kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации к исследовательской работе по познанию мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье учащимся предлагается познакомиться с рекомендациями по проведению исследовательской работы по познанию мира в 3 классе. Ребята получат знания по оформлению своей работы по теме, основными терминами.

Исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом. Исследование это следование алгоритму опытного или теоретического анализа. Упрощенным вариантом такого алгоритма можно считать следующую последовательность действий:

  • наблюдение объекта (явления);
  • фиксация определенных параметров объекта;
  • теоретический анализ полученных данных и поиск путей их интерпретации (объяснений). 

Другими словами исследование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод  изучения чего-либо.

Основным критерием исследовательской работы является получение объективно новых знаний. В случае учебного исследования речь может идти о самостоятельно добытых знаниях. Кстати, в природе условия наблюдения объектов и явлений полностью никогда не повторяются, поэтому минимальная новизна ваших исследований, если они грамотно спланированы и выполнены, вам обеспечена. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации к исследовательской работе по познанию мира »

РЕКОМЕНДАЦИИ

к исследовательской работе по познанию мира.


Ребята, вот вы и повзрослели на целый год. Пришло время научиться выполнять исследовательскую работу.

Что же это такое?

Исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом. Исследование это следование алгоритму опытного или теоретического анализа. Упрощенным вариантом такого алгоритма можно считать следующую последовательность действий:

  • наблюдение объекта (явления);

  • фиксация определенных параметров объекта;

  • теоретический анализ полученных данных и поиск путей их интерпретации (объяснений). 

Другими словами исследование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод  изучения чего-либо.

Основным критерием исследовательской работы является получение объективно новых знаний. В случае учебного исследования речь может идти о самостоятельно добытых знаниях. Кстати, в природе условия наблюдения объектов и явлений полностью никогда не повторяются, поэтому минимальная новизна ваших исследований, если они грамотно спланированы и выполнены, вам обеспечена. 


Последовательность исследовательской работы.


  1. Любая исследовательская работа начинается с выбора темы. В вашей первой работе она уже указана.


  1. Затем вам необходимо определить актуальность исследования – это обязательное требование к любой работе.

Обосновывать актуальность избранной темы можно с точки зрения её научной, социальной, личностной значимости. Что это значит? Вы можете поработать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники). Устную информацию преобразовывать в письменную и сделать первоначальный анализ полученной информации. Т.е. почему-то, о чём вы пишите, происходит!

  1. Кроме актуальности необходимо определить практическую значимость исследования.

Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности:

  • решения на их основе той или иной практической задачи;

  • проведения дальнейших научных исследований;

  • использования полученных данных в процессе различных видов деятельности.


  1. Приступая к исследованию, необходимо поставить перед собой несколько вопросов:

- Какой результат предполагается получить?

- Каким видится его результат?

- Что необходимо сделать для его получения?

Это и есть следующий этап исследования: формулирование гипотезы, цели, задач, а также способов и методов ведения исследования.

Цель исследования – сформулированный в общем виде желаемый результат, который будет получен в ходе вашего исследования: теоретический и практический.

Всякая цель должна обладать пятью основными признаками:

  • полнотой содержания;

  • временной определённостью;

  • реальностью (соответствием возможностям);

  • побудительностью (соответствием мотивам субъекта деятельности);

  • операциональностью определения ожидаемого результата.

Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто; это предполагаемое решение проблемы.

К гипотезе предъявляют определённые требования:

  • она должна содержать предположение;

  • она должна быть проверяема, подтверждаема при помощи методик;

  • она должна быть логически непротиворечивой;

  • она должна быть реально опровергаемая или доказуемая.

Проверить гипотезу – значит проверить те следствия, которые логически из неё вытекают.

Гипотеза, получившая подтверждение, превращается в истинное утверждение и на этом прекращает своё существование. Опровергнутая гипотеза  становится ложным положением и опять-таки перестает быть гипотезой. Гипотеза – это форма познания окружающего нас мира и способов его преобразования.

Поставив цель и определив задачи, необходимо отобрать способы и методы ведения дальнейшего исследования.

Метод – способ достижения цели исследования, его решающая роль в успехе той или иной исследовательской работы очевидна. Основные методы исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервьюирование, анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, определения понятий.

  1. На  этапе планирования исследования работы необходимо составить план, который представляет собой более подробное изложение вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал.


Каждой группе предложена своя тема работы. Ваша тема записана на обложке: «

Правила оформления исследовательской работы



Лучше всего придерживаться общепринятой формы отчета о выполненных исследованиях.

а) В верхней части титульного листа указывается организация, школа и т. д., где занимается (учится) автор работы.

б) В верхней трети листа пишется полное название темы проведенных наблюдений.

в) Ниже помещаются сведения об авторе (фамилия, имя, возраст исполнителя (лей) или класс (группа) его обучения на момент сдачи работы руководителю или представления ее на какой-либо конкурс). Обязательно указывается фамилия, имя и отчество руководителя работы (если таковой имеется).

г) В середине нижней части листа приводятся год оформления отчета, который нельзя путать с годом проведения наблюдений, они могут не совпадать.

Текст пишется (печатается) только на одной стороне листа. Для оформления отчета используется стандартная бумага формата А 4.

Следующую страницу следует начинать с полного названия выполненной работы. Затем следуют разделы самой работы.

 Место и время проведения наблюдений. В этом разделе нужно достаточно подробно дать географическое положение территории: назвать административные область и район, в котором проходили ваши исследования, указать природную зону, в которой они находятся, привести описание ландшафтов, указать сроки выполнения работы.

 Цель и задачи исследования. В этом разделе необходимо сформулировать основную идею работы, ее цель.
В этом же разделе можно указать причину выбора темы и ее актуальность. Помните, что этот раздел не должен превышать объем одной страницы (лучше меньше), и должен быть помещен перед целью и задачами исследования.

Материал и методика. Опишите методику, с помощью которой проводилась работа, то есть каким способом были получены ответы, на вопросы сформулированные в задачах исследования и какой материал вам удалось получить.

Обсуждение результатов. Это основная часть работы, в которой излагается собранный материал, проводится его анализ, дается сравнительная характеристика полученных данных, приводятся графики, таблицы, диаграммы и т. д. При этом графический материал обязательно комментируется, а логические выводы аргументируются.

Иллюстративный материал принято делить на две группы: рисунки (схемы, диаграммы, графики и т.п.) и таблицы. Нумерация рисунков и таблиц раздельная. Иллюстрации помещаются в тексте вблизи места их первого упоминания. Номера и названия таблиц и рисунков печатаются (пишутся) над ними. В тексте работы будут уместны таблицы, содержащие проанализированные, обобщенные результаты исследования, которые служат подтверждением положений работы.

Выводы. Они содержат кратко сформулированные основные результаты работы, вытекающие из материала, приведенного в предыдущем разделе. Выводы должны соответствовать заявленной цели исследования и поставленным задачам. Фактически выводы это ответы на вопросы задач исследования. Естественно вы понимаете, что слово «вопросы» в данном контексте несколько шире, чем просто фраза с вопросительным знаком в конце.


Приложения. Этот раздел содержит крупные таблицы, графики, рисунки и другие графические материалы, которые по той или иной причине неудобно помещать в тексте основного раздела. Всем им, не зависимо от того в каком разделе работы они находятся, присваивается свой порядковый номер. Нумерация таблиц, и рисунков в данном случае сквозная – приложение №… Всем им кроме номера дается конкретное название. А в самой работе обязательно должно быть указано, к какой из таблиц или рисунков следует обратиться в тот или иной момент чтения текста.

Литература. Имейте в виду, что объект ваших наблюдений вряд ли попал в поле зрения натуралиста впервые. Неплохо было бы познакомиться с имеющимися по данной проблеме статьями, книгами и дополнить отчет сравнением своих наблюдений с литературными данными. В этом разделе вам необходимо перечислить все источники, которыми вы пользовались в алфавитном порядке.


Благодарности. Юные исследователи не должны забывать о научной этике. Кто-то помогал организовать исследования, консультировал, помогал устанавливать видовую принадлежность трудноопределимых объектов и т. п. Этих людей, наставников и коллег, стоит поблагодарить за помощь. Обычно благодарности пишутся очень кратко, в одну две фразы и помещаются либо в конце раздела «Материал и методика», либо в конце работы, но до приложений и библиографического списка. Во многих научных журналах благодарности принято выделять курсивом. Мелкие различия в оформлении работы могут зависеть от вашего личного стиля, характера работы, научной школы, к которой принадлежите вы и ваш научный руководитель.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Рекомендации к исследовательской работе по познанию мира

Автор: Церковная Татьяна Викторовна

Дата: 05.01.2015

Номер свидетельства: 150139

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Научно-исследовательская работа по теме: "Шоколад - вред или польза?""
    ["seo_title"] => string(71) "nauchno_issliedovatiel_skaia_rabota_po_tiemie_shokolad_vried_ili_pol_za"
    ["file_id"] => string(6) "381978"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484995774"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "От созерцания образа к познанию Отечества.Методические рекомендации по определению темы исследовательской работы в рамках заданной тематики. "
    ["seo_title"] => string(162) "ot-soziertsaniia-obraza-k-poznaniiu-otiechiestva-mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-opriedielieniiu-tiemy-issliedovatiel-skoi-raboty-v-ramkakh-zadannoi-tiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "104909"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402769053"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Интегрированный урок по русскому языку и познанию мира на тему: "Предложение. Деревья зимой". "
    ["seo_title"] => string(100) "intieghrirovannyi-urok-po-russkomu-iazyku-i-poznaniiu-mira-na-tiemu-priedlozhieniie-dieriev-ia-zimoi"
    ["file_id"] => string(6) "174070"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424086045"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Система методической работы как средство повышения профессиональной компетентности по развитию детского экспериментирования"
    ["seo_title"] => string(128) "sistiemamietodichieskoirabotykaksriedstvopovyshieniiaprofiessionalnoikompietientnostiporazvitiiudietskoghoekspierimientirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "258603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448534173"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "124370"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414689548"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства