От созерцания образа к познанию Отечества.Методические рекомендации по определению темы исследовательской работы в рамках заданной тематики.
От созерцания образа к познанию Отечества.Методические рекомендации по определению темы исследовательской работы в рамках заданной тематики.
Средства массовой информации
Методические рекомендации по определению темы исследовательской работы в рамках заданной тематики
Введение
Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации (газеты, журналы, кино, телевидение, радио). Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности.
Цель: Найти темы для исследовательских работ в рамках заданной тематики.
Задачи:
Рассмотреть понятие «информация»
Изучить виды средств массовой информации
Выявить возможные направления исследовательской деятельности по заданной теме
Исследовать местный материал по теме.
Предмет исследования: Средства массовой информации
Объект исследования: Местные СМИ
Гипотеза: Если мы изучим средства массовой информации на примере своего района, то возможно ли выявление нескольких тем для исследовательских работ в рамках заданной тематики?
Актуальность: Учителя-предметники находят темы для исследовательских работ учащихся, исходя из изучаемой учебной дисциплины. Для классного руководителя выбор темы для исследования становится затруднительным. Есть необходимость показать на одном понятии возможные варианты исследования этого предмета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«От созерцания образа к познанию Отечества.Методические рекомендации по определению темы исследовательской работы в рамках заданной тематики. »
МОУ Кассельская СОШ
Нагайбакского муниципального района Челябинской области
IV районная научно-практическая конференция
ОТ СОЗЕРЦАНИЯ ОБРАЗА К ПОЗНАНИЮ ОТЕЧЕСТВА
Средства массовой информации
Методические рекомендации по определению темы исследовательской работы в рамках заданной тематики
Автор: Глазова Л. А., заместитель директора
по ВР МОУ Кассельская СОШ
с. Фершампенуаз
2012 г.
Средства массовой информации
Методические рекомендации по определению темы исследовательской работы в рамках заданной тематики
Введение
Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации (газеты, журналы, кино, телевидение, радио). Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности.
Цель: Найти темы для исследовательских работ в рамках заданной тематики.
Задачи:
Рассмотреть понятие «информация»
Изучить виды средств массовой информации
Выявить возможные направления исследовательской деятельности по заданной теме
Исследовать местный материал по теме.
Предмет исследования: Средства массовой информации
Объект исследования: Местные СМИ
Гипотеза: Если мы изучим средства массовой информации на примере своего района, то возможно ли выявление нескольких тем для исследовательских работ в рамках заданной тематики?
Актуальность: Учителя-предметники находят темы для исследовательских работ учащихся, исходя из изучаемой учебной дисциплины. Для классного руководителя выбор темы для исследования становится затруднительным. Есть необходимость показать на одном понятии возможные варианты исследования этого предмета.
Развитие средств массовой информации
Процесс информатизации общества
Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, информационных технологий, телекоммуникаций и др. обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи.
В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества.
В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс информатизации. Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к существенным, а подчас драматическим изменениям во всех сферах жизни страны.
Отличительные черты СМИ – это
публичность, т.е. неограниченный круг пользователей;
наличие специальных технических приборов, аппаратуры;
непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.
Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах:
1. Коммуникативную – функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;
2. Непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;
3. Идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
4. Культурно-образовательную, заключающуюся, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;
5. Рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.);
Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио-телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).
«+» Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории.
Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем “репертуаром” сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер “извлечения” (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.). Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию.
Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» - после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.).
Все это возможно потому, что печатные издания легко иметь «при себе» и обращаться к «извлечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.). Правда, можно использовать переносной и снабженный наушниками радиоприемник или телевизор (в том числе плеер), но в этом случае возникают дополнительные трудности и ограничения (надо носить с собой технику, возможны помехи и запреты, экранирование, трансляция не интересующей передачи и т.д.). При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях (маргиналии) и т.д. и т.п. Все это определяет множество положительных сторон при контакте с печатными изданиями, что делает их на настоящий период незаменимыми и важными носителями массовой информации.
«-» Однако и у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.
Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирования. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его "потребителем". Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране.
Через два месяца после образования Нагайбакского района, в феврале 1928 года вышел в свет первый номер районной газеты под названием «Нагайбак». Организатором и первым редактором газеты был Прокопьев Петр Романович, нагайбак. Он редактировал газету до июня 1930 года, когда был направлен на работу в зерносовхоз "Нагайбакский" на должность начальника политического отдела совхоза. Временно должность редактора газеты "Нагайбак" исполнял Леонтьев Максим Александрович. Газета "Нагайбак" выходила по декабрь 1931 года.
С начала 1932 года районная газета стала выходить под названием «Кызыл нагайбак» («Красный нагайбак»). С 1932 по 1937 год газету "Кызыл нагайбак" редактировали М. Мясогу-тов и Хузят Сафин.
С 1937 по 1954 гг. Нагайбакская районная газета выходила под названием «Сталин юлы белэн» («По сталинскому пути»), ее редактировали: Сафин Хузят, Гусельников П. И., Соболев, Граханов Александр Степанович, Борисов. С 1954 по 1963 год газета выходила под названием «Заря коммунизма». 1 февраля 1963 года Нагайбакский район был упразднен, газета перестала выходить.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 года Нагайбакский район был восстановлен в прежних границах. Возобновила свою деятельность и районная газета уже под названием «Всходы». Редактором газеты был утвержден Кожемякин Александр Иванович. Он проработал в редакции 25 лет, из них более 20 лет был редактором. С 1988г. коллективом руководил Леонид Андреевич Маховиков.
За время издания газеты ее полиграфическое исполнение претерпело существенную эволюцию. От ручного набора и плоской печати газета перешла сначала к фотонабору, а теперь к компьютерному набору, верстке и офсетной печати.
В 60-е годы газету печатали в небольшом деревянном здании в Фершампенуазе. Типографией в ту пору руководил старейший полиграфист района М. М. Ишмаметьев. Летом 1978 года в райцентре было сдано в эксплуатацию новое типовое двухэтажное здание редакции и типографии. Здесь сконцентрировалась совместная работа редакционного коллектива и полиграфистов.
Немалый вклад в улучшение качества печати внесли начальник Нагайбакского участка Магнитогорской типографии Г. И. Васильев, линотиписты В. В. Игошева, Е. И. Ишменева, печатницы Р. А. Талипова, Л. М. Егорова, Л. А. Тептеева.
В 1985 году выпуск газеты переместился в Магнитогорскую типографию. В редакции на электронных машинах кодировались текст и макеты и по каналам связи передавались в Магнитогорск.
В 1994 году в редакции появился компьютер, и набор газеты стал осуществляться на современной технике. Оператор-наборщик Р. А. Толмачева набирал на компьютере газетные материалы, оператор-дизайнер В. Н. Игошева верстала газетные полосы и по электронной почте отправляла в Магнитогорскую типографию.
За много лет в редакции сформировался дружный работоспособный коллектив. Заметный след в истории газеты оставили журналисты: С. И.Маметьев, Э. С. Маметьев, В. И. Пташник, Л. Е. Петров, Н. П. Тесля, О. Сорочинская, Р. Васимова, О. Широких, Г. А. Ишимова, А. А. Плаксин, Л. Б. Янченков, В. Е. Егоров, Б. А. Юнусов, Г. А. Киртьянов. Многие годы в коллективе редакции работают опытные, творческие журналисты: В. С. Теряков, О. И. Терякова, В. Г. Сафронова, В. П. Иванов, С. А. Третьяков.
В настоящее время «Всходы» - это медиацентр, состоящий из газеты, телевидения и сайта. Читатели два раза в неделю о вторникам и субботам получают свежую информацию о жизни в районе. Телезрители два раза в неделю могут получить новости местного телевидения. Кроме того с апреля 2009 года начала действовать виртуальная версия газеты.
Радиовещание и связь
Вторым по времени появления средством массовой информации и коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны - эфирное вещание, осуществляемая по проводам - проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или – при передаче на очень большие расстояния – с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.
Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов – звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно создавать полноценную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволило широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или «цитировать» давно прошедшие передачи, и т.д.
Характерным для радио является вневизуальность - (лат. viceo "видение"). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия. Слушатели радио имеют возможность воспринимать звук более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, «не делит» своего внимания между звуком и тем, что его сопровождает. В этом смысле существует большая разница между прослушиванием концерта классической музыки по радио и «слушанием – смотрением» его по телевидению (ведь в первом случае аудитория воспринимает уже «сделанное» произведение, а во втором – имеет возможность наблюдать за тем, «как делается» произведение дирижером, оркестровыми группами, отдельными оркестрантами и т.д.) Радио как бы отфильтровывает звук от всех других элементов ситуации, несущих при зрительном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелательную, и тем самым сосредоточивает восприятие на нем «самом по себе». Но «монополия» звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории «увидеть», как и кем создается «звуковая картина».
Помимо этого, еще одна особенность радио – та, что отсутствие видеоряда позволяет слушателям проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа. Радиотеатр, радиомемуары, чтение художественных произведений и передача литературно - музыкальных композиций позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответствующее личному характеру восприятия художественного произведения (хотя актер или ведущий некоторым образом «задает рамки» слушательской фантазии).
«-» Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно - передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке, тем более «просматривать», как это свойственно контактам с печатными текстами. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки. Соответственно повышается роль предваряющего передачи обзора их содержания (типа «сначала новости вкратце»), а также, разумеется, большей опоры на предпочтения, интересы, мотивы аудитории при обращении к информации радио.
Наконец, следует отметить, что, хотя и возможно создание множества каналов радиовещания, слушатель в определенный отрезок времени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих (ведь отложенное слушание, как, например, отложенное чтение, невозможно). Поэтому важна строгая, четко рассчитанная на аудиторию программная политика, при хорошей реализации которой аудитория слушателей будет максимальной.
В селе Фершампенуаз отделение связи было организовано в 1926 году во главе с начальником Плотниковым. Контора связи размещалась на ул. Набережная (в настоящее время ул. Бикимова). В связи с образованием 4-5 декабря 1927 г. Нагайбакского района на базе Фершампенуазского отделения связи было создано Нагайбакское районное отделение связи., которое размещалось на ул. Ленина, дом № 53. Первым начальником районного отделения связи был назначен Плотников. Постепенно были открыты отделения связи:
в 1929 г. В рабочем поселке Балканы (начальник Сельский Иван Кондратьевич);
в 1930 г. В поселках Гумбейский (начальник Агупов Г. Д., погиб на фронте ВОВ 1941-1945 гг.); на центральной усадьбе зерносовхоза Нагайбакский (начальник Григорьев Иван Харитонович);
в 1931 г. В поселках Париж (нач. Тимеев Иван Кузьмич), Куликовский (нач. Сычев Ипат Иванович), Остроленко (нач. Шмидт Екатерина);
в 1933 г. В поселке Арси (нач. Базаев Афанасий Петрович).
В последующие годы отделения связи открылись в поселках Ново-Бурановский, Кассель, Курганный, Лебединое, Астафьевский, Знаменский, Александро-Невский, и т.д.
В 1927 г. в районном центре Фершампенуаз был установлен телефонный коммутатор на 10 номеров, который обслуживал районный комитет ВКП(б), райисполком, райком комсомола, отделение милиции, контору связи. Квартирные номера имелись у ответственного секретаря райкома ВКП(б) Каплуна Григория Михайловича, председателя райисполкома Захарова Федора Спиридоновича, начальника милиции, начальника конторы связи Плотникова.
В 1929 г. Районный центр с. Фершампенуаз был связан телефонной связью с г. Магнитогорском. В 1934 г. коммутатор на 10 номеров заменили на коммутатор с 30 номерами, в этом же году появилась телеграфная связь с помощью аппарата Морзе.
В начале 1935 года в районе полностью была завершена телефонизация населенных пунктов, за исключением Копаловского сельского Совета. В 1935 г. начальником районного отделения связи был назначен Ишмаметьев Александр Иванович, который на этой должности проработал до 1952 года.
В 1934 году началась радиофикация районного центра по инициативе радиолюбителя Ишимова Леонида Алексеевича. В этом же году при активном участии Прохорова Петра Алексеевича и Егорова Тимофея Михайловича приступили к организации радиоузла, в 1935 году радиотехником был назначен Егоров Т. М.
До начала Великой Отечественной войны продолжалась настойчивая работа по дальнейшему совершенствованию службы связи в Нагайбакском районе. В годы войны 1941-1945 гг. наши связисты постоянно принимали участие в конкурсах-смотрах работы районных контор связи и завоевывали призовые места. В 1943 г. наши связисты заняли второе место по стране, им вручили Почетную грамоту и денежную премию в размере 10 тысяч рублей. По итогам 1944 и 1945 гг. связисты района занимали третьи места по стране.
Ныне нагайбакский районный узел связи – это технически оснащенный, хорошо отлаженный коллектив, обеспечивающий предоставление услуг телефонной, телеграфной, почтовой связи и проводного вещания.
Телевидение
Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.
Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния – этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.
Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, так и с места событий (хотя прямое включение имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов связи). Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией.
На телевидении «аудио» и «видео» могут выступать и на равных, но в необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд либо на видеоряд (как, например, передача из картинной галереи). Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ - и публицистических, и художественных, и научно-популярных.
«-»Такая же (как и у радио) «принудительность» телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок и структуру, требует особенно тщательного подхода к составлению программ.
Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «триумвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее – это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию. Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио).
Телевидение в настоящее время является наиболее популярным средством массовой информации. Результаты социологического опроса показывают, что телевидение имеет большое преимущество - визуальность, т.е. эмоционально-образная информация вызывает наибольший уровень доверия, поскольку это дает возможность человеку самому прочувствовать ситуацию, которой он не был свидетелем.
Телевидение популярно среди молодежи, поскольку в настоящее время многие передачи несут в себе некие популярные идеи и темы, актуальные в молодежной среде. К тому же, возможно, тут играет роль и бесплатность телевидения – ведь далеко не каждый будет покупать газету или журнал для того, чтобы прочесть новости.
Районное телевидение молодо. Свое начало оно берет с создания при районном отделе культуры видеоклуба «Спутник». Освоение энтузиастами телевизионных профессиональных секретов началось на общественных началах. Первоначально велась трансляция видеофильмов. В апреле 1998 года вышел в эфир первый выпуск передачи местного телевидения. У истоков стояли Е. О. Васильева и С. Ф. Бердов. Позже в штат был принят оператором Г. Г. Тугульбаев, который вскоре поступил и закончил режиссерский факультет Челябинского института культуры. Немалый вклад в работу местного телевидения внесли также журналисты Т. В. Юзеева и Е. В. Мажаурова. С мая 2003 года районное телевидение стало структурной единицей редакции газеты «Всходы»; был образован единый творческий коллектив. Журналисты телевидения продолжают готовить еженедельные выпуски программы «Неделя». В марте 2004 года была обновлена аппаратура, телевизионщики получили современную для того времени цифровую камеру, видеомагнитофон, мощный компьютер и другую аппаратуру, что позволило значительно повысить качество монтажа телепередач.
Всемирная компьютерная сеть
К этим «триумвирам» в последнее десятилетие присоединяется и активно развивающийся четвертый тип каналов информации - всемирная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т.е. сетевые газеты и журналы, радио- и теле – «сетевещание», сайты (“странички") отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора (и при необходимости распечатываться на собственном принтере).
«-» Важно учесть также, что наибольшая часть информации передается на иностранных языках, что затрудняет для многих полноценное освоение информации даже при наличии в компьютере программы-переводчика. Более того, нынешняя информационная среда Сети перегружена чисто компьютерной информацией, равно как и сильно политизированной информацией в социальных областях. С другой стороны, ситуация медленно меняется в том смысле, что вся информация становится коммерческой, то есть коммерциализированной. На многих сайтах невозможно увидеть полной структуры новостей, поскольку преобладают так называемые «горячие» темы, сенсации дня. Интернет-пользователю предлагается лишь краткий обзор наиболее важных событий. Сложно сказать, является ли Интернет средством массовой информации. Скорее всего пока не является, но ситуация развивается таким образом, что Интернет как источник информации становится более структурированным, подборка новостей начинает осуществляться менее хаотично, многие новости распространяются официальными источниками. В скором времени, вероятно, Интернет станет полноценным средством массовой информации.
Методические рекомендации по определению темы исследовательской работы в рамках заданной тематики
Рассмотрев средства массовой информации, мы пришли к выводу, что данная тема изучена мало. Региональный компонент содержит недостаточно информации. Информация в разных источниках встречается противоречивая и в небольшом количестве.
Изучив материал по процессу информатизации общества можно выявить положительное и отрицательное влияние СМИ на развитие общества в целом. Исходя из того, что развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества можно рассмотреть вопрос во временных рамках – 19,20, 21 вв., провести сравнительный анализ достижений общества за этот период.
Также возникает необходимость изучения новых технических средств, информационных технологий, телекоммуникаций и др. обеспечивающих своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество.
В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс информатизации. Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к существенным, а подчас драматическим изменениям во всех сферах жизни страны.
При желании можно выявить отличительные черты СМИ (публичность; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье). Или рассмотреть одну из черт на примере одного вида СМИ.
Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах, появляется возможность изучить эти функции(коммуникативную, непосредственно-организаторскую, идеологическую, культурно-образовательную, рекламно-справочную, рекреативную)
Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио-телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).
Целесообразно было бы рассмотреть все положительные стороны данного вида СМИ. Другая группа может изучать отрицательное влияние печати на становление личности. Появляется возможность поработать с региональным компонентом. Можно изучить историю развития местной районной газеты, изучить первые возникшие печатные издания на территории нашей местности.
Можно изучит названия местной газеты, узнать, в связи с какими событиями газета меняла название.
1928 г. «Нагайбак».
1932 г. «Кызыл нагайбак» («Красный нагайбак»).
1937 - 1954 гг. «Сталин юлы белэн» («По сталинскому пути»).
1954 - 1963 гг. «Заря коммунизма».
1965 г. «Всходы».
Также можно за основу для исследования взять само здание типографии, процесс печатания газеты и т.д.
Вторым по времени появления средством массовой информации и коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны - эфирное вещание, осуществляемая по проводам - проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния. Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению. Можно провести исследование по содержанию радиоэфира, по рейтингу радиоволн среди автолюбителей, домохозяек и т.д.
Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов – звучащей речи, музыки, шумов. Изобретение различных способов записи звука позволило широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или «цитировать» давно прошедшие передачи, и т.д. возникает интерес к радиопостановкам, столь популярные в середине прошлого века.
Помимо этого, еще одна тема для исследования - проявление способности «фантазирования» мысленного образа слушателями (радиотеатр, радиомемуары, чтение художественных произведений и передача литературно - музыкальных композиций позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответствующее личному характеру восприятия художественного произведения).
Можно за основу взять анализ положительного и отрицательного влияния радиовещания на психологические свойства.
Можно также изучить историю развития радиофикации поселков района.
1929 г. - Балканы;
1930 г. – Гумбейский, Нагайбакский
1931 г. - Париж, Куликовский, Остроленко;
1933 г. - Арси
А также открытие отделений связи в других поселках (Ново-Бурановский, Кассель, Курганный, Лебединое, Астафьевский, Знаменский, Александро-Невский).
Можно изучить телефонизацию населенных пунктов. Интересно также узнать о радиолюбителе Ишимове Леониде Алексеевиче. Можно взять период Великой Отечественной войны, когда продолжалась настойчивая работа по дальнейшему совершенствованию службы связи в Нагайбакском районе. В годы войны 1941-1945 гг. наши связисты постоянно принимали участие в конкурсах-смотрах работы районных контор связи и завоевывали призовые места. В 1943 г. наши связисты заняли второе место по стране, им вручили Почетную грамоту и денежную премию в размере 10 тысяч рублей. По итогам 1944 и 1945 гг. связисты района занимали третьи места по стране. Интересно было бы выяснить, какие условия конкурса были тогда и по каким критериям выбирался лучший узел связи.
Изучая телевидение, которое вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века можно изучить его развитие (событийная информация, культура, развлечение). Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. Можно изучить сходство и различия передачи информации в радио и на телевидении. К примеру, от радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния – этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, так и с места событий.
На телевидении «аудио» и «видео» могут выступать и на равных, но в необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд либо на видеоряд (как, например, передача из картинной галереи). Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ - и публицистических, и художественных, и научно-популярных.
Телевидение в настоящее время является наиболее популярным средством массовой информации. Особенно среди молодежи, поскольку в настоящее время многие передачи несут в себе некие популярные идеи и темы, актуальные в молодежной среде. К тому же, возможно, тут играет роль и бесплатность телевидения – ведь далеко не каждый будет покупать газету или журнал для того, чтобы прочесть новости.
Районное телевидение молодо и исследовательских работ на эту тему пока не было написано. Можно начать изучение с созданного при районном отделе культуры видеоклуба «Спутник».
К СМИ в последнее десятилетие присоединяется и активно развивающийся четвертый тип каналов информации - всемирная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т.е. сетевые газеты и журналы, радио- и теле – «сетевещание», сайты (“странички") отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени. Таким образом, можно рассмотреть и изучить современные средства массовой информации на примере интернет-порталов.
Заключение
Мы выяснили, что одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации (газеты, журналы, кино, телевидение, радио). Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. Мы выполнили поставленную перед собой цель. Изучив одно понятие, можно найти темы для исследовательских работ в рамках заданной тематики.
В ходе нашего исследования, мы рассмотрели понятие «информация»; изучили виды средств массовой информации; выявили возможные направления исследовательской деятельности по заданной теме; исследовали местный материал по теме.
В ходе изучения данного вопроса мы пришли к выводу, что выявление нескольких тем для исследовательских работ в рамках заданной тематики возможно в ходе изучения средств массовой информации на примере своего района.
Таким образом, для классного руководителя выбор темы для исследования может быть не затруднительным. Если рассматривать вопрос в разных аспектах. В рамках одной тематики можно написать несколько исследовательских работ, не повторяясь в темах.
Вначале было слово, эту фразу знают все, но истолковывают ее каждый по-разному… Слово – это мысль, оформленная звуковыми рамками. Чтобы произнесенное слово не затерялось в информационном поле нашей планеты, люди научились закреплять звуковую информацию на бумажном полотне. Литеры – это приспособления для фиксации словесной мысли.
В XIX веке главным богатством была земля. Землевладельцы имели возможность управлять людьми, событиями.
В XX веке основным лимитирующим фактором являлся капитал. Промышленники, владеющие капиталом имели, большую значимость в обществе.
В XXI веке главной сферой экономики стала сфера услуг, а основным лимитирующим фактором – информация. Собственники информации способны «владеть миром». Средства массовой информации становятся «четвертой властью».
А как пользовались информацией наши предки? В прошлом веке было нормой доверять средствам массовой информации, т.к. информация было государственной, она была идеализированная и политизированная. Правительство несло ответственность за ее содержание, качество, достоверность. Мы получали готовую информацию, а сейчас молодое поколение надеется только на самих себя в плане добывания информации. Большей частью информацией владели люди старшего поколения, сейчас же дети во многом опережают своих родителей. Наша с Вами общая задача – это научить детей пользоваться информацией, уметь ее добывать, обрабатывать и передавать.
Оттолкнувшись от представленного образа, мы с Вами попытаемся поближе приблизиться к той ступеньке наших знаний, которые позволят нам по-иному взглянуть на привычные нам вещи.
Сотрудники периодического издания
Задание. Необходимо выпустить информационный бюллетень наши предкам – казакам, участникам боевых действий в войне 1812 г. обязательное условие – осветить все положительные и отрицательные изменения в нашей жизни.
Сотрудники радиовещательного канала
Задание. Разработать цикл программ для детской аудитории по теме «Родному району - 85». Составить план-сетку с кратким комментарием передач.
Сотрудники телевизионного канала
Задание. Подготовить вопросы для интервью казака-нагайбака, пришедшего с военной службы. В ходе беседы Вы должны узнать о быте и укладе семьи военного казака того времени (1842 г.)
Сотрудники Интернет-портала
Задание. Подготовить сайт для подростковой аудитории. Тема сайта – война 1812 г. сайт должен быть интересен для детей 11-14 лет. Указать возможные ссылки, игры, страницы и т.п.