kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация деятельностного подхода через технологию проблемного обучения на уроках в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Великая цель образования –  это не знания,

а действия».
                                       Герберт Спенсер

Сегодня главной целью образования становится не передача знаний, а  развитие личности ученика, его способности самостоятельно  ставить  учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря -  необходимо ребенка научить умению учиться. Этому способствует использование деятельностного подхода на уроке.

Хочется начать  не с урока, а с человека вообще. Каким мы  представляем человека, когда слышим характеристику о нем, как о деятельном человеке?

Я думаю, что многие согласятся, что это человек с активной жизненной позицией, которому многое интересно, он делает и действует целеустремлённо, настойчиво и энергично, тем самым улучшая свою жизнь и жизнь окружающих.

          «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».

 Лев Семенович Выготский   

При использовании деятельностного подхода в обучении меняется не только роль ученика при этом, но и  роль учителя: учитель  становится  организатором деятельности детей. Сделать это старыми способами невозможно, поэтому мне, как учителю, нужно было пересмотреть всю свою систему деятельности, учиться проектировать урок по-новому. Этому же должен способствовать  и УМК. Но по какой бы программе не обучались дети,  на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений в узкой предметной области, а  становление развитие личности ребенка в процессе деятельности, индивидуальной и коллективной деятельности,  учебно-познавательной и  социальной.

Эта модель -  структура деятельности человека, желающего быть успешным. Думаю, что структуру деятельности ученика можно представить в виде этой же модели.

мотив - цель-методы и средства-действие-результат

Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить цель и находить пути  и средства для ее достижения. Поэтому и мне как учителю необходимо выбрать наиболее эффективные технологии, средства, приемы.

Деятельностный подход на уроке реализую,  используя технологию проблемного обучения.

Для меня проблемное обучение дает возможность по-новому открывать знания  со своими учениками. Учу детей видеть проблему, уметь задать  вопрос. Вопрос выведет детей на размышление, а  мышление обычно начинается   с проблемы или вопроса, с удивления или с недоумения – иначе говоря с противоречия.  Например, простая, но забавная картинка выведет детей сразу на размышления.

Лягушка:"Если я зеленая, значит я растение?"

Противоречие приводит к тому, что ученик переживает интеллектуальное затруднение и осознает, что знаний  недостаточность  усвоенных знаний.

 Приведу пример фрагмента урока русского языка  в 1 классе по  теме «Алфавит». Этап усвоения новых знаний. Ученикам, у которых уже  сформировано умение располагать слова по алфавиту, предложила практическое задание:  

Практическое задание. Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом): морковь, капуста, ежевика, горох, малина (появляются  предметные картинки: морковь, капуста, малина, ежевика, горох). Детям предлагаю написать слова в алфавитном порядке.

- Напишите слова в алфавитном порядке.  Создана проблемная ситуация: как определить порядок слов, начинающихся на одинаковую букву: морковь или малина.

В результате выполнения задания у учеников получилось 2 гипотезы:

1 гипотеза: горох, ежевика, капуста. морковь, малина

2 гипотеза:горох, ежевика, капуста. малина, морковь

Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация для ученика становится учебной задачей.  Через создание проблемной ситуации и  ведение диалога ребята обучаются и целеполаганию.

Конечно, в 1 классе дети ставят цель и выдвигают гипотезы своим детским языком, но правильно, грамотно еще сформулировать не могут. Эти умения формируются в процессе приобретения опыта. Например, на уроке во 2 классе «Чередование согласных в корне слова» учащиеся  соотнесли свои действия с известным им алгоритмом нахождения корня слова,  на этой основе выявили и зафиксировали причину затруднения и сформулировали гипотезы в иной форме, чем в 1 классе.

Фиксация проблемы:

2 или 3 слова?

корень свет? свеч? све?

Гипотезы:

1. Если слово свечу является родственным, тогда 3 родственных слова и корень "све";

2. Если слово свечу не является родственным, тогда 2 родственных слова в тексте и корень "свет".

Технологию проблемного обучения в основном применяю на этапах актуализации знаний, усвоения новых знаний. Обучение деятельности предполагает  совместную учебно-познавательную деятельность группы, конечно,  под руководством учителя. То, что сегодня ученик сделает с помощью своих товарищей, завтра он это сделает самостоятельно.

В самом начале внедрения технологии проблемного обучения, мне было жаль времени, потраченного на исследование. Казалось, что за это время я бы уже давно объяснила материал и сколько бы еще выполнили практических заданий на его закрепление! Но с практикой все лучше понимаешь слова  Жан. Жака Руссо

 «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями».

Именно с затруднениями, так как они  мотивируют к познанию,  заставляют  ученика действовать  на уроке, а взрослого человека -  в решении жизненных проблем.

Использование деятельностного подхода, включение в учебную деятельность заданий высокого уровня – все это направлено на развитие ребенка.  Реализация деятельностного подхода  многое меняет в жизни ученика и учителя, но самое главное ребенок становится активным деятельным человеком. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация деятельностного подхода через технологию проблемного обучения на уроках в начальной школе. »

Учитель начальных классов

МАОУ гимназии №26 г. Томска

Головина Татьяна Сергеевна


Реализация деятельностного подхода через технологию проблемного обучения на уроках в начальной школе.


«Великая цель образования – это не знания,

а действия».
Герберт Спенсер

Сегодня главной целью образования становится не передача знаний, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - необходимо ребенка научить умению учиться. Этому способствует использование деятельностного подхода на уроке.

Хочется начать не с урока, а с человека вообще. Каким мы представляем человека, когда слышим характеристику о нем, как о деятельном человеке?

Я думаю, что многие согласятся, что это человек с активной жизненной позицией, которому многое интересно, он делает и действует целеустремлённо, настойчиво и энергично, тем самым улучшая свою жизнь и жизнь окружающих.

«В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».

Лев Семенович Выготский

При использовании деятельностного подхода в обучении меняется не только роль ученика при этом, но и роль учителя: учитель становится организатором деятельности детей. Сделать это старыми способами невозможно, поэтому мне, как учителю, нужно было пересмотреть всю свою систему деятельности, учиться проектировать урок по-новому. Этому же должен способствовать и УМК. Но по какой бы программе не обучались дети, на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений в узкой предметной области, а становление развитие личности ребенка в процессе деятельности, индивидуальной и коллективной деятельности, учебно-познавательной и социальной.

Эта модель - структура деятельности человека, желающего быть успешным. Думаю, что структуру деятельности ученика можно представить в виде этой же модели.

Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить цель и находить пути и средства для ее достижения. Поэтому и мне как учителю необходимо выбрать наиболее эффективные технологии, средства, приемы.

Деятельностный подход на уроке реализую, используя технологию проблемного обучения.

Для меня проблемное обучение дает возможность по-новому открывать знания со своими учениками. Учу детей видеть проблему, уметь задать вопрос. Вопрос выведет детей на размышление, а мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или с недоумения – иначе говоря с противоречия. Например, простая, но забавная картинка выведет детей сразу на размышления.

Противоречие приводит к тому, что ученик переживает интеллектуальное затруднение и осознает, что знаний недостаточность усвоенных знаний.

Приведу пример фрагмента урока русского языка в 1 классе по теме «Алфавит». Этап усвоения новых знаний. Ученикам, у которых уже сформировано умение располагать слова по алфавиту, предложила практическое задание:

Практическое задание. Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом): морковь, капуста, ежевика, горох, малина (появляются предметные картинки). Детям предлагаю написать слова в алфавитном порядке.

- Напишите слова в алфавитном порядке. Создана проблемная ситуация: как определить порядок слов, начинающихся на одинаковую букву: морковь или малина.

В результате выполнения задания у учеников получилось 2 гипотезы:

Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация для ученика становится учебной задачей. Через создание проблемной ситуации и ведение диалога ребята обучаются и целеполаганию.

Конечно, в 1 классе дети ставят цель и выдвигают гипотезы своим детским языком, но правильно, грамотно еще сформулировать не могут. Эти умения формируются в процессе приобретения опыта. Например, на уроке во 2 классе «Чередование согласных в корне слова» учащиеся соотнесли свои действия с известным им алгоритмом нахождения корня слова, на этой основе выявили и зафиксировали причину затруднения и сформулировали гипотезы в иной форме. Чем в 1 классе.

Технологию проблемного обучения в основном применяю на этапах актуализации знаний, усвоения новых знаний. Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы, конечно, под руководством учителя. То, что сегодня ученик сделает с помощью своих товарищей, завтра он это сделает самостоятельно.

В самом начале внедрения технологии проблемного обучения, мне было жаль времени, потраченного на исследование. Казалось, что за это время я бы уже давно объяснила материал и сколько бы еще выполнили практических заданий на его закрепление! Но с практикой все лучше понимаешь слова Жан. Жака Руссо

«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями».

Именно с затруднениями, так как они мотивируют к познанию, заставляют ученика действовать на уроке, а взрослого человека - в решении жизненных проблем.

Использование деятельностного подхода, включение в учебную деятельность заданий высокого уровня – все это направлено на развитие ребенка. Реализация деятельностного подхода  многое меняет в жизни ученика и учителя, но самое главное ребенок становится активным деятельным человеком.





2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Головина Татьяна Сергеевна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161681

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Технологии системно - деятельностного подхода по формированию личностных результатов обучения в условиях введения и реализации ФГОС . "
    ["seo_title"] => string(152) "tiekhnologhii-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-po-formirovaniiu-lichnostnykh-riezul-tatov-obuchieniia-v-usloviiakh-vviedieniia-i-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "206530"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430209096"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Новый образовательный стандарт - мой творческий поиск"
    ["seo_title"] => string(54) "novyi_obrazovatiel_nyi_standart_moi_tvorchieskii_poisk"
    ["file_id"] => string(6) "374844"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1483275461"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Выступление - обобщение опыта "Технология деятельностного обучения как условие развития УУД младших школьников  на примере УМК «Гармония»" "
    ["seo_title"] => string(157) "vystuplieniie-obobshchieniie-opyta-tiekhnologhiia-dieiatiel-nostnogho-obuchieniia-kak-usloviie-razvitiia-uud-mladshikh-shkol-nikov-na-primierie-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "111305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407336574"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Реализация «обратной связи» на уроке, умений применять теоретический материал на практике"
    ["seo_title"] => string(89) "riealizatsiiaobratnoisviazinaurokieumieniiprimieniattieorietichieskiimatierialnapraktikie"
    ["file_id"] => string(6) "292931"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455374426"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства