Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация творческих проектов в начальной школе»
Реализация творческих проектов в начальной школе
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Учебно-воспитательный процесс в начальных классах имеет богатые возможности для патриотического воспитания, которые содержат обширный материал о нашей Родине, о её истории. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников строится с учётом пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально - волевое отношение к деятельности по защите Родины.
В настоящее время широко внедряется в учебно-воспитательный процесс технологии проектной деятельности учащихся. Патриотическое воспитание не может быть ограничено только вооружением учащихся знаниями, полученными на уроках. Внеклассная работа позволяет углубить знания детей. Очень важно, чтобы мероприятия пробуждали у ребят интерес и желание к включению их в поисковую работу.
Для более эффективного результата своей работы я использую проекты, где учащиеся делают первые шаги в познании нового, приобретают навыки творческой деятельности и приобщаются к нравственному образу жизни. Например, на уроках литературы при изучении произведений о Великой Отечественной войне. Я ставлю цель: формирование интереса к историческому прошлому страны через проектную деятельность. Что даёт возможность учащимся взглянуть на события далёкого прошлого и в полной мере осознать величие и цену победы советского народа в Великой Отечественной войне. Проектная деятельность – деятельность творческая, способствующая развитию творческих черт личности. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения хода деятельности, способность к глубокому пониманию причинно- следственных связей и другие качества, характерные для творческой личности.
Проектная деятельность предусматривает и внеурочную работу учащихся. Организуются творческие группы по интересам. Каждая группа выбирает проект из нескольких предложенных вариантов. С помощью учителя и родителей выполняют работу коллективно. Организация проектной деятельности укладывается в следующую структуру деятельности:
мотив проблема цель задачи методы и способы
план действия результат рефлексия.
Подробнее остановимся и рассмотрим патриотический проект литературно-музыкальной композиции «Великое испытание», возможности и методические особенности его творческой реализации. Цель данного проекта: сплочение участников проектной деятельности, силой слова и музыки воздействовать на души детей. Задача: новые полученные сведения позволят учащимся глубже прочувствовать значимость событий Великой Отечественной войны. Выход: электронная версия, составленная учителем, защита творческих проектов в виде участия литературно - музыкальной композиции. Данный проект был реализован в течение двух недель.
Прежде всего, перед началом работы, напоминаю учащимся особенности проектной деятельности, этапы работы. Затем предлагаю ряд вариантов мини-проектов. Например: « Битва под Москвой », « Блокада Ленинграда», « Сталинградская битва », « Курская битва », « Битва за Берлин ».
В ходе работы провожу совместное обсуждение, распределение по творческим группам. Дети определяют форму выполнения заданий, презентации результатов работы (форму участия каждого ученика в проекте). Разрабатывают план выполнения проекта, определяют способы совместной деятельности и сроки выполнения работы.
Непосредственно на уроке провожу беседу на тему «Наша Родина», в ходе которой ученики получают теоретические знания по данному направлению. Затем большой объём занимает внеурочная деятельность. Стремясь узнать как можно больше, учащиеся посещают городской музей. Благодаря музею ребята проникаются гордостью за патриотизм своего народа. Классный час, на котором ученики встречаются с военнослужащими Вооружённых Сил России, участниками и ветеранами ВОВ. Такие мероприятия несут должный эффект, когда сами школьники выступают активными участниками в его подготовке и проведении. Им по силам работа по оформлению помещения плакатами и рисунками, изготовление самодельных подарков, чтение стихов, исполнение песен. Всё это несет в себе большой учебный и воспитательный потенциал: стимулирует индивидуальность учащихся, воспитывает стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему.
Затем следует самостоятельная работа: дети собирают материал, работают с литературой и другими источниками, обращаются за помощью к родителям, непосредственно выполняют проект. Я, как руководитель проекта, наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником. Провожу беседы и консультации с детьми, испытывающими затруднения при выполнении поставленной проблемы.
Затем мини-группы представляют результаты проектной деятельности, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют самооценку. Я выступаю участником коллективной оценочной деятельности, определяю задачи для новых проектов.
Дети творчески подошли к выполнению своей работы; самостоятельно, по указанным учителем источникам, нашли нужную информацию, подготовили сообщения, музыкальное сопровождение, изготовили плакат «Подвигу народа жить в веках!». Весь собранный материал нашёл отражение в участии литературно-музыкальной композиции и подведении итогов выполнения проекта, которое осуществлялось в виде выступления по предложенному плану:
Сформулируйте основную идею вашей программы?
Каков результат вашего проекта?
Какие использовались материалы при выполнении проекта?
Достаточными ли знаниями вы обладали или было необходимо их пополнить?
Оцените, насколько комфортно вы себя чувствовали при подготовке своей программы и ее презентации?
Достаточно ли было времени для реализации проекта?
Кто вам помогал? В чем заключалась помощь?
Какие комментарии вы получили по оценке вашего участия в проекте от родителей, сверстников, учителя?
Можно ли улучшить ваш проект, и какие направления можно выделить для дальнейшей работы?
После выполнения проекта каждому ученику были предложены методики по самооценки своего участия в проектной деятельности.
Методики самооценки школьников по участию в проектной деятельности.
Уважаемый ученик, ты принял участие в реализации проекта «Великое испытание».
Тебе предлагается оценить своё отношение к данному виду работы.
Фамилия, имя ______Школа, класс _______________________________________
Задание № 1 Ответь на вопросы и впиши свои ответы на строчках.
Ты уже знаешь, что такое творческие проекты. Напиши, что именно тебе нравится делать, когда ты выполняешь свой проект_____________________________________
А теперь подумай и напиши, что тебе не нравится делать, когда ты выполняешь свой проект_________________________________________________
Задание № 2 Оцени свое отношение к выполнению творческого проекта по предложенным шкалам. Поставь на каждой строке «+» в том месте, где ты считаешь нужным.
При выполнении творческого проекта, я считаю его:
Однообразным разнообразным
Интересным скучным
Желательным нежелательным
Легким трудным
Нужным ненужным
Беспокойным спокойным
Простым сложным
Непонятным понятным
Полезным бесполезным
Задание № 3 Выбери только один вариант ответа, отметь его знаком «+». Какой этап проектной деятельности, тебе больше всего понравился:
Подготовка проекта.
Выполнение и оформление проекта.
Презентация проекта.
Задание № 4 Выбери только один вариант ответа, отметь его знаком «+». Оцени свое участие в проектной деятельности: а - «участвую с удовольствием»; в - «нравится»; с - «не очень нравится»; d - «совсем не нравится»; е - «не знаю, мне все равно»
Были получены следующие результаты методики самооценки школьников по участию в проектной деятельности: большинство учеников указали, что творческие проекты имеют интересные задания. Нравится оформлять творческие проекты и особенно выступать перед аудиторией.
При выполнении творческого проекта:
100% назвали проект: разнообразным, интересным, желательным, понятным, нужным, полезным.
94 % назвали проект: спокойным.
89 % назвали проект: лёгким, простым.
11 % назвали проект: трудным, сложным.
6 % назвали проект: беспокойным.
Проекты и проектная деятельность служат средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановке задач и умения нестандартно решать проблему, воспитывает у детей необходимые в жизни качества: целенаправленность, изобретательность, настойчивость. Опыт моей работы может быть использован, как начинающими, так и опытными педагогами, работающими над осуществлением проектов для активизации познавательной деятельности учащихся.
Библиография:
Бондаренко А.И. Проект как одна из форм организации образовательно – воспитательного процесса в начальной школе //Начальная школа+ до.- 2004.-№5С.50
Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии.- 2001.- №2.- С.108-114.
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное образование. -2000.- №9. - С.177 – 180.
Громыко Ю.В. Исследование и проектирование в образовании//Школьные технологии.- 2005.- №2.- С.66-69.
Матяш Н.В.; Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителей начальных классов. – М.:Вентана – Графф, 2002.
Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности //Народное образование.- 2000.- №7.- С.151-157.
Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев.– М.: АРКТИ, 2006. – 80 с. (Методическая библиотека). – 5 000 экз. – ISBN 5-89415-400-6