Сегодня перед учителем начальных классов стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей школьников, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять индивидуальные склонности и дарования, развивать в учениках стремление к творческому восприятию знаний, ведь будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой девчонок и мальчишек.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Рефлексия в практике"»
Рефлексивный отчёт
учителя начальных классов Вицкой Светланы Владимировны
по школьному курсу «Рефлексия в практике»
Сегодня перед учителем начальных классов стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей школьников, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять индивидуальные склонности и дарования, развивать в учениках стремление к творческому восприятию знаний, ведь будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой девчонок и мальчишек.
В школе я работаю 9 лет. В век высоких технологий меняются интересы детей, необходимо было заинтересовать учащихся процессом обучения. Нужно шагать в ногу со временем. Потому я задумалась о том, что моя учительская деятельность должна измениться. А для того чтобы это произошло необходимо учиться, чтобы усовершенствовать свою педагогическую практику. Ещё древнегреческий баснописец Эзоп сказал: «Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда ».
Построение урока опиралось на деятельность учителя: он говорил весь урок, объяснял, давал готовые знания, опрашивал, оценивал. Дети для него были лишь «губки», которые впитывали и выдавали при необходимости полученные знания. После курса, я убедилась, насколько все изменилось. Роль учителя также и остается стержневой, но теперь его задача не выдавать знания, а через умелое применение различных приемов, стратегий подвести учащихся к самостоятельному осознанию своей роли и значимости. Что теперь дети сами ищут, добывают и доказывают, какие знания и каким образом им удобнее получать, где они сами могут выступать в роли учителя, и даже сами оценивать себя и других, учитель только наблюдает, направляет и контролирует ход их действий. Внедрение идей семи модулей раскрывает широкий спектр возможностей для учителя и учащихся.
В начале первых уроков я осознала то, что ученики не готовы к диалогу, дети были скованы, говорили мало и только давали ответы на мои вопросы. Для того чтобы создать условия для общения, я применяла различные стратегии для формирования атмосферы сотрудничества, искала новые игры на сплочение, для развития коммуникативных способностей учеников, увеличила время ожидания ответа. Я поняла, что в диалоге большое значение имеет индивидуальные, возрастные, умственные способности партнера по паре или группе. Я наблюдала такую ситуацию, когда мои замечания не имели большого воздействия на ученика, а замечания со стороны одноклассников влияли больше, ребенок принял их доводы и включился в работу.
Успех обучения зависит как от правильного определения его целей и содержания, так и от способов достижения целей, т. е. методов обучения и использование разных видов вопросов на уроках. По характеру вопросов различают уровень мышления по таксономии Блума: знание понимание, применение, анализ, синтез и оценка и все эти виды вопросов я применяла на своих уроках.
Согласно иерархии потребностей по Маслоу, я сделала для себя вывод, что, в первую очередь, я должна заботиться о том, чтобы в классе всегда была комфортная среда, доброжелательная атмосфера, дружеские отношения между детьми. Каждый урок я начинаю с психологического настроя, т.к у меня начальные классы я отношусь к выбору настроя очень внимательно. Потому что с помощью создания коллаборативной среды, разных игр и вопросов на засыпку я настраиваю их на веселый и удачный урок. «Ладошка к ладошке», «Комплименты», «Улыбка», «Весёлое приветствие» и т.д.
Далее с хорошим настроением мы повторяем пройденные темы с помощью вопросов или игры «ДА - НЕТ», « Аэробика для мозга», « Мозговой штурм», «Верно – Неверно» и т.д.
Свои уроки я провожу с использованием ИКТ, что способствует познавательному интересу учеников. На всех уроках после каждого задания я использую формативное оценивание при помощи стратегий: «Светофор», «Смайлики», «Большой палец», «Дерево достижений». Применяю листы оценивания, в которых ребята оценивают свою работу и работы друг друга. Например, после урока ребята отмечают, что им сегодня удалось на уроке, определяют собственный вклад в работу группы. В конце урока дети выбирают тот смайлик, который подходит к его настроению. Не менее интересной является работа по оцениванию собственных достижений. Вначале урока ребята пишут, чего ожидают от урока, а в конце урока если они добились результатов, получили удовлетворение от урока, то ребята уже прикрепляют к дереву плоды - смайлики. Этот прием позволяет ученику оценивать себя, дать оценку своей деятельности. Оценивают друг друга по образцу после выполнения специально предложенных заданий, тестирования при парной работе. Во время взаимного оценивания ребята доброжелательны друг к другу. Применение формативного оценивания позволяем мне установить с учащимися обратную связь.
Что же произошло со мной, моими учениками, со школой за этот короткий срок?
Учащиеся изменили отношение друг к другу, стали более внимательными, доброжелательными, понимающими, благодаря диалоговому обучению, работе в команде, сплотились, раскрыли в своих одноклассниках положительные качества, которые не были видны при обычной деятельности на уроке. Мои отношения с учащимися всегда были демократичные, доверительные. Мои ученики стали моими соратниками, дети легко воспринимают новшества, изменения, готовы к креативу. «Оттаяли» равнодушные, активно работали на уроках. Они уже «не в тени сильных учеников», благодаря использованию новых приёмов, они проявляли себя, выступали наравне с «сильными» учениками, поднимали свою самооценку.
При наблюдении за работой учащихся в группе, я увидела, как их охватывает общая атмосфера диалога, эмоциональное сопереживание, общий психологический настрой. Самостоятельная деятельность внутри группы стимулируют развитие саморегуляции и способствуют формированию адекватной самооценки.
Изучение идей модулей Программы заставило меня более подробно остановиться на каждом из них. Каждый модуль по - своему уникален и интересен, и, что важно, они взаимосвязаны. Некоторые подходы в обучении и преподавании меня настораживали. Я всегда думала, что групповая работа будет нарушать дисциплину на уроке, что будет мешать усвоению знаний. Но применяя эти подходы на уроках, я заметила, что дети на уроках стали активнее, общаясь в группах, советовались друг с другом, чего не было раньше. А то, что было в классе шумно, так это даже меня порадовало, потому что в каждой группе шло бурное обсуждение, и не было пассивных, равнодушных учеников на уроке. А что самое главное, ребята сами, исследуя проблемы, доходили до истины.
Когда правильное решение найдено самостоятельно, это, во-первых, приносит чувство удовлетворения от проделанной работы, а во-вторых, способствует лучшему запоминанию. Чтобы понять состояние учащихся, учителю, прежде всего, нужно быть восприимчивым к личности ученика. Данный подход предполагает обязательное активное участие ученика в постижении смысла учения, который становится в таких условиях ответственным за свое обучение. А ответственность осознается и принимается учеником из - за среды, которую создал учитель на уроке. Обучение на уроках без диалога невозможно, раньше я просила учащихся составить диалог только по готовому шаблону, чтобы выявить их знания. Сейчас я взглянула на диалог по – другому. На одном из уроков по теме «Что полезно, а что вредно» я наблюдала за диалогом учащихся, которые высказывали свои идеи о том, какие привычки полезны для здоровья человека, а какие приносят вред. В ходе диалогической беседе, учащиеся показали свои знания и умения, которые позволяют делать выводы о пользе групповой работы. Были моменты, когда учащиеся затруднялись в составлении диалога, я помогала им, консультировала. Комфортная среда способствовала снятию тревожности некоторых детей, раскрытию творческого и интеллектуального потенциала каждого ребёнка. Дети с высоким уровнем учебных способностей реализовали свои потребности через решение сложных и расширенных заданий, через обучение более слабых учеников. Менее способные дети получили возможность для трансформации своих интеллектуальных качеств, войдя в зону своего ближайшего развития с помощью своих одноклассников.
С помощью групповых работ ученики начальных классов развивают свои речевые навыки и учатся слушать и не перебивать, не перекрикивать друг друга, соблюдая правила работы в группе, которые сами составили. Во время групповой работы ребята охотно делились своими мыслями друг с другом, кто-то в процессе данного диалога узнавал, что-то новое для себя, кто-то не соглашался с мнением своих товарищей. Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать или одноклассники, или учителя.
После групповых работ я всегда организую разные, веселые «музыкальные» физминутки, которые помогают снять напряжение после работы. Учащиеся увлечённо выполняют упражнения вместе с героями видеоролика.
Немаловажным также является воспитание творческих способностей, коммуникабельности, артистизма, сопереживания, толерантности, умения себя преподнести, отстаивать свою точку зрения, «слушать и слышать» и одно из главных – умение работать в команде (одна из задач, провозглашенных ЮНЕСКО).
Конечно, задача формирования вышеуказанных качеств, - это кропотливая многолетняя работа, но, если её не начать выполнять сейчас, то и через десять лет наши проблемы не разрешатся сами по себе.
В серии последовательных уроков я использовала форму диалогического обучения при работе с источниками информации, создании кластера, в задании «Лови ошибку», «Найди соответствие», «Составь задачу по тексту». В задании «Выбери магазин» учащиеся находили оптимальное решение, а в творческом задании на стратегию «Вкусная добавка» пригодилось знание цен на основные продукты, соотнесение выбора с полезностью продукта. Творческое задание «Создай рекламу» выявило в каждой группе лидера, который взял на себя ответственность за распределение ролей, в ходе обсуждения выбиралась форма представления и, наконец, представление самой рекламы.
Выполняя поставленные выше задания, учащиеся учились находить информацию, выделять суть, учились классифицировать, сопоставлять, развивать стратегическое мышление, формировали навыки исследовательской работы, рациональность и креативность, умение применять свои знания в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать себя.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приемов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Модуль критического мышления основан на трех этапах - это актуализация знаний, осмысления и рефлексии. Первая стадия - это активизация ранее изученных знаний. У учащихся пробуждается интерес к изучаемой теме, определяются цели урока. Ребенок задает себе вопрос: Что я знаю по данной теме? Такая постановка вопросов, дает возможность для развития мышления и речи учащихся и умения рассуждать. Анализируя все свои уроки, с применением модуля критическое мышления, я могу сделать следующие выводы.
Во-первых, все учащиеся были включены в работу, на мой взгляд, это очень важно. Ученики не сидели пассивно. На уроках им приходилось постоянно думать, вспоминать, делиться мнениями, читать, писать, обсуждать, доказывать.
Во-вторых, такие уроки побуждают детей самих составлять и задавать вопросы, и активизируют их к поиску ответов.
Одна из основных целей данного модуля - научить ученика самостоятельно мыслить и уметь передавать информацию. Заинтересованность учащихся в ходе своей работы делает их сплоченными, дружными, способствует тому, что сильные учащиеся приходят на помощь слабым, так как оценивается не только индивидуальная работа каждого, но и работа всей группы. Я пришла к выводу, что технология развития критического мышления актуальна, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Чем же в первую очередь такие подходы и методы обучения привлекает учащихся? Тем, что они позволяют развивать скорость мышления, память, наблюдательность, воображение, фантазию, пополняется словарный запас, развивается речь, в логической последовательности высказывают свои мысли, логику, критику, творчество, информационную выносливость.
На этапезаключения, мы с учениками вставали в круг. Ученики по кругу высказывались одним предложением, дополняя начало предложенных фраз: «Сегодня я узнал …», «Было интересно…», «Я научился…». Такая работа помогла выявить главные моменты урока, поговорить о том, что не получилось, оценить свою работу на уроке.
На этапе рефлексии для выяснения степени понимания учебного материала ученики сами оценивали себя по стратегии «Кулак и пять пальцев», «Большой палец вверх»,«Лесенка успеха», «Пятёрочка» и многие другие.
Рефлексия моей деятельности с учётом семи модулей позволила мне увидеть минусы в моей работе, а именно на моих уроках учащиеся редко выступали перед всем классом, мало внимания уделяли развитию речи. Устранению этих недостатков мне помогает диалоговое обучение, которое в дальнейшем я, безусловно, буду использовать, тщательно продумывая планы уроков, создавая на уроке атмосферу творчества, открытий, исследований и активной деятельности.
Рефлексия помогает посмотреть на урок глазами детей с разным уровнем знаний, разного темперамента; узнать их оценку, предложения, настроение.
Именно различные мнения в оценке – одна из движущих сил рефлексии – инструмент влияния на учебный процесс.
«Рефлексия поддерживает и уточняет действие. Действование без рефлексии – необдуманность и бестолковость. Рефлексия без действия – зацикливание на себе». Может по этой причине ученики, просиживая за школьной партой годы, затрудняются ответить, зачем и для чего они обучаются.
Цель рефлексии не фиксирование результата, а построение смысловой цепочки, сравнение своих приёмов и методов с применяемыми другими.
Программа курсов дала мне возможность на этом примере проследить, как вроде бы и правильный лозунг культа обучения, придуманный взрослыми, на детей оказывает прямо противоположный эффект, превращая по природе своей юных почемучек в равнодушных учеников.
Хочется верить, что повсеместное и систематическое использование семи модулей позволит активизировать деятельность учащихся, а, следовательно, станет очагом развития личности ученика, научит его мыслить, размышлять, учиться, рефлексировать, самосовершенствоваться.