Рекомендации по работе с детьми с девиантным поведением
Рекомендации по работе с детьми с девиантным поведением
Рекомендации помогут понять, как взаимодействовать с обучающимися с девиантным поведением. Агрессивные дети, тревожные, с синдромом СДВГ к каждой категории нужен свой индивидуальный подход, связанный с их особенностями нервной системы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по работе с детьми с девиантным поведением»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Если ребенок агрессивен
1. Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова – это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.
2. Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.
3. В открытую не бороться, т. к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
4. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
5. Обсуждайте поведение только после успокоения, один на один.
6. Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
7. Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. (например: «Имя..., ты расстроился, потому что .... Ты можешь переживать, … и тем не менее, у тебя нет права обижать других. Что нужно сделать, чтобы ты успокоился и при этом ни на кого не нападал?» Предлагайте что–то свое только в дополнение к сказанному.
8. Пусть за что–то отвечает, давайте поручения.
9. Помните, перед сильными людьми, такие дети проявляют раболепияе, со слабыми агрессию. Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него.
10. Нельзя угрожать и шантажировать, т. к. в какой–то момент это перестает действовать, и Вы будете неубедительны и бессильны.
11. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.
12. Свое плохое настроение не разряжать на нем.
Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
Рекомендации по работе с детьми
с нарушением эмоционально-волевой сферы
1. Игнорировать истерические реакции.
2. Предупредить группу не обращать внимания в момент истерики.
3. Хвалить за позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
4. Не стремиться угодить.
5. Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение – это ему и надо (подсознательно).
6. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
7. Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т. к. неутолимая жажда признания.
8. Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний.
9. Требует много льгот для себя.
10. Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание.
12. Позволить проявляться эмоциям бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
13. Усилить систему поощрений и наказаний (наказание – неподвижностью). Такое наказание он запомнит.
14. Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.
15. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
16. Повышать самооценку, уверенность в себе через создание ситуации успеха.
Методики для выявления предпосылок развития девиантного поведения
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел)
Карта наблюдений (Д.Стотта)
Опросники Т.М. Ахенбаха
Опросники Т. М. Ахенбаха для учителей
Диагностика социально-психологической запущенности детей
«Шкала принятия других» (В.Фейя)
«Шкала доброжелательности» (Д.Кэмпбелла)
«Шкала манипулятивного отношения» (Т.Банта)
«Шкала враждебности» (В.Кука - Д.Медлей)
«Шкала доверия» (М.Розенберга)
Шкала поиска острых ощущений, или чего вы хотите от жизни?
Методика для оценки наличия и выраженности иррациональных установок (А.Эллиса)
Модифицированный вариант опросника «Решение трудных ситуаций»
2.Методики для выявления зависимого поведения
Тест RAFFT (Relax, Alone, Friends, Family, Trouble) для быстрой диагностики алкоголизма и наркомании у подростков
Анкета для раннего выявления родителями химической зависимости у подростка (Е.В.Змановская)
Тест на алкоголизм университета штата Мичиган (MAST)
Тест Фагерстрёма на определение степени никотиновой зависимости
Тест на определение работоголизма (Б. Киллинджер)
Тест на интернет-аддикцию (Т. А. Никитина, А. Ю. Егоров)
Скрининг-тест на выявление сексуальной аддикции (П. Карнес)
Методика оценки факторов риска и защиты от наркотиков в образовательном учреждении
3.Методики для оценки характерологических особенностей
Томский опросник ригидности (ТОР) (Г. В. Залевский)
Методика определения акцентуации характера (К.Леонгард -Х.Шмишек)