«Великая цель образования – это не знания,
а действия».
Герберт Спенсер
Сегодня главной целью образования становится не передача знаний, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - необходимо ребенка научить умению учиться. Этому способствует использование деятельностного подхода на уроке.
Хочется начать не с урока, а с человека вообще. Каким мы представляем человека, когда слышим характеристику о нем, как о деятельном человеке?
Я думаю, что многие согласятся, что это человек с активной жизненной позицией, которому многое интересно, он делает и действует целеустремлённо, настойчиво и энергично, тем самым улучшая свою жизнь и жизнь окружающих.
«В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».
Лев Семенович Выготский
При использовании деятельностного подхода в обучении меняется не только роль ученика при этом, но и роль учителя: учитель становится организатором деятельности детей. Сделать это старыми способами невозможно, поэтому мне, как учителю, нужно было пересмотреть всю свою систему деятельности, учиться проектировать урок по-новому. Этому же должен способствовать и УМК. Но по какой бы программе не обучались дети, на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений в узкой предметной области, а становление развитие личности ребенка в процессе деятельности, индивидуальной и коллективной деятельности, учебно-познавательной и социальной.
Эта модель - структура деятельности человека, желающего быть успешным. Думаю, что структуру деятельности ученика можно представить в виде этой же модели.
мотив - цель-методы и средства-действие-результат
Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить цель и находить пути и средства для ее достижения. Поэтому и мне как учителю необходимо выбрать наиболее эффективные технологии, средства, приемы.
Деятельностный подход на уроке реализую, используя технологию проблемного обучения.
Для меня проблемное обучение дает возможность по-новому открывать знания со своими учениками. Учу детей видеть проблему, уметь задать вопрос. Вопрос выведет детей на размышление, а мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или с недоумения – иначе говоря с противоречия. Например, простая, но забавная картинка выведет детей сразу на размышления.
Лягушка:"Если я зеленая, значит я растение?"
Противоречие приводит к тому, что ученик переживает интеллектуальное затруднение и осознает, что знаний недостаточность усвоенных знаний.
Приведу пример фрагмента урока русского языка в 1 классе по теме «Алфавит». Этап усвоения новых знаний. Ученикам, у которых уже сформировано умение располагать слова по алфавиту, предложила практическое задание:
Практическое задание. Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом): морковь, капуста, ежевика, горох, малина (появляются предметные картинки: морковь, капуста, малина, ежевика, горох). Детям предлагаю написать слова в алфавитном порядке.
- Напишите слова в алфавитном порядке. Создана проблемная ситуация: как определить порядок слов, начинающихся на одинаковую букву: морковь или малина.
В результате выполнения задания у учеников получилось 2 гипотезы:
1 гипотеза: горох, ежевика, капуста. морковь, малина
2 гипотеза:горох, ежевика, капуста. малина, морковь
Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация для ученика становится учебной задачей. Через создание проблемной ситуации и ведение диалога ребята обучаются и целеполаганию.
Конечно, в 1 классе дети ставят цель и выдвигают гипотезы своим детским языком, но правильно, грамотно еще сформулировать не могут. Эти умения формируются в процессе приобретения опыта. Например, на уроке во 2 классе «Чередование согласных в корне слова» учащиеся соотнесли свои действия с известным им алгоритмом нахождения корня слова, на этой основе выявили и зафиксировали причину затруднения и сформулировали гипотезы в иной форме, чем в 1 классе.
Фиксация проблемы:
2 или 3 слова?
корень свет? свеч? све?
Гипотезы:
1. Если слово свечу является родственным, тогда 3 родственных слова и корень "све";
2. Если слово свечу не является родственным, тогда 2 родственных слова в тексте и корень "свет".
Технологию проблемного обучения в основном применяю на этапах актуализации знаний, усвоения новых знаний. Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы, конечно, под руководством учителя. То, что сегодня ученик сделает с помощью своих товарищей, завтра он это сделает самостоятельно.
В самом начале внедрения технологии проблемного обучения, мне было жаль времени, потраченного на исследование. Казалось, что за это время я бы уже давно объяснила материал и сколько бы еще выполнили практических заданий на его закрепление! Но с практикой все лучше понимаешь слова Жан. Жака Руссо
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями».
Именно с затруднениями, так как они мотивируют к познанию, заставляют ученика действовать на уроке, а взрослого человека - в решении жизненных проблем.
Использование деятельностного подхода, включение в учебную деятельность заданий высокого уровня – все это направлено на развитие ребенка. Реализация деятельностного подхода многое меняет в жизни ученика и учителя, но самое главное ребенок становится активным деятельным человеком.