Решение проектных задач в рамках ФГОС. Проектная задача "Мой город"
Решение проектных задач в рамках ФГОС. Проектная задача "Мой город"
КАРТОЧКА ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ
Название проектной задачи «Мой город»
Класс 3-4
Предмет
Тип проектной задачи Метапредметная
Цели задачи. 1. Создать условия для группового взаимодействия при решении проектной задачи, развивая таким образом у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы
2. Обобщить знания учащихся по истории родного края, опираясь на жизненный опыт
3. Отработать умения анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации
4. Развивать рефлексивные и творческие
способности учащихся.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача. Окружающий мир: работа с картой, история родного края
Математика: сложение и вычитание трехзначных чисел, построение диаграммы
Русский язык: создание литературного художественного текста
Универсальные учебные действия:
Личностные: умения оценить действия и ответы сверстников, себя и свои поступки через участие в совместной деятельности.
Познавательные: понимать научный текст, изображения, схемы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. Включаться в творческую деятельность.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, перенося навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную. Осваивать способы пошагового итогового контроля результата.
Коммуникативные: умения слушать, принимать чужую точку зрения, представлять свою.
Способы действий.
1.Умение обобщать. 2. Составлять текст по данной схеме. 3. Пытаться самостоятельно дать объяснение, выдвигать гипотезу 4. Соотносить информацию с объектом. 4.Осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку в процессе работы над задачей
Планируемый педагогический результат Умения, работая в группе, создать конечный результат: рекламные открытки, буклеты, газеты, объединённые общей темой
Способ и формат оценивания результатов работы При подведении итогов работы оценива¬ется:
• владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;
• умение действовать согласно инструк¬ции
• выполнять самооценку своих действий
Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится пу¬тем экспертного наблюдения и оформля¬ется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в про¬цессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.
Описание проектной задачи
Пояснительная записка
Дети работают в группах по 6 человек, выполняя 6 заданий. Результаты выполнения с первого по пятое задание записываются в задание 6. Задание 7 – дополнительное, в котором ребята могут добавить свои сведения, наблюдения, фактические исторические данные. Итогом совместной работы группы является свой «продукт»: выпуск газеты, буклет, открытка или презентация. У данной проектной задачи нет единственно правильного варианта решения, за исключением фактических данных. Создавая свой «продукт», дети заготовленный текст наполняют фактическими данными (датами, фамилиями, цифрами), при этом осуществляют отбор материала, анализируют, преобразовывают его, дополняют своими сведениями.
Работа рассчитана на 60 минут.
РЕБЯТА!
В нашем городе имеется замечательный спортивный комплекс на горе Долгой, где проводятся международные соревнования горнолыжников, приезжают спортсмены из разных городов для подготовки к соревнованиям и даже к олимпиаде в Сочи. В связи с этим, городской комитет по физической культуре и спорту обращается к вам сделать информационно – рекламный буклет, газету или открытку, листовку или презентацию о Нижнем Тагиле, чтобы познакомить гостей с историей, достопримечательностями, известными людьми и особенностями нашего города. Вам нужно выполнить пять заданий, а в текст 6-го задания вставить необходимую информацию и использовать текст для своего рекламного издания. Вы можете использовать иллюстрации к тексту, дополнять текст своими сведениями об истории города.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Решение проектных задач в рамках ФГОС. Проектная задача "Мой город" »
Берестнева Елена Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 87
Нижний Тагил
ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА
«Мой город»
( 3-4 класс)
КАРТОЧКА ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ
Название проектной задачи
«Мой город»
Класс
3-4
Предмет
Тип проектной задачи
Метапредметная
Цели задачи.
Создать условия для группового взаимодействия при решении проектной задачи, развивая таким образом у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы
Обобщить знания учащихся по истории родного края, опираясь на жизненный опыт
Отработать умения анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации
Развивать рефлексивные и творческие
способности учащихся.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача.
Окружающий мир: работа с картой, история родного края
Математика: сложение и вычитание трехзначных чисел, построение диаграммы
Русский язык: создание литературного художественного текста
Универсальные учебные действия:
Личностные: умения оценить действия и ответы сверстников, себя и свои поступки через участие в совместной деятельности.
Познавательные: понимать научный текст, изображения, схемы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. Включаться в творческую деятельность.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, перенося навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную. Осваивать способы пошагового итогового контроля результата.
Коммуникативные: умения слушать, принимать чужую точку зрения, представлять свою.
Способы действий.
1.Умение обобщать. 2. Составлять текст по данной схеме. 3. Пытаться самостоятельно дать объяснение, выдвигать гипотезу 4. Соотносить информацию с объектом. 4.Осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку в процессе работы над задачей
Планируемый педагогический результат
Умения, работая в группе, создать конечный результат: рекламные открытки, буклеты, газеты, объединённые общей темой
Способ и формат оценивания результатов работы
При подведении итогов работы оценивается:
• владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;
• умение действовать согласно инструкции
выполнять самооценку своих действий
Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.
Описание проектной задачи
Пояснительная записка
Дети работают в группах по 6 человек, выполняя 6 заданий. Результаты выполнения с первого по пятое задание записываются в задание 6. Задание 7 – дополнительное, в котором ребята могут добавить свои сведения, наблюдения, фактические исторические данные. Итогом совместной работы группы является свой «продукт»: выпуск газеты, буклет, открытка или презентация. У данной проектной задачи нет единственно правильного варианта решения, за исключением фактических данных. Создавая свой «продукт», дети заготовленный текст наполняют фактическими данными (датами, фамилиями, цифрами), при этом осуществляют отбор материала, анализируют, преобразовывают его, дополняют своими сведениями.
Работа рассчитана на 60 минут.
РЕБЯТА!
В нашем городе имеется замечательный спортивный комплекс на горе Долгой, где проводятся международные соревнования горнолыжников, приезжают спортсмены из разных городов для подготовки к соревнованиям и даже к олимпиаде в Сочи. В связи с этим, городской комитет по физической культуре и спорту обращается к вам сделать информационно – рекламный буклет, газету или открытку, листовку или презентацию о Нижнем Тагиле, чтобы познакомить гостей с историей, достопримечательностями, известными людьми и особенностями нашего города. Вам нужно выполнить пять заданий, а в текст 6-го задания вставить необходимую информацию и использовать текст для своего рекламного издания. Вы можете использовать иллюстрации к тексту, дополнять текст своими сведениями об истории города.
Задание 1
Нижний Тагил расположен в Свердловской области в 149 километрах к северу от Екатеринбурга на восточном склоне Среднего Урала у реки Тагил (бассейн Оби), к западу от города протянулся главный водораздельный Уральский хребет.
Вычисли площадь Нижнего Тагила, если она меньше площади г.Екатеринбурга на сумму площадей г.Невьянска, г. Алапаевска, г.Кирова и г.Ирбита.
город
Ирбит
Киров
Алапаевск
Невьянск
Екатеринбург
площадь тыс.кв.км
52
103
25
17
495
Запиши ответ в текст задания 6.
Отметь на карте город Нижний Тагил.
КОММЕНТАРИЙ
Необходимо выполнить математическое
вычисление 495 – (52+103+25+17)=298 тыс.кв. км
Найти на карте Свердловской области город
Нижний Тагил
Оценивание: правильное решение
и математическое вычисление, точное определение
точки на карте оценивается в 2 балла
Неверное вычисление, но верное определение
точки на карте – 1балл;
Верное вычисление, но неточное определение точки – 1б
Все неверно – 0 баллов
Задание 2.
Как ты думаешь, почему численность населения меняется? Перечисли несколько причин.
Сведения этого задания является необязательным для внесения в рекламный продукт.
Данное задание направлено на выявление умения устанавливать причинно-следственные связи. Дети могут написать, что численность населения снижается из-за низкой рождаемости:
- нежелание заводить детей молодыми семьями;
- низкой заработной платы родителей;
- болезнью молодой матери
с высокой смертностью, связанной с экологией города; смертью и болезнями новорожденных и людей старшего возраста.
Возможен вариант - переселение людей в другие города и области, политика государства (поддержка новорожденных, дотации, помощь матерям и т.д)
Оценивание: за каждое утверждение и его обоснование – 1 балл.
Результат выполнения этого задания необязателен для представления его в готовый «продукт»
Задание 3.
Прочитай текст. Выбери наиболее знакомые тебе названия гор. Изобрази на диаграмме высоту этих гор. Определи самую высокую и самую низкую гору. Названия и результаты измерения запиши в окончательный текст в задании 6
Памятники природы.
В 30 км к юго-востоку от Нижнего Тагила расположена гора Белая (названа из-за светлых пород, белого березового леса на склонах, обнаженной каменной вершины). высота 712 м; Поперечная гора - высшая точка Поперечной горы находится на отметке выше 617 метров над уровнем моря. Склон горы состоит из курумника – нагромождений больших и маленьких камней, поросших мхом и лишайником. Вершина горы примыкает к Белой горе; гора Медведь-Камень (святое место для тагильских манси, покланявшихся в т. ч. и медведю или из-за причудливой формы, отдаленно напоминающей чудовищного зверя, вышедшего из леса на водопой и припавшего на одно колено) - гранитный утёс высотой 290 м на левом берегу р. Тагил; Андреевская гора находится на левом берегу Выйского пруда, напротив Елизаровой горы. В давние времена именно здесь открыли первую медную руду, и появился первый медный рудник в городе. На базе его построили Выйский завод;Елизарова гора (названа в честьстарца Елизара, почитаемого у старообрядцев, похороненного на вершине горы) находится на берегу Выйского пруда, у Высокогорского механического завода. Покрыта была сосновым бором;Вересовая гора (вершина и склоны были покрыты вересковыми зарослями), находится на старой Гальянке, на ней стоит собор Александра Невского. После постройки собора в 1861 году гору еще называют Александровской; Вшивая горка (возможно, названа из-за обилия мелкого щебня на вершине и склонах горы, а так же по растению просвирник, в изобилии росшем на склонах. Сбор его плодов назывался «сбор вошек», «вшивица», иначе – медовая трава, По другой версии: «Вошками» называли вкрапления крупинок золота в суглинке, из которого состоит горка) находится в центре города, между проспектом Ленина и улицей Уральской;Высокая гора «Была гора Высокая. Стала яма глубокая». Так говорили о Высокой горе в давние времена. Прежняя высота 380 м. В 1720 году началась добыча железной руды из горы Магнит (так раньше называлась гора Высокая) и медной руды из Андреевского рудника. Магнитный железняк и гора Высокая определили индустриальное развитие Нижнего Тагила. Именно в Высокой горе велась основная добыча железа для нижнетагильских заводов;гора Голый Камень находится на юго-западной окраине города. Гора почти круглая. Вершина горы - скалистый останец, не покрытый ни лесом, ни травянистой растительностью Очертания горы плавные, ближе к вершине она вздымается куполом, завершающимся скалистым шиханом высотой до 15 метров. С юго–запада и запада гора омывается левым притоком реки Тагил – рекой Леба; гора Горелая находится в верховье Выйского пруда; гора Граблина — находится при впадении реки Выя в Выйский пруд с левой стороны; гора Долгая - 380 м над уровнем моря (названа из-за большой протяженности) находится к западу от города Нижний Тагил. На горе сейчас идет реконструкция трамплинного комплекса. У подножия горы находится пансионат «Аист»; Заячья гора находится на правом берегу реки Тагил, напротив горы Лапиной; Лапина гора находится восточнее улицы Патраковой, в конце улицы Некрасова;Лебяжья или Лебяжинская гора находится северо-восточнее горы Заячья; Карасёвы горы находятся по правую сторону реки Выя;Королёва гора находится по правому берегу реки Выя, от Выйского завода до реки Тагил к Лебяжьей горе. Это северный склон горы Маральской;Маральская гора (названа по месту обитания оленей. В языках народов тюркской группы «марал» - олень) находится на левом берегу реки Тагил. Ее пересекают три улицы: Тагильская, Фрунзе, Красноармейская;Палёная гора (названа из-за пожара на горе) находится в верховье Тагильского пруда; Лисья гора (высота 291 метр) является своеобразной визитной карточкой Нижнего Тагила. Находится в центре города: рядом пруд, с вершины замечательный вид на город. Раньше гора называлась Лысой, потому что считается, что на ней никогда не росли кусты и деревья. По другой версии - у подножья горы обитало много лис;гораСтарик-Камень (755 метра над уровнем моря) скрывается в густом лесу – обнаружить ее затруднительно, даже если знаешь, куда идти. Старик Камень представляет собой массивный кряж в виде гребня, протянувшийся на 300 метров. Практически три четверти горы в высоту покрыты хвойным лесом; Тонская гора находится юго-восточней от горы Долгой. По другим сведениям – гора Тонская находится севернее горы Высокая; Патракова гора находится на выезде из города по Кушвинскому тракту, у кирпичного завода, недалеко от мясокомбината. Селение Патраково находилось у подножия Патраковой горы на северной окраине современного Нижнего Тагила; Восточней Патраковой, в конце улицы Некрасова – расположена гора Лапина; на правом берегу реки Тагил, напротив Лапиной – гора Заячья, теперь карьер «Зай-гора» (названа по обилию водившихся здесь зайцев); Пихтовые горы находятся в Дзержинском районе и являются природной лесопарковой зоной района (названы из-за обилия пихт на склонах гор). В 2008 году была построена первая в Нижнем Тагиле лыжероллерная трасса, которая позволила спортсменам и любителям заниматься этим видом спорта даже летом. Одноименное название носит микрорайон и улица;гора Красный Камень находится на высоте 210 метров над уровнем моря и имеет три вершины, которые называют шиханами. В переводе с татарского языка означает «голый камень, утес». С западной стороны горы – крутой обрыв.
КОММЕНТАРИЙ
Ученики читают текст, выбирают названия известных гор, заносят данные в диаграмму.
Примерный план выполнения.
Оценивание
За каждую точку горы присуждается 1 балл. За определение самой высокой и самой низкой высоты гор – 1 балл. Дополнительным баллом оценивается ответ, что самая низкая гора является гора Высокая «Была гора высокая, стала яма глубокая»
Эти предприятия не вписывать в рекламный «продукт»
ВМЗ – Высокогорский механический завод (ныне банкрот, частное предприятие)
МИЗ – Медико-инструментальный завод
Оценивание
За каждый правильный ответ расшифрования – 1 балл
За каждую правильную запись в текст – 1 балл
Задание 5
Соедини стрелками фамилию человека с профессией или с его
изобретением.
Артамонов Ефим Михеевич писатель
Носов Сергей Константинович изобретатель
Бондин Алексей Петрович хоккеист, чемпион мира
Радулов Александр Валерьевич мэр города
Черепанов Ефим Алексеевич велосипед
Запиши правильные ответы в текст в задании 6, составив небольшой рассказ. Можешь добавить еще несколько имен, если считаешь, что эти люди прославили наш город.
КОММЕНТАРИЙ
Соединить стрелами нужно следующим образом
Артамонов Ефим Михеевич писатель
Носов Сергей Константинович изобретатель
Бондин Алексей Петрович хоккеист, чемпион мира
Радулов Александр Валерьевич мэр города
Черепанов Ефим Алексеевич велосипед
Примерный вариант текста. «Вот только несколько имен прославивших историю города. Это великие изобретатели, как Е.М. Артамонов, придумавший первый в мире велосипед, отец с сыном Черепановы, которые прославили город своим детищем – первым паровозом. Наш земляк – А.П.Бондин, описал в своих произведениях красоты Нижнего Тагила. В его честь назван парк в городе. С приходом к руководству городом С.К.Носова – сегодняшнего мэра - мы сейчас ощущаем разительные перемены в улучшении жизни горожан. Наш современник – А. Радулов, хоккеист, чемпион мира, сейчас выступает в сборной России на Олимпиаде в Сочи»
Оценивание
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Дополнительных 2 балла добавляется за составленный текст.
Задание 6
Сделайте рекламную открытку, буклет, газету, презентацию о своем городе, используя текст и иллюстрации.
Город Нижний Тагил расположен на восточном склоне Уральских гор,
в 20—25 км от условной границы Европы и Азии на высоте 200 м над уровнем моря. Площадь города Нижний Тагил составляет _________ Население - 358 тыс. человек. В переводе с мансийского языка Нижний Тагил означает «много воды», а с древнетюрского «ТАГЫЛЫ» "горная местность". Действительно, город окружает множество гор. Это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8 (19) октября 1722 года считается датой основания Нижнего Тагила, когда на Выйском заводе была получена первая продукция — чугун. Основан город династией Демидовых. Современный Нижний Тагил – один из крупнейших центров черной металлургии и машиностроения на Среднем Урале. Важное место в структуре промышленного производства также занимают выпуск транспортных средств и оборудования, химическая и нефтехимическая промышленность. Нижний Тагил славится такими известными предприятиями и заводами как:
Это дополнительное задание. Если вы считаете, что в вашем информационно-рекламном издании недостаточно сведений и вы хотите добавить что-то интересное о своем городе – дерзайте! Напишите в этом задании.
КОММЕНТАРИЙ
В этом задании дети могут самостоятельно представить наш город, проявляя креативность, творчество, знания по истории города.
Оценивание
Задание оценивается по 1 баллу за каждое новое сообщение. Учитывается достоверность, занимательность, интерес представления.