Рекомендации по подготовке и проведению современного урока в условиях реализации ФГОС НОО
Рекомендации по подготовке и проведению современного урока в условиях реализации ФГОС НОО
В современной школе предпочтение отдаётся развивающей стратегии преподавания. В связи с этим меняется структура современного урока.
С первых минут урока учитель обязан включить детей в совместную поисковую деятельность. Через проверку домашнего задания, коллизии, систему направляющих вопросов учитель подводит обучающихся к формулировке темы, цели и задач урока.
На протяжении всего урока учитель, применяя здоровьесберегающие технологии, следит за правильной осанкой обучающихся, вовремя проводит физминутки на расслабление мышц глаз и спины.
Учитель стремиться к тому, чтобы учащиеся сами могли придумать задание к предъявляемому упражнению, выбрать задание по силе, могли оценить свою работу.
На уроке в преподавании должен преобладать системно – деятельностный подход, дети должны быть направлены на практическую деятельность и самостоятельное добывание знаний.
Особое внимание следует уделить парной, групповой работе обучающихся.
Одним из проектных продуктов на уроке или в работе микрогруппы должны стать памятки, алгоритмы, опорные таблицы, самостоятельно изготовленные обучающимися.
На протяжении всего урока учитель вовремя и к месту проводит рефлексию, оценивание, отдавая предпочтение самоконтролю и самооценке учащихся.
Подводя итог урока, учитель опирается на мнение обучающихся. Для этого учитель может использовать методику «незаконченные предложения»:
- Что ты открыл для себя на уроке?
- В чём ты затруднялся?
- Что бы ты хотел обсудить, закрепить, узнать на следующем уроке?
10. Учитель должен провести самоанализ урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по подготовке и проведению современного урока в условиях реализации ФГОС НОО »
Рекомендации
по подготовке и проведению современного урока
в условиях реализации ФГОС НОО
Печенкина Тамара Павловна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 349 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
В современной школе предпочтение отдаётся развивающей стратегии преподавания. В связи с этим меняется структура современного урока.
С первых минут урока учитель обязан включить детей в совместную поисковую деятельность. Через проверку домашнего задания, коллизии, систему направляющих вопросов учитель подводит обучающихся к формулировке темы, цели и задач урока.
На протяжении всего урока учитель, применяя здоровьесберегающие технологии, следит за правильной осанкой обучающихся, вовремя проводит физминутки на расслабление мышц глаз и спины.
Учитель стремиться к тому, чтобы учащиеся сами могли придумать задание к предъявляемому упражнению, выбрать задание по силе, могли оценить свою работу.
На уроке в преподавании должен преобладать системно – деятельностный подход, дети должны быть направлены на практическую деятельность и самостоятельное добывание знаний.
Особое внимание следует уделить парной, групповой работе обучающихся.
Одним из проектных продуктов на уроке или в работе микрогруппы должны стать памятки, алгоритмы, опорные таблицы, самостоятельно изготовленные обучающимися.
На протяжении всего урока учитель вовремя и к месту проводит рефлексию, оценивание, отдавая предпочтение самоконтролю и самооценке учащихся.
Подводя итог урока, учитель опирается на мнение обучающихся. Для этого учитель может использовать методику «незаконченные предложения»:
- Что ты открыл для себя на уроке?
- В чём ты затруднялся?
- Что бы ты хотел обсудить, закрепить, узнать на следующем уроке?
10. Учитель должен провести самоанализ урока.
Рекомендации
к оснащению современного учебного кабинета
в условиях реализации ФГОС НОО
Печенкина Тамара Павловна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 349 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Расстановка и наличие мебели соответственно нормам СанПиНа.
Правильное освещение всего кабинета и доски.
Наличие плаката «Правила сидения», мешочков с солью для контроля правильной осанки.
Приспособления для проведения физминуток («восьмёрка для глаз», тренажёры для снятия мышечного напряжения глаз и спины по Базарному, массажные коврики, «су-джок» и т.д.)
Организация питьевого режима школьника (кулер) и одноразовые стаканчики.
Выполнение санитарных норм: наличие гигиенических приспособлений (бумажные полотенца, педальное ведро, жидкое мыло с дозатором и т.д.)
Наличие «Классного уголка» и плаката с государственной символикой.
Сменная выставка творческих работ обучающихся.
Игровая зона с развивающими играми, местом отдыха учащихся.
Автоматизированное рабочее место учителя с удобным хранением электронных пособий
Удобная учителю систематизация всех наглядных пособий.
Систематизация достижений учащихся в виде «Портфеля достижений».
Паспорт учебного кабинета.
Рекомендации
по внедрению здоровьесберегающей «технологии Базарного»
в условиях реализации ФГОС НОО
Печенкина Тамара Павловна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 349 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз.
Под ноги ребёнка, который стоит, кладётся массажный коврик из естественных тканей (соломы, хлопка, шерсти и т. д.) с пришитыми в несколько рядов пуговицами или сплетённый из деревянных шариков. Дети на них стоят без обуви. Это имеет оздоравливающий эффект, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Дети не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие.
Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий. Для этого учителем используются подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точки класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. «Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). Учитель в ходе урока периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.
С целью “смягчения” воздействия закрытых помещений и ограниченных пространств, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются специальные офтальмотренажеры “Бегущие огоньки”.
Для разминок и упражнений глаз используется офтальмотологический тренажёр «Восьмёрка». На потолке в классе большие - зелёный и красный- круги, чёрная восьмёрка со стрелками. Поскольку изображение схемы на потолке несет в себе определенные технические трудности, возможно его размещение на стене или плакате. Дети периодически становятся в центре под или перед схемой тренажером и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют соответствующие упражнения. При этом возможно сочетание движений глазами, головой и туловищем. Выполняется примерно по 10-12 движений по каждой траектории (по «овалам», по «восьмерке», по «кресту»). Частота выполнения таких тренажей зависит от продолжительности пребывания детей в помещении, а также от характера зрительной работы. Например: в процессе выполнения тонко координированных зрительных операций (чтение, рисование, письмо) рекомендуется выполнять упражнения через каждые 15-20 минут. Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока.
С целью развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный “Экологический букварь” - широкоформатная картина-панно, расположенная на одной из стен класса и изображающая уходящий в бесконечность пейзаж, насыщенный природными и рукотворными зрительными стимулами, образами и символами национальной культуры. На ней с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока.
В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие особо утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему “глаз-рука”. Только освоив предварительно эти прописи, дети переходят к освоению собственно буквенного письма. Учащиеся пишут перьями, обмакивая их в чернила.
Детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. По мнению Базарного, народное хоровое пение несёт в себе не только художественно-эстетические начала, но и является фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность.
Во многих школах по предложению Базарного введено раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек (гендерное). Девочки на два года опережают в развитии своих сверстников. У них свои интересы и восприятие мира. Положительные результаты такого разделения налицо: дети становятся более дисциплинированными и собранными, более серьёзными и ответственными на учебных занятиях и более уважительными по отношению друг к другу, к педагогам и родителям. Если девочек учат существительным на примере таких слов, как «принцесса», «красавица», то мальчикам учитель предлагает такие слова, как «воин», «рыцарь» и т. д.
Все образовательные учреждения, работающие “по-Базарному”, в начале и в конце учебного года проводят экспресс-диагностику детей и отчитываются перед родителями за состояние их здоровья и происходящие сдвиги в тех функциональных системах организма детей, которые наиболее остро реагируют на неблагополучие в организации педагогической среды. Это, прежде всего творческое воображение, осанка, острота зрения, нервно-психическая сфера.
Методические рекомендации
по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся
в условиях реализации ФГОС НОО
Печенкина Тамара Павловна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 349 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Основные этапы исследовательской деятельности включают постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, что позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем,
- формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
- представление результатов своей деятельности и хода работы;
- презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста:
- темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним;
- проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития;
- длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками;
- важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями;
- целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).
Методические рекомендации
по созданию условий для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья с позиции требований ФГОС НОО
Печенкина Тамара Павловна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 349 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Инклюзивное образование создаёт основу для более справедливого и гуманного общества. Это совместное образование «нормальных детей» и «особенных детей» с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): в речевой сфере, опорно-двигательной, эмоционально-волевой и т.д.
Необходимо знать о нормативно-правовом обеспечении инклюзивного образования.
Основой организации образовательного пространства, обеспечивающего успешную инклюзию младших школьников с ОВЗ в условиях массового обучения является личностно-деятельностном подход.
Наиболее приемлемые приёмы работы – это проговаривание, многократное повторение, действия по образцу учителя, деятельностное усвоение навыков письма и счёта.
Необходимость прочного и постоянного союза учителя, психолога и родителя для успешного включения детей в работу на уроке.
Использование в работе с детьми различные упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
Необходима опора на практический опыт детей, доступность и деятельностный подход в обучении, учёт слабой нервной системы (разнообразные методы работы), постоянное подбадривание и поощрение детей, многократное возвращение к одной и той же теме с разных сторон и точек зрения.
Важно использовать приёмы дифференцированной работы с обучающимися на уроке, в ходе которой дети получают разноуровневые задания. При этом у учителя есть возможность загрузить «сильных детей» и оказать стимулирующую помощь обучающимся по программе 7 вида.
Каждый учитель должен подходить творчески, разносторонне к работе с «особенными детьми» в режиме интеграции.