Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе
Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе
Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия. Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением: самоанализ, осмысление, оценка предпосылок,условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнёрами по общению..Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано прежде всего с рефлексией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Арсеньевского городского округа
Реферат
«Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе»
Учитель начальных классов И. Д. Баранова
Высшая квалификационная категория
2020 г.
Оглавление
Рефлексивная деятельность в начальной школе.
Формирование рефлексии у младших школьников в процессе обучения русскому языку.
Развитие рефлексии у младших школьников в процессе обучения математики.
Развитие рефлексии у младших школьников.
Использованная литература.
Рефлективная деятельность в начальной школе.
Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия. Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением: самоанализ, осмысление, оценка предпосылок ,условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнёрами по общению. .Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано прежде всего с рефлексией.
Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно – ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлективной деятельности .Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.
При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебных рефлексий, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
- духовную ( стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная, интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Таким образом, рефлексия может:
- выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности ( интеллектуальная рефлексия);
- отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
- быть средством самопознания.
Вид рефлексии.
Наш день (урок, мероприятие, игра) подошёл к концу, и я хочу сказать…
Мне больше всего удалось…
А особенно удалось…
Что я получил от этого дня (урока, праздника)?
Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?
Для меня было открытием то, что…
Что, на ваш взгляд, удалось?
Что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Поделимся впечатлениями о нашем уроке (мероприятии).
Зачем нам был нужен этот урок?
Мои достижения на уроке…
Сегодня на уроке я:
- научился…
- было интересно…
- было трудно…
- мои ощущения…
Урок:
- привлёк меня тем…
- показался интересным…
- взволновал…
- заставил задуматься…
- навёл меня на размышления…
Своей работой на уроке я:
- доволен;
- не совсем доволен;
- я не доволен, потому что…
Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
- они мне нравятся больше остальных;
- я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями;
- они легче остальных заданий;
- затрудняюсь ответить.
Рисуем настроение.
Настроение человека прежде всего отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях. Чтобы проверить, как воздействует обучение на состояние ребёнка, целесообразно дать задание по рисованию на тему: «Моё настроение».
1-ый вариант: мокрый лист бумаги и краски. Попросите ребёнка нарисовать своё настроение.
2-ой вариант: на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка.
Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого : определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернуться к своим хозяевам.
После этого обсуждают получившийся рисунок.
Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
- красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;
- синий – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
- зелёный – активность, но в тоже время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;
- жёлтый – спокойный цвет (цвет дня, радости), но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;
- фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
- серый – говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что – то его ограничивает ,огорчает, останавливает;
- коричневый – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.
«Огонёк общения»
Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.
Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко говорит:
- сегодня меня порадовало…
- сегодня меня огорчило…
На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов.
Учитель объясняет детям:
- голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении( кому сегодня хочется сказать спасибо);
- зелёный – самому уступчивому, покладистому;
- фиолетовый - самому скромному с вашей точки зрения.
Формулировки указаний меняются по усмотрению учителя. Посмотрим, у кого самый большой букет получился. Как вы думаете, почему?
«Метод пяти пальцев».
М- (мизинец) - мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б - (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С – (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение, состояние духа?
У – ( указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?
Б – ( большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Формирование рефлексии у младших школьников в процессе обучения русскому языку.
Ведущей тенденцией современного образования является ориентация на психическое и личностное развитие ребёнка. В связи с этим в практику массовой школы внедряются педагогические технологии, реализующие идеи развития младшего школьника в процессе обучения. Активно реализуется образовательная система « Школа 2100», частью которой является обучение русскому языку по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Одним из принципов данной системы провозглашается деятельностный подход к развитию учащихся. Это означает, во – первых, что процесс обучения русскому языку направлен на формирование у младших школьников умения учиться. Во – вторых, овладение школьниками лингвистическими знаниями и умениями осуществляется в форме учебной деятельности, когда они являются субъектами этой деятельности. Предполагается, что при данном подходе к обучению развитие младшего школьника будет характеризоваться появлением у него психических новообразований, в том числе и рефлексии.
Под рефлексией понимается осознание самого себя субъектов учебной деятельности. Под этим прежде всего подразумевается, что сознание младшего школьника направлена на собственную учебную деятельность. Ребёнок осознаёт потребность в такой деятельности и её цель, а также осознаёт учебную задачу в рамках урока русского языка, способ деятельности, направленной на её решение, и обосновывает, почему именно так, а не иначе её осуществляет. Ученик соотносит свой результат с целью деятельности, осмысливает, достиг ли он цели и почему или по каким причинам не смог этого сделать. Далее, осознание себя субъектом учебной деятельности предполагает осознание границы собственного знания и незнания.
Развитие рефлексии у младшего школьника при обучении русскому языку является одним из требований системы обучения Д.Б .Эльконина, - В.В. Давыдова, Л. В. Занкова. Следовательно, перед учителем начальных классов стоит задача так организовать урок русского языка, чтобы стимулировать рефлексию учащегося. Для этого, безусловно, учитель должен осознавать роль рефлексии в развитии младшего школьника, важность её формирования в процессе обучения.
Организация осознания границ и незнания осуществляется не только на этапе постановки учебной задачи, но и на этапе закрепления, на уроке систематизации знаний.
Пример из учебника 2 класса, упр.8. Учащимся уже известно, что безударная гласная в корне – « опасное место», а проверить её можно, если изменить форму слова или подобрать такое слово с таким же корнем. В упражнении предлагается указать слова, в которых можно допустить ошибки, и объяснить, почему сделан этот выбор. Предлагаются слова: язык, языки, язычок, языковед. Орфограммы в них встречаются не только в корне слова, и анализ даст ученикам возможность осознать границу своего знания и незнания ( как проверить орфограмму в корне слова и как проверить орфограмму не в корне слова). Это будет стимулировать развитие рефлексии у учащихся.
Рефлексия формируется при осознании способа действия на этапе решения учебной задачи. Осознание способа действия осуществляется в ходе преобразования конкретной языковой ситуации с целью выяснения закономерностей, характерных для класса идентичных лингвистических задач. Формулировка учащимися способа действия в виде алгоритма позволяет увидеть логику последовательности «шагов», обратить внимание именно на способ действия.
Рефлексия не ставится психическим новообразованием младшего школьника спонтанно, она, как и любое психическое действие развивается сначала в совместной деятельности, а потом становится внутренним действием сознания. Под руководством учителя вместе с другими учениками ребёнок проходит все структурные этапы учебной деятельности, и учитель строит обучение так, чтобы ученик осознал эти этапы. Следовательно, организация обучения в форме сотрудничества играет важную роль в развитии рефлексии.
Ситуация сотрудничества на уроке создаётся, когда ученик не может решить лингвистическую задачу, а учитель готов ему помочь, но только тогда, когда ученик сам запросит недостающую информацию. Это требует от ученика осознания, почему он не может решить задачу, и формулировка вопроса, который позволит ему добыть информацию для правильного решения. Чтобы вступить в сотрудничество с учителем, младшему школьнику нужно выполнить следующие операции:
Выделить в задаче условия;
Проделать анализ имеющихся у него средств и способов действия применительно к условиям задачи;
Зафиксировать несоответствие условий задачи и наличных способов действий;
Указать на это противоречие взрослому;
Определить какие средства (знания, умения, дополнительные условия в задаче) нужны ему для верного решения.
Каждая из операций требует выполнения рефлексии. Ситуацию сотрудничества на уроке можно организовать с помощью предложенных в учебнике Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «проблемных заданий», в том числе с недостающими данными.
Развитие рефлексии на уроке математики.
Развивающая цель: развивать познавательные умения, умения наблюдать, сравнивать, анализировать. Развивать рефлексию и адекватную самооценку собственной деятельности у детей.
Оргмомент. Приветствие. Рефлексия настроения.
1 этап урока (подготовительный). Психологическая игра.
2 этап (основной)
Подведение итогов основного этапа. Рефлексия «Восхождение на пик знания» ( «Лесенка достижений».)
Учитель – Ребята, сегодня урок математики. Мы проведём в виде восхождения на «Пик знаний». У меня перед началом восхождения вот такое настроение (показать изображение солнца). А какое настроение у вас? Покажите. (На столе у каждого ребёнка лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей, тучи).
1 этап урока. Подготовительный.
Релаксационная игра «Дерево».
Цель игры: игра используется для снятия волнения, напряжённости, она придаёт чувство уверенности в себе и своих собственных силах. Технология поведения: детям даётся инструкция: встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль туловища, глаза закройте. Представьте, что вы – дерево. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой берёзкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол – тело, ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветки – руки – свободно колышутся вдоль ствола, листья – пальцы – легко шелестят, слегка задевая друг друга. Крона – голова – чиста и свежа .Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверенны в себе. Вы добры, и спокойны, и успешны. У вас всё получится.
2 этап. Основной.
Посмотрите внимательно на доску. Что скажите? Какое задание вы предлагаете выполнить? На доске развешаны карточки с терминами: - разделите карточки с терминами на 2 группы. Как одним словом назвать 1 группу (+), а 2 группу (-).
- сможете ли вы дать определение темы нашего урока? (Выполнение сложения и вычитания).
- что нам помогает при вычислениях? (таблица сложения).
Выполняются задания: запиши суммы в порядке увеличения их значений: 5+3, 3+3, 6+3, 4+3
Логическое задание:
- расположите круг слева от квадрата, но справа от треугольника.
Подведение итогов основного этапа. Рефлексия «Восхождение на пик Знания».
- Сейчас нам надо оценить 1 этап нашего восхождения на «Пик Знания». (использовать «Лесенка достижений» в виде гор). Восхождение на «Пик Знания».
- Если вы уверенно себя чувствуете, то нарисуйте Х чуть ниже.
- Я нарисовала себя на вершине горы, потому что довольна вашей и своей работой.
3 этап. Заключительный.
Проводится самостоятельная работа по карточкам (запишите суммы в порядке увеличения их значений).
Подведение итогов заключительного этапа. Самоконтроль. Рефлексия Восхождение на «Пик Знания».
Самоанализ урока. Рефлексия настроения.
- Наш урок подошёл к концу. Что вам больше всего удалось? За что вы можете себя похвалить? Что не удалось?
- Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня такое: (показать солнце).
- А какое настроение у вас? Хорошее – солнце; не очень – солнце с тучкой; плохое – тучи.
Актуальность исследования.
В качестве важной задачи возрастной и педагогической психологии является совершенствование учебно – воспитательного процесса. Успешное решение этой сложной психолого- педагогической задачи требует использования учителями психологических знаний о мышлении школьников.
Формирование у учащихся самостоятельного, творческого мышления предлагает учёт результатов психологического исследования конкретных мыслительных действий, в частности, рефлексивного действия. В современной логике и психологии выделено два существенно различных типа мышления: эмпирическое и теоретическое. В соответствии с этим можно выделить и два основных типа рефлексии – формальную и содержательную, соответствующие эмпирическую и теоретическому типу мышления.
В психологических исследованиях Д, Б. Эльконина – В .В.Давыдова установлено, что формирование теоретического мышления и, следовательно, содержательной рефлексии, особенно интенсивно происходит в младшем школьном возрасте, когда дети осуществляют развёрнутую учебную деятельность.
Успешность обучения младшего школьника в значительной мере зависит от того, какой вид рефлексии – содержательный или формальный, применяется ими в процессе усвоения знаний.
В современном российском обществе в целом педагогическом обществе, в частности обострился интерес к вопросам, связанным с общим развитием человека, к детству как значимому и самоценному периоду жизни образовательной среде как фактору, от которого во многом зависит судьба каждого ребёнка и страны, происходит осмысление социальными группами и отдельными гражданами. Собственных специфических интересов в сфере образования.
Всё это находит своё отражение в науке и в педагогической практике. Многочисленные научные концепции, связанные с реализацией развивающего потенциала образовательной среды, востребованы современной школой, которая отвечает на изменения экономической, политической, нравственной ситуации в стране различными инновациями, склонных к нетрадиционным подходам, формам деятельности. В новых условиях на школу объективно ложатся сложные задачи. Среди них – защищать детей от негативных социальных последствий рыночных реформ, сделать школу оплотом социального мира и согласия, удовлетворять растущее многообразие образовательных потребностей и запросов населения и стимулировать их дальнейшее развитие.
Формирование новой образовательной среды строится на принципиально новой основе – многомерного понимания жизни и сопровождается созданием и совершенствованием разнообразных школьных воспитательных систем. Усиливается интерес к наследию А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого.
Сегодня для родителей, детей, педагогов открыта возможность выбора типа образовательного учреждения, конкретных программ и учебников, форм образования.
Реальные процессы гуманизации, вызванные знакомством педагогов с личностно – ориентированным и индивидуально – ориентированным подходами, создают потенциальные возможности для перехода от обучения и воспитания всех к работе с каждым по формированию социально – ценного отношения воспитанника к окружающему миру и к самому себе, по расширению горизонтов реализации его индивидуальных возможностей.
Библиография.
Бунеев Р.Н.,Бунеева Е. В.,Пронина О. В. «Русский язык», комплект учебников для 1 – 4 классов, Москва.
«Образовательная система «Школа 2100», Москва, Баласс 2017.
«Развитие рефлексии у младших школьников», Саранск, 2005.
«Возрастная и педагогическая психология», М. В. Матюхина, Москва , Просвещение, 2000.
«Приёмы педагогической технии», А. Гин, издательство «Вита», Москва, 2001