открытого типа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Совёнок» . «Эвристические задачи»»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Совёнок» .

«Эвристические задачи»


Составитель: Е.А. Попова, учитель начальных классов; О.В.Стифеев, учитель начальных классов.

Рецензент: и.о.зав. кафедрой педагогических технологий дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО УлГПУ им.И.Н.Ульянова, кпндидат педагогических наук, доцент Мишина А.П.

















Содержание

1. Пояснительная записка 2

2. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы 2

3. Содержание курса 2

4. Учебно-методическое обеспечение курса 2















  1. Учебно-методическое обеспечение курса
  1. Горев П. М., Утёмов В. В. Экспедиция в мир творчества: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во «О-краткое», 2013. – 128 с.

  2. Горев П. М., Утёмов В. В. Летнее расследование: Учебное пособие. – Киров: Изд-во «О-краткое», 2014. – 135 с.

  3. Горев П. М., Утёмов В. В. Тренинг креативного мышления: Краткий курс научного творчества. – Saarbrucken: AV Akademikerverlag, 2012. – 88 с.

  4. Горев П. М., Утёмов В. В. Полёт к горизонтам творчества: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во «О-краткое», 2013. – 112 с.

  5. Горев П. М., Утёмов В. В. Путешествие в страну творчества: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во «ВятГГУ», 2013. – 144 с.

  6. Горев П. М., Утёмов В. В. Школа Совёнка: На пути к творческому мышлению: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во «ВятГГУ», 2013. – 114 с.

  7. Горев П. М., Утёмов В. В. Учимся вместе с Совёнком: Эвристические методы мышления и активизация творчества: Учебное пособие. – Киров: Изд-во «ВятГГУ», 2013. – 104 с.

  8. Горев П. М., Утёмов В. В., Зиновкина М.М. Летнее путешествие с Совёнком: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во «ВятГГУ», 2013. – 174 с.

  9. Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа : Пособие для учителей. – Киров: Изд-во «М.: Приоритет-МВ», 2013. – 48 с.

  10. К курсу прилагаются онлайн учебники и рабочие тетради по каждому году обучения.








  1. Пояснительная записка

1.1. Цель курса

Цель программы заключается в повышении уровня сформированности основных характеристик проявления креативности при решении задач эвристического типа: оптимальности идей, эффективности рассуждений, оригинальности ответа и разработанности решения.

1.2. Педагогическая технология

Используемая методика:

Методика развития креативности учащихся начальной школы посредством решения задач открытого типа с использованием инструментария теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера. Внедрение инструментов ТРИЗ в процесс обучения способствует формированию творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса, а также играет роль «общего» языка для интеграции различных образовательных областей.

Общими требованиями к проведению занятий по данным разделам являются:

  • проблемный характер предъявления учебного материала;

  • обучение посредством специально организованных диалогов;

  • минимизация теоретического материала, использование методов и приемов разработанных в ТРИЗ, широкое применение дидактических игр и упражнений построенных на основе задач открытого типа.

Образовательный курс является дополнительным для учащихся начальной школы. Темп обучения в среднем составляет одно занятие в неделю. Это необходимо для того, чтобы, учащийся успел полно и корректно ответить на все поставленные перед ним вопросы в задачах занятия. Занятия направлены на самостоятельное изучение материала курса учениками с помощью педагога или родителя.

Образовательный курс состоит из нескольких взаимосвязанных занятий. Все занятия посвящены отдельным методам, приёмам и идеям научного творчества, реализованным на материале математического, лингвистического и естественнонаучного характера. Методы, приёмы и идеи подобраны таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно реализовать все шаги алгоритма исследования объекта, используемого в ТРИЗ: сбор информационного фонда → обработка фонда, выявление моделей → сбор дополнительной информации и описание ее в выбранной модели → выявление противоречий между новой информацией и построенной моделью → разрешение противоречия, построение новой модели.

Обучение рассматривается как система, объединяющая целый ряд компонентов (педагог, обучающийся, содержание, методы обучения, формы организации обучения, средства обучения, методы стимулирования и мотивации личности обучающегося в процессе обучения, цель и результат). Одни компоненты процесса обучения имеют первичный характер (без них сам процесс невозможен), а другие – вторичный (они вовлекаются в учебный процесс выборочно). Занятие рассматривается как обучающая деятельность педагога и учащегося представляющую собой деятельность, которая направлена на формирование системы знаний, умений и навыков обучаемого, включая одновременно цели развития и воспитания личности. Поэтому образовательный курс может, рассматривается как прерывистая протяженная по времени образовательная деятельность.

Структура каждого занятия состоит из шести этапов. В таблице 1 приведено содержание и описание этапов. В последнем столбце условно предлагаться временной интервал на прохождение этапа учащимися, выявленный в процессе апробации курса.







Таблица 1

Поэтапная структура построения занятия образовательного курса


этапа


Содержание этапа

Описание этапа

Интервал времени на прохождения этапа

1

На уроке

Актуализация материала, рассмотренного на предыдущем занятии

Реализуется через постановку проблемных вопросов, решение которых позволяет выявить недостатки усвоения рассмотренного на предыдущем занятии метода

до 10 минут

(ответы на поставленные проблемные вопросы)

2

Теоретическая справка о методе, приёме или идее научного творчества

Реализуется через специально организованную беседу персонажей курса с учащимися, осваивающими материал. Возникающие проблемные ситуации решаются персонажами курса с постепенным описанием метода и показом способа его использования

до 25 минут

(на осмысление
материла и ответа на поставленные вопросы)

3

Постановка задач открытого типа пер­во­го или второго уров­ня сложности

Ставятся задачи, решение которых заключается в использовании средства, предназначенного именно для данной цели, или при выборе из нескольких альтернатив. Все необходимое только что рассмотрено или разобрано на примере аналогичной задачи в теоретической справке

до 10 минут

на каждую задачу

(на формулирование и описание решения по данному методу)

4

Самостоятельная работа

Постановка задач открытого типа тре­ть­его уровня сложности

Ставятся задачи, решение которых заключается в модернизации или адаптации предложенного метода, или требуется переформулирование исходной задачи в другую терминологию для ее решения

до 1 дня

на каждую задачу

(на поиск решения по предложенному методу)

5

Постановка задачи открытого типа четвертого уровня слож­ности

Для решения поставленной задачи необходимо получить решение, принципиально отличающееся от рассмотренного метода. Для получения решения необходимо воспользоваться логическим или абстрактным рассуждением, то есть проявить умение классифицировать, обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, применять интуицию, воображение и фантазию

до 2–3 дней

(на поиск аналогичных проблемных ситуаций и рассмотрения методов решения, подбор метода решения)

6

Постановка исследовательско‑по­ис­ко­вой задачи

Ставится задача, ответ которой будет получен индивидуально каждым обучающимся в соответствии с социальной окружающей средой, уровнем жизненного опыта и наблюдательности

до 2–3 дней

Логика прохождения этапов занятия образовательного курса для большинства учащихся не является последовательной; она имеет спирально-циклический характер (рис. 1).

Рис. 1. Логическая последовательность прохождения этапов
занятий обучающего курса


Для решения задач 3-го, 4-го и 5-го этапов необходим возврат ко 2-му этапу для рассмотрения схемы решения по методу. Возврат с 4-го этапа к 3-му необходим для рассмотрения уже имеющихся способов решения для их адаптации или модернизации в новое решение. Как наиболее сложный и ключевой 5-ый этап требует усвоения и систематизации полученной информации по новому методу, актуализует переход от 5-го этапа к 4-му, 3-му и 2-му этапам. Зацикливание последовательности от 6-го этапа ко 2-му необходимо для проявления наблюдательности и жизненного опыта.

Организация образовательного курса реализуется на основе модели развития креативности посредством решения задач открытого типа и накладывается на логическую структуру занятия.

Личность в соответствии с личностно-деятельностным подходом, рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Проявление условий модели позволят создать обучающую среду, направленную на достижение цели. В рамках занятия на 1-м, 2-м, 3-м, 6-м этапах используются индивидуальные и парные формы обучения, на 4-м и 5-м этапе возможно использование коллективных форм обучения. Комбинация методов обучения позволяет учащемуся комфортнее воспринимать получаемую информацию (эвристический и игровой метод на 2-м, 3-м, 4-м и 5-м этапе) с одновременной поисковой направленностью деятельности (проектный метод на 6-м этапе). Адаптированные методы ТРИЗ позволяют активизировать самостоятельную творческую деятельность учащихся, направленную на получение нового результата и способствующую решению задач открытого типа на всех этапах занятия.

1.3. Требования к уровню освоения курса

1.3.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:

  • метод проб и ошибок

  • метод системного анализа

  • ключевые понятием теории научного творчества – противоречие

  • метод морфологического анализа

  • приёмы воздействия на каналы восприятия

  • приемы разрешения противоречий

  • приемы системного анализа

  • метод последовательного перебора всех возможных вариантов решения

  • идеальный конечный результат

  • метод систематизации перебора вариантов

  • метод «от противного»

  • метод выявления противоположностей

  • понятие над- и подсистемы объекта

  • методы разрешения противоречий

  • приемы преодоления психологических барьеров творчества (инерция мышления)

  • метод фокальных объектов

  • метод активизации воображения

В результате изучения дисциплины учащиеся должны уметь:

  • использовать методы и приемы преодоления психологической инерции (инерции мышления) и развития творческого воображения;

  • использовать приемы и методы, направленные на активизацию творческого воображения и фантазии и преодоление психологической инерции мышления и познавательно - психологических барьеров;

  • использовать приемы и методы, направленные на генерирование творческих идей и повышение эффективности решения творческих проблем и задач.

      1. Связь с дисциплинами

Не требуется










  1. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы

ВИД

УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

ВСЕГО

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Общая трудоемкость курса

135

33

34

34

34

Аудиторная нагрузка

135

33

34

34

34

















  1. Содержание курса

3.1. Тематическое содержание курса


1 класс. «Творческие прогулки под звёздами»

Тема 1. Шаги к удаче

Развитие диалектического мышления

Тема 2. Маленькая-пребольшая прогулка

Развитие функционального мышления

Тема 3. Идеальные звёздные навигаторы

Развитие диалектического мышления

Тема 4. Не прекрасный случайный поступок

Развитие синергетического мышления

Тема 5. Морковные вершки и корешки

Развитие системного мышления

Тема 6. Невидимые терпеливые человечки

Развитие технологического мышления



2 класс. «Полёты к горизонтам творчества»

Тема 1. Пока мы собирали шишки

Метод проб и ошибок

Тема 2. Особенности мышиной охоты

Идеальный конечный результат

Тема 3. Летний подарок Снежной королеве

Морфологический анализ

Тема 4. Званый гость мышиной семейки

Метод «наоборот»

Тема 5. Паспорт обычного дождика

Методы системного мышления

Тема 6. Цветочный выбор Мяни

Приёмы решений противоречий

Тема 7. Фруктовые сани

Метод фокальных объектов

Тема 8. Прогулки по улице Фантазийной

Генерирование идей.


3 класс. «Путешествие в страну творчества»

Тема 1. Последам непоседы

Метод генерирования решений

Тема 2. Убегая от страшного ромба

Методы эффективных результатов

Тема 3. Улица загадочных частей

Методы генерирования решений

Тема 4. Словесные прыжки Буквоежки

Методы эффективных результатов

Тема 5. Зловещий замок Капитошки

Методы генерирования решений

Тема 6. Возвращение по апельсиновым часам

Методы эффективных результатов


4 класс. «Волшебные сны Совёнка»

Тема 1. Страна самых полезных тропинок

Метод сужения поля поиска решений

Тема 2. Город цветных звуков

Метод установления системных связей

Тема 3. Зоопарк пушистых ёжиков

Метод создания связанных сюжетных линий

Тема 4. Площадь маленьких человечков

Метод диалектического мышления

Тема 5. Полярный дворец без углов

Метод познания путём моделирования аналогий

Тема 6. Ворота с живым утюгом

Метод неалгоритмического фантазирования





3.2. Тематический план курса


п/п

Наименование тем

Количество часов


1 КЛАСС.


1

Шаги к удаче ( развитие диалектического мышления)

  • Скачок в развитии

  • Я оптимист. Я пессимист.

  • Орехи и банка

  • Большеугольник

  • Самый маленький

5

2

Маленькая – пребольшая прогулка (развитие функционального мышления)

  • Невидимый предмет. Невидимая функция

  • Писалка да маралка

  • Зачемка

  • Незаметный чистящий песок

  • Идеальная комната

5

3

Идеальные звёздные навигаторы (развитие диалектического мышления)

  • Противоречивые вещи

  • Может быть, наоборот?

  • Противоположная цепочка.

  • Потерявшиеся враги

  • Неохотный поклон

  • Вода в решете

6

4

Непрекрасный случайный поступок (развитие синергетического мышления)

  • Сказочные узловые события

  • Волшебные качели

  • Сказка на новый лад

  • Не зелёное, как авокадо

  • Непрекрасная случайность

  • Какие разные дни

6

5

Морковные вершки и корешки (развитие системного мышления)

  • Истории системных грядок

  • Части системных грядок

  • Иерархическая структура объектов

  • Жизнь объектов

  • Системная жизнь. Сказочный системный эффект

5

6

Маленькие терпеливые человечки (развитие технологического мышления)

  • Вредный пылесос

  • Хищный аквариум

  • Некончающийся карандаш

  • Шаги к решению

  • Разноцветный костюм.

  • Увидеть невидимых человечков.

6


Итого по разделу

33



2 КЛАСС.



1

Пока мы собирали шишки (метод проб и ошибок)

  • Урок творчества. Символы урока.

  • Объекты вокруг нас.

  • Делаем стул из ничего.

  • Пляжная история

  • Знакомьтесь - друдл

5

2

Особенности мышиной охоты (идеальный конечный результат)

  • Измерь змею. Незаменимый признак

  • Идеально, если… Проблема паучка

  • Ну и мыло! Докажи, что не верблюд.

3

3

Летний подарок Снежной королеве (морфологический анализ)

  • Автомобиль мечты

  • Чудо – дом

  • «Фигурная» таблица

  • Загадка в два шага

  • Что увидят птички?

5

4

Званый гость мышиной семейки (метод наоборот)

  • Необычная футболка

  • Шоколадное яйцо

  • Хитрые загадки

  • Всё совсем наоборот

  • Глазастая рыба

5

5

Паспорт обычного дождика (метод системного мышления)

  • Удивительный дом. Съедобная арифметика.

  • Миссис Морковка. Необычная пробка

  • Катание на лифте. Создание маяка.

3

6

Цветочный выбор Мяни (приём решение противоречий).

  • И большой, и маленький

  • Бывает – не бывает

  • Из малого – большое

  • Чудесное превращения.

  • Проблема с проводами

5

7

Фруктовые сани (метод фокальных объектов)

  • Фантазия без предела!

  • А вот и я!

  • Печённый чемодан

  • Необычное в обычном

4

8

Прогулки по улице фантазийной (метод генерирования идей)

  • Фантастическое сложение

  • Случайные предложения

  • Чудо – ось

  • Маленькие человечки. Гигантский микромяч

4


Итого по разделу

34



3 КЛАСС



1

Последам непоседы (метод генерирования решений)

  • Номерки для квартиры

  • Три необычных друга

  • Мешок с подарками

  • Как сосчитать?

  • ВЭДРО хочет знать.

  • Два плюс два …

6

2

Убегая от страшного ромба (методы эффективных результатов)

  • Табличная геометрия

  • «Разноцветные» друзья

  • Спящий сторож

  • Шустрые рыбёшки

  • Ну и пещерка

5

3

Улица загадочных частей (Методы генерирования решений)

  • Несъедобный арбуз

  • Четыре мячика и колокольчик

  • Небесный домик

  • Осёл или село?

  • Солнечно-гороховый Дед Мороз

5

4

Словесные прыжки Буквоежки (методы эффективных результатов)

  • Такурон

  • Дед и баба

  • Узкошир

  • Лающий утюг

  • Столетние дубы.

  • Несчасный Руфелька

6

5

Зловещий замок Капитошки (методы генерирования решений)

  • Речушка с бревном

  • Рэкс и Муська

  • Бег от мёда

  • Черепашка – потеряшка

  • Свет настольной лампы

6

6

Возвращение по апельсиновым часам (методы эффективных результатов)

  • Простое и составное

  • Один или много

  • Метод Шерлока Холмса

  • Температура одного жука

  • Объединялки.

  • Сыпучее вещество

6


Итого по разделу

34



4 КЛАСС



1

Страна самых полезных тропинок (метод сужения поля поиска решений)

  • Страна Совёнка

  • Старичок Сравнивичок

  • Угадывалка

  • У нас лишних нет

  • Как достать воду? Новые вещи

5




2

Город цветных звуков (метод установления системных связей)

  • Волшебник Собиралка

  • Волшебник Вспоминалка

  • Чудо – дом

  • Мышиная атака

  • Сладкоежка

  • Маленький великан

6

3

Зоопарк пушистых ёжиков (метод создания связанных сюжетных линий)

  • Разные но похожие

  • Карманные грабли

  • Мешок противоречий

  • Остротуп

  • Хитрый путник. Сказочные противоречия

5

4

Площадь маленьких человечков (метод диалектического мышления)

  • Фонтан маленьких человечков

  • Взгляд в телескоп

  • В телескоп и без него

  • Арифметика маленьких человечков

  • Исчезающие человечки.

  • Какое солнце?

6

5

Полярный дворец без углов (метод познания путём моделирования аналогий)

  • Маленькая синектика

  • Много общего

  • Горячий ножик

  • Исаакиевский собор

  • Похожести

  • Костёр без огня

6

6

Ворота с живым утюгом (метод неалгоритмического фантазирования)

  • Сухопутный бассейн

  • Тяжеловесная ручка

  • Новое использование

  • Нелампочка

  • Swimmy

  • Вода в решете

6


Итого по разделу

34





3.3. Методические рекомендации для преподавателя

1 класс. «Творческие прогулки под звёздами»

Тема 1. Шаги к удаче.

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

Методы и приемы диалектического мышления

уметь:

использовать методы и приемы для решения ситуаций


Тема 2. Маленькая-пребольшая прогулка

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

Методы развития функционального мышления

уметь:

применять методы функционального мышления


Тема 3. Идеальные звёздные навигаторы

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

Приемы развития диалектического мышления

уметь:

применять приемы развития диалектического мышления на практике


Тема 4. Не прекрасный случайный поступок

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

Методы синергетического мышления

уметь:

применять методы синергетического мышления


Тема 5. Морковные вершки и корешки

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

Методы системного мышления

уметь:

применять методы системного мышления для решения задач


Тема 6. Невидимые терпеливые человечки

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

Приёмы технологического мышления

уметь: Использовать приёмы технологического мышления



2 класс. «Полёт к горизонтам творчества»

Тема 1. Пока мы собирали шишки

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

метод проб и ошибок

уметь:

использовать методы проб и ошибок для решения задач

Тема 2. Особенности мышиной охоты

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

Прием идеального конечного результата

уметь:

уметь применять данный метод в различных ситуациях.

Тема 3. Летний подарок Снежной королеве (морфологический анализ)

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

метод морфологического анализа

уметь:

применять метод систематического перебора с использованием морфологического ящика в различных направлениях деятельности.

Тема 4. Званый гость мышиной семейки (метод наоборот)

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

Методы противоречий

уметь:

использовать метод противоречий для решение задач

Тема 5. Паспорт обычного дождика

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

метод системного мышления

уметь:

использовать метод системного мышления при решении проблемных ситуаций

Тема 6. Цветочный выбор Мяни

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

приём решений противоречий

уметь:

увидеть противоречие, сформулировать его, подобрать приём разрешения противоречия

Тема 7. Фруктовые сани

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

метод фокальных объектов

уметь:

использовать данный метод для активизации перебора вариантов

Тема 8. Прогулки по улице Фантазийной

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

метод генерирования идей

уметь:

применять данный метод для активизации мышления при решении ряда проблемных ситуаций.


3 класс. «Путешествие в страну творчества»

Тема 1. По следам непоседы

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

метод генерирования решений ситуаций математического характера

уметь:

использовать данный метод при решении творческих задач

Тема 2. Убегая от страшного ромба

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

метод эффективных результатов

уметь:

использовать данный метод при решении ситуаций математического характера.

Тема 3. Улица загадочных частей

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

метод генерирования решений

уметь:

уметь использовать данный метод в ситуации лингвистического характера.

Тема 4. Словесные прыжки Буквоежки

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

метод эффективных результатов

уметь:

уметь использовать данный метод в ситуации лингвистического характера.

Тема 5. Зловещий замок Капитошки

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

метод генерирования ситуаций

уметь:

уметь использовать данный метод в ситуации естественнонаучного характера.

Тема 6. Возвращение по апельсиновым часам

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

метод эффективных результатов

уметь:

уметь использовать данный метод в ситуации естественнонаучного характера.


4 класс. «Волшебные сны Совёнка»

Тема 1. Страна самых полезных тропинок

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

метод сужения поля поиска решений

уметь:

использовать метод перебора вариантов при решении проблемных ситуаций

Тема 2. Город цв6етных звуков

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

метод установления системных связей

уметь:

уметь использовать системный подход при решении проблемных ситуаций.

Тема 3. Зоопарк пушистых ёжиков

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

Метод создания связанных сюжетных линий

уметь:

уметь использовать данный метод при решении проблемных ситуаций.

Тема 4. Площадь маленьких человечков

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

метод диалектического мышления

уметь:

уметь представлять данный метод в виде модели

Тема 5. Полярный дворец без углов

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

метод познания путём моделирования аналогий

уметь:

уметь применять сравнительный анализ и понимать окружающую действительность

Тема 6. Ворота с живым утюгом

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

метод неалгоритмического фантазирования

уметь:

уметь правильно воспользоваться методом воображения и выбрать главную характеристику объекта.



  1. Учебно-методическое обеспечение курса

Основная литература

  1. Горев П. М., Утёмов В. В. Экспедиция в мир творчества: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во «О-краткое», 2013. – 128 с.

  2. Горев П. М., Утёмов В. В. Летнее расследование: Учебное пособие. – Киров: Изд-во «О-краткое», 2014. – 135 с.

  3. Горев П. М., Утёмов В. В. Тренинг креативного мышления: Краткий курс научного творчества. – Saarbrucken: AV Akademikerverlag, 2012. – 88 с.

  4. Горев П. М., Утёмов В. В. Формула творчества: Решаем открытые задачи. Материалы эвристической олимпиады «Совёнок»: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. – 288 с.

  5. Горев П. М., Утёмов В. В. Творческие прогулки под звёздами: Учебное пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. – 123 с.

Дополнительная литература

  1. Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. – М.: Московский рабочий, 1973. – 208 с.

  2. Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. – М.: Московский рабочий, 1973. – 208 с.

  3. Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение / Сост. А. Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 304 с.

  4. Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение / Сост. А. Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 304 с.

  5. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Петрозаводск: Скандинавия, 2003. – 240 с.

  6. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Петрозаводск: Скандинавия, 2003. – 240 с.

  7. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – 208 с.

  8. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – 208 с.

  9. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. – 238 с.

  10. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. – 238 с.

  11. Верткин И. М. Бороться и искать… О качествах творческой личности // Нить в лабиринте / Сост. А. Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1988. – С. 7–94.

  12. Верткин И. М. Бороться и искать… О качествах творческой личности // Нить в лабиринте / Сост. А. Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1988. – С. 7–94.

  13. Гареев Р. Т. Компьютерная интеллектуальная поддержка инженерного мышления. Лабораторно-компьютерный практикум: Пособие для преподавателей. – М.: МГИУ, 2002. – 56 с.

  14. Гареев Р. Т. Компьютерная интеллектуальная поддержка инженерного мышления. Лабораторно-компьютерный практикум: Пособие для преподавателей. – М.: МГИУ, 2002. – 56 с.

  15. Гареев Р. Т. Эвристические приемы ТРИЗ: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГИУ, 2008. ­– 133 с.

  16. Гареев Р. Т. Эвристические приемы ТРИЗ: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГИУ, 2008. ­– 133 с.


28



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Совёнок» . «Эвристические задачи»

Автор: Попоав Елена Александровна

Дата: 10.12.2015

Номер свидетельства: 264581


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства