Просмотр содержимого документа
«Решение задач воспитания и социализации личности (презентация)»
Решение задач воспитания и социализации личности и удовлетворение образовательных услуг
Когда людей начнут учить не тому, что
Они должны думать, а тому, как они должны думать, то исчезнут всякие недоразумения
Г.К.Лихтенберг
1.Вступление. О терминах и приоритетах темы.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 –ФЗ дано понятие: «…образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемым в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (ст.2)
ФГОС одной из приоритетных задач определяет духовно- нравственное развитие, воспитание и социализациюобучающихся,подчеркивая, что особое требование к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условия реализации – это обеспечение личностного развития обучающихся.
Главный заказчик образовательных услуг – государство, общество.
Целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Приоритетами в образовательном процессе- здоровье учащихся, процесс воспитания и социализации личности ребенка, создание безопасной и комфортной образовательной среды. Нынешняя реальность объективно требует воспитания и развития у растущего поколения качеств самостоятельного, инициативного человека, способного к выстраиванию позитивных отношений в различных сферах своей жизни. От того, какие ценностные ориентации будут сформированы у детей сегодня, от того, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит в дальнейшем путь развития нашего общества в целом, следовательно, в приоритете современной школы - содействие успешной социализации детей
Социализация(от лат. solialis - общественный) – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в обществе. Когда начинается процесс социализации? –
С рождения ребенка и длится всю жизнь человека. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их.В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
- Что способствует социализации человека?Социализация личности происходит в трех сферах - деятельности, общении и самосознании.
Выделяются функции школьного образования: в сфере общения- раскрытие социальных норм, обогащение содержания и форм общения, регулирующих взаимодействие людей, развитие умений общения; в сфере самосознания- осмысление своей социальной принадлежности, формирование образа собственного "Я" как активного субъекта деятельности, социальных ролей, формирование самооценки и саморегуляции. Все функции реализуются в ходе урока и внеурочной деятельности.
2.Основная часть.
Коллеги, мы призваны решать задачу воспитания социально активной, творческой, способной к саморазвитию личности школьника. Необходимым условием соответствия образовательного процесса современным требованиям, является формирование умений учиться, самостоятельно приобретать знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию. Задумаемся: мы направляем на олимпиаду самых подготовленных детей, но немногие имеют высокий результат. Все подготовлены на высоком уровне, знают формулы, дополнительную изучили литературу. Да, задания действительно сложного уровня предлагаются на всех этапах Всероссийской олимпиады, но одни школьники перешагивают порог трудности, другие -нет.Почему? Долгое время преобладал знаниевый подход, а сегодня развивающая функция обучения от нас, учителей, требует не просто изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные, применить их в новой ситуации.Самостоятельная деятельность является важнейшим условием саморегуляции личности, её творческих возможностей. Она, по мнению психологов, побуждает умственную самостоятельность, дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, свои возможности. Это главное, что унесут с собой в жизнь, наши ученики.
В связи с этим –задача: организация самостоятельной работы, руководство ею. Ответственная и сложная работа учителя на каждом уроке.
Самостоятельная работа в обучении не самоцель. Она необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние обучающегося, необходима для овладения этими знаниями. Самостоятельные работы являются также необходимым условием развития мышления обучающихся, воспитания самостоятельности и познавательной активности обучающихся, привития навыков учебного труда.Как прием обучения она может входить почти во все методы обучения, применяться на различных этапах процесса обучения для достижения тех же целей, что преследуются на работах, выполняемых под руководством преподавателя.Значимыми становятся не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забот сотрудничество; саморазвитие и личный рост учащегося.
Процессы воспитания и социализации учащихся протекают параллельно. Согласно ФГОС, воспитание в образовательной организации необходимо проектировать через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой происходит присвоение (а не просто узнавание) ценностей учащимися. Обогащение внутреннего мира ребенка – важная задача каждого педагога и педагогического коллектива в целом. Процесс воспитания эффективен, если многогранно охватывает и пронизывает все виды деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную.
Задача педагогического коллектива - создать оптимально благоприятные условия организации учебно-воспитательного процесса, направленные на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира.
- Как создать условия для социализации учащихся?Сущность работы учителя заключается в создании условий для социализации учащихся, передаче им социального опыта путем приобщения к историческим знаниям (это возможно на уроках любого учебному предмету), путем привлечения их к анализу ситуаций, основанных на социальном опыте учащихся в соответствии с общечеловеческими ценностями и духовными потребностями нравственной личности. Эта деятельность проводится системно, в неразрывном единстве урочной и внеклассной работы по предмету.
Нам следует осуществлять
1)ориентацию на уровень развития, индивидуальное стимулирование; расширение детского само- (-управления, -организация..), партнерский стиль взаимоотношений между учителем и учащимися, следовательно, в основе субъект-субъектные отношения.
2)опору на личный социальный опыт учащихся, что помогает приблизить изучаемый материал к реальным жизненным ситуациям.
3)а также: постоянное побуждение детей к высказыванию своего личного суждения (обязательно аргументированного), обсуждение вопросов с точки зрения права и в морально-нравственном аспекте, при этом решение не только задач воспитания нравственности и политической культуры, но и способствование расширению словарного запаса, развитию риторических навыков и навыков публичного выступления (желательно перед аудиторией, даже немногочисленной!).
Невозможно не рассмотреть в рамках нашей темы роль ИКТ, сети Интернет, служащей источником социальной информации, необходимой для использования на уроках в целях реализации компетентностного подхода в образовании. Использование ИКТ на уроках позволяет изменить взаимодействие "учитель-ученик": не только передавать школьнику знания, но и развивать у него логику, мышление, превратить его из пассивного слушателя в активного участника, соавтора урока. Информатизация образовательного процесса - реальность нашего дня. Информационные технологии позволяют по- новому использовать на уроках всех учебных дисциплин текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации, помогают работать по- новому, увлекательно.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умений выделять главное, обобщать, делать выводы. Одним из инструментов является программа PowerPoint. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.Большинство педагогов нашего района ее активно применяют на уроках. Очень эффективна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. Презентация позволяет иллюстрировать свой рассказ. При ее подготовке ученик должен провести научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует УУД. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают социальный опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни.
ИКТ – это хорошо. Вместе с тем наше время понуждает задуматься о том, что источник новых знаний следует искать непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов. Одним из таких источников является исследовательская деятельность учащихся. Приобщение школьников к исследовательской деятельности является одним из способов формирования активной жизненной позиции человека.
- Технологии проектных исследований школьников, предполагающих поиск, обработку и подачу ими найденной информации, освоили и применяют на практике 90% учителей.
-Также стимулируют многие педагоги познавательную активность учащихся через творческие задания, работу с документами, виртуальные музейные экскурсии (география, история, литература, физика…- все предметы).Зачастую работы выполняются детьми в форме эссе. В них раскрываются мысли детей.
Стратегией исследовательской деятельности является решение основополагающей задачи образования и воспитания, повышение качества образования - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности,способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.В ходе урочной деятельности учащимся, начиная с начальных классов, и это очень важно, чем раньше, тем лучше, предлагается участие в исследовательской деятельности на элементарном уровне - найти ответ, на конкретный вопрос, исследовав документ, опросив по определенному вопросу своих близких.В 8-9-х классах исследовательская работа активизируется, поднимается на принципиально новый уровень.
Системно-деятельностный подход в обучении, организация исследовательской работы школьников способствуют использованию сильных сторон каждого обучающегося.
Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности индивидуального и группового (разнообразных образовательных маршрутов) проектов. В переводе с латинского проектная технология означает "самостоятельный поиск пути" ("брошенный вперед").Выполнение проектов даёт возможность для создания личностно - развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Активно занимаются подготовкой проектов учителя технологии.
Важно продолжать внедрять парные (ППС, ПСС), групповые формы работы. Работа группы, ее внутренне самоуправление позволяет развивать самооценку учеников.Итак, на каждом уроке, на внеклассных мероприятиях последовательно создаются условия, чтобы каждый ученик почувствовал себя частичкой единого школьного механизма, а впоследствии - гражданином единого российского общества. Данный подход позволяет поддерживать и развивать мотивацию учебной деятельности.Развитие мыслительной деятельности учащихся помогает заложить основы для формирования ключевых компетенций.Мнение, возникающее в группе, является стимулом в развитии познавательного интереса каждого ученика, т.к. коллектив оценивает участие каждого.
Реализация ФГОС, ожидаемый переход школьного образования на стандарты второго поколения означает отказ от традиционной модели формирования системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ и переход к компетентностным основаниям этой системы.
Рассмотрим тему на частных примерах. В целях осуществления социализации на уроках географии детям предлагаются задания творческого характера: в 10 классе – рассчитать процент обеспеченности природными ресурсами каждого жителя Земли, России; в 6 классе – характеристика природно-территориального комплекса своей местности, влияние антропогенного фактора на его развитие; в 8-9 классе в рамках регионального компонента комплексное изучение природы и экономики родного края, плюсы и минусы антропогенного влияния на природу.
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей осуществляется через знакомство с жизнью и деятельностью знаменитых людей. В 7-9 классах на уроках географии дети защищают мини-проекты.Данная форма работы формирует у обучающихся инициативность, способствует выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, оказывает помощь в профессиональном самоопределении.Воспитанию самоконтроля поведения, собственной инициативы и ответственности взрослеющего ребенка способствует выполнение обучающимися 11 классов обязательных лабораторных работ. Выполняя лабораторные работы в виде проектов, дети учатся решать наиболее значимые социальные проблемы.
Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Так, дети с удовольствием участвуют в разработке и осуществлении проектов, направленных на обустройство школьной территории. Они не только изучают состояние пришкольного участка, но и принимают активное участие в его благоустройстве: предлагают дизайнерские идеи, осуществляют их.
Задача учителя-: показать ученикам, что знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры. Об этом уместно говорить на этапе мотивации. Школьники должны знать для чего, зачем они учатся:
- Учимся думать – значит,проводим знакомство с основными операциями логического мышления, формирование навыков их осознанного использования в различных проблемных ситуациях. Учимся работать с текстом – совершенствуем способы осознанного чтения, понимания прочитанного, умения соотносить задачу и рациональный способ чтения. Учимся исследовать – осуществляем освоение способов и приёмов основных процедур исследовательской деятельности, прежде всего – постановки и доказательства гипотез. Учимся работать вместе – осваиваем основные технологии совместного решения проблем, интеллектуального сотрудничества. Учимся удобно учиться – знакомимся с индивидуальными особенностями, рассматриваем рациональные способы самоорганизации в учебной деятельности. Учимся строить планы на будущее – формируем готовность к профессиональному и личностному самоопределению. При работе с учащимися 9 – 11 классов, основой мотивации служит не только успешное завершение учёбы в школе, сдача государственных экзаменов и поступление в ВУЗы, но и умение правильно вступить во взрослую жизнь. Например, при изучении математических наук акцент следует делать не на изучении довольно сложной теории, хотя и без неё не обойтись, а на «очеловечивании» математики, на её практическую направленность. Для учащихся 5 – 7 классов ведущей деятельностью является – игровая, поэтому предоставляются возможности сочетать урочную форму с игровой на закрепление полученных знаний и развитие навыков их применения в различных ситуациях. Благодаря игре ребята получают возможность применить знания и навыки в конкретной деятельности, получить новый опыт общения и поведения. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны, каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям. Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. Знания приобретают вкус и цвет жизни. Проведение уроков в форме учебной деловых игр также способствует формированию социальной компетентности учащихся. Игра завершается этапом рефлексии. На таких занятиях созданы условия для развития у детей социальной культуры, проявления инициативы.
По степени сложности различают следующие типы процесса социализации: • выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания; • восприятие: способность слушать, наблюдать за другими членами группы, воспринимать события и динамику процесса в группе; • открытость: готовность воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими; • сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других; • формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить своё место в группе, высказывать критику адекватно ситуации; последовательность в обучении; умение вести разговор, вести себя соответственно процессу динамики развития группы; Воспитание дисциплины в ходе проектной деятельности формирует умение работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность. Да и ни для кого не секрет, что большинство проектов сами по себе социальны. Уроки можно проводить в форме мастер-класса. При этом в роли учителя выступают ученики, которые с удовольствием делятся знаниями и умениями со своими одноклассниками. Такие уроки развивают самостоятельность, творческую и познавательную активность учащихся. Мастер-классы способствуют развитию коммуникативных навыков, формируют представление о значимости понятий в социальной жизни человека, а также умение определять личностную роль каждого в обществе. Для успешной социализации ученика приемлемы следующие методические средства:
-договор. Ценность договорных тактик обусловлена тем, что они способствуют формированию активности самостоятельности учащихся в процессе обучения;
-диалог. При этом приобретаются навыки делового общения, умение формулировать вопросы, вести дискуссию;обратная связь.
Ученик или учитель определенным образом выражают свою реакцию на поведение других с целью его коррекции. Важно создание ситуаций
- выбора. Под этим подразумевается выбор домашнего задания, выбор конкретной роли при проведении игры, выбор объема и уровня сложности контрольного задания, выбор линии поведения в предлагаемой ситуации
-создание ситуации успеха – намеренное сочетание определенных условий, позволяющих ученику достичь собственной успешности. Учитывая эмоциональный подъем учащегося, учитель мотивирует его дальнейшую деятельность, способствуя проявлению активности.
Итак, современная школа уверенно осуществляет переход на новые образовательные стандарты, которые ставят перед образованием новые цели. Уже в начальной школе ребенка должны научить не только читать, писать, считать. Он должен освоить две группы новых умений. Во-первых, универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: умение решать творческие задачи, умение поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии.
Реализации целей современного образования наравне с ведущей учебной деятельностью способствует введенная в новый стандарт внеурочная деятельность школьников, объединяющая «все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Опираясь на исследования ученых и собственный опыт, мы рассматриваем внеурочную деятельность как особый вид образовательной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочной, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, в процессе которой актуализируются творческие возможности детей, формируется интерес к познанию и исследованию нового, осваиваются способы совместной деятельности.
Внеурочная деятельность (ВД) может стать продолжением работы ребенка на уроке, таким образом, соединяющим фактором становится предметное содержание, на котором разворачивается исследовательская, проектная деятельность. Или формируемые на уроке способы действий отрабатываются на материале внеурочных форм деятельности младшего школьника.
Вторая половина дня используется на реализацию различных организационных форм, отличных от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, олимпиады и др
Важным условием этой деятельности является взаимодействиеВДс урочной.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, разработанным группой сотрудников РАО под руководством академика А.М. Кондакова. Социальная компетентность отражается в характеристиках: - вступать в контакт, устанавливать сотрудничество; - выражать свои мысли, чувства, переживания; - слушать, реагировать на мнение и переживания другого; - ставить цели, планировать действия; - выдвигать альтернативные способы действий; - распределять обязанности; - запрашивать помощь;- разрешать конфликты и межличностные проблемы.
3.Заключение
В заключении необходимо сказать, что социальная компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии и любого возраста. Главным является не предмет, а личность которую мы формируемПроцесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Еще на школьной скамье ребенка нужно научить ориентироваться в быстро меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения. Частью процесса социализации является воспитание и обучение. Именно школа должна помочь состояться молодому человеку. Поэтому успешная социализация учащихся должна быть основной педагогической идеей каждой школы. Успешная реализация этой идеи - создание для ученика условий свободы, творчества, уважения каждого отдельного ученика и совместное взаимодействие с миром, человечеством, с самим собой.
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Яковлева Л. Н., Менькова М. Н. Воспитание и социализация учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по географии и биологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 39. – С. 45–48. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76599.htm.
Список литературы:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методиче-ский конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – С. 8-11. 18 НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ – 2011
Леонтович А.В. К проблеме развития исследований в науке и обра-зовании // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методи-ческий сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 48-63.
Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Ма- лая Академия наук» / Авт.-сост. Г. И. Осипова. – Волгоград, 2007. – С. 70.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении феде-рального государственного образовательного стандарта общего образования».
Савенков А.И. Развитие детской одаренности в условиях образова-ния: автореф. дисс. … д-ра психолог. наук / МГПУ – М., 2002. – 42с
Работая над аспектами социализации личности в школе, изучите работы И. С. Кона, А. В. Мудрика, педагогическую концепцию Р. Штейнера (Вальдорфская школа).